Для связи в whatsapp +905441085890

Соотношение науки, культуры и цивилизации

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философский образ науки
  2. Разнообразие подходов к изучению науки. Модели науки
  3. Методы философского анализа науки
  4. Философия науки: традиции и новации
  5. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности
  6. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого
  7. Основные концепции взаимоотношения науки и философии
  8. Функции науки в жизни общества
  9. Роль науки в современном образовании и формировании личности
  10. Миф, преднаука, наука

Введение

Век Просвещения заложил традицию полного отождествления цивилизации и культуры. С тех пор цивилизация рассматривается как рациональное общество, а разум — как сущность, ядро культуры. Короче говоря, в итоге получается формула «цивилизация = культура = прогресс».

Следует отметить, что в контексте советской ментальности, во имя марксизма, вместо разума, традиционно рассматриваемого в качестве основы для определения цивилизации и культуры, предлагалось рассматривать в качестве такой основы практику. Цивилизация, как активное пространство человеческой жизни, появилась как поле для человеческих усилий по изменению мира. Дело, конечно, не в том, что нет оснований для такой идентификации и даже для такой подмены одного понятия другим. Есть основа, и эта основа — человек. Конечно, культура и цивилизация образуют единство, которое ежесекундно реализуется в бытии каждого человека. Мы видим свою задачу не в разложении цивилизации и культуры со всеми их составляющими, а лишь в другом: раскрыть адекватные цивилизации и культуре стороны человеческого бытия, по возможности избегая подмены оснований. Цивилизация и культура, как мы их здесь рассматриваем, — это способ спросить в нынешних исторических обстоятельствах, что такое человек, рассмотреть человека как единство цивилизации и культуры. Цивилизация и культура — это два измерения среды обитания человека, гобелен его жизни, где уток — это цивилизация, а основа — культура. Создание такого ковра — это жизнь каждого человека (личности, персоны): разные узоры — ковер. Эта работа (жизнь!) делает бытие человека в этом единстве внутренне противоречивым, делает человека активным существом. Цивилизация и культура даны нам, как два полушария человеческого мозга или земля, как вдох и выдох, как Ветхий и Новый Заветы.

История культуры

История культуры фокусируется на реальном процессе преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. В ней представлен богатый материал о разнообразии культурных достижений и ценностей, вкладе народов в мировую культуру, трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса, судьбах великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, России, Китая, Америки, Африки, Австралии и других регионов мира. История культуры создает знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует истоки культурных явлений и процессы их распространения. Это память человечества, передаваемая из поколения в поколение. Для исследований культуры этот раздел является основой теоретических концепций.

История культуры тесно связана с всеобщей историей, этнологией и этнографией, а также с историей отдельных сфер: Технология, наука, мораль, искусство, право, религия, политика, семья.

Построение истории мировой и отечественной культуры требует от исследователей решения ряда проблем: определение границы между историей общества и историей культуры; описание фактов истории культуры и осознание их значимости; изучение взаимовлияния культур и их национального и этнического характера; установление взаимосвязи между отраслевыми историями культуры и общекультурным контекстом, культурой и цивилизацией. Особого внимания заслуживает проблема классификации, периодизации и типологии культур. Это лишь часть вопросов теоретико-методологического изучения мировой и отечественной истории культуры.

В отечественной и зарубежной теоретической литературе понятие «культура» трактуется неоднозначно. Можно привести шесть его основных значений.

совокупность достижений человеческого общества в производственной, социальной и духовной жизни.

уровень таких достижений в определенную эпоху у народа или класса общества. Уровень, степень развития какой-либо отрасли экономической или интеллектуальной деятельности.

показатель просвещенности, образованности или образованности. Наличие определенных навыков социального поведения; вежливость. Совокупность условий жизни, отвечающих потребностям просвещенного человека.

возделывание, выращивание растения; культивирование. Возделывание, культивирование.

разведение, выращивание какого-либо растения.

A. Микроорганизмы (или коллекция микроорганизмов), выращенные в лабораторных условиях в питательной среде.
Удивительное на первый взгляд сочетание биологического и социально-гуманитарного значений в одном слове объясняется историей термина. Латинское слово cultura первоначально имело агрономическое значение и обозначало искусственно выращенное зерно. Постепенно оно расширилось и охватило весь спектр человеческой деятельности, которая была «искусственной» в отличие от «естественной» природы и врожденных характеристик человека. В результате им считается любая конкретная человеческая деятельность.
Схематично эту полимодальную структуру культуры можно представить в виде треугольника, несовпадающие стороны которого обозначают интенциональность каждого способа культурного бытия — их направленность на переход к другому.

