Для связи в whatsapp +905441085890

Сократ: жизнь, основные философские идеи — Жизнь и личность Сократа

Сократ — великий древнегреческий философ. Этот великий мудрец древности занимает видное место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых знаний. Его влияние на прогресс человеческих знаний ощущается и по сей день. Он навсегда вошел в интеллектуальную культуру человечества.

Сократ всегда был предметом интереса и волнения. Его жизнь, моральные и политические конфликты в его жизни, его популярный стиль философии, его военная храбрость и гражданское мужество, его трагический конец — все это окружает его имя притягательным ореолом легенды. Слава, которой Сократ был наделен при жизни, без труда пережила целую эпоху и, не померкнув, дошла до наших дней благодаря силе почти трех тысячелетий.

В центре мысли Сократа — тема человека, проблема жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. А сократовские беседы — поучительный и содержательный пример того, как можно чаще обращаться к этим вечно актуальным вопросам. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всех особенностях нашего времени и новизне вызовов, не являемся исключением.

Сократ, обладавший особым складом ума, который проводил так много времени, беседуя о философии с горожанами на улицах Афин, что у него не было и часа, чтобы записать что-нибудь. Это означает, что мы знаем об учении Сократа только из трудов его знаменитого ученика Платона. Сократ был знаменит всем — от внешности до образа жизни, от занятий до преподавания. Греки, которые так ценили и были убеждены в физической красоте, считали Сократа уродливым: невысокого роста, коренастый, с дряблым животом, большой лысой головой и огромным, куполообразным лбом. Смягчить впечатление от его внешнего вида не могла даже полная достоинства банда. В отличие от платных учителей мудрости (софистов), которые щеголяли пышными одеждами, он всегда был скромно одет и часто босиком. Сократ хорошо разбирался в науках своего времени (особенно в математике, астрономии и метеорологии), а в молодые годы увлекался естественными науками, но после его смерти молва породила множество небылиц о нем. К ним следует отнести и легенду о «невежестве» Сократа, легенду о том, что он не имел систематического обучения, самоучкой приобрел лишь самые элементарные знания. Будто бы он до старости читал, заикаясь, а когда писал, то диктовал вслух самому себе, что невольно вызывало смех у окружающих. В то же время другие античные авторы рассуждали о том, чему Сократ мог научиться у своего славного века — века Перикла и деятельности Фидия, Софокла, Еврипида, Анаксагора и так далее.

Сократ: жизнь, основные философские идеи - Жизнь и личность Сократа

Жизнь и личность Сократа

Сократ оказал огромное влияние на развитие античной и мировой философии. Сократ родился в 470 году до н.э. Его отец Софрониск был скульптором, а мать Фенарета — акушеркой. Его юношеское образование не выходило за рамки обычного; только более поздние авторы говорят, что его учителем был Анаксагор; утверждение о том, что он обучался у Архелая, исходит не от его современника Иона, а только от Аристоксена. Против обоих этих предположений говорит полное молчание Платона и Ксенофонта, а также суждения, которые оба вкладывают в уста Сократа. Если он и старался пополнить свои знания из книг, общался с софистами и посещал некоторые из их лекций, то его философия, как и его собственные размышления, были в большей степени обязаны средствам образования, которые Афины тогда предоставляли каждому, и общению с мужчинами и женщинами, чем прямому обучению. Похоже, он изучал искусство своего отца, но внутренний голос, который казался ему голосом самого божества и который позже был подтвержден Дельфийским оракулом, заставил его увидеть свое высшее призвание в воспитательном влиянии на других. Античная философия: энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 674

Образец скромности, нравственной чистоты, справедливости и благочестия, к тому же полный подлинной филантропии, приятный собеседник, тонкий и остроумный, с незамутненной жизнерадостностью и спокойствием духа, он был предметом восторженного почитания людей разных сословий и характеров. Как сын своего народа, он не только бесстрашно и бесстрашно исполнял свои гражданские обязанности, не боясь опасности, как в мирное, так и в военное время, но и во всем своем характере и поведении, а также в своем нраве воплощал грека и афинянина. В то же время мы встречаем в его образе черты, которые уже у его современников производили впечатление чего-то странного и чуждого, небывалой «атопии». С одной стороны, прозаизм, рациональный педантизм, безразличие ко всему внешнему, которые, хотя и гармонировали с его энергичной внешностью, составляли резкий контраст с тонкостью его аттического вкуса; С другой стороны, поглощенность своими мыслями, которая иногда производила впечатление совершенной рассеянности, и сила опыта, которая зашла так далеко, что смутное чувство, которое с юности удерживало его на каждом шагу, казалось ему голосом демона, вселившегося в него оракула; кроме того, он верил, что получает пророчества во сне.

