Для связи в whatsapp +905441085890

Современные подходы к воспитанию — Образование как развитие. Гуманистический подход

Отсутствие образовательной цели, или цель неясна. Воспитательные действия ситуативны, определяются настроением, часто непоследовательны, иногда противоречивы. Причина — неясные представления о смысле жизни, или неясные представления об образовании, или отсутствие каких-либо представлений о нем.

Л.И. Божович говорил, что если процесс социализации происходит стихийно, бесконтрольно, то нет гарантии, что он направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Поэтому очевидно, что весь процесс социализации ребенка от организма до психологически зрелого и нравственно полноценного члена общества должен осуществляться под контролем образования.

Такой подход к образованию равносилен безответственности, поскольку семья осталась практически единственным институтом воспитания. Роль семьи в образовании всегда была ведущей. В здоровом обществе, если семья не справляется с этой функцией, сама социальная среда, ее идеалы создают благоприятные условия для воспитания. В нестабильном обществе образование может оказаться невыполнимым.

Цель образования определяется адаптацией к требованиям общественного развития. В обществе потребления, целью которого является, прежде всего, производство и потребление различных товаров и услуг, стремление к удовольствию, воспитание, подчиненное идее адаптации к требованиям общественного развития, продуцирует потребителя. Личность человека не стоит на первом плане. Смысл жизни сводится к материальному процветанию. Соответственно, цели образования, даже если они не реализуются, сводятся к воспитанию социально адаптированного человека, успешного с точки зрения общественного благосостояния. Это включает в себя развитие физических и интеллектуальных способностей, инициативы, предприимчивости. В этой модели нет места личности, она нивелируется, поскольку общество имеет свои потребности и интересы и «заказывает музыку». Может ли быть оправдан «социальный порядок», когда цели общества противоречат целям личности? «…Полезность, в смысле способности адаптироваться к окружающему миру благодаря образованию, ни в коем случае нельзя считать конечной целью образования….. Поскольку дело воспитания свободно в определении своих целей, поскольку оно не связано с тем, что навязано обществом или государством, оно является делом личности ребенка. В этом смысле понятие личности является фундаментальным и центральным понятием педагогики». Таким образом, В.В. Зеньковский четко показал определенное место общества в вопросе воспитания.

Более того, стремление к полезности носит эгоистический характер, ведет к отчуждению людей друг от друга и по природе вещей является недостижимой целью. «Ибо может ли человек приспособиться к окружающим его обстоятельствам, у которого беспорядок в глубине души, в душе его, в середине жизни его?». «Когда внутренние потребности человека «заземляются с детства, когда учителя и родители прививают детям чувство животной самодостаточности и лишают их хлеба небесного, обучение (образование) прекращается и заменяется процессом социализации и профессионализации, который нельзя назвать обучением (образованием), а только адаптацией… Формируется адаптивная система образования, которая позволяет ученику приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключает условия его духовного, а значит и личностного роста».

Источником, теоретической и идеологической основой, из которой питаются эти два подхода, являются некоторые теории личности, которые рассматривают внутренние намерения личности на уровне потребностей эго и адаптации к социальным условиям как цель развития личности. Если полагаться на такие теории, то человек попадает в сферу эгоцентризма.

Современные подходы к воспитанию - Образование как развитие. Гуманистический подход

Образование как развитие. Гуманистический подход

В основе этого подхода лежит, на первый взгляд, очень привлекательный гуманистический взгляд на мир. Ее суть хорошо отражена в словах С.Л. Франка: «Со времен Возрождения и до настоящего времени интеллектуальная жизнь Европы протекает под знаком яростной, смертельной вражды между верой в Бога и верой в человека. От Джордано Бруно и атеистов итальянского Возрождения непрерывная линия интеллектуального развития тянется к Фейербаху, Марксу и Ницше… Для духовной жизни это означает, что человек признал себя земным Богом. Потеряв и отвергнув Бога, человек поверил в себя».

