Для связи в whatsapp +905441085890

Социальная справедливость как правовая ценность — Концепция справедливости и ее проблемы

Наше общество — продукт взаимодействия людей, которое представляет собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, связанных экономическими, семейными, групповыми, этническими, классовыми и подобными отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составляющих, общество не может существовать без упорядочения тех отношений, которые связаны с разделением труда и экономической деятельностью. Право — это такое явление, которое организует, регулирует и рационализирует общественные отношения.

Современные тенденции развития Украины придают теме ценности права особое звучание. Изменение системы социальных ориентаций и потребностей вызвало необходимость соответствующих преобразований во всех сферах общественной жизни. Право меняется, и его роль в жизни общества возрастает. Отражая возникающие социальные потребности, закон, с одной стороны, вынужден «адаптироваться» к происходящим изменениям, а с другой — выступает в качестве инструмента, с помощью которого необходимые изменения могут быть реализованы наиболее быстро и качественно.

Проблема определения ценности права на современном этапе развития украинского общества является очень важной, поскольку без ее надлежащего исследования невозможно оптимизировать механизм правового регулирования, настроить правовую систему на социально плодотворную работу, что является одним из важных условий дальнейшего прогрессивного развития нашей страны.

Движение за социальную справедливость подразумевает необходимость формулирования своих принципов и критериев на государственном уровне. Принципы в данном контексте означают правила и указания, которым следует следовать при создании условий и механизмов для достижения социальной справедливости. Критерии — это признаки, по которым судят о соблюдении или несоблюдении их принципов и о последствиях их несоблюдения. Из этого следует, что для каждой социально-экономической ситуации необходимо сначала сформулировать свои критерии, а затем разработать общую стратегию и механизмы, обеспечивающие соблюдение принципов социальной справедливости.

В современных российских условиях проблема социальной справедливости трансформировалась в проблему социальной защиты так называемых уязвимых групп населения / детей, пожилых людей с ограниченными возможностями /, а также устранения таких аспектов несправедливости, как невозможность реализации социального статуса / например, несоответствие образования и профессии, низкая заработная плата, низкая платежеспособность большинства населения /.

Анализ научных публикаций показывает, что в социологической литературе в основном используется философское определение справедливости, характеризующее ее как некий общий принцип, санкцию организации совместной жизни людей, рассматриваемую «преимущественно с точки зрения конфликтующих желаний, интересов, обязательств». Это способ оправдать и распределить между индивидами выгоды и бремя их совместного существования в социальном пространстве».

Социальная справедливость как правовая ценность

Концепция справедливости и ее проблемы

Понятие справедливости — одно из самых сложных для определения. Однако за справедливость было пролито не меньше крови, чем за землю и золото. И эта трудность заключается прежде всего в том, что понятие справедливости включает в себя как абстрактную моральную идею, так и реальный объект, который играет важную роль в системах управления людьми, определяя, что такое «хорошо» и что такое «плохо» во всей структуре стимулов, поощрений и наказаний. Абстрактная идея родилась и реализуется в духовно-религиозной и нравственной сферах, но в то же время она проливает свой свет на повседневную материальную жизнь общества, где справедливость становится инструментом интеграции общества, без которого невозможно обеспечить его выживание. В зависимости от социально-экономической структуры, соотношения сил классов и политических группировок, политической культуры элиты, ее политического опыта и воли, в государстве могут преобладать концепции социальной справедливости, варьирующиеся в очень широком диапазоне. Но это не значит, что любая концепция справедливости приемлема с точки зрения выживания этого государства. Желательна такая концепция социальной справедливости, которая обеспечивает консенсус между различными слоями населения и не вызывает серьезных возражений, не говоря уже о возмущении со стороны каких-либо влиятельных групп, и широко распространенного чувства зависти среди составляющих ее индивидов.

