Для связи в whatsapp +905441085890

Соотношение биологического и социального — Формирование отношений

Еще Аристотель называл человека «политическим животным», отмечая его одновременную принадлежность к биологической и социальной сферам. Позже перед учеными встали следующие вопросы: какова взаимосвязь между этими сферами, какая из них имеет решающее значение для развития человека, его способностей? Острые дискуссии по этим вопросам продолжаются и по сей день.

Как часть природы, особый вид — homo sapiens, человек характеризуется биологической обусловленностью (запрограммированностью) многих признаков своего вида, таких как средняя продолжительность жизни, талант в определенных видах деятельности, принадлежность к определенной расе и т.д.

В то же время исследования ученых показывают, что с самого начала развития человека не было биологической предопределенности к определенному типу жизнедеятельности (как это имеет место у животных). Морфологическое строение человека таково, что позволяет ему выполнять любой вид деятельности. Это дает человеку возможность действовать не как замкнутое в себе существо, а как существо, открытое миру, универсальное в своих творческих способностях и проявлениях.

В ходе исторического развития человека его тело в целом остается неизменным, а некоторые изменения в нем происходят очень медленно и не носят существенного характера. Также средний объем мозга современного человека сохранился таким, каким он был у кроманьонца и неандертальца, — около 1400 см в 3 классе. По некоторым данным, имело место даже уменьшение объема мозга с 1450 см в 3 классе у неандертальца до 1375 (в среднем) у современного человека, что связано с большим развитием ассоциативных центров в его лобной и височной частях.

Следует отметить, что мозг современных людей может сильно отличаться по весу. По имеющимся данным, самым тяжелым был мозг Байрона — 2239 г, Тургенева — 2012 г, и гораздо меньше — А. Франца — 1017 г. Конечно, это не означает, что первые двое были вдвое талантливее последних. Приведенные данные свидетельствуют лишь о том, что важен не вес мозга, не количество его нервных клеток, а количество и качество связей между ними.

По данным физиологов, человек использует лишь десятую часть возможностей мозга, хотя поток воспринимаемой современным человеком информации и уровень решения им задач обработки значительно превышают соответствующие параметры недавнего прошлого. Все это приводит к выводу, что дальнейшая эволюция мозга происходит не за счет увеличения количества нейронов и веса мозга, а за счет скрытых резервов: например, за счет усложнения связей между клетками, их более целесообразного использования, и, как подозревают ученые, особенно за счет тех частей мозга, которые отвечают за сложные логические операции.

Соотношение биологического и социального - Формирование отношений

Формирование отношений

Биологическое в человеке существует не в ряду с социальным, а в сфере самого социального. Под влиянием деятельности человека биологическое в значительной степени (но не полностью) изменилось и в ряде отношений достигло более высокого уровня развития, чем у других представителей животного мира. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма являются общими для высших животных, в то же время они содержат принципиально новое, возникшее в результате трудовой деятельности человека. Если животные тождественны своей биологически обусловленной жизнедеятельности, то преимущество человека состоит в том, что его жизнедеятельность находится под контролем его сознания и воли, что он научился производить не только для удовлетворения своих непосредственных физиологических потребностей, но и для других людей. Таким образом, рукотворный объект приобретает социально значимые качества, потребности и чувственность все больше развиваются, «очеловечиваются».

Этот момент следует иметь в виду при рассмотрении концепций, абсолютизирующих роль биологического фактора в жизни человека путем рассмотрения возможности улучшения человека с помощью генетических методов. Сама возможность вмешательства в наследственный механизм человека открывает перспективы для лечения наследственных заболеваний, защиты наследственных механизмов от вредного воздействия на них радиации, некоторых химических соединений и других неблагоприятных внешних факторов. В то же время многие ученые подчеркивают опасность вмешательств в наследственность человека, если они осуществляются без должного научного и экспериментального обоснования, без оценки всех их возможных не только природных, но и социальных последствий.

Итак, человек — это сложное биосоциальное образование, охватывающее широкий спектр его жизнедеятельности, от физиологической до социальной. Биологическое и социальное — это два класса стабильных компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Органическое целое (структура) образуется только тогда, когда между исходными компонентами создается система устойчивых внутренних связей, на основе которых вся система приобретает целостный характер и новые качества. Соотношение биологического и социального следует понимать не как ранжирование, а как соподчинение, в котором социальное играет главную, интегративную и преобразующую роль.

С формированием мышления и языка началось формирование производственных, социально-экономических отношений как особого уровня организации материи — общественной жизни. Особенность социального вида материальности заключается в том, что, в отличие от природной материи, она не может существовать без сознания. Поэтому, в отличие от естественной природы, общественное бытие имеет не просто объективную, а субъектно-объектную природу. Человек — это высший уровень организации того вида материи, который осознает себя.

