Для связи в whatsapp +905441085890

Современная социальная философия о прогрессе и смысле истории — Понятие прогресса в истории философии

Специфика философского знания такова, что философские проблемы не могут быть решены раз и навсегда. Они вновь и вновь возникают в процессе развития общества, человечества и требуют нового понимания, которое приобретает наивысшее значение на переломных этапах истории. Особенно это касается тех проблем, которые непосредственно влияют на жизнь и развитие общества. Среди последних — проблема, связанная с интерпретацией социального прогресса.

Вопрос о социальном прогрессе не нов. К ней обращались и специально рассматривали многие мыслители. Они по-разному интерпретировали социальный прогресс, их подход к его рассмотрению был неодинаков. Русская мысль не избежала этого вопроса. Среди русских мыслителей она приобрела особую актуальность в связи с поиском исторического пути России, определением ее места по отношению к Западу.

Социальный прогресс — это, прежде всего, конкретная идея. У каждой идеи есть своя история — она возникла однажды, а затем претерпела определенную трансформацию. Как правило, история идеи помогает понять суть реальности, которую она отражает. Поэтому изучение развития взглядов на прогресс и его критерии является актуальным в истории философии.

Само слово «прогресс» происходит от латинского progressus, что означает «движение вперед», «успех». Обычно понятие прогресса соотносится с понятием развития. Иногда развитие отождествляют с прогрессом, но такое отождествление следует признать ложным. Развитие данной системы — это процесс, связанный с появлением чего-то нового, качественно иного, беспрецедентного. Однако не каждое развитие может быть оценено как прогрессивное. Кроме того, существует регресс, а понятие прогресса имеет смысл только по отношению к противоположному ему понятию регресса. Поэтому, помимо прогресса, существует развитие, которое следует признать регрессивным. Возможно также развитие, которое не является ни прогрессом, ни регрессом. Поэтому философы преимущественно видят развитие в неживой природе.

Признаком развития является появление новых вещей, но в определении прогресса есть и другие признаки. Прогресс теперь понимается как «направление развития от низшего к высшему, движение вперед к лучшему». Общественный прогресс — это «глобальный, всемирно-исторический процесс подъема человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованных государств, основанный на высших научных, технических, политических, правовых, моральных и этических достижениях».

Поэтому определения прогресса всегда содержат указание на направление изменений, при котором они приобретают характер прогресса, но в разных определениях это направление не совсем одинаково. Соответственно, в истории философии критерии прогресса определялись по-разному.

Целью данной работы является: рассмотреть подходы к понятию прогресса и его критериев в истории философской мысли.

Направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется прогрессом.

Концепция прогресса противопоставляется концепции регресса. Для регресса характерно движение сверху вниз, процесс деградации, возвращение к отжившим формам и структурам.

На протяжении почти всей истории философской мысли идея прогресса занимала важное место наряду с другими фундаментальными идеями.

Современная социальная философия о прогрессе и смысле истории

Понятие прогресса в истории философии

Идея социального прогресса — это продукт Нового времени. В то время идея прогрессивного, восходящего развития общества поселилась в умах людей и начала формировать их мировоззрение. В древнем мире не было такого мнения. Древнее мировоззрение было космоцентричным. Эллинская философия как бы вписала человека в космос, а космос в сознании древних мыслителей — это нечто вечное и прекрасное в своей упорядоченности. И человек должен был найти свое место в этом вечном космосе, а не в истории. Древнее мировоззрение также было сформировано идеей вечного цикла — движения, в котором нечто, создавая и разрушая, постоянно возвращается к самому себе. Идея вечного возвращения глубоко укоренилась в античной философии; мы находим ее у Гераклита, Эмпедокла и стоиков. Вообще, в древности круговое движение считалось идеально правильным и совершенным. Древние мыслители считали ее совершенной, потому что она не имела начала и конца и возникала в одном и том же месте, что казалось неподвижностью и вечностью.

