Для связи в whatsapp +905441085890

Сновидения: причины, виды, научное толкование сновидений — Мечты с научной точки зрения

Человек проводит около трети своей жизни во сне, и большую часть этого времени он наполнен мечтами. Проснувшись, мы часто даже не можем вспомнить их, но иногда сон настолько зацепился, что вызывает самые сильные эмоции: слезы, страх, отчаяние, удивление, радость, надежду. Такой сон мы запомним надолго, возвращаясь к нему снова и снова, пытаясь понять скрытый смысл событий сна, объяснить смысл его удивительного действия.

Феномен сна долгое время занимал человечество. Как так получается, что треть человеческой жизни проводится беззащитно и беспомощно, едва реагируя на внешние раздражители? Почему человек, лишенный сна, может умереть даже при абсолютном здоровье?

Даже древнегреческих философов интересовали как механизм сна (Алькемон, например, считал, что сон — это результат удаления крови с головы и конечностей и накопления ее глубоко в теле), так и природа снов (Аристотель писал специальный трактат «О сне и бодрствовании», связывающий возникновение снов с переживаниями пробуждения).

Тайны сна беспокоили как физиологов, так и психологов — достаточно упомянуть «Толкование сновидений» Фрейда, книгу, изданную в конце 19 века, которая задавала направление феномену ночных видений на десятилетия.

Сновидения: причины, виды, научное толкование сновидений - Мечты с научной точки зрения

Мечты с научной точки зрения

На протяжении XX века психологи пытались найти научное объяснение снам. Ученые давно предполагают, что сны не являются загадочными, что они являются результатом возрождения, переживаемого в мечте о реальности.

Австриец Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, предложил, чтобы сны символизировали бессознательные человеческие потребности и заботы. Он утверждал, что общество требует от нас подавления многих наших желаний. Мы не можем влиять на них и иногда вынуждены скрывать их от самих себя. Это нездоровое и бессознательное желание найти равновесие, представить свои желания сознательному уму в виде мечты, и таким образом найти выход для подавленных потребностей.

Швейцарский коллега Фрейда Карл Густав Юнг воспринимал различные образы сновидений как значимые символы, которые могут быть интерпретированы по-разному в зависимости от общего контекста сновидений. Он считал, что бессознательное воспринимает, интерпретирует и учится на событиях и переживаниях, в то время как бодрствующий и передаёт это «внутреннее» знание сознательному разуму через систему простых зрительных образов во время сна. Он попытался классифицировать образы сновидений в соответствии с их символическим значением. Он считал, что символы системы образов снов присущи всему человечеству, что они сформулированы в процессе эволюционного развития человеческого мозга и передаются по наследству из поколения в поколение.

Эту точку зрения лучше всего выразил И.М. Сеченов, который охарактеризовал сны как «беспрецедентное сочетание прежних впечатлений». Полностью понять внутренний механизм, физиологию сна помогла доктрина высшей нервной деятельности и, в частности, раскрытие особенностей процесса торможения. Эксперименты показали, что переход нейронов коры головного мозга из состояния возбуждения в состояние полного торможения и обратно проходит через ряд промежуточных, так называемых гипнотических фаз. Когда сон глубокий, снов не бывает, но когда по какой-то причине сила тормозного процесса в отдельных клетках или областях мозга уменьшается и на смену полному торможению приходит одна из переходных фаз, мы видим сны. Парадоксальная фаза особенно интересна. Клетки в этой фазе гораздо сильнее реагируют на слабые стимулы, чем на сильные, а иногда и вовсе не реагируют на последние. Для клеток коры головного мозга в парадоксальной фазе полузатухающий отпечаток старого опыта или впечатления может сыграть роль слабого стимула, и тогда то, что казалось бы давно забытым, пробудит в нашем мозгу красочный и захватывающий образ, который мы видим как в реальности. На фоне различных запретов во время сна, это не редкость для тех тлеющих возбуждений в нашем мозгу, связанных с желаниями и стремлениями, которые упорно занимают нас в течение дня, чтобы вспыхнуть ярко. Этот механизм (который физиологи называют возрождением дремлющих доминантов) лежит в основе тех нередких снов, в которых мы на самом деле видим то, о чем мечтаем, как воплощенное в реальность.

