Для связи в whatsapp +905441085890

Совершенствование интонационных умений младших школьников — Сущностная характеристика процесса обучения

Выразительность — это способность передать основную мысль произведения и собственное отношение к нему средствами устной речи. Выразительность чтения взаимосвязана с другими качествами чтения. Без правильного звучания графических знаков невозможно понять отдельные единицы текста, без понимания смысла каждой единицы невозможно понять их связь, а без внутренней связи отдельных компонентов текста не будет понимания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильному чтению отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительного чтения. Беглость, то есть темп чтения, при определенных условиях становится средством выразительности.

Как видно из определения, выразительность связана с сознательностью чтения. Только то, что хорошо понято, может быть прочитано выразительно. Поэтому среди учителей бытует мнение, что выразительность является показателем сознательности. В большинстве случаев это действительно так.

Напомним, что основным признаком перехода учащихся на стадию синтетического чтения является правильное интонирование прочитанного, которое возникает, когда они соотносят отдельные единицы прочитанного с общим смыслом текста. Однако учитель не должен забывать, что для учащихся начальной школы характерна так называемая «имитационная выразительность», когда дети с хорошим фонематическим слухом в точности копируют интонационный рисунок, используемый взрослым, не задумываясь о смысле произносимых фраз. Есть и другая крайность — ребенок, хорошо поняв текст, читает его монотонно, тихо, не используя интонацию как средство выразительности. Это происходит либо из-за излишней застенчивости, стеснительности ребенка, либо просто из-за его необученности.

Основной целью обучения детей выразительному чтению является развитие умения определять задачу чтения вслух: донести до слушателей свое понимание произведения с помощью правильно выбранных средств устной выразительности. Однако это сложное умение возникает в результате кропотливой работы учителя по развитию, во-первых, навыков, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умения уместно использовать свой голос.

По мнению Т.В. Рыжковой, выразительное (художественное) чтение — это вид художественной деятельности. Как и любая деятельность, выразительное чтение имеет свои цели, мотивы, потребности, средства, свой предмет, свои действия (поступки, операции), свой результат. Результатом деятельности является восприятие слушателями произведения и их эстетическая реакция на произведение и на исполнение; повышение уровня культуры и уровня эстетического и духовного развития слушателей.

Л.А. Горбушина рассматривает выразительное чтение как искусство художественного чтения в условиях школы, как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного преподавания литературы, так как оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения и раскрывает мастерство писателя. Это обязывает учителя начальной школы адекватно подготовить младших школьников к предстоящей работе над выразительным чтением и тем самым обеспечить преемственность в обучении детей в последующих классах.

Выразительное чтение проявляется в умении разумно использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические — при чтении стихотворения), делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и членораздельно. Особое внимание следует обратить на необходимость различать два явления, каждое из которых часто обозначается одним и тем же термином — выразительность чтения.

Выразительность как компонент навыка чтения — это одно. Выразительность чтения как высший вид чтения, разновидность чтения художественной литературы в школьной среде, — это несколько иное.

Совершенствование интонационных умений младших школьников - Сущностная характеристика процесса обучения
Совершенствование интонационных умений младших школьников — Сущностная характеристика процесса обучения

Сущностная характеристика процесса обучения 

Языковая способность понимающего человека — один из аспектов психического явления, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе посредством письма. Чтение (слушание и сопровождающее их понимание) осмысление произведения поэтического искусства — специфические виды речевой и речемыслительной деятельности. Овладение ими неразрывно связано с совершенствованием языковой способности и, в частности, ее творческого компонента.

Т.П. Сальникова утверждает, что «выразительное чтение как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительное чтение текста — это поиск средств в устной речи, с помощью которых можно точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в произведение.

При обучении выразительному чтению главное — понять текст, отношение автора к героям, а также собственное отношение учащихся к событиям, о которых рассказывается».

Динамика понимания детьми смысла чужой речи рассматривается в широком смысле как фактор социализации личности, а динамика понимания смысла художественного текста — как показатель роста читательской самостоятельности. Благодаря их реализации происходит самосознание и самоопределение ребенка младшего школьного возраста как личности. В идеале полнота, глубина, цельность и эстетика понимания характеризуют как процесс овладения произведением словесного искусства, так и его результат.

Понимание чужой мысли, выраженной в поэтической форме, «протекает» в условиях особого, «активного» состояния. «Чувство оценочной активности», которым, по мнению М. М. Бахтина, обладает автор, порождающий, например, метафору или сравнение, может быть передано читателю. Опираясь на научные исследования лингвистов, литературоведов, психологов, психолингвистов, психофизиологов, в деятельности читателя можно отметить следующие действия.

Ритмо-мелодическая и звуковая сторона речи влияет на сенсорное восприятие и вызывает ответную реакцию на физиологическом уровне. Элементы, находящиеся в определенных позициях (например, в повторяющихся отрезках речи; выделенные логическими ударениями или паузами; прочитанные тише или громче, быстрее или медленнее; рифмующиеся слова и т.д.), вызывают ассоциации. Слушая поэта, ребенок должен находиться во власти художественного элемента, который придает мысли смыслообразующий характер.

