Для связи в whatsapp +905441085890

Социальная форма движения материи и её специфика — Принципы классификации форм движения

В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: Это может быть «движение вообще», в соответствии с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия»; механическое движение, которое может иметь направление и отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т.д.

В диалектическом материализме движение — это объективный способ существования материи, ее абсолютный, неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать. Согласно этому мировоззрению, движение является абсолютным, а покой — относительным, потому что это движение в равновесии.


Ведь движение, как онтологическая основа бытия, постулирует ту же неуничтожимость и вечность, что и само бытие. Возникнув вместе с бытием, оно не прекращается, так что создать его вновь невозможно.
Релятивизм абсолютизирует движение, а элеаты вообще его отрицают. Законы диалектической логики строятся на основе понимания движения как чего-то большего, чем просто механический процесс.

Мир, в котором мы живем и частью которого мы являемся, — это материальный мир. В этом мире очевидно существование некой материи, движущейся материи. Однако проблемы взаимосвязи форм движения материи до сих пор не решены и не могут быть решены по одной причине: бесконечная сложность реального мира и его процессов приводит к бесконечности их распознавания. Невозможно установить «вечную» и «окончательную» классификацию форм движения. Хотя в прошлом веке Евгений Дюринг пытался это сделать. Предпринимается попытка уточнить положения учения Энгельса о формах движения и их классификации. Выдвигаются гипотезы о существовании доселе неизвестных форм движения — о существовании космологических.

Особое внимание в этой работе уделяется таким формам материи-движения, как пространство и время. Эти формы движения не могут существовать и не существуют сами по себе. Абстрагированные от материи в движении, они становятся пустыми понятиями, существующими только в нашем сознании. Именно такие пустые понятия философия и наука уже более двух тысяч лет принимают в качестве объективных форм. Согласно им, пространство и время — это отдельные, независимые, пустые формы, в которых находится, пребывает и размещается материя. Однако пространство и время существуют не сами по себе, а благодаря движению материи. Пространство и время — лишь характеристики, признаки этого движения. Первый характеризует форму расположения одного под другим, второй — форму порядка расположения одного под другим.

Движение не только не подразумевает существование материи, оно обязательно предполагает его. У материи нет другой формы существования, кроме движения, поскольку движение — единственная форма ее существования. Таким образом, движение и существование материи оказываются одним и тем же. Движение — это существование материи.

Взаимодействие — это первое, что приходит нам на ум, когда мы наблюдаем материю в движении. Мы наблюдаем множество форм движения: механическое движение, тепло, свет, электричество, магнетизм, химическое объединение и разложение, переходы агрегатных состояний, органическую жизнь, причем все они (если все же исключить органическую жизнь) сливаются друг с другом, взаимно обусловливают друг друга, а общее количество движения, при всех изменениях формы, остается неизменным.

Социальная форма движения материи и её специфика

Принципы классификации форм движения

Понятие «форма движения» столь же фундаментально, как и понятие «материя». В этой концепции четко проявляются следующие наиболее существенные свойства материи:

  • источником саморазвития любой формы движения материи является присущая ей противоречивость;
  • в основе каждой формы движения материи лежит определенный вид взаимодействия структурных элементов, которые в своей совокупности образуют материальный носитель
  • в каждой форме материи-движения существует самостоятельный и достаточно широкий круг объектов, процессов и явлений, который при других условиях такого положения не имеет
  • для каждой формы движения материи присуща качественная общность и однородность, определяющая ее внутреннее единство при самых разнообразных внешних проявлениях;
  • каждая форма движения материи подчиняется своим общим законам развития, т.е. имеет самостоятельную, единую сущность;
  • каждая форма движения материи находится в строго определенном отношении к соответствующему материальному носителю (своему субстрату), формой существования которого она является;
  • каждая форма материи-движения представлена соответствующими науками, которые имеют ее как самостоятельный объект и не разделяют с другими науками.

Из признаков «материи» следуют принципы классификации форм движения. Прежде всего, принцип развития не теряет своего значения в отношении анализа форм движения материи. Это позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции материальных систем в направлениях от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших механических процессов движения до процессов, происходящих в человеческом обществе.

Каждая последующая форма движения материи не только сохраняет в себе эквиваленты всех предшествующих стадий и развивается на их основе, но и в свою очередь обладает значительным ретроактивным эффектом. Здесь под движением понимается не какой-то конкретный его вид, а изменение в целом, которое происходит в различных формах и имеет внутренние источники движения.