Почему во сне все так причудливо и запутанно, почему в калейдоскопе сонных видений редко встречается какая-либо логика? Это связано с особенностями активности мозга во время сна, которая очень отличается от упорядоченной работы мозга во время бодрствования. Когда человек бодрствует, ясное, критическое отношение к окружающей среде, к собственным действиям и мыслям обеспечивается скоординированной работой большой коры полушария в целом. Однако во время сна мозговая деятельность становится хаотичной, разобщенной: подавляющая масса коры находится в состоянии полного торможения, здесь и там вкраплены участки нейронов, которые находятся в одной из гипнотических переходных фаз; кроме того, процесс торможения движется по коре, и там, где еще мгновение назад было полное торможение, внезапно происходит частичное растормаживание, и наоборот. То, что происходит в мозгу в этот период, можно сравнить с картиной темного августовского неба, в котором то тут, то там мерцают огни небесные, переполняются и гаснут.

Природа сновидений

Психологическая интерпретация мечты

Во время сна информация снаружи практически не доходит до мозга (глаза спящего закрыты, слух становится неполным). Но в это время мозговая активность переключается на так называемую внутреннюю информацию.

Внутренняя информация многогранна. Прежде всего, его источником является остаток предыдущего дня. Она включает в себя все и буквально все, что мы видели, слышали, думали, переживали с момента нашего пробуждения до момента засыпания. Научные данные показывают, что для того, чтобы информация осела в нашей памяти, требуется от 24 до 28 часов. Получается, что все, что мы получаем в наш мозг в этот момент, все еще хранится и находится в состоянии чувствительной памяти, хотя нам кажется, что мы чего-то не помним. В то же время вся поступающая информация не имеет логической последовательности, она меняется постоянно и резко. Все это оставляет в памяти следы («следы коры головного мозга» — Павлов), которые, в свою очередь, различаются по размеру и глубине.

Во время сна из всей этой путаницы — сна — возникает цепочка логически выстроенных видеоизображений. Сон отражается на нашем экране, который находится в затылочной части мозга. А поскольку глаза (камеры) и уши (голос) не посылают информацию, т.е. спят, то чисто внутренняя информация попадает на экран. Если проблемы нет, то следует простой сон, если есть, то все зависит от яркости выражения, длины — получается картинка, которая либо показывает проблему, либо к чему приведет такая проблема.

Логика строительства такая же, как и логика, используемая человеком в его жизни на бодрствовании, а именно, логика представления окружающего его мира в его естественном ходе. Если автомобиль движется по дороге в реальности, то по той же самой логике он будет двигаться таким образом во сне, просто не по воздуху или каким-то другим неестественным образом.

Мозг ищет связи между собой и потоками информации и организует их живописно. Это похоже на урок, на котором учитель просит учеников создать историю из ключевых слов «дом», «убийство», «зеленый», «маргаритка», «тень», «завивка», «кофе» и «жалость». Даже в этом случае, с одной и той же исходной информацией, истории людей будут отличаться. Воображение и логическое мышление каждого человека индивидуальны, они похожи в целом, но отличаются деталями.

Таким образом, все без исключения детали сна можно найти в останках предыдущего дня. Сложность заключается в том, что мы не можем вспомнить все; большинство из нас даже не может вспомнить характерные черты предыдущего дня.

Преобразование слов в термины с противоположными значениями также приводит к большой путанице. Например, видимый столбец может превратиться в столбец пыли. Тем больше человек может ассоциировать некоторые вещи индивидуально с чем-то другим. Это более характерно для жаргонных слов; например, если человек на самом деле видел дуб, то во сне он может передать качество увиденных способностей человека. И все же основная часть приходится на актуальную информацию, полученную вчера, как один к одному.

У людей, страдающих тяжелыми формами психических расстройств, сны есть и будут безо всякого логического направления. У них есть своя собственная логика — запутанная логика, в которой доминирующей задачей является тасование, а не соединение.

