Для связи в whatsapp +905441085890

Социально-психологические особенности молодежных субкультур — Молодежь как социально-психологическая группа

У страны, которая не заботится о детях и молодежи, нет будущего. И если в ближайшем будущем существенных изменений не произойдет, мы обречены на вымирание. Молодежная вера Самосознание Информационная формальность

В условиях кризиса молодежь наиболее подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма и апатии, потому что их система ценностей не стабильна, их мировоззрение не стабильно, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Чтобы помочь молодым людям, необходимо знать основные тенденции развития молодежной культуры, психологические характеристики и т.д.

Социология молодежи изучает молодежь как социальное сообщество, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и наследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, осуществление социальных ролей.

Молодежь — это социально-демографическая группа, которая находится в фазе социальной зрелости, адаптации к взрослому миру и будущим изменениям.

Молодые люди имеют мобильные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры и условий жизни.

Целью данной работы является изучение проблем молодежной субкультуры и поиск путей их решения.

Цель: изучение литературы по данной теме. Ознакомиться с результатами исследований молодежных групп в Интернете. Чтобы определить, что такое субкультура. Ознакомиться с исследованиями, научными выводами.

Социально-психологические особенности молодежных субкультур - Молодежь как социально-психологическая группа

Молодежь как социально-психологическая группа

Чтобы рассмотреть проблемы молодежи, необходимо представить, что такое молодежь, чем она отличается от других социальных групп.

Поэтому первая глава посвящена анализу индивидуальных и личностных особенностей, характерных для молодого возраста, а также закономерностей усвоения норм, ценностей, поведения, характерных для общества, различных организованных и неорганизованных групп, оказывающих влияние на личность.

В течение длительного времени в российской социологии подростки не рассматривались как отдельная социально-демографическая группа.

Выделение такой группы не вписывалось в существующие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине его общественно-политического единства.

Одно из первых определений термина «молодежь» было дано В.Т. Лисовским в 1968 г.: «молодое поколение людей, которые проходят этап социализации и учатся (и уже научились в более зрелом возрасте) образовательной, профессиональной, культурной и другим социальным функциям; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодости могут варьироваться от 16 до 30 лет». Более полное определение было дано позднее И.С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, характеризующаяся набором возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических характеристик, обусловленных и тем, и другим». Молодежь как конкретный этап, стадия жизненного цикла является биологически универсальной, но ее специфические возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические характеристики носят социальный и исторический характер и зависят от социальной системы, культуры и закономерностей социализации, свойственных обществу».

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, характеризующуюся рядом особенностей, характеристик социального статуса и обусловленную теми или иными социально-психологическими характеристиками, определяемыми уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодость — это путь в будущее, который человек выбирает сам. Выбор будущего, его планирование — характерная черта молодого возраста; было бы не так привлекательно, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

В психологии старости молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, формирования самосознания и формирования социального статуса человека. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью обрабатывать и усваивать огромный поток информации. В это время развивается критическое мышление, желание сделать собственную оценку различных явлений, поиск аргументов, оригинальное мышление. В то же время, в этом возрасте все еще существуют некоторые установки и стереотипы, унаследованные от предыдущего поколения. Это связано с тем, что период активной деятельности противопоставляет молодому человеку ограниченный характер практической, творческой деятельности, неполное включение молодого человека в систему социальных отношений. Поэтому в поведении молодежи наблюдается удивительное сочетание противоречивых качеств и особенностей: стремление к идентификации и изоляции, конформизм и негативизм, подражание и отторжение общепринятых норм, стремление к общению и замкнутости, оторванность от внешнего мира. Нестабильность и непоследовательность юношеского сознания влияет на многие формы поведения и деятельности личности. Сознание молодежи определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях процесс социализации стал более сложным и длительным, и, соответственно, критерии социальной зрелости стали другими. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и получением образования, обучением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Влияние этих факторов не является одновременным и однозначным в разных социальных группах, поэтому усвоение подростком системы социальных ролей взрослых является противоречивым. Он может быть ответственным и серьезным в одной области и чувствовать себя подростком в другой.