Сократ, современник движения софистов и свидетель его успехов, в то же время был представителем хорошо известных черт софизма (таких как публичность обучения, использование дебатов или разговоров для прояснения вопросов, некоторые черты скептицизма и т.д.). — В то же время он был борцом против этого.

Слушая Архелауса, ученика Анаксагора, и знакомясь с учениями о природе своих предшественников и современных софистов, Сократ в зрелый творческий период отбрасывает вопросы, которыми до сих пор занималась философия: о происхождении, об их количестве и природе, о происхождении и структуре мироздания и так далее. Противоречия, в которых философы пытались ответить на эти и подобные вопросы, по словам Сократа, доказали, как будто их решение было вне досягаемости знания.

Жизнь Сократа закончилась трагически. Философа обвинили в неуважении к богам, которое в то время каралось смертной казнью. Когда Сократ узнал о своем заключении, говорят, что он молча выпил яд. Последователи мыслителя после его смерти основали несколько школ, самой известной из которых была школа циников (ее основатель — Антисфен, хотя более известным был его ученик Диоген Синопея, который, сводя свои потребности к элементарному минимуму, жил в бочке и бросал вызов законам и обычаям людей. Эти философы считали, что нужно жить только «в соответствии с природой».

Особенности философской системы Сократа

Поскольку Сократ не оставил своих собственных сочинений, единственным достоверным источником знаний о его учении являются сочинения его учеников, — для нас — Платона и Ксенофона. Из более поздних писателей в расчет принимается только Аристотель, чьи краткие и ясные сообщения имеют для нас ценность, но не содержат ничего, чего не было бы найдено ни у Платона, ни у Ксенофонта. Но эти два писателя дают нам принципиально иную картину философии Сократа. И если Платон безудержно вкладывает свои собственные взгляды в уста своего учителя, то возникает вопрос о философски неграмотном Ксенофонте, сохранил ли он в своих Мемуарах, имевших прежде всего апологетическую цель, сократовские мысли, воспроизвел ли он их в истинном смысле и достаточно ли строго понимал задачу исторического повествования, чтобы ничего не добавлять даже к сократовским дискурсам. Но хотя это сомнение не является необоснованным, оно не дает нам права не доверять рассказу Ксенофона в той мере, в какой это неоднократно высказывалось учеными. Напротив, можно показать, что показания Ксенофонта во всех существенных моментах совпадают с высказываниями Платона, на которых поставлена историческая печать.

Сократ был первым (родным) афинским философом, современником Демокрита. Сократ был интересен не только своими взглядами, своим учением, но и всей своей жизнью и творчеством, ибо вся его жизнь была воплощением его учения. Благодаря Сократу было осознано место философии в обществе. Он первым пришел к выводу, что философия — это деятельность по пониманию, познанию и определению отношения человека к окружающей его действительности. Философ — это человек, который меняет свое отношение к миру в соответствии с различными изменениями условий бытия.

Философия, как ее понимает Сократ, — это не умозрительное созерцание природы, а учение о том, как жить. Но поскольку жизнь — это искусство, а знание искусства необходимо для совершенствования в искусстве, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о природе знания. Сократ представляет себе знание как распознавание общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Таким образом, знание — это понятие об объекте, которое достигается путем определения понятия.

В центре философии Сократа находится человек. Однако он рассматривается мыслителем в основном как моральное существо. Поэтому философия Сократа — это, по сути, этическая антропология. И мифология, и метафизика были чужды интересам философа. Философия Сократа возникла и развивалась под двумя основными девизами: «Знай себя» и «Я знаю, что ничего не знаю». Первая поговорка высечена над входом в храм Аполлона в Дельфах, а вторая приписывается Сократу.