И, наконец, страхи, мучительные тревоги, чрезмерные психические и физические переживания перекрывают внутреннюю информацию. К чисто информационному полю добавляются наши чувства, органные болевые сигналы, убеждения, которые определяют характер сонного образа. Они более постоянны во времени, то есть более фиксированы. Во сне, когда мы разбираемся с остальной частью дня, наш мозг находится под тяжестью этих чувств и пытается представить себе видение, подчиненное логике, но из-за страха, который его беспокоит, он сбивается с толку. Некоторые изображения и действия искажаются. Нам приснился кошмар, и он обязательно должен послужить сигналом для пересмотра нашего отношения к прежним чувствам. Наступает момент, когда необходимо принять срочные меры. В противном случае возможны повторения, фиксации, психические расстройства, когда требуется гораздо больше ресурсов, времени и усилий, чтобы вернуться на исходную позицию.

Техника интерпретации сновидений

В настоящее время интерпретация мечты рассматривается с нескольких аспектов. Можно выделить следующие основные стили, подходы к анализу ночных видений:

Народ — на основе многовекового наблюдения и передачи народной мудрости в виде книг снов, предзнаменований, фольклора, сказок, легенд, мифов, саг, эпосов;

шаманский и магический — сформировался из соответствующих традиций. Это связано с общением с духами-помощниками из других миров и получением информации «оттуда». Это интерпретация мечты в рамках колдовства и различных видов магии.

Духовная, религиозная — интерпретация мечты осуществляется в рамках определенной религии или духовной системы. Например, в буддизме акцент делается на кармической, причинно-следственной связи, соответственно, есть особое содержание сновидений.

Психологические, психотерапевтические, психоаналитические — сны рассматриваются в контексте определенных научных течений со своими характеристиками (классический психоанализ, онтопсихология, аналитическая психология, психодрама, гештальт-психология, микропсихоанализ, трансперсональная психология, экзистенциальная психотерапия и др.)

Какой подход к анализу сновидений можно считать наиболее точным, эффективным, надежным и полезным для самого мечтателя? Любой из них может быть прав. Это, конечно, зависит от того, какие задачи, цели преследует сотрудничество специалиста в области мечты и мечтателя. А также об уровне образования, интеллекте, отношении и характере мировоззрения субъекта. Очень важно, на чем сосредоточен сам человек, чему он хочет научиться, что он хочет получить. Но наиболее значимым, более высоким в интерпретации мечты является подход, учитывающий духовное измерение, духовную перспективу личностного роста. Это приводит к возможности взять на себя ответственность за собственную жизнь, поступки и намерения, активизирует сознание, духовные поиски, развитие, самопознание и преобразование. С этой точки зрения, целостный, всесторонний, верный стиль работы с мечтами — духовный, учитывающий все вышеперечисленные сферы познания, будет наиболее полезным, эффективным и правильным.

Давайте перейдем к основным, общим принципам интерпретации сновидений. Основным законом такого толкования является факт постановки мечты. Будучи гибким и податливым, он поддается многочисленным интерпретациям одновременно. Поэтому руководящий принцип работы со сном гласит — результат, окончательный анализ сна, направляет мечтателя. Результат интерпретации должен прийти творчески, интуитивно, иногда как прорыв, прорыв внутри личности субъекта.

В процессе работы, интерпретация сна должна соблюдать определенную осторожность, тактичность, чувствительность. Ведь речь может идти о глубинных, психических структурах личности, ведущих к энергетически сильным, скрытым, подавленным слоям психики. Необходимо соблюдать тайну содержания чужой мечты. Эта тема глубоко личностная, интимная. Важность и роль личности, а также духовный уровень психолога или фасилитатора имеют здесь решающее значение. Дружеский обмен и обсуждение мечтаний с одними и теми же друзьями и коллегами полезно тогда, когда есть доверие, общий интерес и взаимное уважение.

Обсуждение снов в кругу родственников, как правило, по традиции, значительно улучшит психологический климат в семье, повысит взаимопонимание, доверие, открытость и уважение друг к другу. Во всех остальных случаях, в связи с возможными негативными прогнозами и показаниями, не рекомендуется рассказывать о своих снах.

Не стоит интерпретировать буквально каждый сон, потому что даже если мечтатель настроен на такую работу, это приводит к ненужному стрессу, мелочности и беспринципности. И хотя почти каждый сон наполнен смыслом, при условии интерпретации характерного содержания сна, энергетически заряженными, эмоциональными, а также теми последовательностями сна, в которых конкретная деталь, предмет, изображение заметно, четко раскрывается, раскрывается, кажется странным, удивительным, интересным, поразительным.

