Для связи в whatsapp +905441085890

Смысл — Цель человеческой жизни

Человек отличается от всех живых существ прежде всего тем, что в течение своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» общей, исторической жизни; в этом смысле он — постоянно нереализуемое адекватное существо. Эта неудовлетворенность, нереализованность содержат стимулы творческой деятельности, не содержащиеся в ее непосредственных мотивах. Поэтому призвание, цель, задача каждого человека — полностью раскрыть все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру.

Смысл человеческого существования — это ценности, которые люди реализуют в своих поступках. Человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свой образ мира. В этом образе часто есть что-то мифологическое, потому что он создан на основе мировоззрения многих поколений, которые жили в определенном месте до нас и будут жить после нас. К ним обычно относятся «мифы», лозунги, стереотипы и предрассудки, которые были созданы не в прошлом, а в настоящем, в том времени, в котором живем мы сами. Очень часто человек строит свою систему ценностей на основе ценностей, проповедуемых господствующей идеологией, политической системой или религией, и в таком случае трудно говорить об осознанном смысле жизни.

С древних времен человек пытался познать себя и найти свое место в обществе и окружающей его природе. Многие мыслители пытались ответить на вопрос: «Для чего живет человек (каковы ценности жизни)?». С какой целью он пришел в этот мир и в чем смысл жизни?».

Чаще всего люди видят цель существования в том, чтобы:

  • Завести семью, детей, дать им хорошее образование, достойную работу, вывести их «в свет»;
  • стать миллионерами и видят смысл жизни в обретении богатства;
  • посвящают себя науке и считают своей задачей выяснить, как устроен наш мир;
  • В нашем существовании нет смысла («все суета сует»);
  • найти ответ в различных духовных (религиозных и мистических) течениях;
  • участвовать в социальной конфронтации, революционной борьбе;
  • страдать; некоторые люди считают, что через страдания они осознают «самое человеческое» в себе, обретают зрелость, растут и превосходят себя; где люди беспомощны и лишены надежды, так как не могут изменить ситуацию — там они чувствуют необходимость измениться.

С. Л. Франк в своей книге «Смысл жизни» задает вопрос: «Имеет ли жизнь вообще какой-либо смысл, и если да, то какой?». Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед прекрасным, трепетная мысль о светлой радости, освещающей и согревающей жизнь, — есть ли в человеческом существовании твердая почва или это только отражение в воспаленном человеческом сознании этой слепой и смутной страсти, которая владеет нами, которая обманывает нас, которая использует нас как орудие для увековечивания одной и той же бессмысленной прозы животной жизни и обрекает нас платить за краткую мечту о высшей радости и духовной полноте пошлостью, скукой и тоскливым страданием узкого, банального, обывательского существования? А жажда героизма, самоотверженного служения добру, жажда смерти во имя великого и светлого дела — разве это нечто большее и более значимое, чем таинственная, но бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь?

Смысл - Цель человеческой жизни

Цель человеческой жизни

Вопрос о смысле жизни является международным и выходит за рамки вопросов пола, возраста, национальности и расы. Уникальность и неповторимость каждого человека является неотъемлемой частью смысла его бытия.

В разные периоды развития философии вопросы смысла и жизни занимали значительное внимание мыслителей.

Акцент древнегреческих мыслителей на человеке и его разуме тесно связан с основной идеей всей греческой культуры — призывом к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное на колонне у входа в храм Аполлона в Дельфах, было одной из руководящих идей в поворотные моменты истории.

Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, в вечном поиске себя через исследование. Преодоление невежества означает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Согласно Платону, счастье (блаженство) возможно только в загробной жизни, когда бессмертная душа — идеальная сущность в человеке — освобождается от уз смертного тела. Душа человека состоит из трех частей: первая из них выражает идеальную мысль, вторая — волю-мысль, третья — инстинкт-мысль. От того, какая из этих частей преобладает, зависит судьба человека, направление его деятельности, смысл его жизни.