Если мы поищем концепцию социальной эволюции в античности, то сначала обнаружим идею социального развития, которое идет не вверх, а вниз, то есть развитие от лучшего к худшему. Именно так Гесиод трактует прошлое эллинов в своей поэме «Труды и дни». Гесиод определил пять веков человеческой истории — золотой, серебряный, медный, героический и железный, каждый последующий хуже предыдущего.

Конечно, в древности существовали представления, которые оценивали эти или другие предполагаемые изменения в жизни человека как движение от худшего к лучшему. Наиболее значимые представления такого рода связаны с попыткой античных мыслителей объяснить возникновение общества, которое они отождествляли с государством. Древние греки считали себя культурным и цивилизованным народом по сравнению с окружающими негреческими племенами и варварами, которые еще не имели государства и были, по мнению греков, дикарями. Греки знали, что они, эллины, уже бывали в такой же ситуации. Поэтому они чувствовали необходимость объяснить, как им удалось совершить этот переход от дикости к цивилизованному государству, переход, который они понимали как сплоченность, объединившую людей, которые жили отдельно и не знали законов. Древнегреческие философы считали, что люди сначала жили беспорядочной, звериной жизнью, а потом стали жить вместе, у них появились ремесла и все остальные достижения цивилизации. Но даже если признать, что эти взгляды представляют идею прогресса, то это не идея исторического прогресса, не идея истории, а лишь идея возникновения государства и общества.

Концепция линейного исторического времени принимается вместе с христианским сознанием. И главным в этом отношении является характеристика христианского сознания, которая заключается в его устремленности в будущее, ожидании пришествия Христа, Страшного суда и конца света. Это ожидание, пронизывающее всю жизнь человека, придало христианскому мировоззрению исторический характер. В христианском сознании также формируется ясное представление о прошлом в плане падения первых людей и прихода Спасителя. Историческое сознание предполагает четкое разграничение и в то же время связь между настоящим, прошлым и будущим. Не случайно мы находим у Августина, одного из отцов христианской церкви, глубокую философию времени, размышляющую о природе прошлого и будущего. Он также разработал христианскую концепцию истории, которая стала первой теорией исторического процесса.

Критерии прогресса в истории философской мысли

Концепция прогресса неотделима от вопроса о критерии прогресса. Различные концепции философии истории выдвигают разные критерии прогресса. Среди мыслителей эпохи Просвещения главным критерием прогресса было развитие разума и его применение в жизни. В целом, прогресс можно рассматривать либо как движение к конечному высшему состоянию, либо как бесконечный подъем и разворачивание. Прогресс, определяемый как развитие разума, допускает обе эти точки зрения, и обе они встречаются у мыслителей эпохи Просвещения.

В первом случае конечная цель прогресса трактуется как некое полное торжество разума и воплощение разумных принципов в жизни людей и в общественном устройстве; этому разумному общественному устройству можно приписать различные социальные идеалы, связанные со свободой, справедливостью, развитием личности, равенством, гуманностью.

Во втором случае прогресс рассматривается как бесконечное совершенствование и развитие разума, что хорошо соотносится с развитием научного знания.

Социалисты-утописты выдвинули моральный критерий прогресса. Например, А. Сен-Симон считал, что общество должно принять такую организационную форму, которая приведет к реализации морального принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Современник социалистов-утопистов, немецкий философ Ф.В. Шеллинг, писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложняется тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человека совершенно запутались в споре о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессивным, и предложил свое решение проблемы: критерием в определении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение к правовому порядку.

Другой взгляд на социальный прогресс исходит от Г. Гегеля. Исторической основой прогресса и его критерием Гегель считал свободу, а точнее, сознание человеком свободы. У Гегеля свобода находит свое выражение в конкретных формах государственности.

Философы и социологи используют разные подходы к изучению социального прогресса.