Во-вторых, формирование социальной зрелости молодых людей происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: Семья, школа, трудовой коллектив, средства массовой информации, молодежные организации и спонтанные группы. Эта множественность институтов и механизмов социализации не является жесткой иерархической системой, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Молодежь-Пора, когда каждый должен определить свою судьбу, найти единственно верный путь жизни, ведущий к успеху, который позволит максимально реализовать свои способности и таланты. Этот период связан с мучительно трудным процессом самопознания, нахождения своего «я». Человек должен определить границы своих фактических способностей для того, чтобы понять, на что он способен для того, чтобы заявить о себе в обществе. С другой стороны, в то же время, он должен сформировать максимально точную картину окружающего мира, систематизировать его ценностные ориентации, политические, моральные, эстетические взгляды. Жизнь дает молодому человеку необходимость принимать ряд критических решений в условиях отсутствия жизненного опыта. Выбор профессии, выбор партнера, выбор друзей — это далеко не полный список проблем, тех или иных решений, которые в значительной степени формируют дальнейший образ жизни.

Молодёжная субкультура

Культура относится к убеждениям, ценностям и выражениям, общим для определенной группы людей, которые служат для регулирования опыта и поведения членов этой группы. Воспроизведение и передача культуры будущим поколениям является основой социализации — обретения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предыдущих поколений.

Система норм и ценностей, отличающая одну группу от большинства общества, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническая принадлежность, вероисповедание, социальная группа или место жительства. Субкультурные ценности не подразумевают отказа от национальной культуры, принятой большинством; они лишь указывают на некоторые отклонения от нее. Однако большинство склонно смотреть на субкультуру с неодобрением или подозрением.

Иногда группа активно разрабатывает нормы или ценности, которые находятся в явном противоречии с доминирующей культурой, ее содержанием и формами. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известным примером контркультуры являются хиппи 1960-х годов или «система» в России 1980-х годов.

Элементы как субкультуры, так и контркультуры можно найти в культуре современной молодежи в России.

Под молодежной субкультурой мы понимаем культуру определенного молодого поколения с общим образом жизни, поведением, групповыми нормами, ценностями и стереотипами.

Его определяющей чертой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Например, немногим молодым людям не хватает четко выраженной личной самоидентификации, а также сильных поведенческих стереотипов, приводящих к деперсонализации установок. Позиция отчуждения в его экзистенциальной рефракции проявляется как в отношении к обществу, так и в межпоколенческой коммуникации, в контркультурной ориентации молодежного досуга.

Социальная изоляция чаще всего выражается в апатии, равнодушии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «внешнего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление конкретного политического отношения минимально. В то же время эмоциональность, доверчивость и психологическая неустойчивость молодежи умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

«Участие в политической жизни» занимает последнее место по шкале ценностных суждений в анкетном опросе старшеклассников Санкт-Петербурга (эта деятельность привлекает только 6,7% респондентов). Только каждый четвероклассник (25,5%) был готов жить для других, даже если это означало жертву собственных интересов, в то время как почти половина выборки (47,5%) считала, что «ни в коем случае нельзя забывать о личной выгоде».

«Лишь 16,7% респондентов интересуются политикой, это логическое следствие нерешительного политического отношения старшеклассников: только треть из них (34,4%) имеют политическое отношение (по их самооценке), в то время как в два раза больше либо не имеют, либо никогда не задумывались об этом (29,5% и 37,1% соответственно).

Существует мнение, что аполитизм молодежи является естественным следствием чрезмерной идеологизации прошлого образования, а активная политизация граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться с такой позицией: Если в стабильном обществе приоритеты частной жизни очевидны, то в ситуации системного кризиса социальное безразличие молодежи имеет необратимые последствия для будущего страны. Не менее тревожным является тот факт, что политизация определенных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма: Противопоставление «нас» и «их» имеет традицию, достаточно вспомнить учебно-методический роман И. С. Тургенева «Открытие». С. Тургенева «Отцы и дети».

Однако современное молодое поколение часто перерастает в полное отрицание всех «папиных» ценностей, в том числе и истории собственной страны. Эта позиция особенно уязвима, учитывая тот факт, что сама молодежь аполитична и не участвует в решении социальных проблем общества, а не только для себя. Это противостояние особенно очевидно на уровне культурных (в строгом смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, есть «папы», предлагаемые институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь мы открываем третий аспект отчуждения молодежной субкультуры: культурное отчуждение.