«В гуманистическом мировоззрении принципы равенства, справедливости, уважения человеческого достоинства, заботы о благополучии людей…», в то же время оно соответствует гуманистическому мировоззрению в современных школах: «Патриотизм высмеивается, воспитание целомудрия заменено половым воспитанием, физическое воспитание уступило место валеологии….». Стимулирование свободной жизни подростка, основанной на неповиновении родителям, стало популярным медиа-приемом.

Гуманистическое мировоззрение не тождественно гуманному отношению к человеку. «Суть гуманного отношения — терпимость к незапятнанной части души, а не терпимость к порокам».

Цель воспитания в этом подходе видится в развитии потенций ребенка. Идея развития, преобладающая в представлениях многих современных людей, настолько поглотила человеческое сознание, что это понятие стало почти магическим. Когда мы говорим о развитии, мы подразумеваем что-то очень позитивное, хорошее или лучшее.

Если мы посмотрим на природу этого понятия шире, то увидим, что развитие прежде всего предполагает то, что уже есть. Когда мы говорим о развитии ребенка, это означает, что у детей есть что-то, что необходимо развивать. Что есть у ребенка? Много чего. Навыки, таланты — да. Но только ли в этом дело? Если бы это было так, то не было бы преступности, наркомании, ужасных случаев жестокого обращения с детьми и т.д. Очевидность этих фактов говорит о том, что не только добро, но и зло потенциально присуще человеческой природе. И если мы говорим о развитии как о выращивании доступных семян, как мы можем избежать выращивания мякины? Поэтому понятие развития как усиления имеющегося потенциала содержит определенную двусмысленность. В одном детском мультфильме была показана лесная школа хищников, где детей-зверей учили хитрости, коварству, изворотливости, всем тем качествам, которые помогают стать настоящими хищниками. Разве они не развивались в этой школе? Так и есть. Так же, как это происходит сейчас в некоторых школах и семьях.

Этот подход предшествовал натуралистическому подходу к образованию, начавшемуся с трудов Руссо, который видел ребенка незапятнанным, чистым и светлым. На первый взгляд, такой позитивный подход идеализирует ребенка и игнорирует его другую, несовершенную сторону. Образование, направленное на развитие различных навыков и способностей, не достигает цели. Если спросить человека, который понимает образование таким образом, какова главная цель образования? Он объясняет это развитием. Развитие ради развития. Тогда возникает тупик.

Без внутренней борьбы с собственным злом никакое развитие не решит главную задачу жизни. Особенно если под развитием подразумевается развитие интеллекта, прагматизма и т.д. «В светской педагогике целью образования считается развитие талантов, психических функций, способности к достижению целей. В этом есть большая польза, но не следует принимать средства за цель. Если все эти качества служат раскрытию жизни души, трансформации или божественности, значит, мы на правильном пути». Не пропорциональное развитие, а ведущая ориентация определяет развитие личности. Здесь уместно будет еще раз напомнить слова Б.И. Додонова: «Структура личности достигает гармонии не на основе «пропорционального» и «соразмерного» развития всех ее сторон, а в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности человека. Такой подход к образованию пронизан идеями гуманистической психологии и других западных персоналистов, где в основе развития личности лежат потребности эго, самость и самореализация.

Образование как трансформация

Более полувека назад В.В. Зеньковский сформулировал главную задачу образования. Зеньковский сформулировал главную задачу воспитания и обозначил ошибку современной педагогики: «…предмет воспитания в новейшей культуре оторвался от предмета спасения. Такое разделение двух по сути родственных предметов оказало пагубное влияние на развитие педагогики. Воспитание ребенка было поставлено вне темы искупления; подготовка ребенка к жизни в этом мире была поставлена вне связи с его подготовкой к вечной жизни».

