Для связи в whatsapp +905441085890

Софисты и софистика — Философские взгляды софистов

Термины «софистика» и «софисты» происходят от древнегреческого слова, означающего мудрость. В буквальном переводе слово «софист» означает «мудрец, мастер, знаток».

1) Релятивизм — учение, сформулированное в Афинах во второй половине V века до н.э. представителями софистической школы, философами-просветителями, имеющее тенденцию к релятивизму. Релятивизм (от латинского «relativus» — относительный) — это течение в философии, которое превозносит относительность всех знаний, то есть их неполноту и условность, и на этом основании отрицает любую возможность достижения объективной истины. Основы релятивизма были заложены софистами и скептиками, в наше время релятивизм получил развитие в позитивизме. Гриненко Г.В. История философии. 3-е изд. — М., 2011, первые профессиональные педагоги общего образования.

2) (греч. sophisma — изобретение, хитрость) — умышленное использование ложных аргументов в споре и доказательстве, основанное на сознательном нарушении правил логики (софизмы); словесные уловки, вводящие в заблуждение софистика.

Первые школы ораторов возникли в городах Сицилии, а развитие демократии в Афинах в пятом веке до нашей эры и их связь с другими греческими городами сделали Афины публичным местом для выступлений и обучения софистов.

Учителя-софисты были очень популярны в Древней Греции. Они путешествовали по стране с дипломатическими миссиями, занимались государственными делами, выступали перед народом и обучали зачаткам красноречия тех, кто этого желал.

«Михальская А.К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике. М.,1996. — С. 10, как A. Ф. Лосев называл софистами, занимались риторической педагогикой — практикой овладения ораторским искусством. Их дидактическая деятельность объединяла разнородные группы людей любого возраста и социального статуса. Теперь важным стало не только физическое и умственное совершенствование, но и образование, что привело к их широкому распространению. Дар языка стал восприниматься как признак и непременное условие для получения полноценного, хорошего образования. Истинно образованный человек, «воспитанный наилучшим образом для философии и литературы», «внезапно бросается в каком-нибудь месте речи… как могучий дротик…. какое-нибудь замечательное изречение, короткое и в точку, и собеседник оказывается ничуть не лучше ребенка», — говорится в знаменитом диалоге Платона «Протагор».

Софисты были первыми в Греции, кто заговорил о силе слова и разработал теорию этой силы. Многие из них были виртуозами в применении теории слов в жизни, и они создали трактаты на эту тему. Платон в своем трактате «Горгиас» утверждал, что искусство софиста является более высоким благом, чем все остальные искусства; он считал, что софист — это «мастер убеждения: в этом заключается все его существо и вся его забота», который… «обладает способностью убеждать словом и суждением в суде, … и в любом другом собрании граждан». А что касается нашего бизнесмена, то получается, что он делает деньги не для себя, а для другого, и для вас, обладающих словом и умением убеждать толпу.» Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1-я — Москва: Мысль. — 1990. С. 484.

Считается, что у софистов не было очень определенной системы знаний. Софистика не была единым кругом мыслителей. Софистика пятого века представляла собой «комплекс независимых усилий, удовлетворяющих идентичные потребности соответствующими средствами».J. Reale и D. Anticeri. Западная философия от истоков до наших дней. I Античность.- ЛЦ «Петрополис», 1997, с. 55 Их труды практически не сохранились, большая часть информации о работах софистов содержится в трудах философов более позднего времени.

Софисты и софистика - Философские взгляды софистов

Философские взгляды софистов

Софисты полагались на философию, чтобы оправдать свою практическую деятельность. Характерной чертой их философии является утверждение об относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Они ввели релятивизм в эпистемологию, что привело софистов к отрицанию объективной истины. Поэтому объективная истина, общая для всех, невозможна. Также не существует объективного критерия добра и зла: что хорошо для кого-то, то хорошо и для него: «Болезнь — зло для больного, но добро для врача». Смерть — зло для умирающих и благо для продавцов вещей, необходимых для похорон, и могильщиков» Гриненко Г.В. История философии. — М.: 2004. — с 87.

Софисты прекрасно понимали, что все можно доказать формально. Главной целью софистов в дидактической деятельности было обучение студентов умению спорить. Поэтому в процессе обучения большое внимание уделялось риторике. Студентов учили методам доказательства и опровержения, знакомили с правилами логического мышления.

Философия софистов была гуманистической. Важно подчеркнуть, что софисты уделяли большое внимание социальным, гуманитарным и коммуникативным проблемам, учили красноречию и политической деятельности, а также научным и философским знаниям. Некоторые софисты использовали приемы и формы убеждения и доказательства, независимо от вопроса об истинности доказываемых положений. Пытаясь убедить собеседника, софисты пришли к мысли, что все можно доказать и опровергнуть в зависимости от интересов и обстоятельств, что иногда приводило к искажению истины в доказательствах и опровержениях. Постепенно сформировалась техника рассуждений, называемая софистикой.

Софисты почти не уделяли внимания изучению природы. Но они первыми провели различие между законами природы, как чем-то неизменным, и законами общества, которые являются результатом человеческого института.