М.Р. Львов считает, что учитель должен знать условия работы над выразительным чтением:

  1. всегда должен быть продемонстрирован образец выразительного чтения произведения. Это может быть либо образцовое чтение учителя, либо записанное чтение мастера художественной литературы. Если образец демонстрируется во время первоначального знакомства с произведением, то лучше прибегнуть к чтению учителя. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений по выразительному чтению, можно использовать технические средства для воспроизведения чтения мастера.

Демонстрация образцового выразительного чтения имеет несколько целей:

Во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает слушателям понимание смысла произведения и тем самым помогает им читать его осознанно; в-третьих, оно служит основой «имитационной выразительности» и может сыграть положительную роль, даже если глубина произведения не была понята читателем: имитируя интонацию, выражающую определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональный опыт приходит к пониманию произведения.

  1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения.

Поэтому упражнения по выразительному чтению следует проводить на заключительных этапах урока, когда работа над формой и содержанием произведения завершена. Однако не следует думать, что работа над выразительным чтением заключается только в использовании тренировочных упражнений.

Обучение выразительному чтению — сложный процесс, охватывающий все этапы урока, так как он органически обусловлен подготовкой к работе, первоначальным знакомством с произведением и работой над идеей произведения.

Средства речевой выразительности

Методическая система, предложенная Е.А. Брызгуновой, включает набор из семи контуров — типов интонационных конструкций (ИК), в которые укладывается все семантическое разнообразие русской речи. Пять из этих типов являются базовыми.

ИК-1 — это интонация повествовательных предложений: Это дом. Это Андрей. Это журнал. Это Наташа.

В произношении этих фраз наблюдается понижение тона на последнем ударном слоге последнего слова.

ИК-2 — интонация вопросительного предложения с вопросительным словом: Who is it? Что это? Где находится школа? Где находится Наташа?

В этом типе предложения резкое понижение тона начинается после ударного слога вопросительного слова. Ударный слог вопросительного слова произносится с усилением словесного ударения, возможно небольшое повышение тона. Ударный слог вопросительного слова является интонационным центром предложения.

ИК-3 — интонация вопросительного предложения без вопросительного слова: Это Наташа? Это журнал? Это твой брат?

Вопрос в нем выражен только интонацией, а интонационным центром данного типа предложений является ударный слог слова, выделенного вопросом (в приведенных примерах это слова Наташа, журнал, брат).

ИК-4 — интонация неполного вопросительного предложения со связкой «а»: Я слушаю радио. А ты? (А ты?) Я читаю текст. А Наташа?

Характеризуется равномерным повышением тона в конце ударного слога.

ИК-5 — интонация восклицательного предложения с местоимениями «что», «как»: Какой большой дом! Как здесь красиво!

Для этой интонационной конструкции характерно повышение тона на местоименных словах.

ИК-6 и ИК-7 используются для выражения эмоционально-речевых отношений. ИК-6 наиболее выражена в предложениях, передающих большую степень экспрессии признака, действия состояния: Какой вкусный компот! Как много студентов!

  • В предложениях с местоименными словами, стоящими в начальной позиции, ИК-6 употребляется наряду с ИК-5, подчеркивая бытовую ситуацию;
  • в предложениях со словами такой, такой, такой, такой и в предложениях с местоимениями. ИК-6 всегда подчеркивает бытовое, повседневное содержание оценочных отношений;
  • в предложениях с местоименными словами, которые служат средством активизации внимания собеседника: И кого я увидел! (6) Кого? (2) Скажи мне! (2);
  • при выражении недоумения, сожаления в вопросительных предложениях с местоимениями: Что он хотел этим сказать?

IC-7 наиболее ярко проявляется в предложениях с местоимениями, передающими невозможность признака, действия, состояния, передает скептическое, негативное отношение: What an excellent student he is! (т.е. не отличник). ИК-7 также используется при усилении утверждения, отрицания, оценки: Да! Нет! Здесь хорошо!

Акцент, или ударение, — это выделение одного из слогов в слове или слова во фразе (синтагме) различными фонетическими средствами (усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).

Группа слов, представляющая собой синтагму, имеет ударение на одном из слов, чаще всего на последнем. Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение. На практике это достигается небольшим усилием или повышением голоса, замедлением темпа произнесения слова, паузой после него.

Система обучения выразительному чтению младших школьников

На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места на уроках отводится работе с текстом, формированию техники понимания прочитанного.

Система чтения, предлагаемая в данной программе, реализуется через серию книг «Свободный ум»: 1 класс — «Солнечные капельки»; 2 класс — «Маленькая дверь в большой мир» в 2-х частях; 3 класс — «В одном счастливом детстве», в 2-х частях; 4 класс — «В океане света», в 2-х частях.