Следует помнить, что сон в целом является искаженной заменой чему-то другому, бессознательному, и задача интерпретации сна заключается в том, чтобы найти это бессознательное. Вслед за этим, Зи. Фрейд перечислил три важных правила, которым следует следовать при работе над интерпретацией сновидений: 1) не обязательно обращать внимание на то, что представляет собой сон, будь он понятным или абсурдным, ясным или запутанным, так как он далек от того, что ищется; 2) работа должна ограничиваться призывом отдельных элементов, не задумываясь о них, не проверяя, содержат ли они что-либо подходящее, и не обращая внимания на то, как они отклоняются от элемента сна; 3) нужно подождать, пока не появится само скрытое, разыскиваемое бессознательное, подобно забытому слову, которое вращается на языке, но которое никак нельзя вспомнить.

Не маловажен в интерпретации, интерпретации сновидений — принцип творчества. Но важно помнить очень важный момент, не останавливаться на окончательных выводах, результатах их интерпретации, даже если они кажутся правильными и точными. Такие жесткие прогнозы приносят ненужные дополнительные ограничения, установки, тревоги, волнение, ожидания, страхи, волнение и вмешательство в текущую жизнь мечтателя. Человек тогда лишается главного — спонтанности, релаксации, элементов игры, радости, уверенности в собственной судьбе и существовании в мире.

Типичное заблуждение, ошибка, становится отступлением в мир фантазии и воображения. Когда внимание сосредоточено на работе, внимание переносится из дневного времени в мир ночных снов. Это бегство, отступление от мира, который не становится достаточно хорошим и интересным, отступление от бытия. Мечты и реальность идут рука об руку. Правильная работа со снами поднимает сознание повседневной, мирской жизни, то есть ее качество.

Психоаналитический подход к интерпретации сновидений может быть ограниченным и даже ошибочным из-за многомерности всевозможных ассоциаций, проекций, теорий, которые, казалось бы, подталкивают к правильной интерпретации и выглядят убедительными, но на самом деле уводят от сущностного, от проблемы, и тонут в хаосе, в болоте различных ментальных конструкций. Один из основных моментов анализа сна заключается в том, что его интерпретация часто оказывается намного проще, чем хочет признать мечтатель в реальности.

Например, в сложном, длинном и запутанном сне человек продолжал запутываться в паутине веревок. Он был запутан в эти веревки и не мог идти дальше. У мечтателя очень богатая внутренняя жизнь. Он занимается духовной практикой, но интерпретация этой мечты очень проста. Веревки

Буквально его привязанность к различным искушениям мира, от которых он хочет освободиться. Однако в этом случае психоаналитические версии могут быть развёрнуты бесконечно.

Мечты структурированы в соответствии с их собственными специфическими законами. Это законы энергетического сознания, ассоциации-представленности (образного мышления). Прогнозируя будущее по материалу сна, режиссер активно использует принцип непоследовательности, инверсий. Это означает, что невозможно судить об образах сновидений и действиях по суточным стандартам, критериям. Например, танцы, пение и радость во сне обычно означают обратное: болезнь, неудача и несчастье в реальности. Если мечтатель плачет или убивает во сне, то это предсказывает радость и счастье в будущем.

Что касается неверия или веры в предсказание будущего во сне, а также в его отражение реальных жизненных ситуаций, дел, проблем и обстоятельств, то здесь по-прежнему существуют два крайних мнения, позиции. Первое авторитетное мнение исходит из многовекового опыта различных религиозных последователей, адептов и старейшин. Это по-разному отражается в религиозных книгах, священных писаниях и дневниках. Все эти источники подчеркивают опасность обмана в отношении восприятия и интерпретации их снов. Христианская доктрина показывает, что вера в сны — это ложь, обман, искажение и потворство демонам. Ведь строгая академическая наука о мечтах — это не научный факт, а невежество и глупость. Современная психология завоевала право уделять пристальное внимание человеческим мечтам. Вторая позиция отношения к мечтам противоположна первой. Сны — это открытое письмо от Бога, откровение девы. Они рассказывают о прошлом, настоящем и будущем человека, они отражают скрытую сущность жизни, судьбу человека. Современный психоанализ, психотерапия и психология во многом подтверждают эту позицию.