На этом уровне субкультура молодого поколения приобретает ощутимые контркультурные элементы: Досуг воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, особенно среди молодежи, и от его удовлетворенности зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование ученика и его профессиональная подготовка, похоже, занимают второстепенное место в экономических («зарабатывание денег») и рекреационных («развлечение во время досуга») потребностях.

Помимо коммуникативной функции (общение с друзьями), досуг выполняет в основном рекреационную функцию (около трети старшеклассников утверждают, что их любимая досуговая деятельность — это «ничего не делать»), в то время как познавательная, творческая и эвристическая функции реализуются вовсе или только в недостаточной мере.

Само слово «неформальный», «неформальный» означает «необычный», «яркий» и «необычный». Неформальный человек — это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «Я — личность», бросить вызов миру с его бесконечной рутиной и линчеванием всех в линию. Говоря научным языком, субкультура — это система ценностей, отношений, поведения и образа жизни, принадлежащая к более или менее пространственно и социально ограниченному социальному сообществу. Как правило, субкультурные атрибуты, ритуалы и ценности отличаются от атрибутов доминирующей культуры, хотя и ассоциируются с ней. Английский социолог М. Брэк отметил, что субкультуры — это «системы значений, выражений или образа жизни», разработанные подчиненными социальными группами «в ответ на доминирующие системы значений». Субкультуры отражают попытки таких групп разрешить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте». Культура — это массовый феномен — присущая ей система ценностей и образ жизни, во многом продиктованный обществом, — это другое дело. Мы все одинаковы по внешнему виду, образу жизни и привычкам. Мы находимся под влиянием моды, средств массовой информации и общественного мнения и следуем правилам. Неформальный мир имеет свой собственный мир и свои правила: Когда в моде розовые оборки, он одевается только так, как хочет или как принято в его субкультуре, будь то кожаный пиджак и козак или джинсы и хайратник.

Молодые люди, как наиболее чувствительная и восприимчивая группа, первыми воспринимают новые формы развития в сфере досуга, со всеми их положительными и отрицательными проявлениями. Они не могут быть полностью удовлетворены общепринятыми способами проведения времени. И молодые люди находят свой путь. Раньше в России (Советском Союзе) был больший контроль над молодежью, существовала пионерская организация и комсомольцы, которые были обязательными, но большинство их членов были пассивными и присоединялись к ним скорее потому, что «так и должно быть».

Условия жизни в большом городе создают условия для формирования молодежью различных групп и движений, которые являются объединяющим фактором и формируют в этих группах коллективное сознание, коллективную ответственность и общие представления о социокультурных ценностях. Так формируются молодежные субкультуры.

Было предпринято много попыток классифицировать неформальные перемещения. Сначала я хотел бы привести все возможные классификации, которые я нашел, а затем предложить свои собственные.

Человек, который входит в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки и законы нового общества, он меняет свою систему ценностей и свое видение мира. Кто-то меняет субкультуры, как и перчатки, просто ради своего внешнего вида, чтобы произвести впечатление на окружающих, не вдаваясь в суть и философию, которая более или менее присутствует в каждом неформальном движении. Даже те, кто лоялен к неформальной организации, часто не понимают ее. Обычно именно молодое поколение так мелко. Подростковые металлхеды могут начинать массовые драки и бунты, заниматься хулиганством, прилипать к старшим и думать, что они настоящие металлхеды. Они далеки от понимания того, что это движение было основано в первую очередь из-за самой музыки и их особого мировоззрения, а не из-за их желания разрушить все вокруг.

Субкультуры классифицируются по различным характеристикам:

На социально-правовой основе проводится различие:

  1. просоциально или социально активный, с позитивной ориентацией на деятельность. Например: группы охраны окружающей среды, охрана памятников, охрана окружающей среды.
  2. социально пассивный, деятельность которого по отношению к социальным процессам нейтральна. Например: любители музыки и спорта.
  3. Антисоциальные — хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.д.

По направленности интересов социолог М. Топалов классифицирует молодежные объединения и группы следующим образом.