Цивилизация

Слово «цивилизация» происходит от латинского civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» первоначально имело значение «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем это противопоставление не только сохранилось, но и приобрело историко-теоретическую основу: в XVIII и XIX веках цивилизация широко рассматривалась как третье звено в цепи исторических форм человеческой жизни: «дикость — варварство — цивилизация». Позже была разработана другая интерпретация этой концепции, которая стала популярной особенно после публикации книги Шпенглера «Упадок Европы»: Цивилизация понимается как последняя стадия развития любого типа культуры, выражающая ее омертвение, замену духовности прозаическими материально-техническими интересами.
Изменение отношения к цивилизации и противопоставление ее культуре не было случайным, оно отражало реальные противоречия в процессе развития западного мира. Развитие науки и техники, железные дороги, электричество, телефоны, радио, фотография, кинематограф и т.д. — повседневная жизнь людей быстро менялась; материальный комфорт, удобства, а вместе с ними и деньги, которые делали жизнь легкой и приятной, становились все более ценными.

(a) Рассматриваемая в структурно-синхронной плоскости, культура формируется благодаря взаимосвязи двух ее компонентов, которые в той или иной форме необходимы в любой саморегулирующейся и развивающейся системе;

б) среда, в которой существует рассматриваемая система, также имеет две сферы — космическую и социальную, непосредственно представленные во взаимодействии с природой и обществом; их симметричное расположение слева и справа от центра подчеркивает прямую связь одного потенциала культуры с обществом, а другого — с природой;

в) отношения данных потенциалов культуры гибкие — их общий уровень может быть большим и малым, что открывает путь к диахроническому анализу культуры.

Схема, представляющая собой графическое изображение материально-пространственных и временных отношений материально-духовного бытия, не позволяет одновременно передать архитектонику и хроноструктуру системы. Поэтому ее следует дополнить таблицей, которая наглядно показывает направление исторических изменений в соотношении «веса» и «энергии» обоих полюсов культуры В этом контексте важно дополнить эту таблицу тенденцией исторических изменений в соотношении «веса и энергии» двух полюсов культуры. Экологический и надвигающийся генетический кризисы требуют формирования нового типа культурно-цивилизационных отношений, который выведет современную культуру из цивилизационного подчинения, но не возродит ее подчинение религиозно-мифологической культуре традиционного типа, враждебной цивилизации. Она может быть реализована, когда культура действует на все механизмы цивилизации не через государственно-политические декреты и репрессивно-правовые средства, а через нравственные принципы, регулирующие поведение и деятельность членов общества через сознание ответственности каждого за судьбу всех.

Цивилизация как закат культуры

Если судьба культуры напрямую связана с ростом и развитием, то она неизбежно движется к финалу. Это неизбежная судьба культурно-исторического типа. О. Шпенглер определяет продолжительность цикла развития культуры примерно в 1000-1500 лет.

Ученый называет культуру последней стадией цивилизации. Цивилизация — это конец развития, когда за жизнью следует смерть. Это означает конец культуры, ее переход в другое состояние. «Греческая душа и римский интеллект — вот в чем разница между культурой и цивилизацией.

Цивилизация характеризуется людьми практичными и равнодушными к обсуждению смысла жизни и подобных метафизических проблем. В их руках находится духовная и материальная судьба каждой последующей эпохи. Великие цивилизации ограничиваются границами нескольких крупных городов, где живут новые бесплодные, исполненные глубокой антипатии к людям, холодные прагматики, озабоченные лишь «вопросом денег». В космополитическом городе, по словам О. Шпенглера, не люди, а массы презирают все традиции. Энергия культурного человека направлена на развитие духовности; цивилизованный человек во всем ищет выгоду и пользу. Ему недоступны тайны поэзии и других искусств; он предпочитает развлечения, технические игры и спорт. Его психология подчинена нормам массового вкуса, поэтому широко распространены массовые увлечения, которые не требуют эмоциональной или духовной отзывчивости, а лишь заполняют образовавшийся вакуум. «Современная эпоха — это эпоха цивилизации, а не культуры», — заключает Шпенглер.

