Для связи в whatsapp +905441085890

Социальные группы как «субкомпоненты» общества. Основные типы социальных групп — Внутренние и внешние группы

Существуют два типа социальных отношений: экспрессивный и инструментальный. Выразительные отношения — это отношения, основанные на эмоциональной вовлеченности в дела других людей. Такие узы встречаются у родственников, друзей, товарищей, а также у всех, кто имеет эмоционально значимые отношения с другим человеком. Инструментальные связи — это связи, которые не имеют эмоционального значения и формируются в результате сотрудничества между людьми на пути к цели. Обычно таким связям не придается никакого эмоционального значения. Такие связи называются чисто деловыми.

В соответствии с этими критериями сами социальные группы также делятся на типы. Существует два типа: первичная и вторичная группы. Под первичной группой мы понимаем группу, члены которой соединены связью первого типа, то есть эмоционально оттененной выразительной связью. Первичная группа имеет безусловное значение для человека: в нее входят люди, которые играют уникальную роль в его жизни. Вторичные группы — это группы, которые отдельные лица объединяются для достижения конкретной практической цели и имеют безличностные отношения друг с другом. Например, семья является первичной группой, в то время как класс — вторичной группой.

Может существовать некоторая степень перекрытия между первичной и вторичной группами. Нередки случаи, когда люди, изначально собранные с определенной целью, сближаются как группа и незаменимы друг для друга. Таким образом, в среде, скажем, студенческой группы формируются дружеские союзы и пары влюбленных.

Первичные группы с большей вероятностью образуются при выполнении ряда условий. Во-первых, чем меньше вторичная группа, тем больше вероятность того, что между ее членами будут сформированы тесные доверительные отношения. Во-вторых, частые, регулярные и устойчивые контакты между людьми также способствуют углублению их отношений.

Первичные группы составляют основу всех социальных отношений. Во-первых, они играют решающую роль в процессе социализации личности. Наиболее важной из первичных групп является семья, где дети с раннего возраста приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, усваивают основы социальной солидарности.

Во-вторых, внутри первичных групп удовлетворяются большинство потребностей человека, таких как потребность в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому более эффективно функционируют вторичные группы, в рамках которых сформированы прочные первичные связи. Например, чем сильнее первичные групповые связи воинских частей, тем больше их успех в бою.

В-третьих, первичные группы являются мощными инструментами социального контроля. Они принуждают к индивидуальному поведению, которое соответствует нормам и ценностям, принятым в группе. Выговоры и санкции со стороны членов первичной группы часто более значимы и весомы для отдельного человека, чем критика со стороны «общества в целом».

Социальные группы как «субкомпоненты» общества. Основные типы социальных групп - Внутренние и внешние группы

Внутренние и внешние группы

Это не только группы, к которым мы непосредственно принадлежим и которые оказывают на нас сильное влияние. Часто это относится и к тем группам, к которым мы не принадлежим. Соответственно, социологи сочли полезным проводить различие между внутренними и внешними группами. Внутренняя группа — это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой мы принадлежим. Аут-группа — это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой мы не принадлежим. В дилетантском плане мы подчеркиваем различие между двумя типами групп, используя личные местоимения «мы» и «они». Таким образом, внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние — как «их группы».

Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ — социальных демаркационных линий, которые указывают, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы группы не являются физическими барьерами, а скорее перерывами в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основаны на территориальных принципах, таких как соседство, район, община и страна. Другие связаны с социальными различиями, например, этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, связанные с кровью группы, социально-экономические классы. Границы препятствуют проникновению посторонних в групповую сферу, сохраняя при этом членов группы внутри нее, чтобы их не искушали возможности социального взаимодействия с соперничающими группами.

Мы оцениваем себя и основываем свое поведение на нормах, заложенных в контексте группы. Но поскольку люди принадлежат к столь многим различным группам, каждая из которых представляет собой в некотором роде уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, по которым мы судим и организовываем наше поведение, также различаются. Референтные группы — это социальные единицы, на которые мы обращаем внимание при оценке и формировании наших установок, чувств и действий. Формируя свои взгляды и убеждения и выполняя свои действия, люди сравнивают или отождествляют себя с другими людьми или группами людей, чьи взгляды, убеждения и действия они воспринимают как достойные подражания. Такие группы называются опорными.