Основные положения концепции З. Фрейда

За почти 45 лет интенсивной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал концепцию, которая:

  • 1) первая разработанная теория личности;
  • 2) комплексная система клинических наблюдений, основанная на его терапевтическом опыте и самоанализе;
  • 3) оригинальный метод лечения невротических расстройств;
  • 4) метод исследования тех психических процессов, которые практически невозможно исследовать другими способами.

Концепция Зигмунда Фрейда содержит несколько положений. Его теория включает в себя, помимо прочего, топографическую модель психики. Фрейд раскрыл это в своей «Психологии бессознательного», где он подробно, слой за слоем, описывает карту психики, в которой можно выделить три уровня: сознательный, предсознательный и бессознательный. Рассматривая их как единое целое, Фрейд использовал эту «ментальную карту», чтобы показать степень осознанности таких психических явлений, как мысли, фантазии и сны. Точно так же Фрейд говорит об этом в работе «Я и Эго». Что касается сновидений, то Фрейд уделял им особое внимание, поскольку считал сновидения невротическим симптомом. Прежде всего, Фрейд специально проанализировал свои сны, распознал в некоторых из них причину своих неврозов и устранил их. Он подробно рассказывает о снах в своей работе «Толкование сновидений». Там Зигмунд занимает следующую основную позицию: осознанное сновидение — это «искаженный заменитель чего-то другого, бессознательного». (З. Фрейд). Не только в работе «Толкование сновидений» он занимается сновидениями, но и в своих лекциях «Введение в психоанализ» он уделяет много внимания этой теме. Согласно Фрейду, не только сны являются симптомами невроза. Изучая различные отклонения от стереотипов повседневного поведения, странные дефекты и неудачи, а также кажущиеся случайными ошибки и упущения, автор приходит к выводу, что они свидетельствуют о глубокой травме психики, о симптомах психоневроза. Анализируя многочисленные случаи подобных отклонений, он приходит к выводу, что «граница между нормальным и ненормальным хрупка в сфере нервозности, и что все мы немного нервничаем. Такие симптомы могут мешать диете, сексуальной активности, обычной работе и общению с людьми». Фрейд считал, что самые простые проявления детерминизма — это когда человек забывает, куда положил вещь, забывает знакомое имя или адрес, а также в промахах и проскальзываниях языка (известных как «парапраксис»). Он интерпретировал такие явления как признаки присутствия бессознательных мотивов. Он описал это предположение в книге «Психопатология повседневной жизни», которая заложила основу его теории.

Следующей предпосылкой концепции является рассмотрение структуры личности. Согласно З. Фрейду, личность состоит из трех основных структур: ид, эго и суперэго. Основные положения и принципы психоаналитической теории личности, предложенной и разработанной Зигмундом Фрейдом, изложены в его работе «Введение в психоанализ» (1910). Структура личности по Фрейду состоит из трех компонентов: — «Оно» — самая примитивная материя, которая включает в себя все врожденное, подчинена объекту желания и не осознает реальность; — «Я» — сознание, которое следует принципу реальности, развивая набор механизмов, позволяющих ему адаптироваться к окружающей среде. — «Суперэго» — суперэго — источник моральных и религиозных чувств, контролирующий «агент», продукт влияний, исходящих от других.

Взаимосвязь биологического и социального через топографическую модель Фрейда

В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель организации личности. Согласно этой модели, в жизни души можно выделить три уровня: сознательный, предсознательный и бессознательный. Рассматривая их как единое целое, Фрейд использовал эту «карту психики», чтобы показать уровень осознанности психических явлений, таких как мысли и фантазии.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в конкретный момент времени. Например, ваше сознание в этот момент может включать как мысль о предстоящем действии, так и смутное чувство приближающегося голода. Фрейд настаивал на том, что лишь небольшая часть психической жизни (мысли, восприятия, чувства, память) входит в сферу сознания. Все, что переживается в сознании человека в любой момент времени, должно рассматриваться как результат процесса селективной сортировки, который в значительной степени контролируется внешними сигналами. Более того, определенное содержание осознается лишь на короткое время, а затем быстро опускается на уровень предсознательного или бессознательного, поскольку внимание переключается на другие сигналы. Сознание составляет лишь небольшой процент всей информации, хранящейся в мозге.

