Для связи в whatsapp +905441085890

Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры сказок — Определение понятие «сказочная терапия». Типология сказок

Есть еще много людей, для которых термин «сказочная терапия» вызывает ухмылку и отвергает ее как «детский» метод. Но после знакомства со сказочной терапией, они передумали. Сказочная терапия является старейшим методом практической психологии в человеческой цивилизации и одним из самых молодых в современной научной практике.

Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к 18 веку. Речь идет не только о сборнике народных сказок братьев Гримм, но и о попытках интерпретации их содержания (И. И. Винкельманн, И. Г. Хаманн, Й. Г. Гердер, К. Ф. Мориц и др.). Сказку как отражение глубинной человеческой психики изучали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхайн, Юнг и др. Это направление было разработано российскими педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. «Комплексная сказочная терапия» получила окончательную форму в виде психолого-педагогической технологии в работе доктора психологических наук, ректора Института сказочной терапии Т.Д. Зинкевич-Эвстигнеевой.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры сказок - Определение понятие "сказочная терапия". Типология сказок

Определение понятие «сказочная терапия». Типология сказок

Сказочная терапия — активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту говорить на одном языке, обеспечивая общую систему символов». Иногда можно многое понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка».

В источниках информации термин «повествовательная терапия» используется в различных контекстах, поскольку повествовательная терапия используется в образовании, развитии, тренировочном воздействии и как инструмент психотерапии.

Существуют различные определения термина «повествовательная терапия» в зависимости от области, в которой он используется.

Сказительская терапия как инструмент передачи переживаний «из уст в уста». Это способ воспитывать в ребенке особое отношение к миру, которое принимается данным обществом. Сказочная терапия — это способ научить человека (чаще всего ребенка) необходимым нравственным нормам и правилам. Эта информация заложена в народные сказки и легенды, побочные истории, притчи. Это старейший способ социализации и передачи опыта.

Сказительство как инструмент развития. Слушая, придумывая и обсуждая сказку, ребенок развивает воображение и творчество, необходимые для эффективного существования. Он изучает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказочная терапия как сказка. Слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. Этот процесс особенно поражает детей; многие дети просят читать одну и ту же историю снова и снова.

Сказочная терапия как психотерапия. Работа со сказкой напрямую направлена на лечение и помощь клиенту. Терапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, изобретая, заново реагируя, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Широко известна типология сказок Т.Д. Зинкевича-Эвстигнеевой, включающая в себя художественную (народную и авторскую), психотерапевтическую, психокоррекционную, дидактическую и медитативную.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Эвстигнеевой сказочная терапия — это не просто отрасль психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

В этом контексте она делает четыре этапа в развитии сказочной терапии (в историческом контексте):

Этап 1 — устный фольклор;

Этап 2 — сбор и исследование сказок и мифов (C.G. Jung, M.-L. von Franz, B. Bettelheim, V. Propp и т.д.).

3 этап — психотехнический (использование сказки как повода для психодиагностики, коррекции и развития личности);

4 этап — интегративный, связанный «с формированием концепции комплексной сказочной терапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказочной терапии как естественной, органической образовательной системы человеческого восприятия, апробированной многими поколениями наших предков».

Как справедливо утверждает сама Т.Д. Зинкевич-Эвстигнеева, сказки имеют дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и даже медитативный аспекты.

Сказочная терапия — это молодое, современное и перспективное направление практической психологии, которое с помощью метафорических ресурсов сказок позволяет людям развить уверенность в себе, стать собой и выстроить особые отношения доверия и близости с окружающими.

Функции психотерапевтических сказок

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (корректирующую) и прогностическую.

Диагностическая история подразумевает выявление ранее существовавших жизненных сценариев и поведенческих стратегий ребенка. В этом случае ребенку даются соответствующие инструкции: «Придумай сказку о пятилетнем мальчике», «Придумай любую сказку». Затем психолог анализирует сказку. Таким образом, могут быть раскрыты основные жизненные сценарии или стереотипы поведения ребенка, ставшие привычными в его реакциях. Диагностическая сказка может также помочь раскрыть отношение или состояние ребенка, о котором он не хочет или не может говорить вслух. Например, чтобы проверить отношение дошкольника к разводу родителей.

