Для связи в whatsapp +905441085890

Социализация личности в философии — Специфика философского подхода к пониманию и изучению человека

Изучение человека — основа философии и всех ее составляющих: Онтология, гносеология, антропология, аксиология и др. Для того чтобы начать познавать окружающий мир (гносеология), строить его онтологическую картину (онтология) и оценивать его (аксиология), человек должен прежде всего признать свой статус из окружающей действительности, признать себя.

Вопрос «Что такое человек?» задается не только в философии. Конкретные науки, непосредственно связанные с изучением человека (биология, психология, анатомия, медицина и т.д.), также занимаются этим вопросом. Каждый из них, в соответствии со своей задачей, изучает различные аспекты человека. Философия, с другой стороны, подходит к изучению человека как целостного явления.

Особенность философского знания заключается в том, что оно не только раскрывает вопрос о целостности человека, но и, прежде всего, фокусируется на пути исследований, направленных на познание его сущности. Философию интересует не столько отличие человека от других сущностей (например, от животного мира), сколько то, что он есть в себе. Сущностная подстройка философского познания заставляет человека мыслить с точки зрения его конечных оснований и причин (по Аристотелю), с точки зрения его идеи (по Платону), с точки зрения его «существенных сил» (по Марксу) и так далее.

Философские знания всегда связаны не с конкретными событиями, не с эмпиризмом бытия, а с его обобщением, с идеей, с существом бытия. Следовательно, в философии человек предстаёт не как конкретный субъект (в познании как объекта), а как абстрактное представление о человеке в его общих и сущностных качествах.

Философия представляет человека только в его всесторонних отношениях с миром природы и обществом. Отношения происходят в разных направлениях: Труд, материальное производство, политика, искусство и т.д. Через деятельность он входит в мир, наделяет его своей субъективностью, оживляет и одухотворяет его. В диалоге с миром окружающая среда также влияет на человека, формирует и формирует его содержание и сущность. Философское понимание (в отличие от научного) снимает острую границу между миром и человеком, появляется образ мира в человеке и человека в мире, мир воспринимается как открытый. Другими словами, по мере того, как меняется мир, меняется и человек, и наоборот. Человек — это неполное творение, всегда развивающееся, но ограниченное во времени и пространстве. Вечное и постоянное стремление человека к совершенству через отражение и изменение мира делает его творческим существом. Это его сущность. Термин «человек» охватывает несколько аспектов:

  1. Человек — это особая человеческая форма жизни, отличная от животной;
  2. Человек — это реальная личность, существующая в определенной культуре и цивилизации;
  3. Человек — это определенный идеальный образец, стандарт человеческого существования и развития. Применение этого эталона к реальным фактам жизни людей позволяет нам оценить их как человеческие или нечеловеческие;
  4. Человек — это абстрактный субъект, олицетворение абстрактной схемы человеческой деятельности.
Социализация личности в философии -  Специфика философского подхода к пониманию и изучению человека

Специфика философского подхода к пониманию и изучению человека

Человек — биологическое, духовное и социальное существо. Нет смысла абсолютизировать какой-либо из этих аспектов в определении человека, ибо он является целостной системой, качественная уникальность которой определяется взаимодействием всех этих компонентов. Как общее понятие, человек является биосоциальным существом1 , суть которого заключается в его отношении к миру, что подчеркивает его супробиологический характер. Отношение к миру всегда вытекает из взаимозависимости основных аспектов человека. В мотивационной цепочке деятельности потребность выступает как исходный импульс, а работа — как средство удовлетворения потребностей и как предпосылка возникновения новых потребностей. Потребности можно разделить на три основные группы: жизненные (биологические), социальные и духовные. Более того, в отличие от животных, жизненные потребности человека приобретают социальный колорит и «гуманизируются».

Проблема человека стала центральной для ряда философских и религиозных течений. Термин «философская антропология» был присвоен философскому течению, основанному Максом Шелером. «Философская антропология — это отрасль философии, которая изучает человека как особый вид бытия, понимает проблемы природы человека и его бытия, анализирует способы существования человека и указывает на возможности антропоцентрического взгляда на мир». Антропология — это наука о человеке, а антропогенез — одна из ее глав.