В материалистическом понимании истории критерием общественного прогресса является уровень развития общественных производительных сил, а развитие производительных сил, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, характеризует степень овладения человеком природой. К. Маркс и Ф. Энгельс разделили жизнь общества на духовную и материальную, понимая под материальной жизнью общества материально-производственную деятельность человека; духовную жизнь они трактовали как вторичную, производную по отношению к материальной. В развитии материального производства они видели и движущую силу истории, и основу общественного прогресса. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, человек является важнейшим элементом производительных сил общества, и поэтому высшая ступень развития производства предполагает в качестве своей предпосылки развитие самого человека.

В марксистской концепции есть также идея цели истории. В этом качестве она представляет коммунистическое общество, в котором разрешены все противоречия и конфликты, связанные с историей человечества.

Взгляды А. Р. Тюрго и И. Г. Гердерана на социальный прогресс

В наше время особое внимание стало уделяться проблеме социального прогресса. В этот период главное место на исторической арене занимала буржуазия, которая проповедовала идею бесконечного прогресса.

Французский социолог и экономист Анн Робер Жак Тюрго рассматривал историю как последовательность успешных действий человечества. В своих трудах он описал начало человеческой истории, формирование наций, образование правительств, формирование языков, достижения науки и т.д. По его словам, даже войны, потрясения и другие трудности не останавливают человечество от продвижения вверх, потому что прогресс имеет непрерывный характер.

Исследуя возникновение общества, французский ученый писал, что люди сначала заселили земной шар, а затем начали заниматься наукой, которая в основном способствовала совершенствованию человеческого разума. С его точки зрения, неравномерность прогресса объясняется тем, что у одних народов наука и искусство развивались быстрее, чем у других. Например, он описывает широкую картину истории Древней Греции и выражает свое восхищение ее достижениями в науке, философии и искусстве. Но о культуре Римской империи он отзывается негативно и не видит прогресса, который он объясняет тем, что правители-деспоты не заботились о прогрессе человеческого разума.

Тюрго характеризует новый период как небывалый расцвет философии и науки. Ньютон, Декарт и другие ученые продолжали развивать физику и математику и наполнять их новым содержанием. По этому поводу Тюрго пишет: «Декарт созерцает природу как человек, который, окидывая ее широким взглядом, охватывает ее целиком и составляет ее план, как бы с высоты птичьего полета. Ньютон исследует его более тщательно. Он пишет землю, открытую другими» Тюрго А.П. Избр. филос. произв. М., 1937. С. 115.. Социальный прогресс, по мнению Тюрго, сводится к прогрессу человеческого разума, который развивается с помощью Просвещения и наук.

В своих работах Тюрго не интересовался экономическими аспектами общественного прогресса, что в значительной степени сужало понятие прогресса.

Немецкий философ эпохи Просвещения Й. Г. Гердер, как и его французские последователи, представлял историю человечества как единый развивающийся прогресс. Но в отличие от Тюрго и Кондорсе, он начал свой анализ с характеристики Вселенной в целом и Земли в частности. Начав с пантеистической идеи, Гердер провел аналогию между человеком и всеми частями космоса. Он писал: «Человек зарождается в чреве матери, растет там, как растение; и тогда наши нервы и волокна, наши первые побеги и силы можно сравнить с нежными органами растений. И нашу жизнь можно сравнить с жизнью растения: Прорастание, рост, цветение, увядание, умирание». Гердер И.Г. Идеи по философии истории человечества. М., 1977. С. 40. между человеком и животным Гердер видит больше сходств, чем различий. Очевидно, что он натурализирует общество, не видя его качественных отличий от животного и растительного мира.

Гердер считает, что органический и неорганический мир прошли определенные этапы эволюции. В качестве характеристики этой эволюции он говорит: «Форма органической структуры восходит от камня к кристаллу, от кристалла к металлам, от металлов к растениям, от растений к животным, от животных к человеку; в процессе восхождения менялись силы и движущие силы живого существа, и, наконец, все эти силы и движущие силы объединились в форме человека, насколько он мог их в себе содержать. Гердер И.Г. Идеи по философии человеческой истории. М., 1977. С. 116. человек, по мнению Гердера, является самым совершенным существом.