Чтобы избежать неправильного отношения к образованию как к развитию или адаптации, помогает совершенно иная концепция смысла образования, которая согласуется со смыслом жизни и целями личности. В той мере, в какой человек образован, а как мы уже говорили, человек существует в плоскости вертикального измерения: в плоскости смыслов и ценностей, категорий добра и зла, только это измерение является личностным измерением. Такое понимание личности определяет смысл воспитания как преобразования личности, суть которого состоит в формировании стремления к добру, к предпочтению добра, что является условием спасения. Такая концепция образования направлена на решение главной задачи личности. Суть этого подхода к образованию сводится к созданию условий для трансформации личности. «Пробуждение духовной жизни, одухотворение души через благодать происходит при определенных условиях. Создание этих условий, а не поиск причин пробуждения, является содержанием педагогической деятельности.» Если мы подумаем об образовании с этой точки зрения, мы сформулируем совершенно иной подход к этой проблеме, который начинается, во-первых, со взгляда на ребенка как на существо, имеющее в своем потенциале различные предрасположенности: хорошие и плохие. Во-вторых, главная задача воспитания — создать условия для развития в детях добрых принципов и поощрять их стремление бороться со злом. В этом и заключается смысл образования. И чем раньше будут созданы такие условия, тем более успешным будет образование.

Важность этой темы для самих детей показал доклад М.И. Воловиковой «Результаты исследования представлений о совести у школьников Москвы и Казани», представленный на 18-й сессии конференции. Было показано, что дети интересуются темой совести и хотят говорить об этом. Это значит, что существует некий пласт совести, о котором не спрашивают и который необходимо раскрыть, понять и осмыслить. Детям нужна поддержка, разъяснения взрослых о том, что тяготит их совесть, над чем они бьются и чем хотят поделиться.

«Отсюда правило для каждого педагога: мы должны как можно раньше пробудить в ребенке духовное око, око любви, око совести, вкус к совершенству и способность к бескорыстной радости и восторгу от него; уверить ребенка, что божественное — не иллюзия, что оно объективно, что оно восходит к Богу; а затем привить ему предрасположенность, готовность и способность поместить себя в луч Бога и испытать духовную и творческую неудовлетворенность собой».

Итак, мы рассмотрели основные современные подходы к образованию, которые исходят из различных представлений о целях образования. Если соотнести эти подходы с тем, что накоплено в отечественной психологии, то можно сказать, что наиболее правильным является подход к образованию как к преобразованию и искуплению, поскольку в нем отражается смысл человеческой жизни и находится решение цели образования. Игнорировать связь между смыслом жизни и смыслом образования — значит упустить цель, что называется грехом (греч. amortia — упускать).

Последний подход согласуется со взглядами классиков отечественной психологии о важности развития личности как иерархической системы мотивов и потребностей, в которой высшие мотивы имеют приоритет над низшими.

Термины психологической науки не говорят о таких категориях, как искупление, преображение, совесть и любовь. Однако именно эти категории лежат в той «реальной, хотя и не всегда видимой для человека, подлинной действительности», о которой говорил А.Н. Леонтьев.

Принципы обучения

Принципы образования — это общие требования, определяющие образовательный процесс через стандарты, правила, рекомендации по разработке, организации и проведению образовательной работы. Они отражают идею сущности образования, поскольку принципы сформулированы на основе законов педагогических процессов.

Принцип связи образования с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что образование должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, для удовлетворения его потребностей. Это выражается в том, что образование имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей образования с учетом государственных и личных требований. Следует помнить, что в современной России целью образования является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.

Кроме того, принцип «школа-жизнь» подразумевает, что обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ученики не были изолированы в школьной среде, что должно обеспечиваться различными способами: разработкой содержания, выбором методов, форм и средств обучения.

Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов образовательного процесса. Это означает организацию многостороннего педагогического воздействия на личность через систему целей, содержания, средств обучения, учет всех факторов и аспектов образовательного процесса.

Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности студентов. Это требование основано на главном законе развития личности: человек развивается в активной, самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание заключается в организации различных видов деятельности, в которых педагог должен стимулировать активность учащихся, их творческую свободу, сохраняя при этом ведущую позицию.

В советский период педагогика подчеркивала принцип воспитания в труде. Работа как деятельность действительно является важным средством воспитания. Требование воспитания в труде реализуется при широком понимании принципа направления детей к самостоятельной деятельности, включая организацию различных видов работы учащихся, что является обязательной частью обучения в педагогических системах большинства стран.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании со стремлением к ребенку. Она регулирует отношения между учителями и учениками и предполагает, что эти отношения основаны на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви и доброй воле. Этот принцип требует от преподавателя умения создавать благоприятный психологический климат в группе и положительный эмоциональный фон. При этом учитель должен думать о приоритетности педагогических, воспитательных задач и предъявлять высокие требования к учащимся для достижения желаемых результатов.

Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Она связана с предыдущей и требует от учителя веры в положительные результаты образования, стремление ученика стать лучше, поддерживать и развивать это стремление. Для этого существует система методов, средств обучения, личных качеств учителя, его профессиональных навыков.

Принцип воспитания в коллективе и коллективом. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательного воздействия на личность через коллективные отношения и деятельность. Однако его следует понимать более широко — как обучение в группе, через общение, что требует от учителя знания социальной психологии и умения строить межличностные отношения.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Учителя должны знать типичные возрастные особенности и индивидуальные различия учеников, изучать их в имеющихся возможностях и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с отдельными учениками.

Принцип единства действий и требований школы, семьи и общества. Поскольку на образование влияет множество факторов, наиболее значимыми из которых являются семья и социальные институты, школа и педагогический коллектив должны обеспечить единство и координацию действий всех участников образовательного процесса.

Педагогика утверждает, что все принципы образования тесно взаимосвязаны и отражают целостное представление о том, каким должно быть образование и как оно должно быть организовано. В этом заключается научный смысл принципов и их роль в практике.

Личностный подход к образованию

Все педагогические руководства подчеркивают важность двух принципов: учета возрастных особенностей учащихся и проведения занятий на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что важно не столько знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей, сколько учет личных качеств и способностей учащихся. Личностный подход понимается как опора на личные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики, такие как направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, воспитанные установки, преобладающие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст сам по себе, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и т.д.), рассматриваемые в отрыве от вышеупомянутых руководящих характеристик, не являются достаточной основой для качественного личностно-ориентированного образования. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, конечно же, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет наиболее важных качеств личности приводит к правильному рассмотрению этих качеств.

Принцип личностно-ориентированного подхода к образованию требует, чтобы педагог:

  • Постоянно изучали и хорошо знали индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, предпочтения, привычки своих учеников;
  • Умел диагностировать и знать текущий уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, работе, ценностные ориентации, жизненные планы и др;
  • Школа постоянно вовлекает каждого ученика в учебную деятельность, которая становится для него все более трудной и обеспечивает поступательное развитие личности;
  • своевременное выявление и устранение причин, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось своевременно выявить и устранить — быстрое изменение тактики подготовки в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
  • как можно больше полагаться на собственную активность человека;
  • сочетал образование с самовоспитанием личности, помогал выбрать цели, методы и формы самовоспитания;
  • развивал самостоятельность, инициативу, дилетантизм учащихся, не столько направлял, сколько умело организовывал и руководил деятельностью, ведущей к успеху.

Комплексная реализация этих требований исключает упрощение возрастного и индивидуального подходов, заставляет педагога смотреть не на поверхность, а на глубинное развитие процессов, основанных на законах причинно-следственных связей.