  • Страсть к современной молодежной музыке;
  • желание заниматься адвокатской деятельностью;
  • активное участие в определенных видах спорта;
  • околоспорт разные болельщики;
  • философско-мистический;
  • защитник окружающей среды.

Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологию молодежных субкультур:

  • романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индейцы, толкинисты, с некоторыми ограничениями байкеры).
  • гедонистические развлечения (майоры, рэйверы, рэперы и т.д.),
  • преступник («гопники», «луббисты»)
  • Анархо-нигилистические (панки, дальневосточные и дальневосточные субкультуры), которые также можно назвать радикально-разрушительными.

Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального любительского молодежного движения с точки зрения того, что участие в той или иной группе может быть связано:

  1. с типом развлечений — любители музыки и спорта, любители металла, бездельники и даже нацисты;
  2. Социальная позиция — экокультурная;
  3. образ жизни — «учительницы» и их многочисленные отпрыски;
  4. с альтернативным творчеством — художники, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие, не имеющие официального признания.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, направленными на реализацию ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизводстве. Героини так называемых «мыльных опер» (для девочек) и видео триллеров, таких как «Рэмбо» (для мальчиков), согласно опросам, стали любимыми героями и, в некотором смысле, образцами для подражания.

Индивидуальное поведение молодых людей проявляется в таких характеристиках социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному богатству в ущерб профессиональной самореализации. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристическом аспектах. Эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащихся, что также косвенно обусловлено самим потоком преобладающей культурной информации (ценностей массовой культуры), что способствует фоновому восприятию и поверхностной фиксации того же в сознании.

Выбор той или иной культурной ценности обычно ассоциируется с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (те, кто с ними не согласен, легко попадают в категорию «изгоев»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной коммуникационной группе.

Групповые стереотипы и престижные иерархии ценностей обусловлены полом, уровнем образования, местом жительства и национальностью получателя. Культурное соответствие в неформальной группе варьируется от мягкого среди студентов колледжа до агрессивного среди старшеклассников. На крайнем конце этой тенденции в молодежной субкультуре находятся так называемые «команды» со строго регламентированными ролями и статусом их членов.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.д.) воспринимается большинством молодежи как анахронизм. Попытки внедрения этнокультурного содержания в процесс социализации, как правило, ограничиваются введением ортодоксальности, в то время как народные традиции, безусловно, не ограничиваются религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация заключается, прежде всего, в формировании позитивных чувств к истории, традициям собственного народа, то есть тому, что обычно называют «любовью к Родине». Появление таких, а не других, с заданными характеристиками молодежной субкультуры вызвано рядом причин, из которых наиболее значимыми представляются следующие.

  1. молодежь живет в едином социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не сказаться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Общество такое же, как и молодежь, отсюда и молодежная субкультура.
    1. кризис института семьи и семейного образования, подавление индивидуальности и инициативы ребенка, подростка, молодого человека как родителями, так и педагогами, всех представителей «взрослого» мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальной дезадаптации и проявлениям незаконного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодость.
    1. коммерциализация средств массовой информации, и в некоторой степени всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не меньше, чем основные агенты социализации — семья и система образования. Просмотр телепередач и общение — две наиболее популярные формы самореализации в свободное время. Молодежная субкультура просто воспроизводит телевизионную субкультуру по многим своим характеристикам.

Молодежная субкультура — это искаженное зеркало взрослого мира со своими вещами, отношениями и ценностями. Ставить на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе бесполезно, тем более что культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

В содержании искусства прослеживается тенденция к дегуманизации и деморализации, которая проявляется прежде всего в очернении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это проявляется в увеличении количества сцен и эпизодов с насилием и сексом, в их жестокости и естественности (кино, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), которые противоречат национальной морали и оказывают негативное влияние на молодежную аудиторию. Негативное влияние разгула насилия и секс-сцен в кино, телевидении и видео на аудиторию доказано многочисленными исследованиями.

Нравственные убеждения, нравственные идеалы, самоуважение и чувство взрослости как важнейшее новое формирование подросткового возраста

Для подростков характерно стремление к новому, необычному, интерес к технике, желание быть «на уровне глаз» со взрослыми, стремление к активности. Особенно в подростковом возрасте, многие знакомые, устоявшиеся вещи разрываются в подростковом возрасте. Это затрагивает почти все аспекты его жизни и деятельности. Особенно ярко меняется характер учебной деятельности — в подростковом возрасте начинается систематическое освоение основ науки. Это требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, нового диапазона внимания, техники памяти.