Лечебная сказка — это сказка, благодаря которой действительно происходят положительные изменения в состоянии ребенка и его поведении.

Корректирующие сказки используются для того, чтобы помочь ребенку увидеть и распознать собственные старые, возможно разрушительные, психические и оздоровительные действия, а также самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие для ребенка в данный момент времени и гармонично вписывающиеся в его развитие.

При диагностике возможного развития событий можно говорить о прогностической функции диагностических сказок. Подобно матрёшке в матрёшке, эти сказки раскрывают сущность и специфику будущего сценария жизни человека.

Итак, функции терапевтических сказок:

Сказка заполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее универсальной информацией.

Сказка позволяет актуализировать подавленные моменты личной истории клиента.

Сказка позволяет клиенту выработать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень сознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

Сказка раскрывает внутренний конфликт клиента и дает ему возможность поразмышлять над ним.

Сказка является символическим «буфером» между клиентом и повествователем. Это сглаживает сопротивление клиента и направляет энергию на отражение.

Сказка служит альтернативным понятием для восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.

Сказка формирует веру в положительное решение проблемы (хотя, чтобы это увидеть, нужно часто отходить от стереотипов повседневного сознания).

Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре человечества. Вся мудрость и опыт того или иного человека обычно собирался в его действиях, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксацию проблемы, но и ее решение.

Диагностические возможности сказки

Сказительство дает редкую возможность приблизиться к жизни отдельной души. Это верно во всех случаях, но докопаться до сути этого значения практически очень сложно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знаний.

Основные методы психодиагностики с помощью сказки, используемые в работе психолога:

1. рассказывать сказку и наблюдать за его реакциями. Для этого нужно погрузить клиента в сказку, поместить его в состояние, похожее на легкий транс. Это достигается многочисленными повторениями, скандированием и ровным голосом, использованием красочных оборотов фразы, замысловатыми симуляторами и окончаниями, NLP-технологиями.

Психолог должен наблюдать, как клиент реагирует на определенные действия персонажей, чтобы выявить ценности и страхи; следить за позами, движениями и мимикой ребенка. Кроме выражений клиента, необходимо интерпретировать невербальные сигналы для идентификации наиболее важных частей.

Необходимо обращать внимание на шутки и смех, беспокойство, моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания, комментарии по ходу сюжета. Следует отметить, с каким из персонажей сказки идентифицировался человек, нетрудно догадаться по личным реакциям, то есть по проявленным эмоциям.

2. мы просим их рассказать их любимую сказку или историю, или ту, которую они помнят больше всего. В этом случае мы предполагаем, что сказки, прочно укоренившиеся в душе человека, являются плодами родительских наставлений и лежат в основе жизненных сценариев.

Обычно любимая сказка представляет собой сильно упрощенный жизненный сценарий, и, определив, с кем из героев — с героем или с неудачником — клиент определится, можно установить его «программу» на всю взрослую жизнь.

Работая с клиентом, психолог начинает с необходимости искать именно этот мир или волшебную сказку, которой следует клиент. И чем ближе мы к нему подберемся, тем лучше для клиента. Однако, когда взрослый человек обращается к психотерапевту, его жизненный сценарий довольно сложно изменить. Соответственно, желательно начинать диагностическую и коррекционную работу как можно раньше (когда ребенок еще ребенок) — когда ребенок только усвоил мифы и сказки, сделав «первые шаги в них». Кроме того, работать с ребенком психологу также легче, поскольку его психологические защитные механизмы не «закалены», а выражение чувств и эмоций не так сильно ограничено «родительским контролем», поэтому проекция более пропорциональна и, следовательно, менее искажена. Тем не менее, использование сказок во взрослой психотерапии не теряет своей эффективности, но, соответственно, претерпевает некоторые изменения по сравнению с детской сказочной терапией.

Мысль о том, что человеческая жизнь иногда следует закономерностям, которые мы находим в мифах, легендах и сказках, основана на идеях Юнга и Фрейда. Трансакционные аналитики (Берн, Е. и др.) не проповедуют идею о том, что замыслы человеческой жизни строятся в манере мифов или сказок. Они видят, что зачастую решения в детстве, а не сознательное планирование во взрослой жизни, определяют судьбу человека. Что бы люди ни думали или ни говорили о своей жизни, они часто чувствуют, что какое-то сильное побуждение заставляет их куда-то идти, очень часто совсем не в соответствии с тем, что написано в их автобиографиях или рабочих тетрадях. Эти противоречия существуют с самого начала существования человеческого рода.