При личностном подходе учет возраста и индивидуальных особенностей приобретает новый акцент. Диагностируются возможные возможности, ближайшие перспективы. Среди индивидуальных особенностей, на которых должен основываться воспитатель, чаще всего упоминаются характеристики восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента и воли. Хотя в массовом образовании тщательно изучить эти и другие характеристики сложно, педагог, если он хочет добиться успеха, должен идти на дополнительные затраты времени, энергии, денег, собирая важную информацию, без знания особенностей личности невозможно добиться полноты и конкретности.

Учитывая возросший уровень знаний современных студентов, их разнообразные интересы, педагог должен всесторонне развивать себя не только в области своей профессии, но и в политике, искусстве, общей культуре, должен быть для своих студентов высоким примером нравственности, носителем человеческих добродетелей и ценностей.

Очень трудно и не всегда возможно понять глубинные характеристики человека по внешнему поведению. Необходимо, чтобы ребенок помогал педагогу. Сделайте его другом, союзником, сотрудником. Это самый короткий и верный способ диагностики основных характеристик.

Деятельностный подход в содержании и методах социального воспитания студентов реализуется на основе преемственности, целенаправленной воспитательной работы и народной педагогики. Среди основных идей, народных педагогических взглядов, которые наиболее продуктивно «работают» на улучшение социального воспитания, авторы называют следующие:

Основная трудовая направленность воспитательной работы (воспитание трудолюбия), последовательное вовлечение ребенка в спектр трудовых действий, необходимых взрослому человеку, более раннее, чем сегодня, привлечение к социально значимому труду;

Забота родителей и всего общества о физическом развитии детей, о формировании здорового образа жизни;

Выявление и раскрытие воспитательных и трудовых традиций каждой семьи, их особенностей, пробуждение исторической памяти детей, формирование у них уважительного отношения к своей «малой родине», развитие, коррекция, обогащение общественного мнения в обществе, формирование у детей «чувства дома», «семейный дух», привязанность к родительскому дому, стремление к семейному общению, совместной деятельности с родителями (использование традиционных методов воспитания, таких как пожелания, наставления, советы, поучения, скрытое поощрение, эмоциональная поддержка, опора на семейную линию и ее традиции);

Руководство на примере взрослых как ведущий метод воздействия на детей, развитие их творческих способностей, вовлечение в активную трудовую, праздничную, обрядовую, фольклорно-художественную, культурно-досуговую деятельность в обществе, национальное искусство и спорт, а также воспитание доброты, милосердия и бережного отношения к людям, природе и окружающей среде.

Общение ребенка с младшими детьми как средство активного самоутверждения, воспитания ответственности, а также приобретения элементарных навыков педагогического общения, приобщения к народным педагогическим традициям; уважительное отношение к ритуальным праздникам, связанным с различными этапами развития личности (рождение, взрослая жизнь, свадебные обряды и т.д.)

Авторы включают помощь общества, всех его институтов, для трудновоспитуемых детей и функционально несостоятельных семей, проведение воспитательной и профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в модели образовательной системы.

В своей «Системно-социальной концепции школьного образования» Н. М. Таланчук считает, что основной целью образования является формирование гармонично развитой личности, способной полноценно выполнять систему социальных ролей; функции семьи, профессии и труда, гражданские, геосоциальные и межсоциальные, саморегулирующие.

Системно-социальная концепция школьного образования Н.М. Таланчука основана на гомоцентрической образовательной стратегии (вместо традиционной социоцентрической) и гуманистической тактике (вместо манипулятивной и авторитарной). В школе развивающаяся личность должна быть в центре внимания образовательной системы, которая строится по законам науки о человеке.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория воспитания
  2. Самообразование в становлении педагога-профессионала
  3. Физическое воспитание в профессионально-технических училищах (ПТУ)
  4. Развивающее обучение
  5. Как написать диссертацию по педагогике
  6. Летняя практика в ДОУ
  7. Современные средства оценивания результатов обучения
  8. Логопедическая работа по формированию пространственных представлений у учащихся младших классов
  9. Объекты педагогического анализа
  10. Воспитание ребенка с эпи синдромом