Для связи в whatsapp +905441085890

Социальное воспитание в педагогике — Социальная педагогика в истории общества и государства

В каждом обществе образование прошло определенный путь становления в ходе исторического развития.

На ранней стадии развития человека в его жизненном цикле не было специального периода, посвященного подготовке к жизни. Воспитание сливалось со стихийной социализацией, которая происходила в процессе практического участия детей в деятельности взрослой жизни (производственной, ритуальной, бытовой). Она ограничивалась приобретением жизненного и практического опыта и мирских правил, которые передавались из поколения в поколение. Разделение задач между мужчинами и женщинами определило различия в социализации мальчиков и девочек.

То есть в архаических обществах стихийная социализация и воспитание синкретичны (слиты, не разделены), что встречается и в наши дни (например, в Полинезии, некоторых регионах Африки).

В раннеклассовых обществах детей все больше и больше готовят специально для жизни в конкретном обществе, то есть подготовка к жизни постепенно отделяется от самой жизни. Таким образом, процесс воспитания становится относительно автономной частью процесса социализации, но его спонтанный компонент продолжает играть важную роль в развитии ребенка и сохраняет все свое значение в развитии людей других возрастов.

Воспитание в семье (т.е. семейное воспитание) и духовенством (религиозное воспитание также имело место) было направлено на привитие людям качеств, которые положительно ценились в обществе, приобщение их к культуре и развитие их талантов и способностей в соответствии с их классом. Это привело к социальной дифференциации образования, так как содержание домашнего образования определялось социальным классом и достатком семьи.

На определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества семейное и религиозное воспитание дополнялось формирующейся системой общественного воспитания, которая с самого начала приобретала классовый характер. Специализированные учебные заведения создавались в основном для детей правящих классов. Таким образом, даже во времена рабства дворяне и богачи получали разностороннее образование.

На этом этапе процесс воспитания начинает приобретать все более четкое и возрастающее значение.

Учебные заведения для детей ремесленников также распространились по всей Европе в Средние века: Ремесленные или гильдейские школы и школы гильдий. С развитием мануфактурного и фабричного производства возникла система школ для детей рабочих, дающих минимум общих и профессиональных знаний и навыков; позднее были созданы и школы для крестьянских детей.

Интенсивное развитие промышленности, проникновение капиталистических отношений в деревню, формирование гражданского общества значительно повысили требования к подготовке кадров для всех сфер социально-экономической и общественной жизни. Поэтому дальнейшее развитие системы социального образования во многих странах привело к постепенному переходу сначала к всеобщему начальному образованию, а затем к среднему. Это говорит о том, что подготовка к жизни в конечном итоге выделяется в относительно самостоятельную область.

Кроме того, достаточно рано исторически возникли контркультурные организации в сфере социальной, политической и религиозной жизни, где воспитание по своим ценностям прямо противоречит тем, которые реализуются семейным, религиозным и общественным типами воспитания, которые условно можно назвать диссоциальными. Ее осуществляют, например, квазирелигиозные секты, криминальные структуры, экстремистские политические организации. Как бы странно это ни звучало, но диссоциальное образование всегда удовлетворяло определенные потребности определенных социальных групп и слоев, что позволяет считать его неотъемлемой частью образования как социального института.

Постепенно образование охватывает все больше старших возрастных групп, и со временем развивается еще один вид образования — коррекционное образование.

Таким образом, образование становится особой функцией общества и государства, то есть окончательно оформляется в специфический социальный институт.

Социальное воспитание в педагогике - Социальная педагогика в истории общества и государства

Социальная педагогика в истории общества и государства

Краткое отступление в историю говорит о том, что усложнение структуры и деятельности каждого отдельного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

  • Образование подчеркивается как самостоятельный компонент процесса социализации;
  • Образование делится на семейное, религиозное, социальное, диссоциативное и лечебное, роль, значение и контекст которых не остаются неизменными;
  • Социальная педагогика различается по своим составляющим: сначала обучение, а затем воспитание;
  • Образование распространяется от элиты к низшим слоям общества, охватывая все больше возрастных групп (от детей до взрослых);
  • Меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства обучения;
  • Значение образования растет: оно становится особой задачей общества и государства, превращается в социальный институт.

Образование как социальный институт.

