Для связи в whatsapp +905441085890

Современное общество: проблемы, противоречия, перспективы — Понятие общества и социальных отношений

Каждая историческая эпоха, каждый этап в развитии человеческого общества имеет свои особенности, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация входит в качественно новое состояние, главным показателем которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы поставили человечество на предел его бытия и заставили оглянуться на пройденный до сих пор путь. Сегодня необходимо оценить цели, которые человечество поставило перед собой, необходимо внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо разработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты.

Глобальные вопросы современности невозможно решить без их глубокого изучения философами и представителями конкретных наук. Особенностью глобальных проблем является то, что они требуют программно-ориентированной организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками — экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. Глобальные проблемы также изучаются философией в философском, методологическом и социально-гуманитарном плане. Основой философского анализа глобальных проблем являются результаты частных наук. В то же время, помимо своей эвристической ценности, этот анализ необходим для дальнейших исследований, поскольку он способствует интеграции частных наук, нуждающихся в согласованности через координацию в изучении глобальных проблем. Философия становится связующим звеном для представителей различных научных дисциплин, поскольку ее анализ ориентирован на междисциплинарность.

Каждая эпоха порождает свою собственную философию. Современная философия должна стать, прежде всего, философией выживания. Задача современной философии — найти ценности и социальные системы, которые обеспечат выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, чтобы помочь практической ориентации человека в выживании цивилизации в современном мире.

Новый импульс — это развитие прикладной философии, которая занимается практическими проблемами. Без философского осмысления общей ситуации ни одна из глобальных проблем не может получить фундаментального решения.

Особенности философского понимания глобальных проблем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, устанавливает определенные ценностные ориентации, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.
2) Методологическая функция философии состоит в том, чтобы обосновать определенные теории и тем самым способствовать формированию целостного мировоззрения.
3) Философия позволяет нам рассматривать глобальные проблемы в конкретном историческом контексте. В частности, он показывает, что глобальные проблемы возникли во второй половине XX века. XX век.
4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и раскрыть перспективы их развития, возможности решений.

Таким образом, современность добавила к вечным философским проблемам бытия, познания, смысла человеческой жизни и т.д. принципиально новую тему — сохранение жизни на Земле и выживание человечества.

Современное общество: проблемы, противоречия, перспективы

Понятие общества и социальных отношений

Каждый живой организм относится к природе как ее часть, непосредственно присваивая природный материал в процессе удовлетворения своих потребностей. Человек, в отличие от других живых организмов, не имеет прямого отношения к природе, хотя и является ее частью. Отношения человека с природной средой опосредованы системой социальных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Характер и формы присвоения человеком природного материала существенно зависят от системы общественных отношений, носителем которых он является, и от его места в этой системе отношений.

Система всех общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности, называется обществом.

Таким образом, человек связан с природой не напрямую, а через общество, систему социальных отношений, которая связывает его с другими людьми. Следовательно, присвоение человеком материала природы социально опосредовано и имеет социальный характер, как и весь процесс человеческой жизнедеятельности.

Человек выступает как субъект системы общественных отношений и, таким образом, является социальным существом. Таким образом, помимо биологической формы, присущей человеку как любому живому организму, как представителю определенного биологического вида, он наделен социальным содержанием, определяемым логикой системы общественных отношений.

Общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их жизнедеятельности, материальны и представляют собой социальную форму движения материи, самую высокую и сложную из изучаемых современной наукой. Каждая форма движения материи содержит в себе отдаленную форму всех предыдущих, и поэтому человек не может быть свободен от законов развития любой формы движения материи.

Система общественных отношений между людьми носит исторический характер, она изменяется по мере развития человечества и в процессе своего развития проходит целый ряд последовательных этапов. Законы, которым подчиняются процессы формирования, развития и распада, а также последовательной смены различных систем общественных отношений, являются законами общественного развития и составляют предмет изучения социальной науки.

Отметим, что представление об обществе как совокупности людей, долгое время доминировавшее в социальной мысли, не позволяет определить предмет изучения социальной науки. Ведь наука должна изучать законы, то есть устойчивые существенные объективные связи и отношения, основанные на повторяемости явлений. Однако повторение явлений в жизни отдельного человека или сообщества людей (страны, народа и т.д.) никогда не происходит в своей непосредственной, абсолютной форме, а всегда в определенных относительных формах, отягощенных неповторяющимися индивидуальными обстоятельствами.

Таким образом, чтобы отфильтровать существенные и универсальные отношения из хаотического разнообразия социальной жизни во всех ее конкретных проявлениях, необходимо применить метод научной абстракции. Характер этой абстракции, то, какие черты социальной жизни человека она считает существенными и достойными исследования, непосредственно определяет очертания объекта социальной науки, которая работает с этим методом научной абстракции.

