Для связи в whatsapp +905441085890

Социальная философия и альтернативные варианты развития человечества — Специфика и методология социальной философии

Социальная философия — важнейшая область философского знания, которая, помимо всего прочего, становится все более актуальной в современном обществе, ищущем прогрессивные пути развития. Социальная философия приобретает все большее значение, хотя понимание социальных процессов в общественной жизни всегда было важно, по крайней мере, для прогрессивно настроенных людей.

Все задачи, поставленные во введении, раскрыты в основной части работы. Жизнь общества чрезвычайно богата различными событиями. Она очень сложная, с многочисленными связями между социальными явлениями, которые динамичны и противоречивы по своей природе. Ни одна наука не в состоянии выразить все богатство и сложность социальной жизни. Социальная философия также не ставит перед собой такой цели. Однако, воспроизводя ту или иную идеальную модель развития общества и отдельных его сторон, социальная философия вносит вклад в понимание природы различных социальных явлений, их места и роли в обществе, раскрывает основные прямые и обратные связи между этими явлениями как элементами социальной системы. В конечном итоге она дает целостную картину существования общества, показывает основные механизмы взаимодействия его сторон, тенденции и закономерности его развития. В этом выражается основное содержание концепций многих традиционных и современных течений и школ социальной философии. Желательно, конечно, чтобы содержание концепций социальной философии как можно глубже отражало реальные социальные процессы, что способствовало бы их более глубокому пониманию. Важно, чтобы развитие общества не шло самотеком, а осуществлялось целенаправленно и в интересах всех людей. А это требует, прежде всего, чтобы его деятельность была как можно менее спонтанной и как можно более осознанной, чтобы она была осмысленной на уровне понимания проблем общества в целом. Это особенно важно для деятельности государственных органов, которые призваны целенаправленно организовывать практическое решение социальных проблем и тем самым находить оптимальные пути развития общества. Во всем мире люди стараются решать проблемы своей общественной жизни более осмысленно, учитывая не только сиюминутные, но и долгосрочные интересы, от которых зависит и решение их личных проблем. Важно, чтобы они осознавали как ближайшие, так и долгосрочные последствия своих действий, чтобы они могли изменить их в своих интересах. Здесь могут быть полезны соответствующие философские и методологические положения социальной философии. Указывая на социальную значимость различных форм деятельности и их роль в самоутверждении человека в обществе, на природу самого общества, динамику факторов его развития, социальная философия помогает людям осознать ближайшие и отдаленные последствия своих действий для себя и других людей, социальных групп, а возможно, и для всего общества.

Таким образом, социальная философия имеет дело с изменяющейся средой — обществом, на которое влияет множество факторов — индивидуальные, материальные, объективные, субъективные, чувства, разум, сознательное и бессознательное и другие. Поэтому исследование является очень сложным. В то же время социальная философия должна рассматривать общество с разных сторон и использовать разнообразные теоретические модели познания для достижения более объективного результата.

Социальная философия и альтернативные варианты развития человечества

Специфика и методология социальной философии

История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о том, что она собой представляет — мировоззрение, науку, идеологию, искусство? Часто под философией понимают учение человека о мире (например, античная философия, философия Гегеля и т.д.). Термин философия часто относится к методологическим принципам, лежащим в основе какой-либо науки, области знания (например, философия истории, философия математики и т.д.).

Еще сложнее дать определение социальной философии, поскольку эта область знаний напрямую касается интересов людей, их понимания мира и себя в этом мире. Социальная философия берет свое начало в античности. Его возникновение связано с именами Сократа и Платона, которые первыми поставили перед собой задачу философски осмыслить общество и его отдельные сферы.

Что касается философии истории, то начало ей в Европе положил Августин Аврелий (IV век н.э.) своим знаменитым трудом «О граде Божьем». Августиновская интерпретация процесса истории преобладала в европейской философии вплоть до XVIII века. Век. Но формирование социальной философии как отдельной отрасли знания относится к середине XIX века. В это время происходит становление социологии и психологии. Ученые отказываются от «умозрительного», основанного только на размышлениях, спекулятивного знания о мире в пользу экспериментального, рационального знания. Они подчеркивают активную роль человека, который постиг тайны Вселенной не путем метафизических рассуждений, оторванных от реальной жизни, а с помощью точных научных методов.

Прошедшие с тех пор полтора века не внесли ясности в проблему природы как философии в целом, так и социальной философии в частности.

По сей день в литературе нет единого мнения относительно определения социальной философии и ее предмета. Более того, в научном мире нет даже единого понимания одной из основных категорий — «социальное», хотя предметом социальной философии является социальная жизнь и социальные процессы. В литературе термин «социальный» используется в различных значениях. Пожалуй, самым распространенным определением является определение П.А. Сорокина, по мнению многих, самого выдающегося социолога первой половины двадцатого века. «Социальный феномен — это мир понятий, мир логического (научного — в строгом смысле слова) бытия, полученного в процессе взаимодействия (коллективного опыта) человеческих индивидов», — писал этот американский ученый.