Современные, модернизированные общества имеют целую систему социальных институтов — исторически сложившиеся, устойчивые формы выполнения общественных функций определенными номинальными группами членов общества, а также совокупность организаций, возникших и созданных для тех же целей.

В зависимости от своей социально-функциональной роли социальные институты осуществляют регулирование:

  • репродуктивная функция — семья;
  • социальная и общественная деятельность — образование, производство;
  • Устойчивость организации общества — власть, политика, армия, суд;
  • сфера культуры — кино, театр, музеи;
  • информирование общественности — КПА, партии, секты.

Образование как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для передачи культуры и социальных норм, имея дело с семьей, религиозными организациями и организациями, созданными для осуществления социального и лечебного воспитания членов общества.

Образование, как и любой социальный институт, имеет определенные составные элементы, каждый из которых предстает в более или менее формализованном виде. Это, во-первых. Во-вторых, каждый из элементов, хотя и является универсальным, имеет определенную специфику в семейном, религиозном, социальном, диссоциативном и лечебном воспитании.

Элемент 1. Образование имеет определенные функции в социальной жизни, как явные (осознаваемые и даже формулируемые обществом, государством, социальными группами и индивидами), так и латентные (в данном случае — скрытые, неосознаваемые, неоформленные).

Наиболее распространенными явными функциями воспитания являются следующие:

  • Систематическое создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые могут быть удовлетворены либо только в процессе образования, либо в нем самом, а также в других социальных институтах;
  • производить «человеческий капитал», необходимый для функционирования и устойчивого развития общества, соответствующий его культуре и перспективам;
  • Обеспечение стабильности социальной жизни посредством передачи культуры, содействие ее преемственности и обновлению, соответствующее регулирование действий членов общества в социальных отношениях, то есть обеспечение выполнения ими желательных действий и осуществление негативных санкций по отношению к нежелательным;
  • Содействие интеграции устремлений, действий и взглядов членов организации
  • общества и относительное согласование интересов общества и интересов гендерных, этноконфессиональных и социально-профессиональных групп как необходимое условие внутренней сплоченности общества.

Латентные функции образования весьма многочисленны и, главное, очень различны, в зависимости от характера и культуры того или иного общества, а также для каждого типа образования. При этом существуют, условно говоря, универсальные или почти универсальные латентные функции. Например, социальный отбор членов общества и их адаптация к изменяющейся социокультурной ситуации, особенно к ее реалиям, которые не осознаются или не признаются обществом или его сегментами.

Второй элемент — это ресурсы, организации и группы, необходимые для реализации присущих им функций. Ресурсы включают ценности, передаваемые в образовательном процессе, личные ресурсы субъектов и т.д.; материальные — инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т.д.; финансовые — домашние, внедомашние, частные инвестиции, семейный доход и т.д..

Третий элемент — это набор социальных ролей, необходимых для реализации образовательных функций: Люди разного возраста, пола, этнической, религиозной и социокультурной принадлежности; родственники, осуществляющие семейное воспитание; священнослужители и исповедники, осуществляющие религиозное воспитание; руководители, научно-методические и технические работники, организующие и программирующие социальное и коррекционное воспитание на государственном, региональном, муниципальном и местном уровнях (в рамках конкретной образовательной организации); профессиональные педагоги (учителя, тренеры, руководители творческих объединений) воспитатели дошкольных учреждений, школ-интернатов, включая лагеря-спутники, и закрытых исправительных учреждений; преподаватели учреждений среднего и высшего профессионального образования; няни, воспитатели; HRD); волонтеры-педагоги (работающие на добровольной основе в государственных, волонтерских и частных организациях); лидеры криминальных и тоталитарных (политических и квазикультурных) сообществ, использующих диссоциативную дисциплину, такие как. Например, Camprachicos (в средние века этим словом называли тех, кто покупал или похищал детей и калечил их, чтобы продать как дураков и т.д.).

Четвертый элемент — это набор конкретных санкций, которые применяются к фасилитаторам, тренерам и учащимся. Санкции делятся на позитивные (поощряющие) и негативные (осуждающие, наказывающие). И то, и другое, в свою очередь, бывает регламентированным (установленным соответствующими документами) и неформальным (в рамках традиций и обычаев общества, системы образования, образовательных организаций, субъектов образования).