Концепция социальной справедливости формирует точку опоры, на которой строятся социальные отношения в обществе. Классовая война, классовый мир, патриотизм или апатия народа к проблемам родины, моральные условия, трудовая этика, стиль жизни общества — соседские общины или индивидуализированное атомизированное общество, в котором каждый рассматривает своего соседа в лучшем случае как врага, а в худшем — как равнодушного человека — вся эта тонкая сетка социальных отношений напрямую зависит от принятой в обществе концепции социальной справедливости. Как выживание государства и этноса в исторической перспективе, так и национальная безопасность — в более короткие временные промежутки — в свою очередь напрямую зависят от ситуации, складывающейся в этой тонкой паутине социальных отношений.

Причина, по которой политические партии в России уделяют так много внимания проблеме социальной справедливости (особенно в предвыборные периоды), также очевидна. Лозунг российских гарвардских младореформаторов «Чем больше справедливости, тем меньше эффективности» давно забыт.

Но понятие справедливости, как и эффективности, является сложным и неоднозначным. Пришло время внести некоторую ясность.

В докапиталистических формациях производство было тесно переплетено с религиозными ритуалами и просто с повседневной жизнью, с такими институтами, как расширенная семья, патронимия (расширенная семья), территориальная община, феодальный майорат, которые в то же время обеспечивали социальную защиту инвалидов, детей, стариков, инвалидов (разумеется, на очень скудном уровне). Эта «социальная рациональность», направленная на сохранение традиционных ценностей и социальных структур и предотвращение социального взрыва, появилась под видом так называемой «справедливости». Правитель, феодал, закон мог быть суровым, жестоким, но «справедливым». Разделение труда происходило в основном внутри хозяйства, преобладал натуральный продуктообмен и взаимная одаренность, обмен с внешним миром был довольно спорадическим.

Теории справедливости

Мы рассмотрим наиболее популярные теории справедливости. На самом деле, мы уже рассмотрели одну из них — теорию справедливости как честности, которая идет еще от Аристотеля. Честность, то есть выполнение взятых на себя обязательств, безусловно, является одним из аспектов справедливости. Но проблема справедливости на этом не заканчивается. В первую очередь это относится к распределительной справедливости, то есть к принципам, по которым члены общества делят между собой материальные и нематериальные блага, полученные в результате их совместной деятельности.

Однако существуют и другие виды справедливости, помимо справедливости. Например, справедливость как равенство перед законом; равенство как возможность влиять на судьбу своей страны на всех уровнях иерархии власти; справедливость поколений, которая подразумевает, что родители не должны увеличивать свое богатство за счет богатства своих потомков; равенство возможностей, международная справедливость, справедливость предков, справедливость по отношению к природе, гендерная справедливость (а также недискриминация по признаку пола, расы или этнической принадлежности в целом); справедливость для всех людей. Все эти аспекты плохо вписываются, если вообще вписываются, в понятие справедливости как честности. В любом случае, понятие справедливости связано с уравновешиванием прав и обязанностей. Подход к распределению прав и обязанностей является важной чертой концепции справедливости.

Рамки данной статьи не позволяют нам подробно рассмотреть эти аспекты правосудия. Однако давайте вернемся к основным теориям справедливости.

Прежде всего, следует отметить, что все современные западные теории справедливости исходят из справедливости с точки зрения и по отношению к конкретному человеку.

Это также теория утилитаризма. Хотя он претерпел множество вариантов развития, в данном случае полезно рассмотреть классический утилитаризм, который позволяет лучше понять его фундаментальную основу.

Основная идея утилитаризма заключается в том, что поведение людей ориентировано исключительно на достижение цели. Отсюда принцип оценки явлений, действий и событий только с точки зрения того, как они способствуют достижению определенной цели или задачи. Мерилом этого является полезность и утилитарность. Это дает начало этической теории, которая рассматривает полезность как основу морали и критерий человеческих действий. Поскольку цель ставит сам человек, утилитаризм стал одним из краеугольных камней западного индивидуализма. В некоторых аспектах марксизм не избежал утилитаризма, хотя и попытался придать ему коллективистский оттенок («морально то, что выгодно пролетариату»). Этому способствовала и сильная склонность марксизма к материализму. Но основатели марксизма были не так просты. Они понимали важность духовной стороны человеческого существования, примером чего может служить следующее высказывание К. Маркса и Ф. (курсив наш), где они характеризуют буржуазное производство как «систему общей эксплуатации природных и человеческих свойств, систему общей полезности; даже наука (курсив наш), как и все физические и психические свойства человека, функционирует только как эта система общей полезности, и нет ничего, что функционировало бы вне этого круга общественного производства и обмена как нечто высшее в себе, как нечто законное в себе» (курсив наш) [5].

