Для связи в whatsapp +905441085890

Сказка как средство воспитания младших школьников на материале творческого наследия Сухомлинского — Народные традиции в воспитании подрастающего поколения

Педагогическое наследие Сухомлинского (1918-1970) многогранно и многоаспектно. Он занимался различными аспектами воспитания молодого поколения: гражданским, духовно-нравственным, трудовым, эстетическим и физическим в их органическом единстве.

Сухомлинский поставил на первое место в системе школьного воспитания гражданское и научное мировоззрение у школьников. Он считал, что моральные убеждения и чувства формируются прежде всего в деятельности на благо общества.

Проблема преобразования знаний в убеждения является одной из самых сложных в процессе формирования мировоззрения. Убеждения не передаются механически вместе со знаниями, а развиваются на основе активной жизни коллектива и отдельного человека.

Необходимо, чтобы школа и семья открыли перед учениками все источники, питающие сильное чувство любви к родине, от любви к матери, отцу, отечеству (это самые первые инстинкты патриотизма) до готовности идти на жертвы, когда этого требуют интересы родины.

Наконец, моральные нормы должны стать привычками; только тогда они становятся подлинным достижением личности. Поэтому задача школы — обогатить опыт своих учеников в борьбе за нравственные идеалы, создать такую среду, которая бы в полной мере способствовала развитию гражданской, интеллектуальной, творческой активности учащихся.

Моральные принципы и, прежде всего, коллективизм предполагают заботливое отношение к человеку, которое должно проявляться в конкретных делах: самая большая человеческая радость — жить для людей. В.А. Сухомлинский никогда не абсолютизировал добро, не игнорировал его социальную сущность. Необходимо быть добрым к людям, которые заслуживают добра.

Искренняя любовь к детям и истинная педагогическая культура, по мнению Сухомлинского, — понятия неразделимые. Он говорил, что самое главное в его жизни — это любовь к детям.

В своей монографии «Духовный мир школьника», используя большой фактический материал, он проанализировал процесс интеллектуального, нравственного, эстетического становления личности в годы детства, отрочества и ранней юности. На многочисленных примерах он показал психологию мальчиков и девочек разного возраста и разной жизненной судьбы, охарактеризовал особенности развития их восприятия, мышления, чувств, интересов, потребностей, стремлений, волевых процессов, речевой деятельности.

С этим тесно связаны размышления Сухомлинского о мудрой силе детских наставников, об умении ценить детское доверие, щадить детскую беспомощность, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Особый интерес представляют такие суждения В. А. Сухомлинского: не надо идеализировать детей, надо предъявлять к ним четкие, ясные и твердые требования с первых дней обучения в школе.
И.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как мощное средство воспитания. Он считал, что коллектив — это всегда идеологическое объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимости, сотрудничества, взаимопомощи, дисциплины и ответственности каждого за каждого. Обучение в коллективе не исключает индивидуальной работы с учениками, индивидуального подхода к ним. Необходимо создать условия, позволяющие каждому члену команды сохранять свою индивидуальность.

Сказка как средство воспитания младших школьников на материале творческого наследия Сухомлинского - Народные традиции в воспитании подрастающего поколения
Сказка как средство воспитания младших школьников на материале творческого наследия Сухомлинского — Народные традиции в воспитании подрастающего поколения

Народные традиции в воспитании подрастающего поколения

Особенности развития детей школьного возраста, выражающиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, значительном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых, дают основание считать, что период от пяти до шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания с помощью народных традиций.

Таким образом, мы выявили противоречие между необходимостью приобщения школьников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и недостаточной разработкой теоретического обоснования и экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей школьного возраста в классе — с другой. Выявленное противоречие помогло определить проблему исследования: как сделать процесс приобщения детей школьного возраста к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

Изменения, происходящие в современном обществе, напрямую затрагивают всех участников образовательного процесса. В последнее время мы все больше обращаемся к своим корням, к воспитанию и развитию лучших качеств национального характера, приобщая учащихся к национальной культуре и ее традициям.

Школа должна воспитывать в молодом поколении национальное достоинство, которое она сейчас утратила. Только школа, основанная на традициях национальной культуры, способна сформировать в душах подрастающего поколения те качества, которые были присущи всем прежним временам: Доброта, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, набожность и многие другие.