Это обстоятельство заслуживает особого внимания. С одной стороны, изучение конкретных объектов, процессов и явлений материального мира тесно связано с вопросом о необратимости развития, или со «стрелой» времени, что предполагает, прежде всего, существенное ограничение степени обратного действия. С другой стороны, точно обратное влияние высшей формы движения на низшую происходит в рамках количественно-качественных изменений. Например, противоречия в социальной форме движения материи выделяются прежде всего количественными показателями. Это выражается в том, что проблемы между отдельными людьми (какими бы серьезными они ни были) меркнут по сравнению с проблемами общества, не говоря уже обо всем человечестве.

Главной проблемой всего человечества является проблема сохранения жизни, которая напрямую зависит от разрешения противоречия в биологической форме движения материи между организмом и внешней средой. Рост населения и увеличение его энергетической обеспеченности усиливают антропогенное давление на природную среду, что в свою очередь снижает способность биосферы поддерживать жизнь. Уменьшение жизненных ресурсов в биосфере приводит к преобладанию процессов диссоциации (деградации) над прямым синтезом субстратов в биоорганизмах. Такие изменения в химической форме движения материи непосредственно отражаются на физическом эквиваленте биоорганизмов, где противоречие между массой и энергией разрешается в пользу первой стороны, т.е. происходит снижение энергетических количественных показателей особей или их физическая гибель. Следовательно, абсолютно изолированного движения не существует, потому что все формы движения материи взаимосвязаны в пространстве и времени.

Основные формы движения

Любое движение, любой фиксированный процесс подчиняется действию того или иного закона. Из этого можно сделать вывод, что формой движения в целом являются законы движения. Однако эти законы связаны друг с другом по-разному. Поэтому на основе определенных критериев их можно объединить во взаимосвязанные группы. Тогда формами движения называют группы изменений, объединенных подчинением действию определенных законов.

Неисчерпаемость материи, множественность предметов и явлений связаны с множественностью форм движения, поскольку последнее, как уже говорилось, является способом существования материи. Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его конкретных форм, поскольку общее не существует вместе с единичным.

Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было развито Ф. Энгельсом. Его идеи по этому вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием для различения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными опорами.

Механическое движение — это пространственное перемещение объектов, но, заметим сегодня, — не просто любое движение, а характеризующееся только наличием траектории — распространение в пространстве, например, поля не является механическим процессом. «В механике, — писал Ф. Энгельс, — мы не встречаем никаких свойств. Но уже в физике каждое изменение — это переход от количества к качеству. Под физическим движением Энгельс понимал следующие свойства: Тепло, электромагнетизм, гравитация и т.д.

Химическое движение — это преобразование атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, — настаивал Ф. Энгельс, — невозможна без механических, молекулярных, химических, тепловых, электрических изменений». Но совокупность этих изменений не является главной характеристикой биологической формы движения.

Биологическое движение характерно для живых процессов. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь — это способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является постоянный обмен веществами между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти особенности раскрывают специфику живых существ, рассматриваемых только как система». И общественное движение, с которым связано мышление.

Формы движения расположены в таком порядке не случайно: Каждая последующая форма включает в себя предыдущие. Классификация Ф. Энгельса основана на следующих принципах: структурность (каждая форма движения имеет специфическую, главную материальную опору); развитие (высшие формы движения возникают в результате развития низших); историзм (характеризует последовательность познания человеком основных форм движения: от относительно простых к более сложным).

Каждая из этих форм включает в себя бесконечное разнообразие типов движения. Даже простейшая механика, по мнению Энгельса, включает такие способы движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое. Самая сложная форма движения — социальная, поскольку материальный носитель — самый сложный вид материи — социальный. К этой форме движения относятся и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Например, сердце человека — это механический двигатель, который обеспечивает движение крови по сосудам. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной системы человека. А жизненная активность тела является необходимым условием для участия человека в труде, в общественной жизни.

Свойства движения

Движение обладает рядом важных свойств. Во-первых, она характеризуется объективностью, то есть независимостью своего существования от человеческого сознания. Другими словами, материя сама имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение о бесконечности промежуточных превращений материи.

Во-вторых, универсальность характерна для движения. Это означает, что все явления в мире подчинены движению как форме существования материи (без движения нет объектов). Это также означает, что само содержание материальных объектов во всех их реляционных моментах определяется движением и выражает его конкретные формы (и проявления).
В-третьих, движение характеризуется нетворчеством и неразрушимостью. Последовательный философский материализм отвергает любое рассмотрение вопроса о начале или конце движения. Например, известно, что Ньютон допускал возможность божественного импульса, а немецкий философ Дюринг Э. считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост градуализма. Явно или нет, но в данном случае проводится идея начала (результата) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Последовательно его защищает диалектический материализм. Утверждая принцип самодвижения материи, диалектические материалисты в то же время раскрывают его механизм. По их мнению (и оно подтверждается опытом человечества и данными естествознания), движение — это результат борьбы объективно существующих противоположностей. Например, действие и противодействие в механическом движении, повышение и понижение температуры (энергии) — в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд — в электричестве, полярные интересы людей и их различные объединения — в социальной эволюции и т.д.

