Для связи в whatsapp +905441085890

Собственность и самоутверждение личности — Правовые категории собственности

Философия, в отличие от юриспруденции и политики, призвана проникнуть в суть феномена собственности, постичь его в самом общем виде, то есть понять идею собственности, проникнуть в ее сущность.

«Принцип собственности», заложенный историей в центр политической, социальной и экономической жизни мира, по своей природе довольно расплывчат — его суть сводится к правовым отношениям. Стремление найти внеправовые и доправовые, т.е. внеюридические (в смысле позитивного права) основания собственности всегда было присуще человеческому разуму. Согласно естественно-правовым взглядам Н. Н. Алексеев, происхождение института собственности сводил к тому первоначальному соглашению, заключенному между людьми в состоянии природы, в результате которого возник организованный порядок — позитивное право, публичная власть и государство. Люди согласились подчиняться властям по своему выбору, что привело к появлению государства; они также согласились уважать общие имущественные интересы друг друга, что привело к появлению гражданского порядка жизни общества, основой которого является личная собственность. Исторические знания говорят, что таких договоров не было и не могло быть в реальности. Более того, такими договорами невозможно что-либо объяснить, потому что для того, чтобы договориться, что является «моим», а что «твоим», нужно досконально понимать природу собственности. Не зря приверженцы естественного права и теории общественного договора, чувствуя неустойчивость своего положения, пытались найти другие внеправовые основания собственности, кроме договора. Дж. Локк, например, видел эту основу в труде, а Ж.Ж. Руссо — в насильственном присвоении, скажем, участка земли.

Обладание или владение чем-либо как собственностью предполагает физическую связь субъекта собственности с тем, чем он владеет. Но само имущество не обязательно является «вещью в руках». Это, прежде всего, право обладания вещью, а сама вещь, например, автомобиль, может быть украдена, т.е. она не находится во владении владельца, но является его собственностью по праву. Другими словами, собственность — это право, то есть специально установленный принцип признания позитивной возможности владения и распоряжения вещами конкретными лицами и защиты этой возможности от вмешательства других лиц (особенно преступников) в соответствии с правовыми нормами, действующими в конкретном обществе. «Для собственности как нынешнего существования индивида, для моего внутреннего замысла и воли недостаточно, чтобы что-то было моим; для этого необходимо вступить во владение этим. Само бытие, которое обретает такая воля, включает в себя познание других….. Внутренний акт моей воли, который говорит, что что-то является моим, должен быть признан и другими». Основы собственности лежат в институтах права, в законах, определяющих сущность собственности и ее отличительные характеристики в каждом государстве. «В государствах нового времени регулирование собственности — это ось, вокруг которой вращается все законодательство, и с которой так или иначе соотносится большинство прав граждан».

Таким образом, собственность — это право каждого человека на владение, пользование и распоряжение законно приобретенными им благами.

Собственность и самоутверждение личности

Правовые категории собственности

Определение доправовых основ собственности лучше всего ограничить базовыми категориями права, принятыми каждым правовым институтом. Существует четыре таких правовых категории — правовой субъект, правовой объект, правовое содержание, правовое отношение. Невозможно представить себе институт собственности, не отталкиваясь от человека, который является собственником. Невозможно думать о собственности без наличия объекта, на который эта собственность распространяется. Невозможно думать об институте собственности, не предполагая некоторого отношения субъекта собственности к объекту собственности. Наконец, нельзя считать, что отношение собственника к объекту собственности не влияет на правоотношения других лиц и не предполагает их. Позитивное право как необходимая основа установленной собственности предполагает существование определенного «кто» (субъект), определенного «что» (объект), определенного отношения к обществу (правоотношения).

Когда субъект приобретает право владения и распоряжения имуществом, это создает для него новую сферу свободы: он может распоряжаться имуществом самыми разными способами. Человек осуществляет право быть свободным собственником имущества, вкладывая в это имущество свою рабочую силу, тем самым сообщая ему свою цель, свое определение и свою душу — через свой труд, через творческую энергию своей души. Его воля обретает новую форму существования — собственность служит его целям.