Референтная группа может быть группой, к которой мы сами принадлежим, но это не обязательно должно быть. В качестве источника психологической идентификации можно рассматривать референс-группу. Наличие референтных групп помогает нам объяснить очевидные противоречия в поведении: например, революционер из аристократических кругов; католический вероотступник; реакционер из профсоюза; филантроп; предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилированный иммигрант; горничная, стремящаяся попасть в высшие социальные круги. Просто эти индивидуумы взяли за образец для подражания людей, которые принадлежат к иной социальной группе, нежели та, к которой они сами принадлежат. Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Потому что нам нравится думать о себе как о полноправных членах группы — или стремиться быть членами группы — мы принимаем групповые стандарты и принципы. Мы «усваиваем» соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и пищевые привычки, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Наше поведение определяется принадлежностью к определенной группе. Мы также используем стандарты нашей референс-группы для оценки себя, как критерий, по которому мы измеряем нашу привлекательность, интеллект, здоровье, социальное положение и уровень жизни. Когда группа, к которой мы принадлежим, не соответствует нашей референтной группе, мы можем испытывать чувство относительной депривации — неудовлетворенности разрывом между тем, что мы имеем (обстоятельства нашего членства в определенной группе), и тем, что, по нашему мнению, мы должны иметь (позиционные характеристики референтной группы).

Формальные и неформальные группы

Группы часто делятся на официальные и неофициальные. Эта классификация основана на характере групповой структуры. Структура группы понимается как относительно постоянное сочетание межличностных отношений, которые в ней существуют. Структура группы может быть определена как внешними, так и внутренними факторами. Внешнее регулирование определяет формальную (формальную) групповую структуру. Согласно этому правилу, члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным предписанным образом.

Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, напротив, определяется внутренними факторами. Неформальная структура проистекает из личного желания человека иметь определенные контакты и является более гибкой, чем формальная. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом, чтобы удовлетворить некоторые из своих потребностей — в общении, во взаимодействии, в любви, в дружбе. Неформальные отношения возникают и развиваются спонтанно по мере того, как люди взаимодействуют друг с другом. На основе этих связей формируются неформальные группы, такие как кружки друзей или сверстников.

Неофициальным группам может способствовать близость отдельных лиц. Принадлежность лиц к одним и тем же формальным группам облегчает неформальные контакты между ними и способствует формированию неформальных групп.

2 Динамические свойства социальных групп

Социальные группы обладают определенными динамическими характеристиками, позволяющими рассматривать их в процессе живого социального взаимодействия. К таким характеристикам относятся: размер группы, ее внутренняя структура (лидеры, рядовые члены, аутсайдеры), стиль лидерства внутри группы, специфические явления общественной жизни, связанные с групповым поведением.

Сам размер группы во многом определяет характер внутригрупповых взаимодействий. Наиболее близкие и значимые отношения происходят в группе, состоящей из двух человек (диада) — между мужем и женой, любовниками, близкими друзьями. В диаде чувства и эмоции, как правило, играют более важную роль, чем в больших группах. Однако, вопреки ожиданиям, отношения в диаде более хрупки, чем в более многочисленных группах, и более склонны к разочарованию.

Добавление третьего члена в группу — формирование триады — принципиально меняет социальную ситуацию. Группа приобретает новые возможности — формирование внутренних «фракций», союзов двух против третьего, бойкотов, сегрегации лидера и аутсайдера и т.д.

При классификации различных групп в зависимости от их размера особое внимание обычно уделяется так называемым малым группам. Такие группы состоят из небольшого числа людей (от двух до десяти), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель вытекает из общих интересов членов группы, которые, как правило, также проявляют удовлетворенность своим взаимодействием. Это взаимодействие основано на относительно частом прямом контакте.

Важность групп в нашей жизни

Согласно исследованиям психологов и социологов, оптимальный размер небольшой группы должен составлять пять человек. В этом случае никакая внутригрупповая ситуация не может оказаться тупиковой, поскольку всегда легко представить мнение большинства. Более того, быть в меньшинстве в такой группе не означает быть в изоляции. Группа достаточно большая, чтобы люди чувствовали себя в ней «социальными», менялись ролями, свободно выражали себя, убеждали других в своей точке зрения, но в то же время достаточно маленькая, чтобы люди были внимательны друг к другу и нуждались во взаимном уважении.

В группе одни члены, как правило, имеют больше влияния, чем другие. Мы называем таких людей лидерами. Малые группы могут обходиться без лидера, но в больших группах отсутствие лидерства приводит к хаосу.

Малые группы обычно имеют два типа лидеров. Одним из видов лидеров является «специалист по производству», который оценивает поставленные задачи и организует деятельность по их выполнению. Второй, «психолог», хорошо умеет решать межличностные проблемы, разряжать человеческую напряженность и продвигать групповую солидарность. Первый тип лидерства является инструментальным и фокусируется на целях группы, в то время как второй является выразительным и фокусируется на создании атмосферы гармонии и солидарности внутри группы. В некоторых случаях один человек может взять на себя обе роли, но обычно каждая из них выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не обязательно может показаться более важной, чем другая; относительная важность каждой роли продиктована ситуацией. Лидеры используют различные стили для влияния на людей.