Антропогенез , происхождение человека, процесс его эволюционного развития. Теория антропогенеза основана на С. Дарвиновская гипотеза об обезьяне (от латинского «simia» — обезьяна) о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны. Процесс перехода от обезьяны к человеку, гоминизация (от латинского homo — человек), был длительным и сложным. Она включала в себя развитие эрекции и мозга, адаптацию руки к трудовой деятельности, появление артикуляционной речи и др. Инструментальное производство также сыграло важную роль в антропогенной эволюции обезьян. Трудовая теория антропогенеза была изложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе трансформации обезьяны в человека» (1896). Появление человека считается важнейшим событием четвертичного (антропогенного) периода, хотя оно могло произойти намного раньше.

Считается, что эволюционная родословная гоминидов (человека) отделилась от общего племени с приматами 7-8 млн. лет назад, а старейшие представители рода Homo (Homo sapiens) появились не позднее 2 млн. лет назад. Обычно выделяются четыре стадии эволюции человека: Австралопитекины, архантропы, палеоантропы и неоантропы. Каждая из них характеризуется своими морфологическими особенностями и археологической культурой.

Питекантропы (обезьяны) изначально считались переходным звеном между человеком и обезьянами (точнее, их древним гуманоидным предком). Они ходили на двух ногах, но имели примитивный череп, а объем их мозга был в 1,5 раза меньше, чем у современных людей. Однако возраст этой группы гоминидов не превышал 1,6 млн. лет. В настоящее время аустралопитекины признаны в качестве переходного члена и одного из первых шагов в эволюции человека. Они также передвигались на двух ногах, что освобождало руки и создавало условия для трудовой деятельности, и отличалось от обезьян строением скелета и черепа. Самые древние австралопитеки Восточной Африки жили от 5 до 2,5 млн. лет назад, а последние находки датируются 6,5 млн. лет. Многие ученые считают, что наиболее развитые австралопитеки являются самыми ранними представителями рода Homo, при этом первые люди развиваются на рубеже 2,5 млн. -2 млн. на востоке и юге Африки. Их часто называют Homo habilis или Homo sapiens. Этот вид был способен изготавливать простые орудия труда (их считают создателями культуры Олдувай). Считается, что Homo habilis предшествовал древнейшим людям, архантропам (Pithecanthropus), в эволюции.

Объективистские и субъективистские концепции человека

Все историко-философские взгляды человека можно грубо разделить на две группы: объективистские и субъективистские.

Объективисты — это те, кто распознает человека, мир вокруг него и смысл всего существа из самого объекта, то есть из мира. Человек понимается как существо, находящееся в полной или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм Космоса, мирового духа, «мира идей» и сущностей, божественного провидения, природы, абсолютного духа, исторической необходимости, понимаемой фаталистически (Презократия, Платон, христианское богословие, Гегель и др.).

Субъективисты — те, в которых природа человека и мира известна от самого человека, от субъективного «я». Человек понимается как существо полностью или преимущественно автономное и свободное от объективных сфер и институтов. Субъективисты ищут причины всеобщего, индивидуального и всякого другого бытия в самых глубоких сферах индивидуальной внутренней жизни человека: в рациональной деятельности; в духовно-нравственных, бессознательных и иррациональных силах; в волевых импульсах и стремлениях (И. Фихте, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, фрейдизм и нео-фрейдизм, экзистенциализм и т. д.).

Причины биологической природы определяют индивидуальные и уникальные особенности человека: набор генов, полученных от родителей, уникален. Она несет в себе информацию, которая предопределяет развитие черт, присущих только конкретному человеку: Особенности темперамента, характера, черт лица и общего внешнего вида в целом. На органическом уровне она входит в естественный контекст явлений и зависит от природной необходимости, а на личностном уровне обращена к социальному существу, обществу, истории человечества, культуре.