Если рассматривать в качестве целенаправленной организации процесса вхождения ребенка в современное общество познание национальной культуры, развитие его способности достойно жить в нем, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, то становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить достойную жизнь со своими корнями.

Таким образом, основой новой педагогической позиции в образовании является принятие ребенка как личности, признание его индивидуальности, его права проявлять свое «Я» на той стадии развития, которой он достиг в своей жизни.

Исходя из этого, методология работы с детьми меняется и теперь фокусируется на индивидуальном развитии каждого ребенка, с учетом новых технологий в образовании.

Несмотря на многочисленные исследования и понимание общественностью важности народных традиций в образовательном процессе современной начальной школы, на наш взгляд, они мало и неэффективно используются.

Разработка темы использования народных традиций в образовательном процессе в начальной школе предполагает использование работы по следующим направлениям:

  • Организация просветительской работы среди учителей и родителей с целью ознакомления их с культурой и трудовыми традициями разных народов;
  • создание системы программ и пособий на региональном уровне для ознакомления детей младшего школьного возраста с традиционной педагогической культурой и ее использования в организации учебного процесса
  • Всегда учитывать, что система образования любого этноса, при всем ее здоровом консерватизме, претерпевает эволюцию, которая не всегда видна в рамках одного поколения, но может наблюдаться в рамках длительного исторического процесса
  • использование идей традиционной системы образования и национальной педагогики в целом с учетом неоднородного этнического состава населения страны
  • широкое привлечение родителей, средств массовой информации и общественности к работе по этнопедагогике воспитания молодого поколения
  • обеспечение системы работы со взрослыми, и особенно с родителями, по углублению, расширению и систематизации их знаний в области традиционной культуры и, в частности, традиционной образовательной культуры
  • Обязательное включение таких трудовых традиций людей, как раннее приобщение детей к труду; труд взрослых — главный образец для детей; совместная трудовая деятельность людей разного возраста; использование в учебном процессе школ песен, пословиц, загадок, сказок и т.д. Пробуждать и поддерживать интерес к трудовой деятельности; поощрять скромность, усердие, трудолюбие; осуждать безделье и лень.

Воспитание на традициях народной педагогики

Народное искусство как хранитель исторической памяти, как непосредственный носитель самобытной культуры, искусства предшествующих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важным средством воспитания гармонически развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь в них аккумулируются духовные основы и нормы, принятые в обществе. Система народных традиций и обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как обеспечивает механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, праздники, содержащие знания, умения и навыки людей, надежно проверенные временем и историческим отбором, представляют собой объект социальной потребности и актуальности для дополнительного образования.

Воспитательная ценность этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее желание следовать хорошим примерам, установленным нормам и правилам. Необходимо формировать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сути, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.

В народно-педагогической практике мы находим сознательное и бессознательное стремление использовать каждую часть, сферу жизни в воспитательных целях. Традиции живы до тех пор, пока их чтят и берегут.

Младшие школьники, которые в этом возрасте приобретают рефлексию и умение планировать свою деятельность, обучаются не только через беседы и примеры взрослых, но и через различные виды собственной деятельности, которая становится систематической, предметной и целенаправленной. Основными видами деятельности, оказывающими воспитательное воздействие на младших школьников, являются обучение, игра, общение и труд.

Преподавание является эффективным средством воспитания, поскольку оно предполагает общение и взаимодействие ребенка с учителем и сверстниками, чьи личности оказывают влияние на личность ученика. Следовательно, учебная деятельность — это не только обучение, но и воспитание. В процессе обучения не только приобретаются знания, умения и навыки, но и происходит формирование и закрепление определенных качеств личности, склонностей, способностей, интересов, потребностей, черт характера.

В начальный период обучения основное содержание педагогической работы связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познавательного интереса, желания познать истину, стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию.

Фундамент этих качеств закладывается еще до школы на основе природного любопытства детей, которое необходимо всячески поддерживать и развивать. Необходимо дать подробные, доступные и честные ответы на интересующие ребенка вопросы и научить его самостоятельно находить ответы. В младшем школьном возрасте мотивация к обучению образует единство двух основных потребностей: потребности в знаниях и потребности в достижениях. Студенты осознают жизненную важность этих потребностей и динамику их функционирования. В частности, они начинают различать способности и усилия и понимают, что их успех в большей степени зависит от усилий.