В философском исследовании этических проблем Сократ использовал метод, который он назвал майотикой. Целью данного метода было всестороннее обсуждение различных тем, определений (терминологии) понятий. Сократ первым поднял знания на уровень понятий. До Сократа философы использовали понятия, но делали это спонтанно. И именно Сократ первым указал на то, что если нет понятия, то нет и знания.

Этические и социальные взгляды Сократа

Сократ решительно прослеживает философские исследования от изучения природы и космоса до человека как духовного существа. «Познай самого себя», таким образом, является исходным тезисом сократовского философствования. А такие знания можно приобрести только в непосредственном контакте с другими — в диалоге, в практической встрече. Сократ принципиально не записывал свои мысли, поскольку считал, что сфера истинного и достоверного знания и мудрости — это живой разговор с оппонентами, живая полемика, диалог. Он назвал этот процесс диалектикой (от греческого «dialegomai», что означает вести беседу, спорить) и, таким образом, первым ввел этот термин в философский обиход.

Пытаясь таким образом рассмотреть проблему человека, Сократ столкнулся с новыми трудностями. Мы уже знаем об этом из работ Ксенофонта (ок. 430 — 350 гг. до н.э.) — «Воспоминания о Сократе», а также из первых семи диалогов Платона. «Сократовский метод заключался в организации разговорного диалога, в котором Сократ задавал собеседнику вопрос, получал (обычно неполный;) ответ, задавал новые вопросы, указывал на противоречия в суждениях оппонента и т.д. Когда собеседники Сократа окончательно запутались в противоречиях и заинтересовались мнением этого самого Сократа, он ответил, что тоже не знает ответа. Этот момент отражен в знаменитом тезисе Сократа: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».
Сократ хотел показать, что окончательный ответ на заданный вопрос не может быть получен из-за противоречивости и неисчерпаемости самого содержания. Но эта позиция не означает обесценивания познавательных способностей; напротив, ценность знания заключается именно в познавательных усилиях, в способности задавать все больше и больше вопросов. Недаром философия — это не сама мудрость («софия»), а лишь стремление, любовь («филе» — любовь) к мудрости.

Стоит отметить, что Сократ несколько преувеличивал, так сказать, «процессуальный момент» познания. Обсуждая проблему человека, он задал вопрос о таких важнейших человеческих качествах, как «разумность», «мужество», «красота» и т.д. Противоречия в ответах собеседников, которые выявляет Сократ, возникают из-за невозможности свести общий смысл изучаемых понятий («смелость», «красота» и т.д.) к их индивидуально-конкретным проявлениям. По этому аспекту цитируется отрывок из диалога Платона «Гиппийский великий». Когда Сократ задает ему вопрос: «Что красивого?» Гиппийцы наивно отвечают, приводя первый пример красоты, который приходит на ум. Что красиво, так это красивая дева, отвечает Хиппиас. Но Сократу нетрудно заставить Гиппийского понять, что тот, кто отвечает на вопрос о природе красивого простым упоминанием какого-то материального объекта, должен понять, что этот объект не окажется определенно красивым, или даже красивым, по сравнению с каким-либо другим материалом, более красивым, чем первый признанный красивым.

Понимая невозможность существования общего как конкретно-индивидуального («красота» вообще рядом с красивой девушкой или красивой вазой и т.д.), Сократ сетует: «Я постоянно блуждаю и не нахожу выхода».

Однако, будучи чуждым всякого рода аскетизму, Сократ решительно настаивает на том, что человек должен стать самодостаточным благодаря воздержанию, воздержанию и упражнениям, что развитие разума должно быть более ценным, чем все внешние блага. Он требует справедливости и активного благожелательного отношения к другим, восхваляет дружбу, резко осуждает злоупотребление любовью к юношам, а его понимание брака не поднимается выше преобладающих представлений греков. Он полностью признает важность общественной жизни; он стремится обеспечить государство хорошими гражданами и чиновниками; он требует безоговорочного повиновения законам, которые он сам подтвердил своей смертью.