Оба крайних тезиса подтверждаются одновременно, за исключением строго научного. Неспособность учесть первое может привести к неблагоприятным и прискорбным последствиям. Многое зависит от компетентности мечтателя, его уровня психического развития, степени подготовки и знаний в этой области Современное движение мечтателей полностью забыло первую оговорку, не принимает ее во внимание. Это говорит о духовной некомпетентности его лидеров.

Некоторые или большинство ночных видений слишком индивидуальны. Поэтому правда в этом случае лежит где-то посередине. Поэтому основным принципом работы со сном является принцип нейтрального наблюдения, то есть закон умственной работы: непредвзятое восприятие повседневной жизни и сравнение ее с материалом сна. Не верить в сон, не следовать за ним вслепую, а рассматривать и наблюдать его. Не полагаться на это, а учиться, понимать, изучать, исследовать, доверять.

Перспективы использования мечты

Изучение и практическое применение мечты несет в себе поистине неисчерпаемые возможности и перспективы. Это область неисследованных научных путей, которые могут привести исследователя к открытию и раскрытию самых сокровенных и недоступных тайн человека и всей Вселенной. Опишем две основные взаимосвязанные области применения мечты как средства использования и изучения. Одна из них — наука, исследования. Другая область — духовное, психическое самопознание, развитие. Уже реализованным примером первого подхода стал ряд авторитетных институтов по изучению мечты в США. Среди них был Институт Р. Монро, который проводил свои исследования о влиянии различных звуковых частот на человеческое сознание. Описание экспериментов Монро превосходит все ожидания и слишком фантастично для современного материалистического мировоззрения. Но объективность, открытость ко всем измерениям с помощью современных научных приборов делает такие исследования убедительными и доказуемыми.

Аналогичным примером является исследование сознательных снов под руководством вышеупомянутого исследователя, ученого Стивена Лабержа. За открытие и научное развитие этого уникального вида мечтаний он получил звание доктора философии в Стэнфордском университете. А в 1988 году С. Лаберже основал свой институт по изучению сознательных снов.

Позиция настоящего автора больше фокусируется на второй сфере использования сновидений — на проблеме духовности, на развитии темы духовности в психологическом аспекте познания. Эта тема также заслуживает отдельного внимания, которое не может быть предоставлено в рамках данной работы, поэтому мы ограничимся упоминанием тех сфер жизни, в которых может быть использована информация мечты:

  • прогнозирование (моделирование) вероятностного будущего человека, с высокой достоверностью, возможностью создания общей базы данных (информации) по прогнозированию развития целых обществ, наций, государств (в области социологии, статистики, информатики);
  • в рамках науки, информатики, изобретения — доступ к любому виду латентной информации (получение различной информации из коллективного бессознательного, «идеи, парящие в воздухе»);
  • уровень специальной работы с мечтой как хранилищем творчества, использование всего объема латентной памяти, развитие интуиции, познавательных, творческих областей обучения (сфера образования, искусство, культура, образовательные программы развития);
  • в криминологии, государственной защите;
  • прогностическая диагностика физиологических и психологических заболеваний человека задолго до появления конкретной симптоматики (медицины);
  • диагностика и лечение (нетрадиционные методы, медицина);
  • Мечты: перспективный предмет психодиагностики, на материале их изучения и использования в работе соответствующих исследований могут быть созданы простые, высоко валидные и надежные методики для быстрого выявления и определения психологических состояний, личностных черт и личностных проблем.

Наиболее значимой перспективой представляется изучение психологических структур бессознательного человека с помощью снов в связи с главной задачей психологии — открытием души; такое изучение и познание человека, которое откроет основные секреты его сознания, духовной сферы, феномена восприятия и психики.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Тактическая подготовка военнослужащих
  2. Психология рекламы, убеждающая сила рекламы
  3. Развитие личности в современных условиях
  4. Дисгармонии в структуре характера и личности человека
  5. Особенности познавательной деятельности при депрессиях
  6. Методы психологии стресса
  7. Психологическая коррекция аутизма
  8. Депрессия и тревога
  9. Исследование невербального общения на сцене
  10. Восприятие цвета детьми