Приведенные выше утверждения можно интерпретировать так, что К. Маркс четко понимал разницу между целевым и ценностно-ориентированным поведением задолго до М. Вебера.

Иеремия Бентам (1748-1883) является основателем утилитаризма. Другими важными представителями утилитаризма являются Джеймс Миллс (1916-1962) и Джон Стюарт Милл (1806-1873).

Условия реализации социальной справедливости в трансформационной экономике России

Теоретический анализ проблем трансформационных процессов, происходящих в российской экономике, предполагает разработку новых объектов анализа современной рыночной системы, характерных для отечественной экономической науки. Среди них важное место занимает проблема социальной справедливости как неотъемлемый элемент социализации экономики рыночного типа.

Социальная справедливость — одна из основных субъективных проблем экономической теории, поскольку она является ценностной характеристикой развития общества, отражает основные противоречия, возникающие в процессе этого развития, и помогает найти пути разрешения этих противоречий. Следовательно, теоретический анализ рыночной экономики, основанный на выявлении ее основных черт, позволяет создать условия для более полной реализации принципа социальной справедливости с учетом его исторической сущности, механизма и форм осуществления в конкретных условиях рыночной системы.

Основным законом рыночной экономики является эффективное распределение и использование имеющихся ресурсов, что приводит к дифференциации доходов, поскольку существуют различия в умственных и физических способностях, уровне образования, квалификации, наличии или отсутствии значительной собственности, предприимчивости и даже везении.

Между тем, неравенство доходов является не только следствием, но и стимулом развития рыночной экономики, поскольку возникает как средство выравнивания исходных позиций вследствие конкуренции, как механизм закрепления вновь завоеванного социального положения и сопутствующих ему привилегий, как система поощрений (наград и наказаний), как условие приоритета «пассионарности», сохранения потенциала выживания, социальной и экономической активности, творчества и инноваций. Неравенство, с этой точки зрения, служит исключительной возможностью реализовать справедливость, воздать каждому по заслугам.

Более того, функционирование рыночного механизма направлено не только на сбалансирование спроса и предложения на всех рынках, но и на обеспечение оптимального, в определенном смысле, развития экономической системы в целом. Этот подход лежит в основе современной теории оптимальности, начатой В. Парето.

Рассмотрим связь теории экономического оптимума с концепцией социальной справедливости. Степень удовлетворения потребностей каждого члена общества, максимизируемая в равновесии, зависит от первоначального распределения собственности на факторы производства. Рыночный механизм предполагает это распределение как экзогенный параметр, данный ему «на вход», и поэтому не может служить инструментом для решения проблемы социальной справедливости.

Действительно, состояние оптимальности по Парето, достигаемое рыночным механизмом, подчеркивается как нейтральное в этом отношении. Она исключает выбор между ситуациями, в которых благосостояние одних повышается за счет благосостояния других. Даже если возможно повысить благосостояние всех членов общества ценой принесения в жертву интересов только одного из них, такое изменение выходит за рамки рассматриваемой теории. Другими словами, оптимальность по Парето не дает критериев для социального выбора.

Но это не только не уменьшает научную значимость данной теории, а наоборот, придает ей огромное значение. Ибо социальная нейтральность Парето-оптимальности означает не что иное, как социальную нейтральность рыночного механизма. Теория оптимальности Парето доказывает, что рыночный механизм — это не более и не менее чем инструмент, разработанный в ходе человеческой истории для обеспечения наиболее эффективного использования общественных ресурсов.

Отношение россиян к социальной справедливости

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что россияне понимают под социальной справедливостью и в каких сферах ее следует развивать в первую очередь.

