Для связи в whatsapp +905441085890

Социальная и историософская мысль нового и новейшего времени — Новое время: концепция и периодизация

Предметом социальной философии являются наиболее общие, главным образом мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является эмпирической наукой, изучающей социальную жизнь в ее различных аспектах, используя всевозможные специфические методы и специальные техники для анализа и обобщения конкретных событий социальной жизни. Социальная философия опирается на социологические исследования и делает собственные философские обобщения. Аналогичная связь существует между философией истории и историей как специфической областью знания: философия истории (историософия) образует особую грань социальной философии.

В чем проблема социальной философии как фундаментальной отрасли философии? Очевидно, что она заключается в философском понимании того, что такое общество, каково его значение в жизни человека, какова сама его суть, что оно обязывает человека делать и, в свою очередь, какова ответственность человека перед обществом. А. Сен-Симон охарактеризовал важнейшую, практически ориентированную задачу социальной философии следующим образом: Эта задача «состоит в том, чтобы распознать лучшую систему социальной организации для данной эпохи, побудить управляемых и управляющих понять ее, улучшить эту систему настолько, насколько она способна к совершенству, отбросить ее, когда она достигла крайнего предела совершенства, и возвести новую систему на основе материала, накопленного специалистами в каждой конкретной области». Социальная философия в единстве с исторической наукой изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на весь спектр гуманитарных наук, особенно на историю, социологию, теорию государства и права, политическую экономию, политологию и так далее. Социальная философия и историческая наука имеют в качестве своей общей методологической основы принципы, категории и законы, выработанные всей историей философской мысли в полном объеме их категориальной структуры. На этом основании мы считаем вполне правомерным рассмотрение истории социально-философской мысли в единстве с анализом формирования идей в философии истории.

Люди осознали, что у них есть не только настоящее, но и прошлое, и будущее. Они начали понимать, что новое поколение — это лишь звено в общей цепи развития человечества. В этом содержались элементы историчности их сознания, которые порождали в душе человека постоянное чувство причастности к мировой истории человечества.

Как отдельному человеку глубоко дорога память обо всем, что он сделал в жизни, обо всем, во что вложил усилия своего ума и воли, так и для человечества все, что оно сделало, близко и дорого.

История — это социальная память человечества, его самопознание и самосознание: То, что исчезло в реальности, живет в сознании.

Знание прошлого имеет огромное значение для формирования настоящего. Первые шаги в понимании социальной жизни связаны с идеей о том, что настоящее подготовлено прошлым. Позже путь исторического сознания привел к убеждению, что для понимания настоящего недостаточно знать прошлое, необходимо также знание будущего. Человечество начало понимать, что прошлое рождает настоящее, настоящее готовит будущее, без «заглядывания» в которое невозможно понять не только настоящее, но и прошлое во всей его полноте.

Социальная и историософская мысль нового и новейшего времени

Новое время: концепция и периодизация

Новое время стало важнейшим этапом в процессе формирования современной мировой цивилизации. В этот период происходит переход общества от «традиционного» к «индустриальному» типу. Концепция «новой истории» появилась в европейской политической мысли в эпоху Возрождения.

Европейские мыслители-гуманисты, понимая пути развития человеческой цивилизации, предложили трехстороннее деление истории на античность, средневековье и современность. Это разделение прочно утвердилось в исторической литературе. Что касается вопроса о хронологических рамках этого периода, то среди историков до сих пор нет единого мнения на этот счет. В российской историографии отправной точкой Новой истории уже давно является.
139