Собственные успехи школьников в первую очередь оценивает учитель, и именно от его мнения зависит осознание младшими школьниками своих личностных качеств. Учащиеся 3-4 классов способны различать, когда оценки заслужены, а когда они не соответствуют реальным успехам. Например, было установлено, что чем легче задание, за которое ученика похвалил учитель, тем больше вероятность того, что ученик будет считать, что учитель невысокого мнения о его способностях. И наоборот, чем сложнее задание, невыполнение которого вызывает нарекания учителя, тем больше вероятность того, что ученик придет к выводу, что учитель ценит его способности. Другими словами, ученик понимает, что недостаток способностей может быть компенсирован усилиями, и что нет необходимости прилагать особые усилия при наличии высокого уровня способностей.

Эстетическое и умственное воспитание

Термин «интеллект» часто используется как синоним термина «мыслительные способности». Иметь интеллект — быть интеллигентным — значит быть способным. Одной из важных основ способностей является овладение знаниями.

В восприятии башкирского народа понятие «способности» считается одним из неотъемлемых качеств человеческой личности, о чем свидетельствует многозначность этого слова.

На ранних этапах развития нации приоритет физического развития неоспорим, отсюда и требование, чтобы герои эпосов и сказок в любом случае обладали огромной физической силой.

В дальнейшем требования к развитию одаренности пошли по другим направлениям. Вместо грубой физической силы на первое место выходили умственные способности: «Сильный человек может победить одного, а умный — десятерых».

Постепенно повышалась роль знаний в жизни людей: «Человек без звания слеп», «Знание дороже богатства», «Знающий человек не пропадет». Люди, стремящиеся к знаниям и обучению, всегда пользовались уважением: «Не золото богатство, а знание», «Не расти долго, а развивай свой ум», «Кто знает, тот спасен от тысячи печалей».

Главным средством умственного воспитания являются загадки. Они развивают сообразительность, память, логику, способность угадывать и сообразительность. Содержание загадок всегда отражает жизнь человека, явления действительности. Они помогают ребенку увидеть мир в его многочисленных взаимосвязях. Отгадывание также влияет на развитие языка у детей. Кроме того, отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, умение делать выводы, умение четко выделять наиболее характерные признаки предмета явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

По мнению профессора Баймурзиной В.И., помимо загадок, к средствам духовного воспитания относятся народные логопедические средства (словесные игры, говорение на «тайном языке», определение слова по рифме), а также дразнилки, игры с элементами театрализации, подвижные игры, которые подчиняются определенным правилам.

Педагогическая эффективность указанных средств определяется их комплексным применением.

По мнению профессора В. И. Баймурзиной, существенным элементом духовного воспитания является следование определенным принципам, выработанным веками. Это принципы последовательности, осуществимости, своевременности, ясности, личного опыта и доступности.

У людей есть своя система приобщения молодого поколения к прекрасному. Его характерной особенностью была тесная связь эстетического воспитания с трудовой деятельностью.

Одной из целей образования считалось вдохновить молодое поколение красотой. Последнее было тесно связано не только с рабочим классом, но и с духовным, моральным и физическим воспитанием.

Материальная и духовная культура чувашей, например, формировалась на основе болгарской культуры. Она отражена во всех элементах эстетических традиций чувашского народа — в песнях, вышивке, одежде, в молодежных праздниках, обычаях и обрядах.

Техника вышивки стабильна и передается из поколения в поколение. Исследования В. Каховского показывают, что в некоторых элементах узоров чувашской вышивки сохранились признаки болгарского рунического письма. Древняя чувашская женская рубаха, самая архаичная, возникла среди волжских булгар — этнографы находят большое сходство между чувашской женской одеждой и одеждой дунайских булгар. Некоторые узоры женских рубах нижних чувашей, вышитые по подолу и выполненные разноцветными шерстяными нитками, имеют почти полное сходство с женской рубахой данубулгар. Общие элементы в вышивке, народном искусстве, эстетических традициях дунайских булгар и чувашей были отмечены и болгарскими этнографами.

Эстетические традиции народа очень богаты и разнообразны. Чувашские представления о красоте, их идеал красоты широки, глубоки и разнообразны.

Производные слова и словосочетания, относящиеся к эстетическим традициям, еще больше углубляют представления о красоте и раскрывают их культурные связи и сходство с соседними народами.

В воспитании чувашской молодежи большое значение имели эстетические традиции марийцев, мордвы, татар и особенно русских.