Согласно Аристотелю, целью всех человеческих действий является счастье, которое заключается в реализации человеческого существа. Мышление и знание — это счастье человека, а также занятия искусствами и научной деятельностью (дианоэтические добродетели), которые человек может развить в себе, если научится подчинять свои страсти разуму.

Киники были убеждены, что смысл существования человека заключается в добродетели, способности избегать зла и довольствоваться малым, что делает человека независимым и свободным.

Целью человеческой жизни, по мнению эпикурейцев, было удовольствие, которое понималось не только как наслаждение чувств, но и как освобождение от страданий, страха смерти и душевного смятения. Идеалом, по мнению эпикурейцев, была жизнь в тихом месте, спокойное созерцание (атараксия).

Целью человеческой жизни, по мнению стоиков, была нравственность, которая немыслима без истинного знания. Добродетель человека, обладающего бессмертной душой, заключается в том, чтобы жить полноценной жизнью в гармонии с Логосом (мировым духом) и природой. Идеалом жизни для стоиков было спокойствие и безмятежность перед лицом внутренних и внешних раздражителей.

Августин Блаженный отождествлял проблему смысла жизни с поиском существования божественного, духовного явления, благодати. Высшая форма знания о смысле жизни — это божественное откровение.

И. Кант писал: «Две вещи наполняют душу все новым и новым изумлением и благоговением, и тем больше, чем чаще и внимательнее занято ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня. И то и другое, как бы затемненное тьмой или бездной, лежащее за моим горизонтом, мне не нужно исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и сразу связываю с сознанием своего существования».

Экзистенциальный момент

Г. Гегель считал, что абсолютная идея выступает в качестве основы для решения проблемы смысла существования. Она действует как мощная внешняя сила, которая вызывает все, наполняет жизнью и делает возможным существование, постоянно поддерживая баланс.

А. Шопенгауэр рассматривал жизнь как проявление воли мира, которая, будучи бессознательной, безразлична к созданным ею людям — они лишь жертвы случая. Жизнь — это не что иное, как ад, борьба со смертью; радости жизни в конечном итоге заканчиваются страданиями и агонией. Мудрый человек, знающий это, не имеет нужды брать от жизни все — он готов сдерживать себя и обуздывать свои страсти.

Ф. Ницше пришел к выводу, что цель жизни — подготовить землю к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком». Главное в человеке то, что он — мост, а не пункт назначения: единственное, что можно любить в человеке, это то, что он — переход и разрушение»[3] — это имеет определенное сходство с мнением последователей современной доктрины трансгуманизма о постчеловеке, человеке будущего[4].

В экзистенциализме (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) люди, «выброшенные» в бытие, определяются и оцениваются по их выбору и поступкам. Ж.-П. Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо ее проблемы остаются нерешенными, а смысл самих проблем остается неопределенным….. Все вещи рождаются без причины, остаются в слабости и умирают случайно….. Абсурдно, что мы рождаемся, абсурдно, что мы умрем»[5].

Прагматический подход к изучению смысла жизни (У. Джеймс, Дж. Дьюи) предполагает необходимость поиска полезности жизни. Его суждения сводятся к возможности созидания, но не к поиску истины. Цель ценить жизнь и есть ее смысл. У. Иаков наставлял: «Верьте в то, что есть что-то, ради чего стоит жить, и ваша вера поможет этому факту осуществиться»[6]. Это связано с тем, что прагматический смысл жизни может быть доступен только через опыт.

Таким образом, различные философские школы дают свои обоснования смысла жизни, которые отличаются от других, и призывают людей следовать своим собственным путем в поисках понимания бытия.

Следует признать, что смысл жизни есть у каждого, но, конечно, не всякий смысл жизни следует отстаивать. Всевозможные отклонения от этики ответственности, вольно или невольно совершенные, ведут в сферу безнравственности, а иногда даже преступлений против человечества.