Сократ и софисты

От софистов Сократа отличало его центральное эпистемологическое утверждение, что абсолютное знание возможно — источником знания является разум, а элементом истинного знания — строго определенное понятие. Это очень важное определение, поскольку оно является началом полноценной эпистемологической теории под названием «рационалистический реализм» — то есть, реальное знание дается разумом. Это неизбежно приводит к вопросу: возможно ли вообще абсолютное знание, если оно не является, например, божественным откровением (для христиан)? Ответ заключается в том, что необходимо быть убежденным в абсолютном знании, независимо от того, осуществимо оно на практике или нет, как в норме; как норма, абсолютное знание и абсолютная мораль должны быть утверждены, иначе мы погружаемся в релятивизм, и все исчезает. Например, никто из нас не обладает абсолютным здоровьем; оно все равно болит, но это не значит, что мы должны полностью отказаться от разговора о здоровье.

Абсолютная мораль — единый моральный кодекс для всех (обычно их два, один для себя, другой для других).
Во-первых, Сократ провозгласил абсолютное знание нормой, а элемент абсолютного знания — это точно определенное понятие. Софисты также точно определяли понятия, но они отрицали абсолютное знание, но не утилитарное — именно это они обещали своему ученику. С другой стороны, Сократ говорил, что абсолютное знание, не связанное ни с какими корыстными интересами, должно быть приобретено путем точного определения слов.

Техника определения Сократа была негативной: с видом простака он спросил софиста: скажи мне, что такое демократия? Тот дал первое попавшееся определение, и Сократ нашел в нем противоречия, поскольку точное определение нельзя дать «с наскока», оно должно быть хорошо продумано; собеседник начал беспокоиться, что не встречает восхищения; он дал другое определение, опять не точное, впал в замешательство и был осмеян. Сократ показал истинное невежество под видом мнимой эрудиции. С психологической точки зрения, это было занятное дело, поскольку нет ничего более раздражающего, чем напыщенная мнимая эрудиция, ведущая себя возмутительно, а для такого человека, как Сократ, это было невыносимо, и он раскрыл истинное положение вещей.
Оказалось, что если всем понятиям дать точное определение, то человек и получает образцовые знания. Идея скромная, но необходимо дать ей точное определение не только из практических соображений. От эпистемологического рационализма он пришел к интеллектуализму в этике.

Прежде чем Сократ сформировался как самостоятельный мыслитель, он прошел обучение у старшего софиста Протагора, который в то время занимал непримиримую позицию против софизма. Концептуальная революция в античной философии была сформирована Сократом, но сама революция произошла в борьбе Сократа с софистами.

Не случайно софисты (греч. — мудрец, искусник, ложный мудрец) отличали себя от философов как любителей мудрости и называли себя мудрецами. Эта школа возникает в ответ на конкретно-историческую потребность в период расцвета демократии в жизни Эллады в V-IV веках до н.э. Эта потребность заключалась в обучении общественных деятелей ораторскому искусству, способному представить четкие, убедительные аргументы в пользу своей точки зрения и таким образом завоевать большинство своих сограждан. Софисты предлагали свои услуги тем, кто хотел участвовать в политической жизни города, обучая грамматике, стилистике, риторике, полемике, а также общему образованию. Их главным искусством было искусство речи.

Под ножом скептического разума софистов старые идеи разрушались одна за другой: старые истины оказывались ложными, старые обычаи — творениями хитрых и корыстных правящих классов, а старые социальные узы — простой тиранией. Личный разум человека занимал высшее место как в политике, так и в морали, и все считалось обманом, который, по мнению этого разума, не мог быть оправдан. «Человек есть мера всех вещей», — гордо провозгласил Протагор, самый яркий лидер софистов: не только качества, но и существование вещи зависит от суждения разумного индивида. В этом мире все относительно, и вещи значимы лишь постольку, поскольку они признаются таковыми мыслящим субъектом.

Сократовская революция в философии

В чем заключалась сократовская революция? Для любой системы теоретического знания основополагающими являются два вопроса:

1) что нужно знать — проблема предмета;

2) как узнать — проблема метода.