Следовательно, собственность формирует новую реальность, она придает новое бытие воле субъекта. Это необходимо для его жизни — субъект вкладывает умственные и физические силы в свою собственность с надеждой на ее «отдачу», то есть на то, что собственность будет удовлетворять его жизненные потребности и цели, участвовать в реализации смысла его жизни. Справедливость требует, чтобы каждый человек имел собственность, потому что каждый субъект уже самим фактом своего рождения и жизни вписан в контекст социального бытия, в систему правовых отношений. Это никоим образом не означает, что равенство собственности необходимо или значимо. Люди не равны от природы или в силу своих особенностей; они равны только как юридические лица перед законом. В таком случае речь идет не о равенстве, а о равенстве прав.

Объектом собственности являются все те рукотворные или данные природой предметы материального или духовного порядка, в которых человек нуждается, но которые существуют в относительно ограниченном количестве и поэтому не могут быть приравнены, например, к воздуху (пока (!) его хватает всем на планете, и никто не пытается разделить и присвоить его в качестве личной или общественной собственности).

В истории человечества всегда существовало два способа приобретения собственности — насильственное присвоение (например, участка земли) или возделывание объекта. К приобретению собственности человека побудила потребность в чем-то, что было доступно только в ограниченном количестве и что каким-то образом нужно было разделить, захватить. Редкость, ценность и необходимость вещи составляют основу интереса к собственности.

Принадлежность в смысле обладания — это нечто принципиально иное, чем вещи, составляющие «части» нас самих, например, руки и ноги. Так, известный французский историк и политик А. Тьер писал: «Давайте посмотрим на себя и на то, что нам близко. Я чувствую, я думаю, я желаю: эти чувства, эти мысли, эти возбуждения — все они принадлежат мне. Первое, чем я владею, — это я сам. Теперь давайте продолжим из моего внутреннего мира, из центра моего «я». Мои руки, мои ноги — разве они не мои, без всякого спора или сомнения. Итак, вот первый вид собственности: я сам, мои способности, физические или интеллектуальные, мои ноги, мои руки, мои глаза, мой мозг, короче говоря, мое тело и моя душа.

Содержание института собственности

Содержание института собственности определяется понятиями владения, пользования и распоряжения, которые субъект имеет в отношении объекта. Это не фактическое владение, пользование и распоряжение, а право, то есть юридически санкционированная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться, которая признается не только самим субъектом собственности, но и обществом, в котором он живет. По этой причине собственность функционирует как форма социальных отношений.

Общие и частные общественные отношения имеют место в различных сферах жизни, мы наблюдаем их, например, в экономике, которая неотделима от правовых отношений. Таким образом, заключение договора между людьми является типичным примером частного или коммунального правоотношения. Собственность также является типичным примером правовых отношений. Человек, имеющий право собственности на что-либо, кусок земли, дом и т.д., считает, что любой другой человек или общество в целом должны воздерживаться от вмешательства в его власть над тем, чем он владеет. Собственность, таким образом, не является чисто индивидуальным отношением гражданина к вещи или через посредство этой вещи к другому лицу, например, к покупателю. Если человек, который, подобно Робинзону, живет на необитаемом острове, рассматривает свою собственность как собственность, он может представить себе только неограниченное число любых лиц, которые обязаны уважать его право не вмешиваться в нее, соглашаться на владение и распоряжение принадлежащими ему предметами. Но пока на необитаемом острове нет общества, нет и правовых отношений. Поэтому в данном случае нет смысла говорить о собственности в собственном смысле слова.

Собственность выступает как социальное явление не в том смысле, что она предполагает реальное существование по крайней мере некоторых людей, а в том более глубоком смысле, что сама идея собственности логически предполагает наличие определенных социальных отношений, без которых немыслима ни идея собственности, ни существование последней.

Собственность предполагает момент публично-правового ограничения, то есть подразумевает ряд социальных обязательств, которые общество возлагает на собственника, поскольку не может мириться с очевидным злоупотреблением правом собственности, наносящим ущерб интересам общества, или невыполнением возложенных на собственника обязательств. В то же время государство может вмешиваться в права собственника, ограничивать его свободу и даже лишать его этого права, например, в случае загрязнения окружающей среды.

