Для связи в whatsapp +905441085890

Скептицизм — Пиррон и его школа

Скептицизм (от греч. skeptikos — испытывающий, исследующий) — это философское направление, которое пропагандирует сомнение как принцип мышления, особенно сомнение в достоверности истины. Умеренный скептицизм ограничивается знанием фактов и демонстрирует нежелание принимать все гипотезы и теории. В общем смысле, скептицизм — это психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-то, которое заставляет человека не делать категоричных суждений.

Античный скептицизм, как реакция на метафизический догматизм более ранних философских школ, представлен прежде всего Пирроном, затем Средней и Новой академиями (Арцизилай, Карнеад) и так называемым поздним скептицизмом (Энеазид, Секст Эмпирик и другие)[1].

Античный скептицизм в своем развитии прошел через множество изменений и фаз. Сначала она носила практический характер, то есть выступала не только как самая верная, но и как самая полезная и выгодная жизненная позиция, а затем сменилась теоретической доктриной; сначала она ставила под сомнение возможность всякого знания, затем критиковала знание, но только то, которое было добыто предшествующей философией. В античном скептицизме можно выделить три периода:

1) Более древний пирронизм, разработанный самим Пирроном (ок. 360-270 гг. до н.э.) и его учеником Тимоном Флиунтским, относится к III в. до н.э. В это время скептицизм носил чисто практический характер: его ядром была этика, а диалектика была лишь внешней оболочкой; во многом это было учение, сходное с первоначальным стоицизмом и эпикурейством.

2) Академизм. На самом деле, скептическая тенденция преобладала в академии в период, когда несколько учеников Пиррона бросили учебу; это было в третьем и втором веках до н.э. «в средней академии», наиболее выдающимися представителями которой были Аркесилай (315-240) и Карнеад (214-129 до н.э.).

3) Младший пирронизм нашел своих приверженцев, когда скептицизм покинул стены Академии. Если изучить работы представителей Академии более позднего периода, то можно увидеть, что они систематизировали скептические рассуждения. Первоначальная этическая позиция стала вторичной, и на первый план вышла эпистемологическая критика. Главными выразителями этого периода были Энесидем и Агриппа. В этот последний период скептицизм нашел много приверженцев среди врачей «эмпирической» школы, включая Секста Эмпирика.

А.Ф. Лосев называет самый ранний этап скептицизма, возглавляемый Пирроном, интуитивно-релятивистским. Впоследствии в академии Платона развился скептицизм. Первое скептическое учение мы находим у главы Средней академии Аркселиуса. А.Ф. Лосев называет этот курс интуиционистским и вероятностным. Последний курс был развит Карнеадом, главой Новой Академии. Этот период называется рефлексивным вероятностным. Этот академический скептицизм постепенно ослабел и превратился в эклектизм, известный по Филону Ларисскому и Антиоху Аскалонскому (II-I век до н.э.), которые возглавляли так называемые Четвертую и Пятую академии. Более твердой и последовательной позиции скептицизма придерживается дальний последователь и новатор пирронизма, скептик I века до н.э. Энесидем, чей скептицизм называют систематическим или рефлексивно-релятивистским.

За ним последовал логико-релятивистский скептицизм Агриппы и Менодота (I век н.э.), а завершение античного скептицизма или абсолютного скептицизма, граничащего с нигилизмом, хотя и далеко не сводимого к нему, формирует скептицизм Секста Эмпирика и Сатурнина (II-III век н.э.).

Скептицизм - Пиррон и его школа

Пиррон и его школа

Пиррон из Аэлиды (ок. 360 г. до н. э. — 280 г. до н. э.) — древнегреческий философ из Аэлиды. Пиррон, основатель античного скептицизма, считался философом, который стремился к счастью.

Он был основателем древней школы скептицизма. Он считал, что в действительности нет ничего ни прекрасного, ни безобразного, ни справедливого, ни несправедливого, ибо все само по себе равноценно (adiaphoron — безразличный), и поэтому оно не более одно, чем другое. Все неравное, различное — это (произвольные) человеческие институты и обычаи. Вещи недоступны нашему познанию; на этом основан метод суждения. Как метод практического и нравственного идеала, «невозмутимость», «спокойствие» (атараксия) происходит от него.