Рассмотрим определения социальной философии. Одним из самых известных определений является следующее: «Социальная философия призвана ответить на вопрос, как вообще возможно сознательное упорядочивание людьми своих отношений в обществе, какие способы и средства построения общественных отношений возникали и продолжают возникать в различные исторические эпохи до них, каков был и есть характер объективных препятствий, с которыми сталкиваются люди, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются на практике, насколько адекватно эта проблема отражалась философскими системами и идеологическими конструкциями прошлого и настоящего».

Мы не будем анализировать столь сложное определение (толкование слова), очевидно, что оно может быть весьма полезным для ученого-теоретика, а попытаемся найти более простое определение: «Социальная философия — это система научных знаний о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия общественных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса общественной жизни».

Автором другого определения является известный отечественный исследователь В.С. Барулин. Он считает, что «социальная философия изучает законы, по которым в обществе формируются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их взаимоотношения и роль в обществе».

Три стороны социального познания (онтологическая, эпистемологическая и аксиологическая)

В социальном познании можно выделить следующие стороны: онтологическую, эпистемологическую и ценностную (аксиологическую).

Онтологическая сторона социального познания касается объяснения природы общества, закономерностей и тенденций функционирования и развития. В то же время это касается и такого субъекта социальной жизни, как человек. Особенно в том аспекте, где он вовлечен в систему социальных отношений.

Вопрос о сущности человеческого существования рассматривался в истории философии с разных точек зрения. В качестве основы бытия общества и человеческой деятельности различные авторы брали такие факторы, как идея справедливости (Платон), божественное провидение (Аврелий Августин), абсолютный разум (Г. Гегель), экономический фактор (К. Маркс), борьба «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти» (Эрос и Танатос) (З. Фрейд), «социальный характер» (Э. Фромм), географическая среда (Шарль Монтескье, П. Чаадаев) и др.

Было бы неправильно считать, что развитие социального знания не влияет на развитие общества. При рассмотрении этого вопроса важно увидеть диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания, ведущую роль основных объективных факторов в развитии общества.

К основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, следует отнести, прежде всего, уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Не только отдельный человек, но и все человечество, прежде чем приступить к познанию, должно удовлетворить свои первичные, материальные потребности. Те или иные социальные, политические и идеологические структуры также возникают только на определенной экономической основе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в условиях примитивной экономики.

Эпистемологическая сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, в частности, с вопросом, способно ли оно сформулировать свои собственные законы и категории, есть ли они у него вообще? Другими словами, может ли социальное познание претендовать на истину и иметь статус науки?

Ответ на этот вопрос зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, от того, признает ли он объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и в познании в целом, онтология в социальном познании во многом определяет гносеологию.

Гносеологическая сторона социального познания предполагает решение следующих задач:

  • Как осуществляется познание социальных явлений;
  • Каковы возможности их познания и каковы пределы познания;
  • Какова роль социальной практики в социальном познании и каково значение личного опыта познающего субъекта;
  • Какова роль различных видов социологических исследований и социальных экспериментов.

Аксиологическая сторона познания играет важную роль, поскольку социальное познание, как никакое другое, связано с определенными образцами ценностей, предпочтений и интересов субъектов. Ценностный подход проявляется уже в выборе объекта исследования. При этом исследователь старается представить продукт своей познавательной деятельности — знание, образ реальности — максимально «очищенным» от всех субъективных, человеческих (в том числе оценочных) факторов. Разделение научной теории и аксиологии, истины и ценности привело к тому, что проблема истины, связанная с вопросом «почему», оказалась отделенной от проблемы ценностей, связанной с вопросом «для чего». В результате возникло абсолютное противостояние между научным знанием и гуманитарными науками. Мы должны признать, что ценностные ориентации функционируют в социальном познании более сложным образом, чем в естественнонаучном познании.