3. мы просим клиента изобрести и рассказать историю, сказку. Именно такая работа со сказкой дает богатейший материал для диагностики.

Здесь психолог должен не только проследить реакцию клиента, но и сделать полный анализ продукта творения — сказки, которую условно можно назвать произведением искусства, автор которого не совмещает образы наобум, как во сне, так и во время бессмысленной мечты. Напротив, повествование следует внутренней логике развитых образов, а внутренняя логика обусловлена той связью, которую произведение устанавливает между своим миром и миром внимания.

Этот метод диагностики, как и другие, основан на принципе проекции.

Необходимыми условиями для эффективного проецирования являются:

  • Установление взаимопонимания, доверия, открытости; постоянное общение с внутренним пространством клиента;
  • Средства «переноса» персонажа на экран (магия сказки, фантазия, отсутствие ограничений, двусмысленность инструкций и т.д.).
  • Минимизация эффекта психологических гарантий;
  • Само семантическое пространство (человеческий опыт).

Проектирование может быть искажено по нескольким причинам. Во-первых, есть рамки и шаблоны мышления и ощущения, из которых необходимо «вытащить» человека, т.е. избавиться от ограничений, и в этом может помочь детский психолог. Во-вторых, в полученной проекции, в связи с индивидуальными особенностями опыта, могут происходить процессы замещения, переноса, слияния и т.д.

Сказка как инструмент психологической коррекции

Работа терапевта со сказкой включает в себя несколько уровней одновременно. Во-первых, в сказке клиент раскрывает свои архетипы и социальные установки; они ярко изображаются и могут существенно повлиять на сюжет; во-вторых, в сюжете рассказывается об опыте раннего детства, в сюжете прослеживается генезис личности клиента; в-третьих, клиент наполняет сюжет своим актуальным содержанием. Можно посмотреть, через что проходит клиент в данный момент, каковы его основные переживания. А затем психотерапевт-сказитель решает, на каких слоях сфокусироваться во время сеанса, в зависимости от того, что является наиболее полезным для клиента на данный момент.

Рассказчик может по-разному подсказать клиенту, как именно работать со сюжетом. Самые распространенные способы:

  1. обсуждение уже существующей истории;
  2. клиент пишет сказку самостоятельно, так называемую сказку клиента;
  3. постановка, инсценировка уже написанной сказки (это может быть драматический или кукольный театр);
  4. художественно-терапевтическая работа по мотивам сказки и т.д.

Почему сказка оказывает такое сильное психотерапевтическое воздействие? В сказочной истории кодируется большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживают все. Часто мы попадаем в ловушку их проблем и не можем выйти за их пределы, чтобы понять ситуацию с другой, более общей точки зрения. Сказка, благодаря своей многовековой мудрости, проникает глубоко в подсознание человека и активизирует потенциальные части нашей личности, которые помогают нам найти свой собственный выход из проблемных состояний.

Сказочная среда (расплывчатость расположения сюжета, имена персонажей, коллективность образов), с одной стороны, уводит от конкретной, тупиковой проблемы на данном этапе, с другой стороны, дает возможность отождествить себя с персонажами сказки, тем самым увеличивая потенциал человека, помогает преодолеть то, что на данном этапе тормозит его развитие.

Более того, сказочная история — это путеводитель для ребенка по «взрослой» жизни с ее порой строгими нравственными законами; сказочные события становятся первой «школой жизни», а поступки героев — эталоном добра и зла. Таким образом, сказочная терапия основывается на трех принципах — осмысленности, множественности и взаимодействии с реальностью.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Динамика психологических процессов
  2. Проблемы воспитания в школе
  3. Защитный механизм: проекция
  4. Музыкальная психология
  5. Феноменология, примеры использования
  6. Педагогические условия организации экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
  7. Независимые выборки в психологии
  8. Взаимосвязь обучения и психических процессов
  9. Медиапсихология
  10. Педагогика дополнительного образования