Учение Пиррона называется пирронизмом. Это имя отождествляется по значению со скептицизмом. Скептики сомневались во всем, опровергали догмы других школ, но сами ничего не утверждали. Скептики отрицали истинность всех знаний и отвергали все доказательства.

Скептики делают вывод, что сами органы чувств не несут истины. Чувства не могут судить о самих себе, и поэтому они не могут определить, являются ли они истинными или ложными. То есть, мы можем утверждать, что тот или иной объект красный или зеленый, сладкий или горький, но мы не знаем, что это на самом деле. Он является лишь тем, чем он является для нас. Согласно Пирону, любое утверждение, которое мы делаем о любом объекте, может быть с равным правом и с равной силой противопоставлено утверждению противоположному.

Исходя из невозможности какого-либо утверждения о предмете, Пиррон делает вывод, что единственный правильный способ отношения философа к вещам — это воздерживаться от суждений о них. Когда мы воздерживаемся от всякого суждения о вещах, мы достигаем невозмутимости (атараксии), которая является высшей степенью счастья, доступной философу.

Приводятся примеры из его личной жизни, чтобы проиллюстрировать спокойное самообладание, необходимое для правильного скептицизма. Пиррон, который был со своими учениками на корабле во время шторма, привел им в пример свинью, спокойно поедающую свой обед в то время, когда все пассажиры были необычайно встревожены и боялись беды. Это та самая невозмутимость, которая, по его мнению, подобает истинному мудрецу[3] …

Не менее важной, а возможно, даже более важной, была этическая сфера скептицизма Пиррона. Хотя сам Пиррон ничего не написал, сохранилось достаточно материалов как о его скептицизме в целом, так и об этической части его философии. Здесь важен ряд терминов, которые с легкой руки Пиррона стали общепринятыми в последующей философии.

Это термин «эпоха», который означает «воздержание» от всякого осуждения. Поскольку мы ничего не знаем, сказал Пиррон, мы должны воздерживаться от любых суждений. Для всех нас, сказал Пиррон, все «безразлично», «адиафорон», еще один популярный термин, и не только среди скептиков. В результате воздержания от всякого осуждения мы должны вести себя так, как обычно ведут себя все остальные, в соответствии с обычаями и порядками нашей страны.

Поэтому Пиррон использует здесь еще два термина, которые могут поразить только того, кто впервые изучает античную философию и желает проникнуть в суть античного скептицизма. Это термины атараксия, «невозмутимость», и апатея, «бесчувственность», «безразличие». Этот последний термин некоторые переводят как «отсутствие страданий». Таково должно быть внутреннее состояние мудреца, который отказался от разумного объяснения реальности и разумного отношения к ней.

Скептицизм Платоновской Академии

Как правило, преемники Платона (академики) делятся на Старую, Среднюю и Новую академии. (Некоторые дополнительно принимают 4-ю и даже 5-ю академию).

Против стоического и эпикурейского догматизма сначала выступила Новая Академия, которая была продолжением Академии Платона. Самыми важными фигурами были Аркесилай и Карнеад.

Основание Средней Академии приписывается Аркселаю, а Новая Академия представляла взгляды Карнеада. Однако и то, и другое имеет отношение к скептицизму, и сами скептики затруднялись указать разницу между своей точкой зрения и академической. Представители скептицизма уже причисляли к скептикам и философов, но все еще различали академиков и чистых скептиков.

Во время господства Средней и Новой академий чистый пирронизм уже замалчивался, причем надолго, почти на полтора века. Но в I веке до н.э., когда академический скептицизм уже изжил себя и соприкоснулся с догматическими системами, которые сам же критиковал, и особенно с системой стоицизма, пирронизм появляется вновь, но теперь уже не в такой голой и наивной форме, как у Энеасидема и других скептиков I века, а как достаточно развитая система, завершенная во II-III веке н.э. Пирронизм I века н.э. — это система пирронизма. Секст Эмпирик.

Аркселай (315-240 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, глава второй (средней) академии. Он представлял собой иной тип личности, чем почтенный Пиррон и язвительный Тимон; он был скептиком, мирским человеком, и как таковая грация должна была быть доминирующей чертой его мышления. Аркесилай был человеком, умеющим упорядочить свою жизнь, любителем прекрасного, искусства и поэзии, отличался независимым и рыцарским характером.

