Для связи в whatsapp +905441085890

Современные психологические технологии — Типы психологического воздействия информации

Сегодня нет никаких сомнений в том, что XXI век — это век информации и научных знаний. Развитие глобального процесса информатизации общества, в который входят все развитые и многие развивающиеся страны мирового сообщества, в том числе и Россия, ведет к формированию нового информационного пространства людей и нового информационного образа жизни и профессиональной деятельности.

Информационная сфера, являющаяся основой социальной жизни, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Состояние информационной среды в обществе оказывает очень существенное влияние на состояние психики людей, на стереотипы их поведения в обществе и в личной жизни, на их моральные стандарты, моральные критерии и духовные ценности.

Это влияние стало особенно заметно в последние десятилетия XX века, когда информационные и коммуникационные процессы в обществе значительно усилились за счет их всеобщей информатизации, а переход от тоталитарного к демократическому государству во многих странах, в том числе и в России, породил рост хаотических процессов в информационной сфере. В этом контексте в последние 5-7 лет стала признаваться новая глобальная проблема информационно-психологической безопасности в обществе.

Современные психологические технологии - Типы психологического воздействия информации

Типы психологического воздействия информации

В зависимости от используемых информационных психологических приемов, существует несколько видов информационного психологического воздействия: вербальное воздействие, включая использование акустического усиления голоса и звуковых эффектов; воздействие, связанное с использованием печатных материалов; воздействие через телевидение и радио; воздействие, основанное на компьютерных технологиях и Интернете.

Важно отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает мер по борьбе с сайтами, содержащими информацию, которая может оказать негативное влияние на психику, поведение и психическое здоровье подрастающего поколения. В связи с этим необходимо совершенствовать законодательство в сфере информации с целью защиты несовершеннолетних от компьютерных преступлений и нежелательной информации, а также ограничения доступа детей к такой информации через интернет-ресурсы.

В последние годы потенциал самого компьютера оказал гораздо меньшее воздействие на систему образования, чем, например, «примитивные поведенческие модели», прививаемые компьютерными играми, и эмансипированный рекламный стиль сообщений «экранной культуры» в Интернете. Интернетизация оказывает огромное влияние на психику и изменяет поведение людей.

С другой стороны, Интернет имеет возможность занять определенное место в системе образования, выступая в качестве фактора повышения ее эффективности и модернизации. В настоящее время в науке сделаны первые шаги в педагогическом осмыслении проникновения новых коммуникационных технологий (НКТ) в образование.

В настоящее время нет никаких сомнений в том, что влияние, которое Интернет может оказывать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем влияние любой другой технологической системы

Определение понятия информационной психологической безопасности

Многие исследования по вопросам информационной безопасности сосредоточены на проблемах информационной безопасности государств, экономических и правовых структур, информационных систем и т.д. (5,13,11,10 и т.д.). К сожалению, за этими разнообразными проявлениями человеческого мира человек — личность — обычно теряется. Но именно развитие личности, раскрытие ее творческого потенциала является конечной целью прогресса, решающим обоснованием ее затрат, и именно человек должен быть предметом первой заботы и защиты от возможных угроз, в том числе и от информации.

Сегодня информационный поиск в Интернете дает более 2,5 тыс. страниц, где упоминается категория «психологическая безопасность». Анализ его содержания позволяет выделить два направления исследований: психологическая безопасность в информационной сфере и психологическая безопасность как средство защиты от деструктивных культов и тоталитарных сект.

По определению вице-президента Академии информатизации образования, доктора технических наук, профессора, старшего научного сотрудника Института проблем информатизации РАН, «под информационно-психологической безопасностью сегодня понимается состояние защиты граждан, их отдельных групп и социальных классов, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий».

Психологическое воздействие компьютеров и компьютерных игр

Существуют различные классификации психологических методов воздействия. Эксперты выделяют такие виды как:

  1. спонтанные воздействия, вызванные технологическим функционированием определенных информационных систем (например, электромагнитное излучение коммуникационных, компьютерных или телевизионных устройств);
  2. умышленное воздействие на людей с целью явного или неявного совершения определенных действий (психотропных; пропагандистских; психоаналитических; нейролингвистических; психотронных).