Ограниченное рассмотрение человека в рамках биологических (особенно социобиологических, генетических и т.д.) или социологических (структуралистских) понятий часто приводит к упрощенной интерпретации связи биологического и социального в человеке.

Социобиология (биологизационный подход) пытается объяснить социальное действие человека на основе его эволюционных биологических и генетических характеристик.

В частности, Эд. Уилсон видит ключ к пониманию человека в молекулярной генетике и настаивает на генетическом детерминировании. Он называет этот подход новым натурализмом и пытается использовать его для решения сложных политических и социальных проблем, таких как индивидуальная свобода воли и ответственности, равные права женщин, преодоление экологического кризиса и предотвращение термоядерной войны. Гипертрофия генетических факторов и селекционных возможностей, характерных для социальной биологии и социал-дарвинизма, имеет в качестве предпосылки деградацию социального элемента в человеке.

Социологические концепции абсолютизируют важность социальных отношений и соответствующих социологических методов изучения человека. Таким образом, структуралисты (видный представитель М. Фуко) «вычитают» человека из социальных структур. Для них нет проблем с творчеством, мировоззрением, этикой, личной свободой и ответственностью. Остаются только обезличенные туши структур, которые не зависят от своих создателей. Общество представлено как совокупность эквивалентных сфер, каждая из которых имеет свою особую структуру как вариант единой психической системы.

Религиозный подход

Теория ролей личности является влиятельным течением в современной философии. Школа структурно-функционального анализа и социального действия (Т. Парсонс) рассматривает личность как «актера», выполняющего несколько социальных ролей.

Оба понятия — биологизация и социологизация — страдают от односторонности. Первый абсолютизирует биологическое начало, второй превращает человека в абстрактную социологическую схему.

Как же тогда биологическое и социальное происхождение человека объединяются в человеке? Человек рождается как биосоциальная единица. То есть он приходит в мир с неразвитыми анатомо-физиологическими системами, которые в дальнейшем формируются в условиях общества, то есть генетически задуманы как человек. Механизм наследственности, определяющий биологический аспект человека, включает в себя его социальное существо. Наследственность дает ребенку не только биологические характеристики и инстинкты. Сначала кажется, что у него есть особая способность подражать взрослым — их действиям, звукам и т.д. У него есть любопытство, и это уже социальное качество. Он способен на волнение, страх и радость; его улыбка имеет врожденный характер.

Религиозный подход основан на вере и традициях и, как правило, не нуждается в дополнительном подтверждении собственной правоты.

Креационизм (лат. Creatio — креатио, творение) — религиозная концепция, согласно которой человек был создан сверхъестественным актом творения высшим существом, Богом или несколькими богами. Религиозное мировоззрение является старейшим, засвидетельствованным в письменной традиции. В некоторых культурах примитивные племена обычно выбирали в качестве предков различных животных: Делавары считали орла своим предком, индейцы Осадж — улиткой, а айны и папуаны залива Морсби — собакой, а древние датчане и шведы — медведем. Некоторые народы, такие как малайцы и тибетцы, считали, что человек произошел от обезьяны. Напротив, южные арабы, древние мексиканцы и негры побережья Лоанго считали, что обезьяны — это дикари, которые были разгневаны богами. Конкретный способ создания человека сильно варьируется в зависимости от разных религий. Согласно некоторым религиям, люди рождались сами по себе; согласно другим, боги сотворили их из глины, из дыхания, из тростника, из собственного тела и с помощью мысли.

Основные взгляды на общество, природу его существования и развития в идеологических терминах основываются на том или ином решении главного вопроса философии по отношению к социальной реальности. В этом отношении обычно различают две основные концепции: идеалистическую и материалистическую.

