Для связи в whatsapp +905441085890

Современная западная философия — Феноменология. Э. Гуссерль

Философская мысль ХХ века удивительно разнообразна. Это отношение относится как к западной, так и к восточной философии. Восток — это не только «деликатное дело», но и мудрое дело, требующее особого внимания к его философии, особенно в отношении Китая, Индии и Латинской Америки.

Философия Западной Европы и Северной Америки XX века питалась четырьмя основными источниками.

Этими источниками были, прежде всего, древние философские классики, особенно теория и методология платонизма и аристотелианизма.

Во-вторых, философия была основана на принципах рационализма и эмпиризма, которые развивались в современный период, то есть с XVII века.

В-третьих, в западной философии (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и в позитивистских концепциях, возникших в XIX в. (О. Конте, Дж. Милл, Х. Спенсер, Мачизмо), наблюдается интенсивное развитие иррационалистических тенденций.

В-четвертых, западная философия двадцатого века. — Западная философия отражает реалии столетия, включая впечатляющие достижения науки, с одной стороны, и глубокий кризис всей человеческой цивилизации, с другой.

В широком смысле, его характерные особенности таковы:

  • сохранение и значительное обновление философских традиций Европы;
  • впечатляющий прогресс в секуляризации философии, ее автономии и независимости от богословия;
  • конвергенция и смешение научных и философских знаний;
  • Относительное сужение традиционных онтологических проблем и растущий интерес философских исследований в области эпистемологии и аксиологии, в социальной жизни, особенно в гуманитарных науках.
  • Развитие процесса интернационализации философских течений, рост взаимосвязей между национальными философскими школами и их представителями;
  • Значительный переход от декартового суперрационализма и гегелевского панлогизма к различным модификациям спиритизма, релятивизма и субъективизма.

Происходит не только все большее отделение различных направлений и течений от общего ствола философского знания, но и их дифференциация и нюансы, появление модернистских форм духовного бытия философских идей. Самоидентификация современной западной философии происходит на основе ее многообразия.

Исходя из этого, границы и разграничения идеализма и материализма, а также их основные формы четко размыты.

На Западе растет стремление (выявленное в эмпирико-критических конструкциях начала ХХ века) подняться над философскими «измами».

Это стремление особенно проявляется в появлении и распространении синергетики — междисциплинарной отрасли научных исследований. Она возникла в 70-х годах ХХ века и направлена на познание общих закономерностей и принципов, присущих процессам самоорганизации систем различной сложности. «Синергизм, философия открытого мира, означает преодоление рационализма и философии замкнутых систем, в основе которых лежит механическая парадигма классической и неклассической науки». (Современное научное мировоззрение. Словарь. М., 1997, с.166)

Современная западная философия - Феноменология. Э. Гуссерль

Феноменология. Э. Гуссерль

Феноменологическое (греческое phainomenon — бытие) течение в философии, возникшее в самом начале 20 века, по существу отражало влияние нео-кантионизма. Его основателем был немецкий философ и логик Э. Гуссерль (1859-1938).

Стремясь превратить философию в «строгую науку», он стремился дать новое обоснование логики и эпистемологии. В предисловии автора к главному произведению своей жизни «Логические исследования. Что касается моего смелого критического отношения к психологической логике и эпистемологии, то я вспоминаю слова Гёте: «Ни к чему нельзя относиться так строго, как к недавно брошенным заблуждениям».

Преодолевая такие заблуждения, Хусерл сформулировал основные положения своей феноменологической системы взглядов.

Во-первых, философия отождествлялась с феноменологией, а ее объект искусственно абстрагировался от явлений объективного мира — природы, общества — и сводился исключительно к явлениям (явлениям) сознания. Таким образом, они понимались как нечто абсолютное, как идея (eidos), существующая в сознании (а) и в то же время независимая от него по отношению к познающему индивидууму (б). Феномен «не имеет «реальных свойств», он не знает реальных частей, не знает реальных изменений, не знает причинно-следственных связей…». Феномены представлены как сущности, которые имеют сверхличностный, универсальный характер. А сама феноменология призвана смотреть на данные сущности и отношения между сущностями.

Чистая феноменология как наука «может быть только изучением сущности, а не изучением существования; любое «самонаблюдение» и любое суждение, основанное на таком «опыте», выходит за его пределы». Согласно Гуссерлю, функции знания сущности реализуются не через разум (рациональный), а через интуитивное восприятие (иррациональное). Желание обосновать или опровергнуть идеи на основе фактов — бессмыслица. Мы способны интуитивно понять мотивы, преобладающие в духовной жизни, и тем самым понять природу и развитие любого духовного существа. Точно так же можно интуитивно изучать искусство, религию, нравственность и т.п.

Во-вторых, Гуссерл рассматривал феноменологию как философию, ставшую «строгой наукой» через аппарат чистой логики и математики, что якобы позволяло ей упразднять эмпиризм и исследовать сущности. Это было сделано для того, чтобы исключить субъективизм, специфический научный релятивизм и антропологический подход. В любом случае строгая наука — это не психологический контекст и вовсе не реальный контекст, которому подчинены акты мышления, а объективный или идеальный контекст.