В каждой области научного знания метод предшествует предмету и в некотором смысле определяет, очерчивает его. Свойства и стороны изучаемых объектов, которые метод данной науки выделяет в качестве объекта исследования, образуют систему категорий этой науки, а объективные всеобщие существенные устойчивые связи между ними — систему ее законов.

Понятие глобальных проблем современности и их классификация

Глобальные проблемы (фр. global — всеобщий, от лат. globus (terrae) — шар) — это совокупность общечеловеческих проблем, от решения которых зависит общественный прогресс и сохранение цивилизации: Предотвращение глобальной термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, включая атмосферу, мировой океан и т.д. Сокращение увеличивающегося разрыва в уровнях экономики и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних и искоренения голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение непрерывного экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами, как возобновляемыми, так и невозобновляемыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение быстрого роста населения («демографический взрыв» в развивающихся странах) и опасных Двадцать первый век, который только начался, уже добавил свои проблемы: Международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами планетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, приведшие к возникновению или обострению глобальных проблем, исследует их социальную опасность и обусловленность.

Современная философия разработала основные подходы к пониманию глобальных проблем:

  • все проблемы могут стать глобальными;
  • количество глобальных проблем должно быть ограничено наиболее актуальными и опасными (предотвращение войны, экология, народонаселение)

Точное определение причин глобальных проблем, их признаков, содержания и методов их быстрого решения.

Глобальные проблемы имеют общие характеристики: Они затрагивают будущее и интересы всего человечества, их решение требует усилий всего человечества, они требуют срочного решения и сложным образом взаимосвязаны.

Глобальные проблемы носят, с одной стороны, природный, а с другой — социальный характер. В этом отношении их можно рассматривать как эффект или результат деятельности человека, негативно повлиявшей на природу. Вторая версия возникновения глобальных проблем — это кризис человеческих отношений, который затрагивает всю сеть отношений между членами мирового сообщества.

Глобальные проблемы классифицируются по группам в соответствии с наиболее характерными признаками. Классификация позволяет определить степень их актуальности, порядок теоретического анализа, методологию и порядок решений.

Наиболее широко используется метод классификации, основанный на задаче определения серьезности проблемы и порядка ее решения. В связи с таким подходом можно выделить три глобальные проблемы

  • между государствами и регионами мира (предотвращение конфликтов, установление экономического порядка);
  • между окружающей средой (защита окружающей среды, сохранение и распределение сырья, космоса и океанов)
  • между обществом и индивидом (демография, здравоохранение, образование и т.д.).

Глобальные проблемы современности в конечном счете возникают именно из-за повсеместной неравномерности развития мировой цивилизации, когда технические возможности человечества неизмеримо превышают достигнутый уровень его социальной организации, политическая мысль существенно отстает от политической реальности, а мотивы действий большинства людей и их моральные ценности далеки от социальных, экологических и демографических потребностей времени.

Динамика общества и глобализация

Как утверждает Энтони Гидденс, критика Просвещения, выражением которой является теория постмодернизма, может быть понята как развитие современной, то есть модерной философской, научной и художественной мысли. Глобализация — это современный этап разворачивания единого и универсального «проекта современности». Глобализация, проявляющаяся в движении к универсальному экономическому, правовому, информационному, образовательному и, в конечном счете, культурному пространству, является одним из этапов модернизации.

Современное общество вступило в эпоху глобализации, которая затронула экономическую, политическую и культурную сферы общественной жизни. Этому явлению способствовали определенные факторы, в первую очередь, развитие информационных систем и появление Интернета. Это привело к существенным изменениям в самом информационно-коммуникационном пространстве, что могло затронуть и такую его составляющую, как связи с общественностью (PR) — public relationsR — это особый вид социальной коммуникации — определенная подсистема, направленная на установление эффективного общественного дискурса и оптимизацию информационного взаимодействия между социальным субъектом и его общественностью (иначе — особый вид социально-коммуникативной деятельности).

Но человек, привыкший к непрерывности и стабильности при переходе от прошлого к настоящему и будущему, не осознает новых условий существования. Для того чтобы жить в постоянно меняющемся мире, в новом, доселе неизвестном темпе трансформации, общество должно стать другим.

Перед учеными и практиками (и обществом в целом) стоит задача изменить взгляд на человека, на его отношения с миром и тем самым помочь людям адаптироваться к новым условиям и уметь действовать соответствующим образом, чтобы не только выжить, но и преуспеть. Прежде всего, нужно уметь справляться с новизной. Речь идет о воспитании и обучении нового (другого) человека, комфортно чувствующего себя в этих условиях быстрых перемен и способного действовать без страха в ситуациях, которые никогда ранее не возникали, полагаясь на свои способности, свои скрытые потенции, и способного импровизировать свои действия и решения, опираясь, в том числе, и на свои знания. Общество, способное воспитать таких людей, выживет, говорит А. Маслоу, а те общества, которым это не удается, погибнут. Это требует новых концепций воспитания молодежи, обусловленных особенностями настоящего времени, с основной задачей подготовки будущих профессионалов как творческих личностей с новым мировоззрением, ориентированных не столько на продукт творчества, сколько на сам творческий процесс, когда творческое отношение становится приоритетным.