Изменения и отношение к окружающей среде: подросток уже не ребенок и требует другого отношения.

Подросток, особенно в возрасте от 13 до 15 лет — это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. В эту эпоху возникает интерес к идеологическим вопросам, таким как происхождение жизни на земле, происхождение человека, смысл жизни.

Формирование у подростка правильного отношения к действительности, твердых убеждений должно иметь огромное значение, потому что в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которое будет заметно в будущем. Моральные убеждения подростков формируются под влиянием реальности. Они могут быть несовершенными, неправильными, искаженными. Это происходит, когда они развиваются под влиянием случайных обстоятельств, плохого влияния улицы, непристойных действий.

В тесной связи с формированием у молодых людей нравственных убеждений развиваются их нравственные идеалы. По этой причине они значительно отличаются от младших учеников. Как показали исследования, идеалы подросткового возраста проявляются в двух основных формах. У молодого подростка как идеала есть образ определенного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых качеств. По мере старения молодых людей происходит заметный «сдвиг» от образов близких им людей к образам людей, с которыми они не общаются напрямую.

Подростки старшего возраста начинают больше надеяться на свой идеал. В результате они начинают понимать, что люди вокруг них, даже те, кого они любят и уважают, по большей части простые люди, хорошие и уважаемые, но они не являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому в возрасте 13-14 лет поиск идеала вне близких семейных отношений особенно ярко выражен.

В развитии познания молодости окружающей действительности наступает момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. В подростковом возрасте упор делается на изучение и оценку морально-психологических качеств других людей.

Наряду с ростом такого интереса к другим людям, подростки начинают формировать и развивать самосознание, потребность в признании и оценке своих личностных качеств.

Формирование самосознания — один из важнейших моментов развития личности подростка. Факт формирования и роста самосознания формирует всю духовную жизнь подростка, характер его учебной и трудовой деятельности, формирование его отношения к действительности. Потребность в самопознании возникает из потребностей жизни и деятельности. Под влиянием растущих требований других людей в подростке необходимо оценить свои способности, понять, какие особенности его личности помогают им, наоборот, чтобы не быть на высоте своих требований.

Огромную роль в развитии у молодого человека уверенности в себе играют суждения о других. Осложнение требований, предъявляемых к подростку в процессе его деятельности, развитие его уверенности в себе, общий рост сознательного отношения к действительности приводит к качественно новому этапу в его развитии. Стремление подростка к самообразованию появляется и становится весьма значимым — желание осознанно действовать на себя, формировать такие личные качества, которые он считает положительными, и преодолевать свои отрицательные черты, справляться со своими недостатками.

В подростковом возрасте черты характера начинают формироваться и закрепляться. Одной из наиболее характерных черт подростка в связи с ростом его уверенности в себе является желание показать свою «зрелость». Молодой человек отстаивает свои взгляды и суждения и пытается добиться того, чтобы взрослые узнали его мнение. Он считает себя достаточно взрослым и хочет иметь те же права, что и они.

Завышая возможности своего возраста, молодые люди приходят к убеждению, что они ничем не отличаются от взрослых. Отсюда их стремление к независимости и определенной «самодостаточности», отсюда их болезненное чувство собственного достоинства и обиды, острая реакция на попытки взрослых недооценить свои права и интересы. Следует отметить, что характерные для подросткового возраста повышенная возбудимость, некоторое недовольство характером, относительно частая, быстрая и резкая смена настроения.

Значительное развитие в подростковом возрасте приобрели волевые черты характера. Под влиянием высоких требований, предъявляемых к подростку, он развивает способность преследовать давно обдуманные цели и таким образом преодолевать препятствия и трудности.