Софисты находили красоту в бесконечно разнообразных явлениях человеческой жизни. Но эти явления были противоречивыми. Использовать красное словцо, удивить слушателя неожиданными метафорами и вообще ораторскими приемами, вызвать гнев и возмущение, как индивидуальное, так и массовое, и в то же время, с помощью убедительного артистизма, облегчить страдания человека и избавить его от напрасных причитаний — таковы были новые пути, по которым пошла софистическая эстетика.

Некоторые исследователи деятельности древнегреческих философов выделяют три группы софистов:

1) великие знаменитые мастера первого поколения, отнюдь не свободные от моральных ограничений;

2) так называемые «эристы», т.е. диспутанты, которые настаивали на формальной стороне метода, вызывая возмущение тем, что теряли интерес к содержанию понятий, что неизбежно приводило к утрате ими морального контекста;

3) «софисты-политики», которые эксплуатировали идеи софистов, по современному выражению, в идеологический комплекс, и поэтому впадали в эксцессы различного рода, часто заканчивающиеся прямой теоретизацией аморализма Дж. Anticeri. Западная философия от истоков до наших дней. I Античность.- ТОО ТК «Петрополис», 1997, с.55.

Протагор как «учитель мудрости»

Учитывая историческую последовательность в истории русской философской мысли, мы выделяем две группы софистов: «старших» и «младших».

«Старшие софисты» изучали политические, этические, государственные, правовые проблемы, занимались лингвистикой. Они подвергли сомнению все принципы, существовавшие до их времени, и объявили истины относительными. Концепция «старших» софистов абсолютизировала субъективный характер и относительность знания.

Софисты не рассматривали проблему бытия как проблему сущности: они говорили о бытии-в-себе, тогда как ранее они разрабатывали бытие-в-себе. В софистах античный разум впервые обращается к самому себе, в самом себе.

Многие софисты сомневались в существовании богов или даже отрицали их, считая их человеческим изобретением. Софистика по своей природе антидогматична, а вся религия построена на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традиционных религиозных догм.

Софисты старшей группы пытались критически исследовать религиозные верования. Известно, что Протагор сказал: «О богах я не могу сказать ни того, что они есть, ни того, что их нет». Его метод был основан на том, что он мог показать аргументы как за, так и против существования богов. Это еще не означает, что он был атеистом, как о нем заключали еще в античности, а лишь то, что он был агностиком Агностицизм — это течение в философии, в котором мир признается принципиально непознаваемым. К старейшим европейским формам агностицизма относятся софизм и скептицизм, а в современную эпоху агностицизм был разработан Беркли, Юмом и Кантом. В большинстве случаев агностики были представлены субъективными идеалистами, в то время как материалисты и объективные идеалисты обычно признают знание о мире. Гриненко Г. В. История философии. 3-е издание. — М., 2011.

Работа Протагора о богах, несмотря на его крайне осторожную формулировку религиозного скептицизма, была публично сожжена и привела к его изгнанию из Афин.

Продик, развивая взгляды Анаксагора и Демокрита, начал интерпретировать религиозные мифы как воплощения сил природы.

Общие черты в философии «старших» софистов:

  • Смещение философских интересов из сферы натурфилософии в сферу этики, политики, эпистемологии;
  • Изучение самого человека и его субъективных качеств.

К «старшей» группе принадлежит Протагор, греческий философ-софист из Абдеры во Фракии (ок. 481-411 гг. до н.э.), чье учение основывалось на доктринах Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла, переработанных в духе релятивизма. Он был первым, кто назвал себя «софистом» — «учителем науки добродетели». Известно, что Протагор написал работы «О богах», «Об истине», «Наука аргументации», «О первоначальном порядке вещей», «О государстве», «О добродетелях» и «О бытии».
Протагор обладал наиболее самобытной философской мыслью среди софистов. Протагор считался материалистом, утверждал о текучести материи, об относительности восприятия, о равной реальности бытия и небытия. Согласно Протагору, материя течет и изменяется, и во время ее изменчивости и текучести что-то занимает место того, что исчезло, в этом восприятии тела трансформируются в соответствии с их возрастом или состоянием.

Философ-софист Протагор

Согласно Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и абсолютных моральных ценностей, добра. Однако есть нечто более полезное, более приемлемое и, следовательно, более подходящее. Мудрый человек — это тот, кто понимает пользу относительного, приемлемого и подходящего, кто знает, как убедить в этом других и как реализовать эту пользу.

Философ-софист Протагор утверждал: «Человек — мера всех вещей: существующих вещей в той мере, в какой они существуют, и несуществующих вещей в той мере, в какой они не существуют». Под мерой Протагор понимал своего рода «стандарт суждения» Дж. Anticeri. Западная философия от истоков до наших дней. I Античность.- ТОО ТК «Петрополис», 1997, с.56, в разделе вещи — факты и опыт в целом. С помощью этой знаменитой аксиомы Протагор подчинился отрицанию абсолютного критерия, который отличает бытие от небытия, истину от неистины. Критерием является только человек, индивидуум: «Как отдельные вещи предстают передо мной, так они являются мне, и как они являются вам, так они являются вам». Например, какой ветер дует — теплый или холодный? Ответ, в смысле Протагора, должен быть таким: «Кому холодно, тот холодный; кому не холодно, тот теплый». А если это так, то ни одно, ни другое не является ложным; все истинно, то есть истинно по-своему.