Он придал школе скептическое направление и проповедовал «воздержание от суждений» (Epoche); только вероятное, по его мнению, находилось в сфере достижимого и достаточного для жизни.

Будучи студентом и слушая перипатетика Теофраста и академика Крантора, он под влиянием философии Пиррона выработал особое скептическое мировоззрение, противоречащее стоической доктрине и заключающееся в идее, что (в мире) нет окончательного критерия для определения истины и что любое положение может быть оспорено аргументами, которые даже кажутся вероятными; Следовательно, достижение абсолютно истинного недоступно человеческому сознанию, и поэтому необходимо ограничиться только вероятным, что, согласно учению Аркселиуса, вполне достаточно для нашей практической деятельности.

При Архезилае наступил новый этап в развитии школы. Он использовал иронический метод Сократа и Платона в новом скептическом духе для массированной и неослабевающей атаки на стоиков. Из двух вариантов: либо стоический мудрец должен согласиться с тем, что он обладает только мнениями, либо, если допустить, что только мудрец знает истину, он должен быть «акаталептиком», то есть не обладающим проницательностью, а значит, скептиком. Если Стоик рекомендовал «останавливаться в суждении» только в случаях отсутствия очевидности, то Арцилай обобщает: «Ничто не обладает абсолютной очевидностью».

Термин «эпоха», скорее всего, был открыт Арксилаем, а не Пирроном, как раз в разгар антистоической полемики. Пиррон, однако, уже говорил об «адоксии», то есть неучастии в суде. Очевидно, что стоики должны были живо отреагировать на попытку Аркселая радикально поколебать понятие «согласия», без которого невозможно ни решение экзистенциальных проблем, ни действие. Аркселай ответил аргументом «эвлогин» — благоразумие. — Неверно, что воздержание от суждений делает невозможным моральное действие. Действительно, даже стоики, объясняя общие действия, говорили о «долге» как о имеющем свою собственную основу.

Философские взгляды Карнеада

Арксилаю приписывают «эзотерический догматизм» наряду с «экзотерическим скептицизмом», что означает, что он был скептиком для публики, но догматиком для студентов и приближенных в академии. Однако наши источники позволяют нам только строить догадки.

Таким образом, для Арцисила, не признающего никаких разумных доказательств, критерием истины является только практическая целесообразность, которая либо указывает на успех предприятия, либо нет. Другими словами, вместо пирроновской чистой и безусловной относительности Аркселий все же рекомендует (и в этом остается его платоновская черта) сортировать чувственный флюид и выбирать из него то, что создает успех для человека. Именно этот жизненно-практический успех, который никогда не обладает полной достоверностью, является для него критерием истины. Поэтому мы бы назвали скептицизм Аркесилиуса практически вероятностным, утилитарно вероятностным или прямо, интуитивно заданной вероятностью.

Здесь, конечно, сохраняется нечто от платоновской доктрины разума. Однако здесь она сильно релятивизирована, а именно до степени практической вероятности. Это прагматичный вероятностный скептицизм.

Карнеад (р. 214 до н. э., Кирена, Северная Африка — ум. 129 до н. э., Афины) — греческий философ, основатель новой или третьей академии.

Когда он приехал и жил в Риме в 156 году до н.э., он занимался философией, развил крайний скептицизм и отрицал знание и возможность окончательного доказательства. Будучи первым теоретиком концепции вероятности, он выделил три ее степени:

  1. восприятия вероятны только для того, кто их имеет;
  2. представления вероятны и не оспариваются теми, к кому они относятся;
  3. восприятие абсолютно бесспорно.

Самое сильное требование Карнеада для вероятности, которую он показывает, заключается в том, что мы должны перейти от простого определения сингулярности представления к анализу также всех других точек, так или иначе вовлеченных в исследуемое нами сингулярное представление. Другими словами, высший критерий истинности состоит в том, чтобы такая вероятность была установлена и исследована в совокупности со всеми другими смежными с ней предметами, которые могут либо раскрыть ее истинность, либо нарушить ее, либо вообще исключить ее.

При этом Карнеад хорошо понимает, что в своем учении о трех критериях истины он фактически имеет в виду только один критерий, а именно вероятность, но не ту непосредственную и некритическую, не ту слишком интуитивную, о которой говорил Аркселиус, а научно разработанную как конкретно заданную структуру.