Сфера бессознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя все переживания, которые не осознаются в данный момент, но могут легко вернуться в сознание либо спонтанно, либо с помощью минимальных усилий. Например, вы можете вспомнить все, что делали в прошлую субботу вечером; ваши любимые книги или то, о чем вы вчера говорили с подругой. С точки зрения Фрейда, предсознательное является мостом между сознательной и бессознательной областями психики.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума — это бессознательное. Бессознательное — это хранилище примитивных инстинктивных влечений, а также эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознательному разуму, что они были подавлены или вытеснены в бессознательное. Примеры того, что можно найти в бессознательном: забытые детские травмы, скрытые враждебные чувства к родителям, подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете. По мнению Фрейда, такой бессознательный материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Фрейд не был первым, кто обратил внимание на важность бессознательных процессов в поведении человека. Некоторые философы восемнадцатого и девятнадцатого веков утверждали, что основное содержание внутреннего мира недоступно сознанию. Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал эмпирический статус концепции бессознательной жизни. В частности, он подчеркнул, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил, что действительно значимые аспекты человеческого поведения формируются и направляются импульсами и влечениями, которые лежат полностью за пределами сознания. Эти влияния не только бессознательны, но когда они становятся сознательными или открыто выражаются в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление со стороны человека. Бессознательные переживания, в отличие от предсознательных, совершенно недоступны сознанию, но во многом определяют действия человека. Однако бессознательный материал может выражаться в замаскированной или символической форме, так же как бессознательные влечения находят косвенное удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Поэтому можно сказать, что наша личность многослойна, и не все процессы подвластны нашему сознанию. Это проявление биологического в психике.

Взаимосвязь биологического и социального в психике через структуру личности, предложенную З. Фрейдом

Концепция бессознательных психических процессов была центральной в раннем описании организации личности. Однако в начале 1920-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель жизни души и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго.

Id. Слово «id» происходит от латинского «it» и, согласно Фрейду, относится исключительно к примитивным, инстинктивным и врожденным аспектам личности. Ид функционирует полностью в бессознательном и тесно связан с инстинктивными биологическими драйвами (еда, сон, дефекация, копуляция), которые управляют нашим поведением. Согласно Фрейду, ид — это нечто темное, биологическое, хаотичное и беззаконное, не подчиняющееся правилам. Ид остается центральным для человека на протяжении всей жизни. Он примитивен в своих основных чертах, свободен от каких-либо ограничений. Будучи самой древней базовой структурой психики, ид выражает основной принцип всей человеческой жизни: немедленное высвобождение психической энергии, генерируемой биологически обусловленными влечениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда сдерживаются и не высвобождаются, создают напряжение в функционировании личности. Мгновенное снятие напряжения называется принципом удовольствия. Ид подчиняется этому принципу и выражает себя импульсивными, иррациональными и нарциссическими способами, не обращая внимания на последствия для других или самосохранения. Поскольку ид не знает страха или тревоги, он не принимает никаких мер предосторожности для выражения своей цели, и этот факт Фрейд постулировал как опасный для личности и общества. Другими словами, ид можно уподобить слепому королю, чей жестокий авторитет и власть заставляют подчиняться, но для осуществления власти он должен опираться на своих подданных.

Фрейд рассматривал ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно «находится в прямой связи с соматическими процессами, возникает из инстинктивных потребностей и дает им психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате устанавливается эта связь» (Freud, 1915-1917, p. 104). Ид функционирует как резервуар для всех примитивных инстинктивных влечений и черпает энергию непосредственно из телесных процессов.

Фрейд описал два механизма, с помощью которых ид снимает напряжение личности: рефлексивные действия и первичные процессы. В первом случае ид автоматически реагирует на сигналы возбуждения, тем самым немедленно снимая напряжение, вызванное стимулом. Примерами таких врожденных рефлекторных механизмов являются кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезотечение при попадании огурца в глаз. Однако мы должны признать, что рефлекторные действия не всегда уменьшают степень раздражения или напряжения. Например, ни одно рефлекторное действие не позволит голодному ребенку получить еду. Когда рефлекторное действие не может уменьшить напряжение, в игру вступает другая функция id, называемая первичным репрезентативным процессом. Ид формирует мысленный образ объекта, который изначально ассоциируется с удовлетворением первичной потребности. В примере с голодным ребенком этот процесс может создать образ материнской груди или бутылочки с молоком. Другие примеры первичного репрезентативного процесса можно найти в сновидениях, галлюцинациях или психозах, а также в психической деятельности новорожденных.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникновение научно-технической периодики, создание научно-технических организаций и обществ, проведение съездов, конференций, выставок
  2. Философские истоки и основные принципы скептицизма — Периоды развития скептицизма
  3. Соотношение понятий «субъект», «индивид», «я и общество»
  4. Теория государства в философии Платона
  5. Томас Гоббс
  6. Философия возрождения
  7. Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного востока xx века
  8. Реформаторское понимание добра и зла в философии зарубежного Востока XX века
  9. Западноевропейская философия нового времени
  10. Методология и методы научного познания — Научное познание как объект методологического анализа