Исследователи отмечают следующие основные особенности: высокий профессионализм в организации таких воздействий, которые могут быть подготовлены только людьми, обладающими специальными психологическими знаниями и опытом; использование новых форм и средств скрытого воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание людей (так называемые психологические технологии); появление в последние годы психофизического (психотронного) оружия, т.е. техногенных средств, применение которых может обеспечить дистанционное воздействие на психологические функции В дальнейшем мы более подробно рассмотрим психологическое воздействие компьютерных игр на людей.

В развитии психологической зависимости от компьютерных игр можно выделить четыре этапа, каждый из которых имеет свои особенности. В отношении этого аспекта следует отметить, что все теоретические соображения основываются на изучении компьютерных ролевых игр, но нельзя исключать и распространения на другие игры и компьютерные мероприятия.

1. стадия легкого увлечения. Играя в компьютерную ролевую игру один или несколько раз, человек приобретает «вкус» к ней, ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, подражание реальной жизни или какие-то фантастические действия. Некоторые люди всю жизнь мечтали о том, чтобы стрелять из пулемета, другие мечтали сесть за руль Ferrari или реактивного истребителя.

Компьютеры делают эти мечты реальностью, очень близкой к реальности. Начинает материализоваться подсознательная потребность в ролевой игре. Человеку нравится играть в компьютерные игры, сопровождаемые положительными эмоциями. Человек в природе стремится повторять действия, дарящие удовольствие и удовлетворяющие потребности. В результате человек начинает играть не только случайно, но и перед компьютером, его желание играть приобретает определенную целеустремленность. Особенностью этого этапа, однако, является то, что компьютерные игры являются ситуационными, а не систематическими. Стабильная, постоянная потребность в игре на этом этапе не формируется, игра не имеет для человека значимого значения.

2. Стадия увлечения. Одним из факторов, указывающих на переход к этому этапу зависимости, является появление новой потребности в иерархии потребностей, а именно — в компьютерных играх. На самом деле, мы обобщаем новую потребность только как необходимость играть в компьютерные игры. На самом деле, структура потребности гораздо сложнее, ее истинная природа зависит от индивидуальных психологических характеристик человека. Другими словами, компьютерные игры являются скорее мотивацией, обусловленной потребностью в бегстве и ролевых играх.

На этом этапе игры в компьютерные игры становятся системными. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, то есть испытывает разочарование в удовлетворении потребностей, то вполне возможны активные действия по устранению разочаровывающих обстоятельств.

3-я стадия зависимости. По словам Спанеля, только 10-14% геймеров являются «заядлыми», т.е. предположительно находятся в стадии психологической зависимости от компьютерных игр.

Этот этап характеризуется не только смещением потребности в играх на более низкий уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями — в сфере ценностей личности. По мнению А.Г. Шмелева, происходит интернализация центра управления, изменение самооценки и уверенности в себе.

4. стадия прикрепления. Этот этап характеризуется снижением игровой активности человека и сдвигом психологического содержания всей личности в сторону нормы. Отношение человека к компьютеру на этом этапе можно сравнить с пуговицей, которая пришита не плотно, а надежно. То есть человек «держится на расстоянии» от компьютера, но не может полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм. Это самая длинная из стадий и может длиться всю жизнь, в зависимости от того, как быстро исчезает навесное оборудование. Компьютерные игры не имеют большой истории, но есть несколько случаев, когда зависимость полностью погашена. Человек может прекратить развитие зависимости на одном из предыдущих этапов, после чего зависимость исчезнет быстрее. Но если человек пройдет все три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, то он будет находиться в этой стадии еще долгое время. Решающим здесь является уровень, до которого зависимость падает после прохождения максимума. Чем сильнее падение, тем меньше времени проходит. Однако у нас есть основания полагать, что зависимость никогда не исчезает полностью, но мы не можем подтвердить это экспериментально. Также следует отметить, что появление новых интересных игр может привести к кратковременному росту зависимости. Как только человек «получает ручку» в игре, сила зависимости возвращается на исходный уровень.