Анализируя все вышеперечисленные моменты, можно обобщить и выявить следующие возрастные особенности, характерные для подросткового возраста:

  1. необходимость разряда энергии;
  2. необходимость самообразования; активный поиск идеала;
  3. отсутствие эмоциональной адаптации;
  4. Эмоциональная зараза;
  5. критичность;
  6. Бескомпромиссно;
  7. потребность в автономии;
  8. Неприятие опекунства;
  9. Важность независимости как таковой;
  10. сильные колебания характера и самооценки;
  11. Интерес к чертам личности;
  12. Так и должно быть;
  13. нужно иметь значение;
  14. потребность в популярности; 14;
  15. гипертрофия потребности в информации.

У подростков развивается желание исследовать себя, понять, на что они способны. За это время они стремятся к самоутверждению, особенно в глазах своих сверстников, чтобы уйти от всякого ребячества. Они все меньше и меньше сосредотачиваются на семье и обращаются к ней. Но роль и значение референтных групп возрастает, появляются новые образы. Молодые люди, потерявшие ориентир и не имеющие поддержки взрослых, пытаются найти идеал или образец для подражания. Часто коллективный образ, старший друг или взрослый, который подходит на роль «учителя», становится таким образцом для подражания. Иногда этим пользуются представители различных культов и антиобщественных групп.

Виды и виды неформальных молодежных групп

Существует ряд общественных молодежных организаций с позитивной ориентацией. Но в последнее время наблюдается резкое увеличение числа неформальных детско-юношеских объединений различной направленности (политические, экономические, идеологические, культурологические), среди которых много структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

В последние годы знакомое нам слово «неформальный» вошло в наш родной язык и укоренилось. Возможно, именно в этом слове сейчас собрано подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.

Информаторы — это те, кто вырывается из формальных структур нашей жизни. Они не вписываются в обычные правила поведения. Они стремятся жить в соответствии со своими собственными интересами, а не с другими, навязанными извне.

Отличительной чертой неформальных ассоциаций является добровольное членство в них и устойчивый интерес к определенной цели или идее. Вторая характеристика этих групп — соперничество, основанное на необходимости самоутверждения. Молодой человек пытается сделать что-то лучше других, даже быть в чем-то впереди близких ему людей. Это приводит к тому, что молодежные группы неоднородны и состоят из большого количества микрогрупп, объединенных на основе симпатий и антипатий.

Они очень разнообразны из-за интересов и потребностей, к которым они ищут друг друга, формируя группы, потоки и направления. У каждой группы есть свои цели, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и мораль.

Существует несколько классификаций молодежных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрению.

Музыкальные неформальные молодежные организации.

Главная цель таких молодежных организаций — слушать, изучать и распространять любимую музыку.

Среди «музыкальных» неформальных, наиболее известной является организация молодых людей как металл. Это группы, которых объединяет общий интерес к прослушиванию музыки в стиле рок (также называемый «heavy metal»). Наиболее распространенными группами, играющими рок-музыку, являются Kiss, Metallica, Scorpions и Domestic — Aria и др. В тяжелом металлическом роке выделяются: жесткие ритмы ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и сольные импровизации исполнителей.

Другая очень известная молодежная организация пытается совместить музыку с танцами. Это направление называется брейкданс (от брейк-данса — особый вид танца, включающий в себя разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга и прерывают начатое движение). Существует и другая интерпретация, одно из значений брейка означает «сломанный танец» или «танец на тротуаре».

Информаторов этого движения объединяет бескорыстная страсть к танцу, желание его продвигать и буквально демонстрировать в любой ситуации.

Эти ребята практически не интересуются политикой, их обсуждение социальных проблем поверхностно. Они стараются поддерживать физическую форму и здоровье, следуют очень строгим правилам: не употребляют алкоголь и наркотики, отрицательно относятся к курению.

В этом же разделе осень и битломания — нынешняя тенденция, в рядах которой когда-то стояли многие родители и учителя сегодняшних подростков. Их объединяет любовь к «Битлз», их песням и их самым известным участникам — Полу Маккартни и Джону Леннону.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Влияние стиля воспитания на самооценку подростков с нарушением интеллекта — Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии
  2. Абсолютный характер — Понятие и структура характера
  3. Теоретические задачи специальной психологии
  4. Общая характеристика способностей человека
  5. Проблема детской агрессивности
  6. Основные теоретические и практические задачи возрастной психологии
  7. Примеры явлений, изучаемых современной психологией
  8. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности
  9. Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации
  10. Волевая регуляция поведения