Английская буржуазная революция 1640 года долгое время рассматривалась в российской историографии как отправная точка Новой истории. Однако процесс распада феодального общества начался гораздо раньше. В последнее время большинство историков придерживаются принципиально иной точки зрения. Они считают, что начало нового периода мировой истории следует отнести к рубежу XV — XVI веков. В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера. В экономической сфере такие процессы, как активное развитие торговли, финансов и банковского дела, возникновение и расширение обрабатывающей промышленности, процесс первого накопления капитала, постепенно стали вступать в противоречие с традиционными принципами средневековой экономики. Менялась и социальная структура общества. Буржуазия и «новая аристократия», значительно обогатившиеся за эти годы, стали играть все большую роль в политической жизни европейских стран. Революционные изменения происходят и в интеллектуальной сфере. Гуманизм, распространяющийся в Европе с XV века, рассматривается уже не как носитель всевозможных пороков, который должен всю жизнь нести «первородный грех», а как свободный человек с огромными возможностями. Логическим следствием гуманизма стала Реформация, которая нарушила духовную монополию католической церкви в Европе. Идеологической основой этого процесса стал тезис о том, что человек не нуждается в посредничестве Церкви для спасения своей души. На рубеже XV и XVI веков представление европейцев о Земле сильно изменилось. Достижения научной мысли, великие географические открытия — все это расширяло кругозор людей, влияло на представления об их месте в окружающем мире. Эти явления самым радикальным образом изменили образ жизни европейцев и ознаменовали начало Нового времени. Процесс трансформации европейской цивилизации проходил в сложной борьбе со старыми порядками, институтами (католическая церковь и т.д.), которые не хотели сдавать свои позиции. Эта борьба, принимавшая форму религиозных войн, национально-освободительных движений и гражданских революций, продолжалась более двух с половиной веков. Этот период можно определить как раннюю современность. Важной вехой в процессе формирования и признания буржуазных отношений как основы общественной жизни стал конец XVIII века. Век, ознаменовавший начало нового этапа в развитии мировой цивилизации/ В это время значительно возросла политическая и экономическая власть буржуазии.

В некоторых странах (Нидерланды, Англия) в его руках была почти вся власть. События последней четверти XVIII и начала XIX века, особенно великая французская буржуазная революция, нанесли окончательный удар по остаткам феодальной системы в Европе. Бурные события этого периода были идеологически подготовлены широким движением просвещения, которое началось в конце 17 века.

Мыслители нового и новейшего времени

Джанбаттиста Вико (1668-1744). Выдающийся итальянский социальный мыслитель, создавший философско-историческую концепцию, положившую начало последующему развитию историософской мысли, автор ряда работ по юриспруденции, литературе, филологии, истории и философии. Он отвергал фатализм в истории и не соглашался с тем, что история — это цепь случайностей или продукт хитрости и коварства пап и императоров. Вико искал в истории объективный критерий, пытался обнаружить внутреннюю логику общественного развития, взаимосвязь социальных событий. Как существует логика идей, так существует и логика вещей в социальной реальности. Вико отстаивал идею о том, что каждый народ в своей истории проходит определенные циклы развития: эпоха богов — детство человечества, эпоха героев — юность человечества, эпоха людей — зрелость человечества. В развитии государственности тоже есть определенная закономерность: демократия приходит на смену аристократии, которая у народов, не достигших идеала, проявляется в формах деспотизма.

Монтескье Шарль Луи (1689-1755) — выдающийся французский правовед (когда занимал должности в высших юридических учреждениях), социальный философ и политический мыслитель, автор знаменитого труда «Дух законов». Он изучал не только литературу, право, историю политических учений, но и естественные науки — физику, анатомию и ботанику. Как и Вольтера, Монтескье привлекала в Англии ее политическая организация. Монтескье считал конституционную монархию наилучшей структурой правления. Он объяснил достоинство английской конституции, сказав, что ее цель — политическая свобода, которая для гражданина является душевным спокойствием, проистекающим из уверенности в своей безопасности. И чтобы обеспечить эту свободу, правительство должно быть создано так, чтобы один гражданин не боялся другого.

Кондорсе, Жан Антуан (1743-1794) — французский философ эпохи Просвещения, математик, социолог и политический деятель. В своей работе «Набросок исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) он проанализировал законы исторического развития.