Иногда жизнь человека становится бессмысленной, это можно описать следующими экзистенциальными моментами:

  • Скука — человек, испытывающий бессмысленность, не знает, чем себя занять, а если и знает, то деятельность не приносит ему удовлетворения, она выступает как внешняя, навязанная ему силой и только отягощающая его;
  • тоска, раздражение, депрессия;
  • Отсутствие значимых целей, цели, поставленные извне, не имеют смысла, не воспринимаются как собственные, отвергаются
  • Собственная незначительность, бесполезность в субъект-субъектных отношениях, личное одиночество и покинутость другими;
  • место человека во вселенной переживается как случайное и необоснованное, как неприятное и бессмысленное;
  • отказ от реальности, отрицание и неприятие небытия.

Теоцентрический подход

Напротив, существование смысла жизни описывается следующими пунктами.

  1. спонтанный интерес к жизни и к людям. Смысл и интерес — две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает постоянный интерес к реальности. Поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего «интересные» вещи для себя.
  2. спонтанная радость. Наличие смысла в жизни проявляется в радости, скрытой силе, которая вдохновляет нас («Проснись и пой!»). Иногда мы даже удивляемся, почему нам так хорошо, и требуются усилия, чтобы вывести смысловое содержание на уровень сознания.
  3. целеустремленность. Смысл выражается во внутренних целях и реализуется через внешние цели. Например, композитор видит смысл своей жизни в написании музыки, которая находит отклик в его душе, и воплощает эту внутреннюю бесконечную цель в создании конкретных произведений. Женщина видит смысл своей жизни в любви к детям, вдохновляется этой любовью и выражает себя в заботливой, целенаправленной деятельности: воспитании, образовании, развитии своих детей.
  4. переживание собственной важности и значимости в отношениях с другими людьми. Достижение чувства единства и гармонии. Конечно, противостояние, соперничество, вражда тоже могут наполнить жизнь смыслом, но в этом случае, сталкиваясь с одними людьми (противниками, врагами), мы проявляем солидарность с другими (соратниками, друзьями). Люди, потерявшие весь «свой круг» и уже не знающие «для чего» и «для кого» жить, теряют смысл жизни.
  5. восприятие своего места во вселенной как необходимого и обоснованного, несущего определенное призвание. Если жизнь человека имеет смысл, его бытие оправдано, у него есть «право быть» и «право быть таким, какой он есть».
  6. принимать реальность, признавать ее безусловно хорошей, несмотря на все ее противоречия, ужасы и обманы. Поиск и сохранение смысла — это работа не только разума, но и воли, сердца, живых человеческих чувств. Без рассмотрения смысла как эмоционального переживания разговор о нем становится абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Однако это не фантом, а то, что ближе всего к каждому из нас.
    Существует несколько философских подходов к проблеме смысла жизни: теоцентрический, космоцентрический, социоцентрический и антропоцентрический.

Теоцентрический подход основан на признании подчиненности индивидуальной человеческой жизни божественному провидению. К этой позиции следует отнести ранние философские системы морального характера, особенно восточные (буддизм, джайнизм, конфуцианство). В современных неотомических концепциях смысл жизни человека на земле сводится к стремлению к космическому центру — «Омеге» (Т. де Шарден). У человека есть земной путь (по земным законам), небесный путь (к Богу, по божественным законам), эволюционный путь, индивидуальный путь. Эволюция предстает как своего рода божественное провидение.

Русские религиозные философы считали, что смысл жизни заключается в постоянном стремлении к Богу. У В.С. Соловьева теургический процесс идет (в родовом, индивидуальном смысле) к Богу как к своему прообразу и идеалу. Соловьев отрицал добродетель поиска смысла жизни без Бога. Н.А. Бердяев считал, что смысл жизни человека заключается в творчестве. Его концепция называется антроподицея — оправдание человека с помощью творческого начала, которое тесно связано с божественным.