В-четвертых, движение характеризуется абсолютностью. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире стабильности, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения всегда реализуется им лишь в определенных, локально и исторически ограниченных, зависящих от конкретных условий, преходящих и в этом смысле относительных формах. Поэтому можно сказать, что всякий покой (или стабильность) — это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой — это, так сказать, движение в равновесии, поскольку покой содержится в совокупном движении и аннулируется этим абсолютным движением. Следовательно, мы можем говорить о покое как об определенном равновесии, моменте движения, только по отношению к определенной точке отсчета. Так, например, мы видим, что любой возраст человека (скажем, 18 лет) является фиксированным моментом в его постоянном изменении, движении, связан с определенной стабильностью, покоем временного состояния некоторых свойств его природы по сравнению, скажем, с 17 и 19 годами.

Давайте рассмотрим эти утверждения более подробно. Движение, таким образом, является необходимым, неотъемлемым свойством материи, без которого она не может существовать. Другими словами, движение — это атрибут материи. Нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах не существовало ни одного материального объекта или явления без движения.

Движение в пространстве и времени

В философии движение понимается как любое изменение вещей и процессов. Если обозначить временное изменение пространственных свойств вещей и процессов (их положения и объема) термином «движение», а изменчивость их качественной детерминации как следствие их существования во времени — условным термином «изменение», то мы получим следующий результат. Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность определяют движение материи, которое является основной формой ее существования. Например, движущийся автомобиль перемещается в пространстве, «старая» книга на полке «стареет», периодически «перемещается». Таким образом, движение материи абсолютно, а ее покой относителен. Именно такой смысл вкладывается в термин «движение», когда говорят, что материя не может существовать без движения.

Существенным дополнением к этому принципу является утверждение, что движение, в свою очередь, не может существовать без материального носителя (вещества или поля). Утверждение, что движение существует без материи, является, с точки зрения философов-материалистов, таким же абсурдным, как и вывод, что материя существует без движения. В неразрывном единстве материи и движения материя является первоначалом, а движение — производным. Она, так сказать, подчинена материи.
Еще в древности люди задумывались о пространстве и времени. В наиболее выраженной форме понятия пространства и времени оформились в виде двух противоположных концепций, названных впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница.

Первая концепция предполагала существование пространства как некой пустоты, не связанной с материальными объектами. Также считалось, что время — это независимая сущность, не связанная с материей и пространством. С точки зрения второй концепции, пространство и время не считались оторванными от вещей. В науке до конца XIX и начала XX века доминировала первая концепция.

Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций, Кар и другие, исходя из своего атомистического учения, понимали пространство как пустоту. Они считали, что для существования и движения атомов необходима пустота — своего рода контейнер, в котором атомы, соединяясь в движении различными способами, образуют множество тел. С развитием классической физики идеи Демокрита о природе пространства и времени получили дальнейшее развитие в работах Бруно, Галилея, Декарта и других. Особенно большой вклад в этом отношении внес Ньютон, который при создании классической механики искал универсальную систему отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон выбрал пространство.
Согласно Ньютону, пространство — это пустой, абсолютный контейнер, в который помещаются все тела как нечто внешнее. Все тела обладают протяженностью, не зависящей от существования других тел. Ньютон считал, что пространство трехмерно, непрерывно, однородно и изотропно. Его различные части не отличались друг от друга, и поэтому пространственные отношения были везде одинаковыми и описывались одной и той же геометрией — геометрией Евклида. Время — это чистая длительность, присущая каждому единичному явлению. Он также является абсолютным.

Абсолютность пространства и времени понималась Ньютоном в двух различных, но связанных между собой аспектах. Во-первых, «абсолютное пространство» Ньютон назвал пустым и неподвижным с точки зрения пространства материи (своеобразного вместилища тел), с которым была связана привилегированная система координат. Во-вторых, термин абсолютный используется для характеристики инвариантности, то есть неизменности длин отрезков в любых системах отсчета.

Аналогично, термин «абсолютное время» характеризует его, с одной стороны, как чистую длительность, а с другой — как инвариантность (неизменность) временных интервалов в произвольных системах отсчета.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Значение гносеологии
  2. Философия Гёте и Шиллера
  3. Роль личности и народных масс в развитии общества — Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса
  4. Философия Древнего Китая
  5. Человек в немецкой классической философии
  6. Илья Ильич Мечников, русский биолог, культурный деятель, мыслитель
  7. Игровая концепция происхождения человека Й.Хейзинга
  8. Отличительные черты философии эпохи нового времени
  9. Учение Платона об идеальном государстве
  10. Философия в России XVII века: М.В. Ломоносов