В каждой культуре есть детство, юность, молодость, зрелость и старость. Культура рождается в тот момент, когда пробуждается великая душа. Она процветает на основе определенного ландшафта, к которому остается привязанной на протяжении всей своей жизни, и умирает, когда эта душа полностью реализует свой потенциал, создавая народы, языки, вероисповедания, искусства, государства и науки. Бесчисленные поколения, народы и племена — арийцы, монголы, германцы, кельты, парфяне, франки, карфагеняне, берберы, банту и многие другие — шли по этому пути. — пошли по этому пути. Когда «формирующая сила» в них гаснет, вместе с ней постепенно гаснут культурные, языковые и духовные характеристики, и явления снова растворяются в хаосе постоянного движения. «Таким образом, на поверхности земли волны великих культур расходятся величественными кругами. Они появляются внезапно, расширяются в великолепные линии, затихают, исчезают.

Каждая культура обнаруживает символическую и почти мистическую связь с пространством, в котором она существует. Как только исчерпывается вся полнота ее внутренних возможностей, культура вдруг становится жесткой, угасает, ее кровь сворачивается, ее силы рушатся, она становится цивилизацией. В таком виде он будет подобен тысячелетнему дереву, которое еще сотни лет будет висеть на своих гнилых ветвях.

Это ощущение сумерек истории, внутреннего и внешнего сжатия, которое ожидает каждую живую культуру. Так было в древности, так есть и признаки упадка Европы.

Место науки в системе культуры

Науку изучают не для того, чтобы с ее помощью обогатиться. Напротив, богатство должно служить развитию науки. Абай Кунанбаев.

В историческом процессе определенный уровень развития общества и народа, их познавательные и творческие способности, а также их влияние и взаимоотношения с природной средой определяются состоянием их культуры. Культура в переводе с латинского означает заботу, воспитание, образование и развитие. В более широком смысле культура — это все, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Наука — это отрасль или отдел культуры. Если в древности мистика, в античности мифология, в средневековье религия занимали важное место в системе культуры, то можно сказать, что в современном обществе влияние науки является доминирующим.

Наука — это рациональный способ восприятия мира, получение и систематизация знаний о реальности на основе эмпирической проверки и математического доказательства.

Как многофункциональное явление, наука представляет собой:
1) отрасль культуры;
2) способ познания мира;
3) определенная система организации (академии, университеты, колледжи, институты, лаборатории, научные общества и издания).

Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук.

Естественные, гуманитарные и математические науки считаются базовыми, прикладными являются технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки.

Задача фундаментальных наук — выявить законы, определяющие взаимодействие основных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социальных и практических проблем. Таким образом, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: Микроэлектроника, робототехника, компьютерные науки, биотехнологии, генетика и т.д. Эти области, сохраняя свою прикладную направленность, становятся все более фундаментальными.

Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти термины, каждый из которых имеет свое специфическое значение, можно объединить одним словом «концепты». Концепция (определенный способ отношения к какому-либо объекту, явлению, процессу) происходит от латинского conceptio- понимание, система. Концепция — это, во-первых, система взглядов, понимание определенного явления или процесса. Во-вторых, это единая, определяющая идея, центральная идея произведения, научного труда и т.д.

Заключение

Цивилизация понимается как способ существования человека и человеческого общества, основанный на технике и технологии, и как результат этого существования. Все, что уже алгоритмизировано и может быть алгоритмизировано, все, что может быть подсчитано, все, что может быть рационализировано и упорядочено, все результаты такого способа человеческой жизни и есть цивилизация. Это и внешнее состояние, и часть нашей внутренней жизни.

Под культурой мы понимаем способ существования человека и человеческого общества в форме совместной жизни. КУЛЬТУРА — это способ существования человеческого общества как человеческого сообщества. Такое определение не следует воспринимать как простую тавтологию, поскольку не каждое сообщество является действительным сообществом, и не каждое человеческое общество является истинно человеческим.

Культура, конечно, старше цивилизации. С появлением первых людей возникла проблема правил и норм их сосуществования по отношению друг к другу. Культура полностью диалогична, это «я и мы». Мы думаем, что такое понимание культуры исходит не от ее внешних проявлений, а от человека, который замыкает в себе и цивилизацию, и культуру.

Список литературы

  1. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.
  2. кармин А.С. Культурология. СПб., 2001.
  3. культурология. Энциклопедия. Т. 1—2. СПб., 1998.
  4. Карнаух В.К.. Волны цивилизации. СПб., 1998.
  5. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000.
  6. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000.
  7. синергетика, философия, культура. М., 2001.