38% респондентов затруднились определить, что они понимают под «социальной справедливостью». Либеральный взгляд на социальную справедливость («социальное равенство, равные права, справедливость для всех») поддерживает наибольшее количество респондентов — 19%. Чуть меньше поддерживают коммунистический подход к справедливости («это когда все для всех одинаково и нет ни богатых, ни бедных») — 14%. Справедливость в обществе означает благосостояние людей, достойные зарплаты и пенсии, доступное жилье, считают 13%. Реже под этим термином понимают социальную защиту, поддержку государством нуждающихся групп населения (6%). 3% респондентов вспоминают «принцип социализма»: «от каждого по способностям — каждому по труду». Еще 2% говорят о справедливости в терминах бесплатной и качественной медицины и образования, доступных для всех. Только 4% респондентов считают, что социальной справедливости не может быть в принципе[15] .

Чем старше респонденты, тем чаще социальная справедливость означает для них «благосостояние народа, достойные зарплаты и пенсии» (от 9% в группе 18-24-летних до 17% в группе 60+). В остальном реакция разных поколений схожа. Для сторонников «Единой России» и ЛДПР социальная справедливость — это скорее равенство всех в правах и перед законом (21%-22%). Для избирателей КПРФ почти одинаково важны благосостояние народа, равенство перед законом и «равенство для всех, ни богатых, ни бедных, как при коммунизме» (16%-18%). Для избирателей «Справедливой России» справедливость — это, прежде всего, благосостояние народа и «как при коммунизме» (21-24%). Респонденты, одобряющие деятельность В. Путина на посту президента страны, реже, чем те, кто не одобряет его работу, делают акцент на благосостоянии народа (как сути концепции «социальной справедливости» — 13% и 18%), но чаще на идее, что у всех должно быть одинаково, как при коммунизме (14% и 9%).

Принципы социальной справедливости должны утверждаться и развиваться прежде всего в сферах медицины и образования — такого мнения придерживаются 15% и 13% респондентов. 12% россиян указывают на важность развития этих принципов в социальной политике в целом. Реже упоминаются такие сферы, как пенсионное обеспечение (8%); оплата труда, отношения между работником и работодателем (7%); экономика (6%). Или сельское хозяйство; жилищное строительство; правоохранительная и судебная деятельность; законодательство и налоги; политика (1%-3%). Почти половина респондентов (44%) считают, что социальная справедливость должна продвигаться во всех сферах жизни общества.

По мнению сторонников «Единой России», социальная справедливость наиболее актуальна в сфере медицинского обслуживания, образования и социальной политики (12-15%). Приоритеты избирателей ЛДПР схожи (11-16%). С точки зрения избирателей КПРФ, это наиболее важно в сфере медицинского обслуживания (20%), а также в сфере образования, пенсий; заработной платы (12%-15%). Сторонники «Справедливой России» подчеркивают важность социальной справедливости в сфере здравоохранения (31%), образования (24%) и пенсионного обеспечения (19%).

Интересная особенность выявилась в оценке приоритетных направлений социальной справедливости жителями различных российских населенных пунктов. Справедливости во всех сферах общества требуют только 29% жителей столицы — по сравнению с 39-49% жителей других городов и 51% сельских жителей. Для москвичей и петербуржцев справедливость более важна в сфере медицинского обслуживания (ее отметили 36% опрошенных в столице против 15% в среднем по стране) и образования (26% против 13% в среднем по стране)[16].

Всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 23-24 июня 2007 года. Было опрошено 1599 человек в 153 населенных пунктах в 46 краях, областях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек и мир как центральная проблема философии
  2. Правосознание и его культура, правовое послушание
  3. Интуиция — История развития понятия интуиции в философской мысли
  4. Этические учения стоиков и Эпикура
  5. Древнекитайская философия
  6. Милетская школа
  7. Плеханов и Ленин — Плеханов и Ленин как пропагандисты марксисткой теории
  8. Методология позитивизма
  9. Карл Раймунд Поппер, философ, логик и социолог
  10. Hpaвcтвeнно-психологические устои экономики