Поэтому разделение процесса развития игровой зависимости на этапы представляется нам важным шагом на пути изучения феномена киберадальности, так как подразумевает типологию наркоманов, основанную на их фиксации на той или иной стадии зависимости.

Что касается изучения азартных игр путем проведения аналогий с наркоманией, то мы можем считать этот метод достаточно полезным и очень эффективным, так как аналогии действительно имеют место. Однако при таком подходе необходимо учитывать специфику игровой зависимости, которая связана с неизбежностью ее произвольного исчезновения.

Влияние мобильных телефонов на здоровье

Согласно статистическим исследованиям ученых, только в США насчитывается 208 миллионов пользователей мобильных телефонов. В самой густонаселенной стране мира, Китае, это число примерно в два раза больше. А количество пользователей сотовых телефонов во всем мире оценивается в 1,9 миллиарда.

Наибольшее количество мобильных телефонов на душу населения приходится на европейские страны и на наиболее технологически развитые страны Азии. Быстрое распространение мобильных телефонов стимулирует исследования, направленные на выяснение того, не вредят ли мобильные телефоны здоровью людей.

Однако вопрос не так прост. Дело в том, что в современном мире так много вредных излучений и веществ, которые воздействуют на человека, что очень трудно выделить роль мобильных телефонов в возникновении заболеваний.

Возможность вредного воздействия мобильных телефонов связана с уровнем их электромагнитного излучения. Используемой единицей измерения является SAR (или удельная скорость поглощения), которая указывает на максимальную удельную мощность, поглощаемую человеческим телом во время обычного разговора с мобильным телефоном. Максимальный безопасный уровень — 2,0.

Большинство авторитетных ученых и научных учреждений, таких как Федеральное ведомство по радиационной защите Германии, уже давно ограничились следующими утверждениями: есть указания, но нет прямых доказательств того, что мобильные телефоны вредны для здоровья, и было бы желательно использовать мобильные телефоны с осторожностью, особенно с ограничениями для детей.

Однако в последнее время в северноевропейских странах появились исследования, которые, если не доказательства, то, безусловно, подозрительные. Результаты этих исследований свидетельствуют о росте опухолей мозга у людей, которые пользовались мобильными телефонами как минимум 10 лет и много с ними общались. Поразительно, что опухоли возникают на той стороне головы, где пациент склонен держать телефон к уху.

В исследовании приняли участие 1500 пациентов, которым был поставлен диагноз злокачественная опухоль опорной ткани головного мозга. Если они пользовались мобильными телефонами более 10 лет, то риск возникновения опухоли на той стороне, где они держали телефон, чаще всего увеличивался на 39%.

Так почему же радиация по телефону может привести к таким заболеваниям? Оказывается, электромагнитное излучение наносит ущерб на молекулярном уровне. Исследование влияния мобильных телефонов на живые клетки было проведено 12 исследовательскими группами из 7 европейских стран.

Проект получил название «Рефлекс»; его реализация продолжалась 4 года. Изучено влияние излучения мобильного телефона на клетки человека и животных. Полученные данные показали серьезное повреждение ДНК.

Экспериментальные клетки показали серьезное увеличение количества разрывов в одно- и двухмолекулярных цепочках ДНК. Повреждение ДНК может привести к заболеваниям, а в случае повреждения зародышевых клеток — к рождению дефектных детей. Одиночная клетка с аномальной структурой ДНК может развиться в доброкачественную или злокачественную опухоль.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические особенности девиантного поведения
  2. Особенности интеллектуального развития подростков по Ж. Пиаже — Развитие формального мышления в отрочестве
  3. Психологическая сущность денег
  4. Психология жертвы
  5. Любовная зависимость: формы, психодинамика и психокоррекция взаимозависимых отношений
  6. Активное социально-психологическое обучение — Понятие об активном социально-психологическом обучении
  7. Одиночество как социально-психологическая проблема
  8. Когнитивная психотерапия
  9. Теория личности А. Маслоу
  10. Интуиция как психологический процесс