Самым важным в академическом скептицизме является именно доктрина вероятности в различных значениях этого слова: то ли в том смысле, что все существующее и выражаемое может быть подвергнуто сомнению, то ли в том смысле, что доказательство вообще не является необходимостью для мышления, поскольку многое в жизни, хотя и не допускает доказательств, достаточно ясно.

Карнеад излагал свои философские взгляды устно, поэтому содержание его взглядов сохранилось в трудах других мыслителей — Цицерона, Евсевия. Точно так же скептицизм Карнеада был популяризирован литературной деятельностью его учеников — Клитемаха, Хармида, чьи многочисленные произведения не сохранились, но на которые имеются многочисленные ссылки.

Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни

Приведенные три основных этапа или типа античного скептицизма исчерпывают то, чем занимались скептики до Секста Эмпирика. Это были типы 1) интуиционистско-релятивистский (Пиррон и Тимон), 2) интуиционистско-вероятностный (Аркселай) и 3) рефлексивно-вероятностный (Карнеад).

Общей чертой этих типов является представление их скептической доктрины вместо той или иной догматической доктрины, но при этом представленной как строго доказанная догма. Единственное, чего не хватает, это позиции скептицизма, который также отрицает собственную критику догматизма и считает его недоказуемым. Сказать, что чего-то не существует, значит, в конце концов, вынести некое суждение и утверждать, что оно истинно.

И только Секст Эмпирик сделал этот последний шаг, а именно: счел все свои собственные аргументы против догматизма недоказуемыми, неубедительными и скептическими. Если хотите, такой скептицизм уже можно назвать полным нигилизмом. Но нам будет достаточно, если мы просто назовем всю эту систему доказательств у Секста Эмпирика абсолютным скептицизмом.

В нем много логики и остроумия. Но на самом деле он не выходит за рамки первоначального пирроновского скептицизма, который называют непосредственным или интуитивным релятивизмом. То же самое следует сказать и о Сексте Эмпирике, поскольку он тоже интерпретирует все свои доказательства скептически и нигилистически, так что греческий скептицизм оставался абсолютным нигилизмом как в своем начале, так и в своем конце в смысле системы разума, несмотря на все усилия академиков спасти доказательность скептицизма своей доктриной вероятности.

Имя Секста Эмпирика, талантливого систематизатора античного скептицизма, становится известным после почти полуторатысячелетнего забвения в 70-х годах XVI века, когда последовательно были опубликованы его трактаты «Пирроновы основания» и «Против ученых». Публикация этих работ оказалась настолько современной и соответствующей мыслям и идеям, господствовавшим в то время, что интерес к Сексту Эмпирику, а через него и ко всему античному скептицизму (пирронизму), вышел за рамки простого исторического и философского любопытства. Более того, как отмечают исследователи его творчества Дж. Аннас и Дж. Барнс, открытие Секста Эмпирика «определило ход философии на следующие триста лет».

Секст представил наиболее общее и подробное изложение своей доктрины в трактате «Основания Пиррона», в котором он с самого начала указывает на отличие своих идей от идей других философских школ. Это различие относится, во-первых, к тому факту, что все догматики так же уверены, как если бы они нашли истину, приняв на веру нечто неочевидное, и только скептики продолжают искать ее, и, во-вторых, к тому факту, что догматики обычно имеют свою школу (доктрину, мировоззрение), тогда как у скептиков их нет, и для характеристики своих взглядов Секст обычно использует слово ᾀγωγή, которое означает «путь», «образ жизни, образ мыслей», но не жесткую систему доктрин и «приверженность многим догмам, связанным друг с другом и с явлениями». Однако в соответствии со своим принципом выражаться как можно осторожнее. Секст добавляет, что у скептика все же может быть учение, если оно понимается как «образ жизни, в котором мысль согласуется с явлениями, поскольку это мышление как бы указывает, как правильно жить».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структура и функции сознания — Концепции сознания
  2. Китайская философия
  3. Движение как свойство материи
  4. Содержание эстетических категорий
  5. Философия нового времени: Френсис Бэкон
  6. Философские аспекты психоаналитической концепции 3. Фрейда
  7. Историческая судьба марксизма на западе
  8. Одна из важнейших категорий китайской философии
  9. Вера в разум. Наука логики в арабо-исламской философии
  10. Аристотель о душе, о человеке, о разуме