Следует отметить феномен группового мышления — процесс принятия решений в группах с чрезвычайно тесными связями, члены которых настолько озабочены поддержанием консенсуса, что это негативно сказывается на их способности критиковать. В групповом мышлении у членов группы возникает иллюзия, что их решения принимаются добровольно, что ведет к чрезмерной уверенности в себе и большей готовности идти на риск.

Groupthink подтверждает наличие сильных социальных ограничений, характеризующих групповую среду и влияющих на мнения членов группы. Несмотря на то, что такие ограничения влияют на наше поведение, мы часто не знаем о них.

Когда люди становятся полностью зависимыми от группы, они могут пожертвовать своей собственной независимостью и потерять контроль над своим телом и действиями. Все это показывает, насколько важны группы в нашей жизни, особенно те, в которых происходит наше личностное развитие и в которых мы участвуем ежедневно.

Основные признаки групповой общности

Способность группы действовать как единое целое достигается тем, что основные атрибутивные свойства социальной общности (целеустремленной, духовно-культурной, солидарно-интеракционистской) проявляются в ней с качественно большей интенсивностью, глубиной.

Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства:

  1. наличие (помимо совпадающих целей) одной общей групповой цели. Существует множество примеров групповых целей, ради которых мы отказываемся от своих интересов, например, каждый готов пожертвовать чем-то ради благополучия и престижа своей семьи (покупка новой представительской мебели заставляет отказаться от личных планов и т.д.). Наличие общей цели группы и ее принятие членами группы является важнейшей характеристикой и необходимым условием функционирования группового сообщества.
  2. принятие членами группы основных ценностей и норм, разделяемых группой, формирование «мы-сознания». Сближение, схожесть системы ценностей, норм поведения становится условием и (в то же время) результатом стабильности, прочности внутренних связей между членами социальной группы. Человек не может чувствовать себя частью группы, если он придерживается других принципов, разделяет другие (помимо групповых) нормы, ценности. Он/она должен либо следовать нормам, идеям, принятым в групповом сообществе, либо покинуть группу, потеряв соответствующие преимущества. Эффект отождествления индивида с сообществом, т.е. «мы-сознание» (иногда говорят «мы-чувство»), является основным признаком существования социальной группы, в то время как атрибуция менее выражена, рано или поздно она должна достичь уровня развития параметров других свойств атрибута — иначе начинается распад группы. Таким образом, устойчивые взаимодействия могут возникать только на основе принятия норм поведения, системы ценностей группы всеми ее членами. Но если нормы все еще сохраняются (как скорее инертные явления), но взаимодействие уже разваливается, потому что нет хорошей организации, координации внутри группы, то рано или поздно нормы тоже рано или поздно разваливаются.

Не случайно в высокоинтегрированных группах все три показателя, как правило, достаточно выражены. Отставание или продвижение одного из параметров является признаком положительного или отрицательного развития, формирования или разрушения, процессов укрепления, интеграции или распада группы.

  1. стабильная, самообновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институционализация группы.
  2. взаимные отношения.

Все эти три атрибутивных свойства группового сообщества находятся в постоянном спряжении. Если один из этих параметров менее выражен, то рано или поздно он должен достичь степени выражения параметров других атрибутивных свойств — иначе начнётся распад группы. Таким образом, устойчивые взаимодействия могут возникать только на основе принятия всеми членами норм поведения, системы ценностей группы. Но если нормы все еще сохраняются (как скорее инертные явления), но взаимодействие уже разваливается, потому что нет хорошей организации, координации внутри группы, то рано или поздно нормы тоже рано или поздно разваливаются.

Не случайно в высокоинтегрированных группах все три показателя, как правило, достаточно выражены. Отставание или продвижение какого-либо параметра является признаком положительного или отрицательного развития, формирования или разрушения, процессов укрепления, интеграции или распада группы.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социально-философская проблема направленности исторического процесса
  2. Павел Александрович Флоренский, российский религиозный философ, богослов
  3. Философия личности и проблема идентичности
  4. Антропология в русской средневековой философии
  5. Субъект познания в современной гносеологии
  6. Эстетическое в различных формах творческой деятельности
  7. Идеальное государство Платона
  8. Русская философия имени (П. Флоренский, С. Булгаков, А.Ф. Лосев)
  9. Идеалы и ценности современного человека
  10. Политическое мировоззрение