Кондорсе считал, что история основана на безграничном совершенствовании знаний. Способность человека к совершенствованию, писал Кондорсе, действительно безгранична; рано или поздно «наступит момент, когда солнце осветит землю, населенную только свободными людьми, не признающими иного господина, кроме своего разума; когда тираны и рабы, священники и их глупые или лицемерные инструменты будут существовать только в истории и на театральных подмостках…» Он указывал на важность материальных и политических факторов в развитии общества. Таким образом, основным источником средств к существованию для первобытных народов является охота и рыболовство. Здесь нет частной собственности. Переход к животноводству и сельскому хозяйству приводит к имущественному неравенству. Появляются бартер, торговля и деньги. Поскольку труд создает больше стоимости, чем стоит пища, некоторые люди освобождаются от труда, появляется неравенство политических прав, что в определенных ситуациях может привести к революции. Кондорсе считал, что человеческий прогресс подчиняется определенным общим законам, знание которых помогает предсказать его направление и ускорить дальнейшее развитие.

Физиократы

Значительный вклад в развитие общественной мысли внесли идеи физиократов — французских мыслителей XVIII века.

Кинэ Эдгар (1803-1875) — французский историк. В своей работе по истории Французской революции Куине размышляет о том, почему революция не принесла французам политической свободы. Кине видит причину в отсутствии у французов уважения к свободе личности, приписывая последнее обстоятельство условиям «старого порядка». Будучи сам республиканцем, он сожалел о крайностях революции.

Тюрго Анн Робер (1727-1781) — выдающийся французский политик и социальный мыслитель. Обладая разносторонними интересами и знаниями, он посвятил свои работы различным социально-политическим, экономическим и философским вопросам. Его философские идеи были близки к идеям французского Просвещения. Он связывал прогресс истории с непрерывным совершенствованием человеческого разума, развитием искусства и науки. Он восхищался успехами искусства и мечтал о великом будущем, утопающем в лучах разума и свободы. Тюрго в своей работе «Рассуждения о всеобщей истории» считал, что история должна показать влияние общих и необходимых причин, влияние частных причин и действий великих людей на организацию человека, чтобы показать источники и механизмы влияния моральных причин на их последствия. По мнению Тюрго, развитие экономических и социальных отношений, прогресс науки и техники — это моменты постепенного просветления человеческого разума. Тюрго видел действие особых законов, вытекающих из человеческой воли. Он был далек от идиллии «общественного договора»: «Не следует думать, что люди когда-либо добровольно ставили над собой господина, но они часто соглашались подчиняться вышестоящим».

Мирабо Виктор Рикети (1715-1789) — французский экономист. В своих первых работах он разделял идеи меркантилизма, затем присоединился к физиократам. В отличие от Э. Кинэ, который считал крупное сельское хозяйство, основанное на наемном труде, единственной продуктивной экономикой, Мирабо защищал патриархальное мелкое сельское хозяйство.

Заслуга физиократов в том, что они стремились рассматривать общество как некое социальное существо, существующее независимо от произвола законодателей, и подчеркивали огромное значение экономического порядка.

Историк французской Реставрации. Важный вклад в развитие социальной мысли внесли взгляды французских историков эпохи Реставрации, которые много сделали для прояснения исторической роли социально-классовой борьбы. Они считали, что история как наука должна заниматься не биографией королей, а биографией народов, и поэтому выдвинули на первый план буржуазную историю.

Франсуа Пьер Гийон Гизо (1787-1874) — французский историк и государственный деятель. Ф. Гизо рассматривал историю человечества как историю борьбы и победы буржуазии. Борьба сословий составляет всю политическую историю Франции. Враждебное отношение Гизо к народным массам привело его к выводу, который противоречил его собственной теории классовой борьбы. Он считал, что между дворянством и буржуазией должно быть равное сотрудничество, а объединяющее начало этого союза он видел в монархии; в своей теории классовой борьбы Гизо считал, что не только земельные отношения, но и отношения собственности в целом являются ее основой и причиной.