Формирование и обновление культуры

Роль образования в формировании социальной культуры — проблема исторического исследования, но можно предположить, что она меняется в зависимости от природно-географических и экономических условий развития общества, его типологических характеристик и этапа развития.

Роль образования в передаче культуры общества, с одной стороны, можно считать универсальной, с другой стороны, она имеет определенную специфику, связанную с историческими и культурными традициями общества, которые определяют место образования в процессе социализации и значение образования в системе ценностей общества.

Роль образования в обновлении культуры определяется как особенностями общества, так и специфическими характеристиками образования как социального института. Некоторые общества (более традиционные) в большей степени, чем другие (модернизированные), объективно более консервативны во внутрикультурном развитии и более закрыты для межкультурных влияний. Соответственно, образование в этих обществах выполняет основную функцию передачи культуры. Функция обновления лишь слабо реализуется образованием в этих обществах и проявляется в масштабах больших исторических временных отрезков.

В то же время образованию как социальному институту любого общества присущ определенный консерватизм, который ограничивает реализацию его функций культурного обновления. Однако модернизированное общество играет большую роль в обновлении своего культурного образования. В этих обществах происходят постоянные инновационные изменения в образовании, продиктованные как изменениями в обществе, так и потребностью в несколько опережающем современное состояние развития «человеческом капитале», способном осваивать и продвигать процессы модернизации.

Поэтому, несмотря на все различия, образование как социальный институт работает во всех современных обществах (кроме архаичных).

Социальное образование — это устойчивое развитие личности и общества.

Анализ отечественной научной и учебной литературы показывает, что общепринятого определения образования не существует. Одно из объяснений — его многозначность. Современные исследователи рассматривают образование как социальное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие, как управление развитием личности и так далее. Каждое из этих определений верно, поскольку отражает тот или иной аспект образования, но ни одно из них не позволяет характеризовать образование в целом как фрагмент социальной реальности.

Анализ массовой педагогической литературы, нормативных документов, педагогической практики и общего восприятия педагогов, как практиков, так и теоретиков и методистов, показывает, что фактически воспитание (независимо от деклараций) понимается как работа с детьми, подростками, юношами и девушками вне процесса.

Э. Дюркгейм дал собственное определение, основную идею которого разделяли большинство европейских и американских педагогов до середины 20 века (и многие сегодня): «Образование — это влияние взрослых поколений на поколения, не созревшие для социальной жизни.

Цель образования — пробудить и развить в ребенке определенное количество физических, интеллектуальных и моральных качеств, которых требуют от него как политическое общество в целом, так и социальная среда, к которой он принадлежит, в частности».

В последние десятилетия подход к образованию и, соответственно, его определение как педагогической концепции существенно изменились. Это отражено не только в различных педагогических теориях, но и в словарной и справочной литературе. Уже в Американском педагогическом словаре, изданном в Нью-Йорке в 1973 году, образование определялось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых люди развивают навыки, отношения и другие формы поведения, приносящие положительную пользу обществу, в котором они живут; б) социальный процесс, посредством которого люди подвергаются воздействию выбранной и контролируемой среды (особенно такой, как школа), чтобы они могли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

Краткий педагогический словарь 1982 года определяет образование как: a) любой формальный или неформальный процесс, который помогает развивать способности людей, включая их знания, навыки, поведение и ценности; b) процесс развития, обеспечиваемый школами или другими учреждениями и организованный в первую очередь для обучения и учебы; c) общее развитие, которое человек переживает в процессе обучения и учебы.

Это определение говорит о том, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина «образование» как воспитание, обучение, как минимум, однобока, а скорее всего, просто искажена в угоду бизнес-циклу. Этот термин этимологически (от лат. educare — питать, кормить) и в культурно-педагогическом контексте относится, прежде всего, к воспитанию: в семье (семейное воспитание); в религиозной сфере (религиозное воспитание); в социальной сфере (социальное воспитание), которое осуществляется в различных образовательных учреждениях (в том числе в процессе обучения) и в обществе (в сообществе — общинное воспитание).

В действительности не существует единого процесса образования. Можно отметить, что существуют различные типы воспитания — семейное, религиозное, социальное, пенитенциарное и диссоциативное. Они более или менее четко различаются по сути, содержанию, формам, методам и так далее.