Педагогический опыт учителей по использованию народных традиций 

Для работы в начальной школе мы выбрали значения, которые соответствуют сферам интересов и перцептивным способностям детей младшего школьного возраста. В афористической форме они сформулированы в пословицах и поговорках, изречениях классиков отечественной культуры следующим образом.

Отношение к обучению — «Обучение — это свет, а необучение — тьма»;

Отношение к работе — «Человек славится своей работой»;

Отношение к семье — «Нет необходимости в сокровищах, если в семье все хорошо»;

Отношение к защите Отечества — «Наше Отечество — колыбель героев».

Одним из видов посильной работы для детей в этом возрасте является работа по обучению. Многие учителя помнят, что раньше существовала оценка «за прилежание». Преподавание требует таких важных качеств, как терпение, послушание учителю в выполнении его требований, настойчивость в преодолении трудностей. Деятельность по обучению формирует характер ребенка. Многие дети сегодня приходят в школу без необходимого отношения к учебе, ежедневному труду, уважения к учителю. Ценность обучения всегда должна обсуждаться и подчеркиваться в общении с детьми. Это тем более важно, что стиль обучения формируется в школьном возрасте, а современный человек должен быть готов учиться всю жизнь.

С древних времен пословицы и поговорки существуют бок о бок с другими произведениями народного творчества, такими как сказки, анекдоты, легенды, притчи, саги, героические и лирические песни, обрядовая поэзия.

Таким образом, в процессе знакомства с фольклором дети учатся понимать этимологию слов и выражений, подбирать пословицы и поговорки, близкие и противоположные по смыслу.

Из всего многообразия народных пословиц и поговорок мы отобрали те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно, обогащать их язык. В рамках трудовой деятельности в соответствующих условиях дети учатся понимать смысл пословиц, четко формулировать свои мысли. Вот пример такой ситуации. Дети играют, рассматривают книги, а два мальчика, не находя себе занятия, сидят на ковре. Мы говорим: «От скуки возьмись за дело» и даем задание. Дети охотно выполняют задание. А после завершения работы мы хвалим их и спрашиваем, почему они так говорят. Таким образом, мы помогаем им понять пословицу и результат их работы.

Практика показывает, что для общего развития детей особое значение имеют народные игры — забавы. Народные игры являются традиционным средством воспитания — они являются неотъемлемой частью воспитания ребенка. Они формируют сильное, восторженное и уважительное отношение к родной культуре и культуре других народов.

Все народные игры лаконичны по содержанию, выразительны и доступны ребенку. Дети отражают весь свой жизненный опыт и приключения в условно — игровой форме и тем самым способствуют конкретному переводу в картину.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а зачины, диалоги, возникающие в некоторых играх, непосредственно характеризуют восприятие и их действия, которые необходимо умело подчеркнуть в рисунке, требующем от детей активной, умственной деятельности.

Таким образом, применение этно-педагогики в образовательном процессе младших школьников осуществляется через ряд различных средств и форм воздействия на них. Педагогический опыт учителей об использовании народных традиций в образовательном процессе учащихся начальной школы.

Одним из первых педагогов, обративших внимание на ценные аспекты народного воспитания, был Я.А. Коменский. Он основал и теоретически разработал традиционное образование «богемских братьев», славянских народов Чехии, Польши, Украины и Беларуси. Коменский собирал устное народное творчество и использовал его в своих учебниках и пособиях. Он составил сборник пословиц и поговорок чешского народа, где собрал всю ценную педагогическую мудрость.

Коменский широко изучал жизнь народа, писал его историю и занимался географией.

Великий педагог-гуманист старался, чтобы учителя народных детей были действительно народными. Его первым и самым важным требованием к ним было изучение и любовь к родному языку, устной национальной литературе. Национальный педагог, утверждал Коменский, должен быть патриотом своего родного языка, своей родной культуры.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Содержание дошкольного образования: принципы построения
  2. Технократическая педагогика
  3. Технология блочно-модульного обучения
  4. Средства и методы воспитания дисциплинированности детей дошкольного возраста
  5. Семейная педагогика
  6. Проектирование программ дополнительного образования для дошкольников
  7. Компьютерные игры дошкольников
  8. Мировоззренческо-методологическая парадигма образования xxi века
  9. Особенности познавательного развития детей старшего возраста дидактическими играми
  10. Основные категории педагогики