Тьерри Огюстен (1795-1856) — французский историк, один из основателей теории классовой борьбы. Он считал, что невозможно изменить общественный строй без изменения собственности. Он признавал разделение общества на классы и классовую борьбу, но в то же время пытался доказать, что возникновение классов — результат завоевания одних народов другими. Тьерри отрицал классовый антагонизм между буржуазией и пролетариатом.

Социальный атомизм

Подавляющее большинство мыслителей Нового времени, рассматривая этот вопрос, стояли на позициях социального атомизма. Принцип социального атомизма принял форму теории «общественного договора», разработанной в ее классической форме Гоббсом, Локком и развитой Руссо.

В чем суть принципа социального атомизма?

«Социальный атомизм» подчеркивает приоритет, первичность, главенство прав индивида по отношению к обществу. Сторонники социального атомизма отрицали идею божественного происхождения общества, государства. Рассматривая индивидов как суверенные, независимые, автономные «атомы», они изображали общество как совокупность таких социальных атомов. Принцип социального атомизма получил свою окончательную форму в так называемых теориях договорного происхождения общества, отстаиваемых в философии английского эмпиризма XVII века (Гоббс, Локк, С.С.). (Гоббс, Локк) и французского Просвещения (Руссо, Монтескье).

Гоббс и Локк исходили из признания переходного периода от природы к обществу, который они назвали «состоянием природы». Оба философа описывают «состояние природы» как состояние абсолютной свободы и абсолютного равенства. Однако значение, которое они вкладывают в эти термины, очень различно.

Согласно Гоббсу, абсолютная свобода человека заключается в том, что его воля не ограничена никакими правилами или законами. Человек в первую очередь озабочен удовлетворением своих собственных интересов и потребностей и не имеет ни малейшего представления об общественных делах и обязанностях: полный примат человека, его абсолютное главенство. Гоббс характеризует состояние отношений между людьми «в состоянии природы» известной пословицей «Человек человеку волк». Поэтому люди находятся в состоянии «войны каждого против каждого». Единственный закон, удерживающий сражающихся от самоуничтожения, — это страх смерти, инстинкт самосохранения, который заставляет людей следовать «золотому правилу»: «Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы они делали тебе». В состоянии «войны всех против всех» человек находится в состоянии войны всех против всех.

В «войне всех против всех» этот «естественный» закон является единственным ограничителем этой всеобщей войны. «Закон природы, — пишет Гоббс, — это предписание или общее правило, найденное разумом, согласно которому человеку запрещено делать то, что вредит его жизни или лишает его средств ее сохранения, и воздерживаться от того, что он считает лучшим средством ее сохранения».

Д. Локк несколько смягчает картину «естественного состояния», которую рисует Гоббс, отмечая, что «состояние свободы, тем не менее, не является состоянием каприза». Но он также подчеркивает, что «естественное состояние, в котором находятся все люди, — это состояние полной свободы». В «состоянии природы» Гоббса это не так.

Абсолютное равенство людей в «состоянии природы», согласно Гоббсу, означает, что «природа создала людей равными в отношении их физических и умственных способностей». Конечно, это равенство не исключает различий между людьми, но они не настолько существенны и значимы, чтобы каждый «мог претендовать на какое-либо благо для себя, на которое другой не мог бы претендовать с равным правом». Равенство людей в «состоянии природы» не исключает различий между людьми. Но на этом их равенство не заканчивается: они также равны в отношении собственности — отсутствия собственности.

И снова Локк вносит коррективы в концепцию равенства. Он видит равенство не в отсутствии собственности, а наоборот, в том, что каждый человек по своей природе является владельцем собственности. И равенство людей заключается не в равенстве размеров собственности, а в том, что «каждый человек обладает собственностью, заключенной в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет права»: Человек — хозяин самого себя.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия религии
  2. Гностицизм
  3. Предтечи экзистенциализма
  4. Уильям Оккам и его философия
  5. Гуманизм возрождения, его особенности
  6. Эрих Фромм: «Бегство от свободы»
  7. Бытие как совокупная реальность, единство форм и способов существования мира
  8. Познание
  9. Готфрид Вильгельм Лейбниц
  10. Философско-религиозная антропология