Описывая объективный контекст, который в идеале пронизывает всю научную мысль, философ выделял в нем контекст вещей, существующих в сознании, и контекст истин. В них единство вещей приобретает качество «что это такое». Вещь самой природы не имеет ничего общего с ее «восприятием» в сознании. Дерево, например, может гореть, распадаться и т.д.; его смысл как чего-то неотделимого от сущности «не может гореть, у него нет химических элементов, нет сил, нет реальных свойств». В-третьих, разделение объекта феноменологического исследования происходило благодаря интенсификации, т.е. внутренней ориентации сознания по отношению к объекту и посредством метода редукции (латынь: редукция — возврат). В данном случае именно упрощение и сведение сложного процесса познания к более простому, т.е. «устранение» всех тех обстоятельств, которые усложняют и искажают этот процесс.

Метод феноменологической редукции

Стадия исторической редукции, когда различные понятия, связанные с познавательным процессом, игнорируются;

  • этап эйдетической редукции (греческий eidos: образ, форма, сущность), когда феномены сознания «очищаются», чтобы придать им идеальные формы;
  • этап трансцендентной редукции (Überschreitung), когда в конце концов учитываются особенности субъекта знания, его собственные «переживания» и действия.

В результате такой методологической операции осталось царство чистого («ясного») сознания, свободного по отношению к внешнему миру и как основа для формирования категориального аппарата науки.

Философу недостаточно того, что мы ориентируемся в мире, что у нас есть законы как формулы, по которым мы можем предсказывать будущее развитие вещей и воссоздавать прошлое. Он хочет внести ясность в то, что по сути является «вещами», «событиями», «законами природы» и т.д.

В-четвертых, в силу своих особенностей феноменология Гуссерля имеет специфическое толкование такой философской категории, как истина. В целом, он рассматривался с позиции кантианства, т.е. априори (до и вне опыта) и трансцендентально. «Нет правды — это факт, т.е. что-то зафиксированное во времени». Истина может иметь значение, что вещь существует, положение вещей существует, изменения происходят и т.д. Но истина сама по себе сверхвременная, т.е. нет смысла приписывать ей временное бытие, возникающее или умирающее.

Согласно Гуссерлю, истина в чистой логике является абсолютной; истина одинаково унитарна, независимо от того, воспринимается ли она людьми, ангелами или богами. Что касается относительных истин, то они были поставлены в прямую зависимость от состояния логического мышления.

К концу своей жизни немецкий философ все больше концентрировался на критике науки XX века, которая, по его мнению, отодвигала на второй план важнейшие вопросы, стоящие перед человечеством. В связи с этим он осознал иллюзорность своих попыток превратить философию в «строгую науку» и разработал новую концепцию науки как «мира жизни». Под этим понималась такая мыслящая и чувствующая деятельность человека, которая могла бы соединить интересы общества и природы и служить средством установления гармонии между ними. Опять же, «мир жизни» интерпретировался как наука априори и исключительно в сознании индивидуумов, т.е. феноменологически.

Философские идеи Гуссерля оказали значительное влияние на последующее развитие западной философии, особенно ее экзистенциального течения.

Экзистенциальная философия или экзистенциализм (от позднелатинского exixtentia — существование) была одной из наиболее распространенных и влиятельных социальных концепций ХХ века. Процесс его возникновения и формирования происходил на протяжении нескольких десятилетий. Это было в 20-50-х годах двадцатого века.

Экзистенциализм.К. Ясперс,М. Хайдеггер,Ж.-П. Сартр,А. Камю

Теоретические истоки экзистенциализма достаточно обширны и уходят в глубины девятнадцатого века:

Религиозно-мистическая доктрина датского философа С. Кьеркегора (1813-1855);

Иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900);

Интуиция французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941);

феноменологические концепции.

Близкими к экзистенциализму были позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которая была представлена за рубежом К. Ясперсом, Х. Марселем, М. Бубером (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая — М. Хайдеггером, Ж.-П. Сартром, А. Камю. Эти две ветви отличаются друг от друга по нескольким позициям.

Философия экзистенциализма оперирует существованием или человеческим существованием как основным понятием. Основными характеристиками или способами этого существования являются беспокойство, совесть, тревога, отчаяние, неуверенность в себе, одиночество и другие. Человек осознает свое бытие не в обычной, повседневной ситуации, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия и катаклизмы). Только тогда, с прозрением, он чувствует свою ответственность за все, что происходит в мире вокруг него.

В Германии, где экзистенциализм начал развиваться после Первой мировой войны (1914-1918), К. Ясперс (1883-1969) был ведущим экспонентом этого движения. Он получил образование врача и написал свои специализированные работы «Общая психопатология» и «Психология мировоззрения». В 1937 году он был исключен нацистами из Гейдельбергского университета, где он был профессором, из-за своих демократических взглядов. Среди его важнейших философских трудов три тома: «Философия, разум и существование», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», «Об истине», «Философская вера», «Смысл и цель истории» и др.