Поэтому определение категории «образование» должно быть универсальным по отношению к упомянутым видам образования, т.е. отражать только то, что является общим для всех и, по возможности, одинаковым.

Дадим определения всем типам образования, чтобы, во-первых, показать их общие и специфические черты, а во-вторых, их определенные различия.

Семейное воспитание — это более или менее осмысленные усилия одних членов семьи по воспитанию других в соответствии с их представлениями о том, каким должен быть их сын, дочь, муж, жена, зять, невестка.

Религиозное образование — это процесс внушения мировоззрения, мировосприятия, норм взаимоотношений и поведения, соответствующих догмам и вероучительным принципам определенной конфессии.

Социальное воспитание способствует процессу систематического создания условий для позитивного (с точки зрения общества и государства) развития личности и формирования определенной ценностной ориентации. Социальное воспитание осуществляется в специально созданных воспитательных организациях (от детских домов и детских садов до школ, университетов, центров социальной защиты и т.д.), а также во многих организациях, для которых функция воспитания не является ведущей и часто носит латентный характер (в армейских подразделениях, политических партиях, многих корпорациях и т.д.).

Государство и общество также создают специальные организации, осуществляющие коррекционное образование, то есть образование человека, имеющего проблемы или дефекты, в процессе систематического создания условий для его адаптации к социальной жизни, преодоления или смягчения инвалидности или дефектов развития.

В контркультурных организациях — криминальных и тоталитарных (политических и квазирелигиозных сообществах) — существует диссоциальное воспитание — целенаправленное выращивание людей, находящихся в этих организациях, как носителей девиантного (отклоняющегося от принятых норм) сознания и поведения.

Воспитание любого вида (кроме диссоциативного, где воспитуемый находится только в позиции объекта) происходит во взаимодействии различных субъектов: Индивид (конкретные люди), группа (семья, коллектив, группа), общество (образовательные, религиозные и другие государственные, общественные и частные организации).

Реализуясь в процессе взаимодействия людей в различных группах и организациях, образование создает или не создает более или менее благоприятные условия и возможности для освоения человеком необходимых с точки зрения общества социальных, духовных и эмоциональных ценностей (знаний, убеждений, навыков, норм, установок, моделей поведения и т.д.), а также для его самостроительства, самосознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

Адаптация человека в обществе

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не только проявлять себя, свое отношение к людям и деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и тем самым обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и конверсионным процессам в различных средах его жизнедеятельности. У каждого человека есть свои такие способности, которые являются значительными. Благодаря им люди успешно адаптируются к окружающей среде, даже к крайне сложным и неблагоприятным условиям. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самовыражения и приобретение соответствующего опыта. Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависит от его индивидуального своеобразия, опыта адаптации к той или иной среде, временного интервала опыта, предрасположенности (желания и стремления), состояния и самодеятельности. Индивидуальное своеобразие человека — это личные качества, которые присущи только ему и n С возрастом человек меняется, его качества улучшаются или он теряет некоторые способности, что влияет на его приспособляемость. На идентичность личности влияет жизнедеятельность, опыт адаптации к различным средам. Опыт адаптации способствует формированию личностных качеств, которые помогают быстро привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к ним. Ведя себя в той или иной ситуации, человек приобретает опыт адаптации к ней и к аналогичной (типичной) ситуации. Временно формируется его адаптивность, которая играет важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыта в адаптации к новым условиям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно адаптироваться к типичным для него (подобным) условиям, в которых он уже бывал. Опыт позволяет человеку сократить время адаптации к условиям окружающей среды. Этот факт чрезвычайно важен для понимания природы формирования адаптивности. Ребенок, который постоянно находится в одних и тех же условиях, с трудом адаптируется к новым условиям, например, «домашний ребенок», которому трудно адаптироваться в группе детского сада.

Поэтому необходимо создать благоприятные условия для жизни в определенный период жизни человека.

Индивидуальная помощь.

Характер индивидуальной помощи. Индивидуальная помощь человеку в образовательном учреждении становится необходимой и должна оказываться, когда у человека возникают проблемы с решением возрастных задач и столкновением с опасностями старости. Более или менее успешное решение возрастных проблем и избежание возрастных опасностей во многом определяют жизнь и развитие человека.