Все сферы жизни общества сегодня пронизаны общей новизной социального климата. То тут, то там появляются новые явления в результате различных трансформаций в экономике, политике и культуре, а также в массовом сознании и коллективном поведении, этого не следует бояться, а нужно встречать новшества с радостью. Этому нужно учить.

Однако, как было показано выше, для современной ситуации, с учетом всех возможных проявлений ее социального развития, первостепенное значение приобретает вопрос об отношениях между человеком и обществом, а в более широком смысле — об отношениях между людьми («индивидами»), а также об отношениях между различными человеческими сообществами, и, наконец, о межкультурных отношениях.

Сейчас мир нашей культуры состоит из большого разнообразия индивидов, не обязательно выдающихся личностей или людей с «правом принятия решений», но людей с индивидуальными характеристиками, так что их нельзя рассматривать как «массу работников» или «массу населения».

Прогресс и его влияние на текущие глобальные проблемы

Через все темы до сих пор проходит мысль о сложности и многогранности развития и той большой роли, которую играет в нем человек. Результатом участия в ней являются не только созданные блага, но и многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются природа и сами люди в результате своей активной, преобразующей деятельности. В настоящее время принято говорить о них как о глобальных проблемах современности. К ним относятся окружающая среда, война и мир, демография, болезни, преступность и некоторые другие.

Давайте удерживать внимание на упомянутой и особенно на экологической проблеме, по тем причинам, что все, что происходит на планете Земля, с участием или без участия человека, происходит и в природе. Под последней понимается часть материи, с которой человек прямо или косвенно взаимодействует, воспринимает ее, т.е. видит, слышит, осязает и т.д. В свою очередь, так или иначе, это также влияет на каждого из нас, на общество в целом, сказывается на результатах человеческой деятельности. В этом смысле человек сам является продуктом природы. Он также присутствует во всех творениях рук человеческих.

Поэтому, каким бы сложным и эффективным ни стало промышленное производство, человек всегда зависит от природы. Характер этих отношений очень сложен и противоречив, потому что природа очень разнообразна и имеет довольно сложную структуру. В нем выделяются:

  1. геосфера — поверхность Земли, которая одновременно необитаема и пригодна для жизни человека.
  2. биосфера — совокупность живых организмов на поверхности, под землей и в атмосфере нашей планеты.
  3. космос — околоземное пространство, в котором находятся уже созданные человеком космические аппараты, а также та область космоса, которая может быть заселена землянами в исторически обозримом будущем и является предметом интенсивных научных исследований.
  4. ноосфера («ноо» — разум) — область рациональной деятельности человека, которая в конечном итоге определяется уровнем интеллекта человека и объемом информации, обрабатываемой его мозгом.
  5. техносфера («техно»-искусство, мастерство, умение). Это совокупность всех процессов и явлений, созданных человеком. Она во многом пересекается с гео-био-космо и ноо сферами. И в этом пересечении, по мнению ученых, кроется секрет и причина происходящих в них глобальных процессов, а также проблем, вызванных этими обстоятельствами.

С целью их решения все сферы взаимодействия природы и человека были условно разделены на естественную и искусственную среду обитания.

Гео-, био- и космосфера были включены в природную. Она имеет очень большой диаметр и концентрически окружает искусственную среду, включающую техносферу. В его единственном центре находится сам человек, а значит, и ноосфера. Радиус естественной среды обитания постоянно расширяется за счет неосвоенной человеком дикой природы, а также ноосферы. И, конечно, воздействия, которым подвергается природная среда обитания, не могут не заставить нас опасаться за жизнь на Земле и, в первую очередь, за самого человека. В конце концов, он — биологическое существо и поэтому не может жить вне природы.

Забота о будущем нашей цивилизации сделала искусственную и природную среду объектом изучения многих ученых, и особенно выдающегося представителя российской науки В. И. Вернадского (1863-1945). Его особенно интересовали процессы в биосфере и ноосфере. Среди высказанных им идей, представляющих наибольший интерес для темы нашего обсуждения, было утверждение, что ноосфера — это не самостоятельное образование, а последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории Земли. В настоящее время этот процесс идет полным ходом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Становление логического позитивизма
  2. Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте — Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии
  3. Развитие античной механики в Александрийском Мусейоне
  4. Аристотель как основатель системы наук — Краткая биография Аристотеля
  5. Концепции социальной философии
  6. Петр Бернгардович Струве, русский философ
  7. Историческое осознание категории бытия
  8. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека
  9. Интуитивизм
  10. Философский смысл законов сохранения — Основные законы сохранения