Ясперс обратился к традиционной, но все еще актуальной проблеме взаимоотношений философии и науки. Философия раскрывает внутренний смысл научной деятельности, способствует преодолению в ней узкого мышления, доктринальности и догматизма. Философия устанавливает истину, а не пресловутую «научную достоверность». Наука питает философию своими результатами исследований, экспериментальными данными и теоретическими открытиями. Среди особенностей научного знания, отличающихся от философского, было то, что наука не знает самой сущности, а отделяет вещи; наука не имеет способности управлять жизнью, устанавливать ценности и решать человеческие проблемы; существование науки основано на импульсах, а не на поиске собственного смысла.

Именно философия ищет смысл и проясняет существование. Она позволяет преодолеть ограничения анонимного научного рационализма, игнорирующего мораль и религию, и иррационализма, фокусирующегося на чувствах и опьяняющего жизненной силой (сложность, без простоты). Даже гуманитарные науки (например, психология) изучают его наряду с другими предметами, убирая экзистенциализм «из скобок». Философская истина укоренена в индивидуальном, единичном существовании. Человек уникален, а истина уникальна: Я — моя истина.

Проблема экзистенциальности человека

Объясняя Дасейна, по словам Ясперса, философия в то же время устанавливает его историчность. Все имеет свое начало, свой подъем и свой конец. Ничто не вечно, все исчерпывается и исчезает, в том числе экзистенциализм. Человечество в целом — это живой процесс. И она «растёт, достигает своего расцвета, стареет и умирает» ….. Из аморфного материала, приближенного к человеческой природе, культуры формируются как исторические сущности, с шаблоном развития, фазами жизни, началом и концом» — ничто не может остаться само по себе. Все, что существует, свидетельствует об этом: разорванное существование, царствование раздора, вездесущность противоречий, сама структура существования человека, который не в состоянии реализовать свою природу в совершенстве.

Великий мыслитель 20 века. М. Хайдеггер (1889-1976) был одним из основателей немецкого экзистенциализма. В то же время он был привержен феноменологии как ученик ее основателя в Германии E. Гуссерл. Поскольку философ в первую очередь занимался фундаментальным вопросом бытия, которым он занимался на протяжении всей своей жизни, он также является одним из самых известных специалистов в области онтологии, т.е. доктрины бытия.

Немецкое издание произведений Хайдеггера состоит примерно из 100 томов. Среди его самых ранних опубликованных работ наиболее заметны «Бытие и время» (1927), а также «Что такое метафизика?», «О природе основания» и «Кант и проблема метафизики». Во времена нацистов он писал «Доктрину Истины Платона», «Сущность Истины». После окончания войны он написал «Неоторические трофеи», «Введение в метафизику», «Что такое философия?», «Путь к языку» и др.

Философ рассматривал основную проблему экзистенциальности человека сквозь призму отношения «истины бытия к сущности человека». Чтобы прояснить суть вопроса, вводится понятие «присутствие» или, здесь, существо, барное существо. В метафизике этот термин или название используется для обозначения того, что «также называется существованием, действительностью, реальностью и объективностью».

Он считал, что «присутствие» — это одновременно и опыт места, месторасположение истины бытия, и его сознание. Существующий, существующий, обладающий сознанием, это только человек, а не скала, дерево, лошадь, ангел или Бог.

«Экзистенциальное бытие человека — это причина, по которой человек способен представлять бытие как таковое и иметь сознание, чтобы представлять его.» Способ бытия — это экзистенциальность, в которой воплощены сущность и бытие человека.

Экзистенциальная философия (экзистенциализм) Хайдеггера предполагала вовлечение человека в свое социальное окружение, в определенную историческую эпоху. Сущность эпохи дана философией с ее интерпретацией сущности и пониманием истины. В качестве существенных характеристик Нового времени он назвал пять явлений: науку как машинную технику, искусство как выражение человеческой жизни, культуру как воплощение высших ценностей и дегуманизацию, в которой «боги исчезли». Образовавшаяся пустота заменяется историко-психологическим исследованием «мифа».

Хайдеггер указал на «быть в мире» как на интерпретацию экзистенциализма, фундаментальной характеристики человека. Существование, однако, взяло экзистенциального человека в «заботу». Следовательно, мир — это «просвет бытия, в который человек входит через свое капитулирующее существо». Субъективное существо человека оказывается одиноким, беспокойным.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Содержание и форма в философии
  2. Философия зарубежного востока ХХ века
  3. Природа как предмет философского осмысления
  4. Формы общественной регуляции, предшествование нравственности
  5. Философские основания и выводы теории относительности — Истоки относительности. Принцип относительности Галилея
  6. Конструирующая роль рассудка в философии и. Канта
  7. Формирование гидростатики как раздела гидромеханики в трудах Галлилея, Стевина, Паскаля (1623-1662)
  8. Ксенофан, древнегреческий странствующий философ и поэт
  9. Иоанн Дамаскин, византийский богослов, философ и поэт
  10. Функции идеологии