Более условно можно выделить группы возрастных задач — природные и культурные, социокультурные и социопсихологические, а также источники опасности — семья, общество сверстников, образовательные организации.

Три группы возрастных задач могут быть использованы для того, чтобы в определенной степени конкретизировать проблемы, для решения которых человеку необходима индивидуальная помощь, которую может предоставить образовательное учреждение.

В процессе решения естественных культурных задач может понадобиться индивидуальная помощь в решении таких проблем, как укрепление здоровья, развитие физического потенциала с целью максимального соответствия норме возрастного физического развития; знакомство с собственным телом, принятие тела и происходящих с ним изменений; понимание относительности норм мужественности/женственности или минимизация чувств, связанных с «соответствием» этим нормам; обучение гендерному поведению, овладение соответствующими гендерно-специфическими навыками.

В процессе решения социокультурных проблем индивидуальная помощь будет полезна, если существуют проблемы, связанные с осознанием и развитием собственных способностей, навыков, установок, ценностей; с приобретением знаний, навыков, необходимых для удовлетворения своих позитивных потребностей; с освоением способа взаимодействия с людьми, с развитием или коррекцией необходимых установок; с пониманием и чувствительностью к проблемам в семье, других группах членов, обществе.

В процессе решения социально-психологических задач индивидуальная помощь становится необходимой, когда у человека возникают проблемы, связанные с самопознанием и самопринятием; определением себя в реальной жизни, самоактуализацией и самоутверждением, а также определением своих перспектив; развитием понимания и чувствительности к себе и другим; адаптацией к реальным условиям жизни; построением позитивных просоциальных отношений с другими, особенно со значимыми другими; предотвращением, минимизацией, решением проблем.

Мы можем упомянуть лишь самые общие формы этой работы: Индивидуальные и групповые встречи, создание специальных ситуаций в жизни образовательных организаций; работа со значимыми людьми; переориентация индивидуальных и групповых интересов; тренинги и ролевые игры; рекомендации по чтению специальной литературы; привлечение специалистов — психологов и некоторых других.

Индивидуальная поддержка детей, молодых людей и подростков из группы риска в образовательной среде может оказать положительное влияние при соблюдении ряда условий.

Во-первых, у учителей и других социальных педагогов формируется установка на необходимость индивидуальной поддержки, а также определенной психолого-педагогической подготовки.

Во-вторых, наличие у тьютора готовности принять помощь от тьютора, установка на добровольный контакт с ним по поводу проблем, желание найти у него понимание, получить информацию, совет, иногда даже наставление.

В-третьих, наличие качеств, необходимых для индивидуального репетиторства: здоровое самовосприятие, то есть выполнение позитивной Я-концепции; последовательность в отношении к ученикам, справедливость, эмпатия, понимание их нужд и проблем, уважительное отношение; желание и умение поддерживать теплые, эмоционально окрашенные отношения с учениками; способность пробудить в учениках чувство свободы в общении, умение разрядить обстановку во время беседы, чувство юмора.

В-четвертых, способность педагога вести беседы с учеником один на один в качестве «эксперта», «советника» или «опекуна». Он использует свое влияние, чтобы помочь прояснить и осмыслить ситуацию студента, переориентировать его предвзятые взгляды и установки и помочь ему определить собственные позиции и взгляды. Для этого преподаватель должен уметь представить студенту ряд альтернатив, вступить со студентом в диалог о преимуществах и недостатках каждой альтернативы, помочь студенту понять, как достичь той или иной альтернативы, и выбрать вариант, наиболее реалистичный и подходящий для решения проблемы.

В-пятых, использование личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов в организации образования. Последние три принципиально отличаются от личностного подхода, поскольку личностный подход подразумевает априорное отношение к каждому педагогу как к самоценной личности, независимо от присущих ему характеристик.

В результате для решения природных и культурных задач в рамках возрастного подхода необходимо разработать оптимальный режим питания и ухода за человеком на любом возрастном этапе; систему физического и сенсомоторного развития, меры компенсации и реабилитации дефектов и ошибок процесса созревания и развития отдельных анатомо-физиологических систем организма (в рамках индивидуального подхода); Продвижение осознания ценности здоровья, активного отношения человека к своему физическому развитию и его методам; культивирование здорового образа жизни в любом возрасте, позитивного отношения к человеческому телу, реалистичных норм женственности и мужественности, адекватного восприятия человеческой сексуальности с учетом этнокультурных традиций.