За основу группировки учебного материала взят традиционный тематический принцип, но в реализации этого принципа есть свои особенности. Все книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой. Первоклассники узнают о себе и окружающем мире, о природе и нормах человеческого поведения через стихи и рассказы современных детских писателей. Дети читают об игрушках и играх, друзьях, родителях, природе и узнают, что человек может сделать интересные открытия, если научится всматриваться в окружающий мир.

Во втором классе дети читают произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песни, пословицы и поговорки, авторские сказки). Второклассники как бы входят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и разнообразен и в то же время един. Когда и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов хорошо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувства и верность, а лень, скупость, глупость, трудность и зло не нравились.

В 3 классе дети, уже знакомые с двумя самыми интересными источниками чтения — фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают детскую и «взрослую» литературу разных жанров: рассказы, отрывки из романов, сказки, лирические и повествовательные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свое воплощение принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и произведений, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включенные в книгу для чтения «Одно счастливое детство», позволяют показать детям мир литературы во всем его многообразии: здесь и классики русской и зарубежной детской литературы, и произведения русских писателей и поэтов XX века, доступные для детского чтения, и современная детская литература.

В 4 классе дети получают комплексное представление об истории русской детской литературы, писателях и их героях, темах и жанрах. Книга «В океане света» представляет собой курс русской литературы с восьмого по двадцатый век. Тексты расположены в хронологическом порядке, чтобы у детей сложилось первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Так, например, в 1 классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2 классе — его переводы народных песен и сказок Ивана Франко, в 3 классе — пьесу, в 4 классе — очерк о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бернс). Иными словами, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо вышеперечисленных, является монографический принцип.

На протяжении четырех лет обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, С. Черного, А. Чехова, А. Н. Толстого и др. Они читают произведения, написанные в разных жанрах, разнообразные по тематике, рассчитанные на читателей разного возраста. В 4 классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Условия активизации речевой деятельности младших школьников

Направлениями работы на произносительном уровне являются: работа над техникой речи, организация усвоения на практике орфоэпических норм русского языка, совершенствование интонационных навыков учащихся.

Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словарного запаса младших школьников. Известно, что словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас — это те слова, которые часто употребляются. К активной лексике относятся те повседневные слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких-либо оттенков устарелости. Пассивный словарный запас — это часть словарного запаса языка, понятная всем говорящим на языке, но мало используемая в повседневной жизни; пассивный словарный запас состоит из слов, которые устарели или вышли из употребления, но не выпали из словарного запаса языка, много неологизмов, которые еще не вошли в привычное употребление слов. При изучении языка активный словарный запас пополняется из пассивного, и он, конечно, меньше. Сначала мы привыкаем понимать слово, а потом начинаем использовать его сами.

Младшим школьникам обычно не хватает словарного запаса, они могут использовать слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что им трудно выразить себя грамотно в сочинении. Работа на этом уровне приводит к накоплению слов в речи младших школьников, пониманию различных оттенков их значений, готовности использовать слова в речевой деятельности.

Грамматический уровень работы по развитию речи предполагает обучение учащихся быстрому, синтаксически правильному построению разнообразных конструкций и связыванию их в тексте. Это достигается путем построения словосочетаний и предложений разных типов, установления связей между словами и т.д.

Четвертый уровень — текст. Для этого уровня характерны различные упражнения с текстом: пересказы, выступления, импровизации, сочинения, эссе, драматизации.

Из вышесказанного следует, что сочинение является универсальным видом работы по развитию речи младших школьников. Речь учащихся начальных классов при работе над сочинением развивается практически на всех уровнях: на лексическом, грамматическом и текстовом.

Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естественнонаучном, и музыкальном, и математическом и т.д.

Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы.

Главным условием речевого развития ребенка является потребность в общении, или коммуникация. Следовательно, методика развития культуры речи должна включать такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят ученика перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают его интерес и желание чем-то поделиться, о чем-то рассказать.

Следует сказать, что объем школьной работы по повышению культуры речи — это доведение речевых навыков детей до определенного минимума, ниже которого не должен оставаться ни один ученик, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Но общение возможно только с помощью общих знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно давать образцы речи или создавать речевую среду. Это второе условие развития культуры речи ребенка. Богатство, разнообразие и точность его собственной речи во многом зависит от того, какая у него речевая среда. Речевая среда — это речь родителей, других родственников и друзей, фольклор, литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Речь — это способ познания ребенком действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания ребенка различными идеями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Другими словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть значимым (социально значимым или личностно значимым).

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методическое сопровождение нравственного развития дошкольников
  2. Организация игровой деятельности в ДОУ
  3. Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
  4. Кризис 7-ми лет: значимость для ребенка, особенности и пути успешного преодоления
  5. Общение в педагогическом коллективе
  6. Коммуникативная компетенция вожатого детского лагеря
  7. Методологические основы педагогики
  8. Методика диагностики дислексии детей
  9. Особенности воспитания и обучения детей с задержкой в развитии
  10. Новые технологии воспитания детей раннего возраста