Когда мы говорим о разнообразии форм собственности, мы имеем в виду довольно привычные вещи. Кто не знает, что такое личная собственность? Это все, что принадлежит мне как личности — моя одежда, моя обувь, мой портфель, мой стол и т.д. Уже упоминалось, что человек владеет как своим физическим, так и духовным началом. Это то, на что никто не может претендовать как на общую собственность, даже в общественном достоянии. B Частная собственность — это моя личная воля — я как физическое лицо владею, пользуюсь и распоряжаюсь этой собственностью, например, своей одеждой, обувью, книгами, пишущей машинкой и т.д. Частная собственность — это все, что принадлежит семье, например — это семейная частная собственность. Частная собственность также может быть собственностью группы владельцев, включая компанию. Большая часть собственности является государственной, то есть принадлежит государству. Это то, что принадлежит всем в целом и никому в частности, как это было во времена советской власти, да и сейчас, например, земля в основном остается общественной, т.е. государственной, собственностью.

Самоутверждение личности как социально-психологический феномен

Одной из основных потребностей человека является потребность в самоутверждении — это желание реализовать себя, достичь определенных результатов в деятельности, поведении, взаимодействии с другими людьми и на этой основе увидеть себя на определенном уровне в своих глазах и мнении окружающих. Самоутверждение, человек проявляет себя, свое «Я», свою индивидуальность и утверждает себя как личность, произвольно и целенаправленно.

Самоутверждение — это атрибутивная характеристика человека. Человек постоянно утверждает себя, и по мере расширения сфер взаимодействия с окружающей средой развиваются его сознание, способности, черты характера. В то же время в социальном самоутверждении личность от этапа к этапу поднимается ко все более значимым социальным ролям.

Через самоутверждение человек сознательно проявляет себя, свой потенциал. В.Н. Мяшев отмечал, что личность наиболее полно раскрывается в том, что для нее важно, значимо, к чему она стремится особенно сильно и настойчиво. Поэтому, чем более целенаправленно и полно молодой специалист проявляет и утверждает себя в профессиональной сфере, тем больших результатов он в ней достигнет. Чем энергичнее специалист борется за реализацию своего профессионального самоутверждения, тем выше он поднимается в своем профессиональном развитии, профессиональной зрелости, профессиональном карьерном росте.

Стремление человека к самоутверждению является стимулом для его развития и саморазвития, а стремление к профессиональному самоутверждению — одним из факторов его профессионального становления и совершенствования.

Феномен самоутверждения рассматривается в психологии как социально-психологическое явление, которое обусловлено, с одной стороны, характеристиками социальной среды, деятельности, а с другой — индивидуально-личностными особенностями человека.

Суть самоутверждения заключается в самовыражении, самопроявлении индивидуальности в процессе взаимодействия с окружающей средой и выполнения деятельности.

Человеческое самоутверждение, в том числе и профессиональное, зависит не только и даже не столько от обстоятельств и решаемых задач, сколько от индивидуальных особенностей, личностных детерминант. Поэтому в одних и тех же условиях люди по-разному проявляют и утверждают себя и свои способности. Это объясняется тем, что непосредственным регулятором поведения и действий человека является его психика. Непосредственные психологические механизмы поведения самоутверждающегося человека лежат в нем самом, хотя и связаны с особенностями среды и деятельности, которые определяют его поведение, действия, поступки и установки.

Выделяют следующие основные сферы профессионального самоутверждения специалиста: социально-ролевая, профессионально-профессиональная деятельность и социально-психологическая (система неформальных отношений в коллективе).

Самоутверждение личности — это постоянно идущий процесс, в котором есть — и это в полной мере относится к профессиональному самоутверждению молодого специалиста — три фазы: Подготовительный, основной (выполнение) и заключительный этап.