Идеалистическая концепция уже давно доминирует во взглядах на социальную жизнь и историю общества и продолжает доминировать и сегодня. Идеалистическая концепция основана на предположении, что определяющей ролью в обществе является духовное начало. Это начало считалось либо Богом, мировым духом и т.д., либо сознанием человека. Таким образом, объективный идеалист Гегель считал, что вся история — это лишь внешнее проявление абсолютной идеи; высшей формой проявления абсолютной идеи в обществе является прусская монархия. В другом случае мы сталкиваемся с тезисом, что «мнения правят миром». Личности французского движения Просвещения, которые считали, что главная основа и причина перемен в обществе — в идеях и в борьбе мнений, настаивали на том, что для того, чтобы изменить общество в прогрессивном направлении, необходимо просвещать людей, внедрять в их сознание идеи добра, истины, справедливости и т.д. Позитивисты 19 века говорили, что идеи правят миром.

Экзистенциальный подход

Задача экзистенциализма — помочь человеку выйти из духовного кризиса, признаками которого являются беспокойство, чувство вины, «экзистенциальный гнев», скука и так далее. Мыслители видят выход в экзистенциализме, который человек понимает в пограничных ситуациях.

По мнению этих философов, существование человека не может предшествовать существованию, через которое человек понимает смысл своего бытия.

В процессе понимания себя как экзистенциального человек обретает свободу; он должен постоянно делать себя человеком, его существо постоянно подвергает сомнению себя, и он «должен быть таким, какой он есть», а не «просто быть».

Приверженцы экзистенциального подхода считают, что действительное существо — это не целостность и полнота, а бесконечный процесс, движение, постижение смысла. Целостность как цель бытия недостижима, потому что человек конечен.

Это приводит к выводу, что экзистенциальное понятие человека отделяет понятия «собственное» и «целостное». Человек имеет право не на достижение целостности, а только на ее достижение. Смысл человеческого существования заключается в движении, в самосовершенствовании, в незавершенности.

Таким образом, в философии конца девятнадцатого и начала двадцатого веков возникает новое понимание человека. Человек не является элементом, проявлением существа вне его, существо не является существенным, оно формируется в процессе жизни индивидуума. Целостность бытия — это продукт деятельности человека, а не предпосылка его бытия. Как следствие, собственное действует как путь, как путь, как стремление к целостности, как преодоление существующего существа.

Историко-философский анализ человеческих понятий позволяет выделить два основных подхода к пониманию природы полноты человеческого существования: существенный и экзистенциальный. При существенном подходе, человеческая сущность происходит от абсолютного, трансцендентного существа. Такой подход воспринимает целостность человеческого существования как нечто данное, данное человеку.

Экзистенциальный подход требует, чтобы мы рассматривали сущность человека как его индивидуальность, которая не стандартизирована. Сущность несводима к внешним элементам мира. При таком подходе невозможно установить целостность человека как внешнего абсолютного, как полноту.

Различные представления о человеке имеют разные подходы к отношению к внутреннему и интегральному существу. Существенные концепции понимают холистическое существо как неотъемлемую часть человека. Экзистенциальные концепции, с другой стороны, утверждают внутреннюю как попытку преодолеть незавершенность человека через его собственное существование.

Для каждого человека, его собственное существование является самым очевидным фактом. Не менее сложны вопросы о природе человека, его сущности, происхождении, назначении, смысле жизни и т.д. Мыслители разных эпох по-разному отвечали на эти вопросы. По сей день нет единого мнения по этим вопросам. Тем не менее, большинство согласны с тем, что человек является уникальным, таинственным существом, которое является чрезвычайно сложным в своих многочисленных проявлениях.

В настоящее время накоплен большой объем знаний о самых разнообразных аспектах существования человека в мире. Попытки понять человека в его целостной многомерности далеки от завершения. Возможно, можно лишь очертить контуры этой сложной многомерности человека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные понятия эстетического компонента духовной жизни общества
  2. Философия науки и техники
  3. Общая характеристика, основные этапы и особенности античной философии
  4. Необходимость и случайность
  5. Человек в философии и культуре Древнего Востока
  6. Что такое предмет философии
  7. Философское понятие культуры
  8. Герберт Спенсер, английский философ, основатель органической школы в социологии
  9. Философия всеединства В. С. Соловьева
  10. Философия нового времени: Рене Декарт