Характер социального воспитания молодежи в учреждении дополнительного образования

Социальное воспитание — это воспитание человека в специально созданных педагогических организациях в процессе систематического создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание — это часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и диссоциальным воспитанием). Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии между различными субъектами: Индивидуум (индивиды), группа (коллективы) и общество (образовательные организации и органы власти). Воспитание в образовательных организациях реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, методам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта учащихся, их обучения и индивидуального воспитания. Организация социального опыта осуществляется: Организация повседневной жизни и деятельности формализованных групп (коллективов); организация взаимодействия, а также его опосредование; стимулирование дилетантизма в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения).

Социальный опыт в широком смысле — это единство различных видов навыков и умений, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интернализованных ценностей, зафиксированных чувств и переживаний, опыта взаимодействия с людьми, опыта адаптации и изоляции, а также самопознания, самоопределения, самоактуализации и самоутверждения.

Организация социального опыта в общественных организациях детей протекает в определенных формах организации взаимодействия. Анализ различных современных подходов позволяет определить форму организации педагогического взаимодействия как пространственно и временно ограниченную структуру (конструкцию) взаимодействия детей и взрослых, которая позволяет решать определенные задачи социального воспитания.

Диапазон форм формирования социального опыта широк, так как он соответствует деятельности человека: учеба, труд, общение, досуг, но когда эта деятельность организована в форме игры, ее усвоение наиболее продуктивно.

Социальный опыт подростка — это многоуровневое психологическое единство когнитивного, аксиологического, коммуникативного и деятельностного компонентов его жизнедеятельности. Социальный опыт является неотъемлемой характеристикой процесса социализации личности и его взаимосвязи с образованием и самообразованием.

Язык — это основной канал, через который ребенок приобщается к культуре и формирует свой социальный опыт. Именно поэтому так велика роль коммуникативной составляющей социального опыта.

Социальный опыт молодежи в значительной степени содержит стереотипы. Социальные ценности общества, оформленные в виде норм, правил, оценок, традиций, для того чтобы выполнять регулятивную функцию, должны быть закреплены, стабилизированы в сознании. Это делается не в виде объектов, а в идеале в виде стереотипов.

С высокой степенью достоверности можно предположить, что определенные уровни социального становления подростка как бы оказываются основой для трансформации психических процессов в системообразующие свойства личности. По сути, это означает, что на определенном уровне социального становления ребенка требуется соответствующая его опыту специфическая организация образования как процесса формирования потребностей и способностей к выбору и накоплению социально значимых ценностей.

Исходя из понимания социализации как процесса самостоятельного конструирования подростком своего социального опыта, были выделены следующие характеристики социального опыта:

  1. параметры содержания. Она выражается через материальное и культурное содержание деятельности ребенка и проявляется в представлениях ребенка о главных ценностях жизни.
  2. позиция и параметр оценки. Это проявляется в тенденции проявления индивидуальности, личной активности, рефлексивной позиции подростка.
  3. функциональные параметры. Она определяется тем, как внутренние особенности самооценки, соотношение представлений о главных ценностях жизни воплощаются в ту или иную психологическую основу образа жизни. И разные стили жизни могут либо благоприятствовать, либо, наоборот, препятствовать полноценному социальному становлению человека.

Очень важно отметить, что еще до проявления социальных представлений в акте собственного действия социальный опыт ребенка содержит достаточный объем, так сказать, «невостребованных» социальных представлений, которые не просто «ждут своего часа», а уже фактически «питают» новые поведенческие представления, которые начинают возникать в ситуациях собственного действия ребенка.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Необходимость и цели эстетического воспитания
  2. Внедрение образовательных технологий
  3. Социальная педагогика Макаренко
  4. Наблюдение как метод исследования в педагогике
  5. Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС
  6. Методическое сопровождение формирования познавательного интереса старших дошкольников в условиях ДОО
  7. Теория нравственного воспитания: понятие, особенности на современном этапе
  8. Теоретико-методологические основы обучения
  9. Задачи воспитания по коменскому
  10. Обучение русскому языку в поликультурной среде