Протагор рассуждал о демократической системе правления и утверждал идею равенства свободных людей. В 444 или 443 году до н.э. Протагор посетил Афины и, по просьбе Перикла, написал свод законов для новой греческой колонии под названием Фурии в южной Италии. Интересно, что эти законы долгое время не менялись, потому что Протагор ввел хитрость: Если кто-то хочет изменить или отменить старый закон или придумать новый, он должен изложить свои причины и, накинув петлю на шею, ждать решения граждан. Предложение принято — все хорошо, если поправки отклонены, то… Well…. Он сам выбрал свою судьбу, накинув на шею веревку с петлей.

Протагор утверждал: для каждого утверждения существует противоречивое утверждение (о каждой вещи, каждом предмете «есть два мнения, которые противоположны друг другу»). Благодаря таким противоположным мнениям философ-софист создал искусство философского диалога, которому впоследствии придали особый блеск Сократ и Платон. Интересны размышления Протагора о глубинном происхождении диалога. «Он был первым, кто сказал, что о каждой вещи есть два мнения, противоположные друг другу. Из них он составил диалог и первым использовал этот способ изложения» Богомолов А.С. Античная философия. — М., 1985, с. 183. Согласно Протагору, очевидно, что диалогическая форма искусства возникает из противоречий, лежащих в глубине самих вещей.

Умение, которому учил Протагор, заключается именно в этой способности придавать вес и значение каждой точке зрения, равно как и той, которая ей противостоит. И его успех основывался на том, что его ученики, обученные этой способности, осваивали каждый новый случай в общественных судах, собраниях и политической жизни в целом.

«Отец софистики» Горгий

Горгий Леонтинский (предположительно 485-380 гг. до н.э.) считается основателем риторики. Философ-софист определял риторику как искусство речи и много работал над теорией юридического и политического красноречия. Согласно Горгиасу, истинный оратор должен уметь хвалить и осуждать одно и то же.
Сам Георгий прославился благодаря речи, которую он произнес на народном собрании Афин в 427 году до н.э. Он предупреждал афинян об опасности, угрожавшей его родине, и удивлял граждан своими умными словами и мастерски подобранными примерами.
Горгий в своем сочинении «О небытии, или о природе» заявил, что «ничто не существует вообще», включая саму природу. Он доказал, что бытие не существует, что даже если допустить, что бытие существует, его нельзя познать, что даже если признать, что бытие существует и может быть познано, все равно невозможно сообщить другим людям о том, что было познано. В этом философском произведении Горгиас устанавливает три парадоксальных предложения:

  • Ничего не существует..;
  • Если что-то существует, человек не может этого знать;
  • И даже если он знал это, он не мог выразить это словами и доказать другим людям.

Уничтожив возможность достижения абсолютной истины, Горгий искал способ разума, который ограничивался бы освещением фактов, обстоятельств, ситуаций жизни людей и города. По словам софиста, это «не наука, которая дает определения и абсолютные правила, и не бродячий индивидуализм … Это анализ ситуаций, описание того, что следует и чего не следует делать….. Горгиас — один из первых выразителей ситуационной этики, суть которой в том, что обязанности зависят от момента, от эпохи, от социальной характеристики; один и тот же поступок является и хорошим, и плохим в зависимости от того, к чему он относится».

Отдельного упоминания заслуживает любопытное суждение Горгия о красоте и искусстве: «Выдающаяся красота чего-то скрытого проявляется тогда, когда мудрые художники не могут написать это своими одобренными красками. Ибо их могучая работа и великий неустанный труд являются удовлетворительным доказательством того, как прекрасна она в своей тайне. И когда несколько этапов их работы завершены, они молча вновь вручают ему венок победы. А что ни рука не схватывает, ни глаз не видит, то как может быть выражено языком или воспринято ухом слушающего?» Горгиас имеет в виду, что истинная красота не может быть выражена никакими средствами, даже если она художественна, но всегда остается чем-то таинственным; ее художественное выражение, каким бы совершенным оно ни было, только подтверждает ее таинственную природу. Возможность такого аргумента вытекает для Горгия из очень большой чувствительности софистов к явлению всякой красоты вообще

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Лев Платонович Карсавин, русский религиозный философ
  2. Культурные ценности и нормы
  3. Анри Бергсон и его философия
  4. Попытки реализации нравственных идеалов в жизни (этика насилия)
  5. Истоки и начала русской философии
  6. Метафизика аристотеля
  7. Теория постиндустриального общества и проблемы модернизации
  8. Проблема направленности функциональных связей
  9. Функции философии в управленческой деятельности
  10. Сравнение философии нового времени и эпохи просвещения