Трудности изучения общества как системы и как процесса

Человеческая история в своем реальном осуществлении — сложный и многоплановый процесс. В ней действуют самые различные силы и факторы. Она протекает в разное социальное время и проявляется в различных культурах и цивилизациях. На человеческую историю и социальную жизнь влияют и географическая среда, и производительные силы общества, и уровень технического развития, и господствующие идеологические, этические и другие ценности. Все эти многообразные факторы тесно между собой взаимосвязаны. Следует также иметь в виду, что история — это всегда деятельность людей, наделенных сознанием, волей, со своими интересами и потребностями. Именно человек с его разумом и страстями, мыслями и желаниями является одновременно автором и актером своей собственной исторической драмы. На деятельность отдельной личности оказывают влияние многие факторы, и поэтому ее результаты получаются часто совсем иными, чем преследовал человек. Тем более это касается деятельности и целей всего общества. Однако, несмотря на свою разнородность, историческое развитие носит в общем и целом объективный характер. Жизнедеятельность людей основана на необходимости удовлетворения их материальных потребностей и осуществления их объективных интересов. Люди не могут существовать без материальной деятельности, не занимаясь материальным производством. Это производство осуществляется на основе определенного уровня развития производительных сил, которые люди тоже не выбирают по доброй воле, ибо они достаются им от предшествующих поколений. Именно на базе этих производительных сил и складываются объективные производственные отношения, образующие материальный каркас человеческой истории. Объективность исторического процесса обусловлена, таким образом, наличием материальных предпосылок и условий жизнедеятельности людей и их объективными интересами, которые заставляют их действовать вполне определенным образом. Объективный характер исторического процесса и позволяет говорить о наличии законов в истории. Задача социальной философии и заключается в том, чтобы вскрыть и объяснить эти законы. С объективностью исторического процесса связано и его единство. История, конечно, многообразна и разнопланова. Но это не дает оснований отрицать то общее, что свойственно всем людям, выступающим одновременно и как субъекты, и как объекты истории. Каждое последующее поколение стоит на плечах предыдущего. При этом чем дальше, тем больше человеческая история выступает именно как всемирная история, как история единого человечества. Противоречивый характер человеческой истории, наличие и взаимодействие в ней самых разных объективных и субъективных факторов, ее единство и многообразие обусловливают неоднозначность и нелинейность исторического процесса, его вариативный характер. С этим связана и возможность реализации в истории различных моделей общества, утверждения различных его структур и способов функционирования. В каждый исторический период именно конкретная комбинация разнообразных факторов будет определять преимущественный способ, форму и содержание развития той или иной социальной структуры. Задача социальной философии заключается в том, чтобы среди массы фактов истории выявить главные, определяющие и показать закономерности и тенденции развития исторических событий и социальных систем. При этом социальная философия должна стремиться использовать разнообразные теоретические модели познания, рассматривать объект с разных сторон.

В целом можно сказать, что в обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; имеют значения, как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей, внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность в её изучении

Будущее человечества

Даль определяет общество как «собрание людей, связанных между собой как братья каким-то общим условием». Гражданское общество — это граждане государства … Дворянство, купечество — это части буржуазного общества … Общество портных, сапожников — это сообщество, бизнес … Сообщество 0 — это акции, общее благо или имущество, сообщество работников». Т. Гоббс определил социальную группу как часть общества: «Известное множество людей, объединенных общим делом или интересом». Из этих определений ясно, что основным принципом социальной жизни является принцип симбиоза, то есть принцип взаимного сотрудничества, взаимной поддержки и помощи. Поэтому Аристотель говорил, что все общение между людьми направлено на общее благо. С. Брант подтвердил это.

Проблема будущего занимала умы мыслителей еще на уровне примитивной философии. В религиозной философии будущее представлялось как вечная, блаженная жизнь праведников и спасенных грешников. Из этого следует, что в социальной памяти прочно укоренилось мнение, что только общество праведников имеет надежные перспективы на достойную жизнь в будущем, в то время как орды преступников погибнут на пути взаимного уничтожения. Это было эмпирически подтверждено смертями групп преступников, попавших в результате кораблекрушения на необитаемый остров.

Современный технический прогресс привел к тому, что вся наша Земля приобрела качество гигантского космического корабля, на котором жизнь находится в прямой зависимости не только от уровня материального производства, но и от уровня духовной культуры.

Научная философия может давать правдоподобные прогнозы на будущее только на основе экстраполяции известных закономерностей и тенденций жизни человечества в прошлом, особенно таких, как:

  1. в прошлом было бесчисленное множество природных, социальных и даже космических катастроф, после которых жизнь возрождалась и в целом продолжала идти по пути прогресса, то есть от худшего к лучшему. Это было достигнуто благодаря все более последовательному утверждению принципа симбиоза, как в отношениях с природой, так и в социальных отношениях. Например, в ледниковый период от 24 до 17 тысяч лет до нашей эры дикая охота и собирательство истощились в результате технического прогресса и частичного разрушения экосистемы, на которой паразитировал человек. Пришлось перейти к земледелию и животноводству, что повысило производительность труда в десятки и сотни раз. Таким образом, и сегодня экологические, демографические и другие глобальные проблемы могут быть решены путем устранения паразитических отношений и построения отношений взаимовыгодного сотрудничества.
  2. В прошлом варварские войны приводили к истреблению населения целых континентов и регионов. Но развитие мирового рынка и преодоление криминальных условий обеспечили общий рост населения и социальный прогресс.
  3. развитие и совершенствование системы социальной памяти в глобальном масштабе является огромным ресурсом для общественного прогресса. Накопление, сохранение и передача все более богатого опыта в принципе позволит решить все проблемы развития техносферы, определяющей жизнь общества.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Бертран Рассел, английский философ, логик
  2. Объективная истина и наука
  3. Управление и развитие
  4. В.И. Вернадский. Человек и ноосфера — Концепции эволюции биосферы. Отличие теории Вернадского от других теорий
  5. Культурный нигилизм философов-модернистов
  6. Основные понятия философии Ф. Ницше
  7. Схоластика и культура средних веков
  8. Основные антропологические идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена
  9. Понятие укладов общественной жизни
  10. Наука как форма специфической познавательной деятельности