Основным содержанием подготовительного этапа является личностное самоопределение: осознание необходимости самоутверждения и самореализации, выработка собственной позиции, отношения к окружающей действительности, постановка целей деятельности и поведения, определение своего места в официальной и неофициальной структурах коллектива, конкретизация действий, поведения, способов и средств реализации поставленных целей.

Самоопределение

Самоопределение — это важная грань, сторона и этап самоутверждения человека, который во многом определяет его содержательные и процессуально-инструментальные характеристики. Например, самоопределение профессионала может быть правильным или неправильным, разносторонним или односторонним, полным или неполным, оно может быть коллективистским или индивидуалистическим, альтруистическим или эгоистическим и т.д. Все это определяет соответствующее самоопределение человека и его успешность.

При самоопределении человек обычно оценивает свои способности и соотносит их с оценкой тех же параметров у других членов коллектива в системе следующих координат:

1) кто выше его и кто ниже его в системе профессиональных, социально-профессиональных и социально-психологических ролевых и статусных позиций;
2) кто впереди, а кто позади, и кто на своем уровне в достижении производственных, научных, образовательных, спортивных и других результатов и получении соответствующих преимуществ;
3) кто ближе к нему, а кто дальше в плане профессиональных, моральных и других ценностей, ориентаций, точек зрения, мнений и т.д.

Определив себя в этих трех системах оценки, личность осуществляет свое принуждение, в том числе и профессиональное.

Кроме того, на особенности самоутверждения человека существенно влияет его самооценка и то, как он соотносит эту самооценку с оценкой, сделанной по тем же параметрам, способностей тех, кто находится выше и ниже, впереди и позади, ближе и дальше.

Очевидно, что все эти оценки могут оказаться валидными и верными у человека в разной степени, и поэтому его самоуверенное поведение может в разной степени соответствовать возможностям личности и требованиям, ожиданиям среды.

Многие исследователи, не без оснований, рассматривают самоутверждение как активный процесс целенаправленного взаимодействия человека с ближайшим окружением и считают, что оно особенно ярко выражено у подростков и юношей. Это объясняется периодом активного формирования личности, ее включенностью в трудовые, политические и другие социально значимые отношения, стремлением проявить свою индивидуальность и добиться признания окружающих, найти свое место в жизни. Кроме того, самоутверждающее поведение в этом возрасте не всегда осуществляется правильно, на прочной нравственной основе, во многом из-за недостаточного развития, формирования личности, ее сознания, а иногда и деформации некоторых психических функций.

В. А. Сухомлинский отмечал, что «бахвальство юношеским непослушанием, хитроумный поиск способов заслужить похвалу товарищей, игнорирование требований, обязанностей, дисциплины — вся эта громада «духа сопротивления» есть не что иное, как отсутствие прочного фундамента процесса самоутверждения — богатой идейной жизни».

В житейской психологии самоутверждение считается одной из основных социальных потребностей, а значит, важным условием и фактором развития личности. Подчеркивается, что потребность в самоутверждении может функционировать и как самоцель, и как обобщенное выражение других потребностей.

Выделяют четыре группы индивидуальных потребностей в самоутверждении:

1) в достижении определенных результатов в деятельности и утверждении на этой основе своей общественной и личной значимости, признания, уважения, доверия окружающих;
2) в общении, в выполнении определенных социальных, социально-психологических ролевых функций в среде социального контакта, в принадлежности к коллективу, в стремлении быть ему полезным;
3) в потребностях престижно-личностного плана: добиться определенного авторитета среди окружения, сотрудников, старших, приобрести известность, удовлетворить свое честолюбие, самолюбие, потребность принадлежать;

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия в современном мире
  2. Философия духа Гегеля
  3. Психоаналитическая антропология
  4. Индийские школы и наставники
  5. Научно-техническая революция, ее сущность и основные черты
  6. Н.Г. Чернышевский. «Антропологический принцип в философии» — Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского
  7. Философские идеи Аристотеля и их место в истории философии
  8. Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов
  9. Научная картина мира хх-ххi столетий
  10. Религиозно-философское “Возрожденчество” в философии зарубежного востока XX века