Соответственно, необходимо различать два аспекта революции Сократа.

Говоря о предмете, Сократ утверждает: не дело философии заниматься проблемой первоосновы и структуры космического бытия, которой занимался Сократ, за что их называли физиками и натурфилософами. Что должна делать философия? Человек, утверждает Сократ. Но поскольку человек — существо сложное, предметом философии является человеческая душа — невообразимое поле для изучения. Сократ делает добродетели человеческой души предметом своей философии.

По этой причине его философия была названа этическим рационализмом. Этические, потому что добродетели относятся к области морали, которую изучает этика. Почему рационализм? Потому что всякая добродетель, по словам Сократа, есть знание. Итак, главная причина безнравственности — невежество. Если вы хотите быть нравственным, просветите себя.

Определив предмет философии, Сократ разработал свой собственный философский метод, а именно метод диалектики. Диалектика в ее исторически первом смысле — это искусство сократовской беседы, когда собеседники приходят к истине через противоположности. Искусство Сократа в широком смысле слова называлось майевтикой, что в переводе с древнегреческого означает «акушерское искусство». Сократ говорил о себе, что, как и его мать, он практикует акушерское искусство, но только помогает рожать не младенцев, а истину. Сократ действительно является «повивальной бабкой» философии и науки, поскольку он помог науке, возникшей в недрах натурфилософии, отделиться от философии, осознавшей свой собственный объект и метод.

Майевтика как искусство Сократа в широком смысле включает в себя три основных элемента:

1) Диалектика как ядро сократовского искусства и как собственно философский метод;

2) Суггестивные вопросы и примеры как когнитивный прием;

3) Ирония.

Для Сократа диалектика — это философское искусство аргументации. Он отличается от эристического — софистического способа аргументации. Эврист, отстаивая собственную правоту, всеми способами противостоит другой точке зрения. Диалектик — это тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы. Разговор как диалектическое обсуждение предмета предполагает, таким образом, дружескую, доброжелательную аргументацию со стороны собеседников. Спорщики препираются и затушевывают предмет спора, а собеседники пытаются прояснить проблему совместными усилиями, причем знающий и компетентный помогает своему собеседнику на этом диалектическом пути познания.

Сократ не излагал свои истины в готовом виде, но, считая, что только то знание устойчиво и ценно, которое добыто самим мыслящим субъектом, он позволял своим собеседникам принимать активное участие в установлении предпосылок, в выведении выводов, в проверке положений — словом, во всем логическом процессе аргументации. Это был его знаменитый диалектический метод, метод встречных вопросов, ответов, возражений, исправлений и так далее.

Человеческий разум, говорил Сократ, полон истин, которые нуждаются лишь в некоторой заботе и — в крайнем случае — в хирургическом вмешательстве, чтобы предстать на свет Божий. Эти истины подобны младенцам, скрытым в чреве матери, и роль философа заключается в том, чтобы помочь родительскому разуму родить ребенка. Так, Сократ любил сравнивать себя с акушеркой, помогающей другим рожать, а диалектический метод был тем инструментом, который он использовал для извлечения истин из умов своих собеседников. Очевидно, поэтому он не мог высказать свое собственное мнение: Его собеседнику пришлось прийти к этому самому, сравнив себя с роженицей. Итак, отправной точкой Сократа почти всегда было общепринятое мнение по тому или иному вопросу, которое затем постепенно изменялось путем ряда проверок и дополнений так, чтобы оно включало те или иные факты и, наконец, приобретало то содержание и форму, которые хотел Сократ. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, приведем краткую цитату из Ксенофонта об одном из наиболее характерных разговоров, который Сократ вел с молодым, но самоуверенным Евтидемом, собравшимся обсудить политику.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности нравственного сознания. Мораль, обычай и право
  2. Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли и культуры человечества
  3. Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
  4. Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда
  5. Структура сознания. Сознание и бессознательное
  6. Горгий, древнегреческий софист
  7. К. Маркс и его философия
  8. Мишель де Монтень
  9. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — Субстанция как философская категория
  10. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики — Специфика средневековой схоластики