В своих работах Гердер исследует происхождение народов, влияние географической среды на человечество и рассматривает историю древних государств, таких как Китай, Египет, Греция, Рим и др. Затем он продолжает изучение современных европейских государств.

Эпохи исторического процесса Ж.А. Кондорсе

Схожие с А.Р.Тюрго мысли высказывал другой французский мыслитель, Ж.А.Кондорсе, который считал, что человеческий разум является «великим двигателем исторического развития». Плеханов Г.В. Производ.физирос. М., 1956. Т. 11. С. 153. В своей знаменитой работе «Набросок исторической картины прогресса человеческого разума» он разделил исторический процесс на десять эпох и дал каждой из них соответствующую характеристику.

Кондорсе писал, что каждая эпоха представляет собой прогрессивный этап в развитии общества по сравнению с предыдущей. Согласно Кондорсе, первая эпоха — это первобытное состояние людей, в котором они были объединены в племена, образованные союзом нескольких семей. Во вторую эпоху произошел переход от скотоводства к земледелию, что было прогрессивным шагом человечества, поскольку, по мнению Кондорсе, земледелие было более спокойным трудом, позволявшим людям жить более спокойно и комфортно. Кроме того, «был достигнут определенный прогресс в области ремесел; мужчины приобрели знания в искусстве кормления домашних животных, научились помогать им размножаться и даже улучшать их породу.» Кондорсе Ж.А. Набросок исторической картины прогресса человеческого разума, М., 1936. С. 24.

Третья эпоха Кондорсе характеризуется разделением труда, которое способствовало социальному прогрессу, «ибо человеческое производство достигает большего совершенства, когда оно ограничивается производством немногих предметов…». Кондорсе Ж.А. Набросок исторической картины прогресса человеческого разума, М., 1936.с. 34.Землю обрабатывали одни, земледельческие орудия производили другие, скотоводство — третьи, домашнее хозяйство — четвертые и так далее. Так возникла государственная форма организации, сформировались классы рабовладельцев и слуг, развивались медицина, астрономия и многие другие науки.

Кондорсе связывает четвертую и пятую эпохи с Древней Грецией и Древним Римом. Кондорсе считает, что культура Древней Греции возникла не на пустом месте, а заимствовала некоторые знания, ремесла, религию и письменность у восточных народов. В отличие от многих своих современников, Кондорсе считал, что история мира едина и что народы разных стран взаимосвязаны и влияют друг на друга. Кондорсе хорошо знал греческую философию, искусство и интеллектуальную жизнь в целом, и в своей работе он изложил все достижения, которые могли быть сделаны в Древней Греции в искусстве, философии, семейных отношениях, политической системе, законодательстве и так далее.

Анализируя историю Древнего Рима, Кондорсе приходит к выводу, что Рим оказал большое влияние на другие страны. «Город Рим смог распространить свое господство практически на все народы, в которых человеческий разум поднялся над своим беспомощным младенчеством, исключение составляют лишь Индия и Китай» См.: ibid. p. 84. Но сама Римская империя заимствовала свою культуру у греков. Наука, искусство и труды римских философов были пропитаны греческим духом. Кондорсе, как и Тюрго, негативно отзывался о репрессивном режиме Древнего Рима, который не способствовал человеческому прогрессу, науке и философии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Специфика метода философии
  2. Философские проблемы пространства и времени — Понятие пространства и времени
  3. Философия и религия как типы мировоззрения
  4. Греческое «чудо» — период становления европейской традиции в философии
  5. Аксиология
  6. Онтология и философия возрождения
  7. Ибн сина (авиценна), средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма
  8. Сократические школы и их значение
  9. Техносфера и технологические эпохи
  10. Нужна ли современному человеку философия