Подход к поиску смысла

Космоцентризм рассматривает мир как космос — центр Вселенной, основанный на природной гармонии, человек здесь является микрокосмом — Вселенной в миниатюре, играющей незначительную роль в мире.

Согласно учению «Философии общего дела» Н. Федорова, каждый человек, живший на Земле, должен быть воскрешен, возрожден, ценность каждой человеческой жизни неизмерима, бесконечна. Задача общества — подготовиться к этому процессу: «наше тело должно стать нашим делом» — человеческое тело должно быть приспособлено к жизни в любых условиях: человечество должно подготовиться к воскрешению всех умерших, не только физически, но и духовно. Все человечество должно быть готово к переселению в космос, на другие планеты. В. Вернадский считал, что дух — это планетарная и космическая сила, а цель человеческой жизни — преобразование сначала Земли, а затем и космоса. Мысли К. Циолковского были в том же направлении.

Социоцентризм — смысл жизни человека заключается в служении обществу. Для некоторых людей смысл жизни заключается в том, чтобы служить классу, партии и классу. Так главный герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» посвятил свою жизнь другим людям. Чтобы спасти своих соотечественников от тьмы губительного леса, Данко вырвал руками сердце из груди, поднял его высоко над головой и вывел людей из леса в прекрасную степь. А народ, счастливый и полный надежд, даже не заметил его смерти. Только осторожный человек заметил сердце Данко возле его тела и, испугавшись чего-то, наступил ногой на гордое сердце[7].

Антропоцентризм предполагает, что смысл жизни в самом человеке, а не вне его. Например, в традиции психоаналитической философии концепции самореализации человека (К. Хорни, А. Адлер). К. Юнг создал теорию трудных подростков и использовал понятие «самость» — архетип наиболее полной самореализации. В экзистенциалистской философии (Сартр) смысл жизни заключается в реализации собственного проекта. Сартр считал, что человек приходит к своей сущности в процессе своего существования, то есть, согласно Сартру, сущность человека является результатом его индивидуальной жизни.

С антропоцентризмом связана логотерапия («лечение смыслом») — учение, основанное австрийским философом и психологом В. Франклом (1905-1997), которое фокусируется на силе человеческого разума. Пережив тяжелейшие страдания в нацистских концлагерях, Франкл понял, что человеком движет прежде всего потребность найти смысл своего существования. Эта потребность является главным двигателем развития личности, души, сердца и разума человека и направляет все его мечты, решения и поступки.

Эскапизм (от escape — бежать, спасаться) и дауншифтинг (сокращение жизни), то, что Маркс называл «отчуждением человека от его человеческой сущности», а Франкл — «экзистенциальным вакуумом», распространяются среди современной молодежи. Это причина, в значительной степени, неврозов и расстройств, которые проявляются в пассивности, апатии, безразличии, суицидальных мыслях, алкоголизме и наркомании.

Франкл предлагает особый подход к поиску смысла, основанный на философии человеческой ответственности: Когда вы знаете, ради кого и ради чего вы живете и боретесь, вы находите в себе силы преодолеть все препятствия. Вам необходимо пробудить и поддерживать особое внутреннее состояние — «трагический оптимизм». Оптимизм означает веру в возможности человека, веру в лучшее в нем, трагический оптимизм означает, что зачастую зло для человека сильнее или даже предпочтительнее.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Мигель де Унамуно и его философия
  2. Понятие «классической философии» и кризис культуры на рубеже xix-xx вв.
  3. Джон Локк
  4. Пространство и время в свете современной науки — Основные понятия физического пространства и времени
  5. История русской философии
  6. Типы научной рациональности
  7. Основатели философии нового времени
  8. Антропологический гуманизм и материализм Л. Фейербаха
  9. Современная религиозная философия
  10. Значение библии для средневековой западной философии