Для связи в whatsapp +905441085890

Сознание и бессознательное — История исследования сознания

Существенное различие между человеком и животными заключается в способности абстрактно мыслить, размышлять и критически оценивать прошлое, думать о будущем, разрабатывать и осуществлять планы и программы.

Все это относится к сфере человеческого сознания. Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно развивается как в нашей стране, так и за ее пределами. И сейчас существуют различные точки зрения на природу и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Часто человек, совершивший то или иное действие, не может самостоятельно ответить на вопрос, почему он действовал таким образом, а не иначе. Сознательный ум не всегда контролирует наши действия и чувства, но определяет направление наших мыслей.

Есть еще и бессознательное. Часто это является движущей силой и определяет стиль человеческого поведения. Мотивы и потребности, недостаточно осознаваемые человеком по разным причинам, могут существенно влиять на сознательные мотивационные установки.

Важно помнить, что значительные решения, которые влияют на наше будущее, могут возникать и формироваться на бессознательном уровне. Думая о человеческой психике и поведении, мы должны обратить особое внимание на проблему взаимосвязи сознания и бессознательного. Актуальность и важность проблемы сознания не нуждается в доказательствах и аргументах. Эта проблема, по словам В.П. Зинченко, уже начала включаться в число глобальных проблем современности. Развитие и изменение сознания, способ извлечения из бессознательной сферы наибольшего количества полезной информации и ее использование на практике связаны с выживанием человечества, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы. Целью данной работы является изучение сознания и бессознательных составляющих психики человека, их формирования, проявления и смысла. Цели: 1) раскрыть вопрос о сознании как высшей стадии развития человеческой психики; 2) выявить бессознательные проявления в психике человека, их роль в поведении.

Сознание и бессознательное - История исследования сознания

История исследования сознания

Сознание продолжает оставаться предметом психологических исследований и сегодня. История проблемы сознания в российской психологии до сих пор ждет своего исследователя. Дореволюционный период можно назвать плодотворным для развития проблемы сознания. Как известно, И.П. Павлов, основоположник науки высшей нервной деятельности, выдвинул идею радикальных различий между корковыми процессами у человека и животных, которые он связывал с наличием в человеке особого класса условных сигналов — словесных стимулов. Вопрос об особенностях аналитической и синтетической активности мозга человека по сравнению с мозгом животных имеет прямое отношение к механизмам сознания. По словам Павлова, словесные сигналы вводят «новый принцип» в работу коры головного мозга человека. Уже в начале 20-х годов проблема сознания стала подавляться. В то время появился новый подход к психологии, который С.А. Рубенштейн связал с марксизмом, который был более ограниченным по сравнению с психоанализом и реактологией.

Реактология, с ее пренебрежением проблемой сознания, и психоанализ, с ее акцентом на изучение бессознательного и подсознательного, вышли на первый план. Сущность сознания обычно проявляется в способности человека к абстрактной вербальной мысли, язык которой, развитый в человеческом обществе, является инструментом и средством, а также к познанию законов природы и основанного на ней общества. Абстрактное вербальное мышление рассматривается во многих работах как основная черта сознания, которая связана со многими другими его свойствами и проявлениями. В советской психологии, однако, общее понимание природы сознания претерпевает совершенно разную конкретизацию разными авторами. Современной западной философии и психологии не хватает общего понятия сознания, а понимание его природы весьма противоречиво. Одни рассматривают сознание как чисто логическую конструкцию, абстракцию совокупности состояний субъекта, другие — как свойство индивидуальности, третьи — как дополнительный внутренний аспект человеческой деятельности, для которого деятельность мозга и тела является дополнительным внешним аспектом. Интроспекционистские тенденции по-прежнему сильны в подходе к проблеме сознания, поэтому многие продолжают считать, что главной особенностью сознания является субъективный опыт, внутренняя данность субъекта о его психических состояниях.

В этом контексте западная психология далеко не всегда различает понятия «ум» и «сознание». Одно из первых понятий структуры сознания было введено Z. Фрейд представил. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: подсознание-сознание-сверхосознание, и он, по-видимому, уже исчерпал свой объяснительный материал. Но необходимы более приемлемые способы анализа сознания, а подсознание и бессознательное отнюдь не являются необходимыми средствами в изучении сознания. Более продуктивной является идея, давно отстаиваемая Л.С. Фейербахом и получившая дальнейшее развитие у Л.С. Выгодского, о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Можно предположить, что это единое сознание, в котором есть два слоя: сущностное и рефлексивное. Что содержится в этих слоях? А.Н. Леонтьев разработал 3 основные составляющие сознания: сенсорную ткань образа, смысла и смысла. А Н.А. Бернштейн уже представил концепцию живого движения и его биодинамическую ткань. Итак, когда этот компонент добавлен, мы получаем двухуровневую структуру сознания. Существующий слой состоит из биодинамической ткани живого движения и действия и сенсорной ткани изображения.

Рефлексивный слой состоит из смысла и смысла. Все компоненты предлагаемой структуры уже являются предметом научных исследований. Смысл — это содержание социального сознания, которое человек усваивает — это могут быть оперативные значения, объективные значения, вербальные значения, мирские и научные значения — эмоции. Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Недоразумения связаны с трудностями в понимании смысла. Процессы понимания смыслов и значения смыслов функционируют как средства диалога и взаимопонимания. На экзистенциальном уровне сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного поведения в данной ситуации необходимо обновлять необходимый образ и двигательную программу, то есть образ действия должен вписываться в образ мира. На уровне размышлений мир идей, концепций, мирских и научных знаний, которые имеют значение, и мир человеческих ценностей, опыта и знаний, которые имеют значение, связаны друг с другом. Биодинамическая ткань и значение доступны для посторонних и некоторые формы регистрации и анализа. Сенсорная ткань и значение только частично доступны для самонаблюдения. Внешний наблюдатель может делать выводы о них из косвенных данных, таких как поведение, продукты деятельности, действия и отчеты о самонаблюдении.

Сознание как высшая ступень умственного развития

И все же, несмотря на все исследования и многочисленные теории, вопрос «Что такое сознание?». — едва ли можно ответить с точностью математической формулы. Объект слишком сложен и своеобразен. Но ошибочно думать, что в сфере феноменов сознания нет законов, и что это невозможно узнать. Как и концепция психики, концепция сознания прошла сложный путь развития, получила разные интерпретации от разных авторов, в разных философских системах и школах. В настоящее время перечень эмпирических атрибутов сознания более или менее установлен и согласуется между разными авторами. Если попытаться отфильтровать общие черты, которые чаще всего даются в качестве характеристик сознания, то их можно представить следующим образом:

  1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое «я» от внешних вещей, а свойства вещей — от себя самого.
  2. способен видеть себя в определенном месте в пространстве и в определенной точке на оси времени, которая соединяет настоящее, прошлое и будущее.
  3. способен видеть себя в определенной системе отношений с другими.
  4. способен устанавливать адекватные причинно-следственные связи между явлениями во внешнем мире и между ними и своими действиями.
  5. способен отчитываться о своих чувствах, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.
  6. осознает особенности своей индивидуальности и личности.
  7. способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен осуществлять сознательные, добровольные действия.

Все эти характеристики контрастируют с противоположными характеристиками бессознательных и неконтролируемых психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий. Предпосылкой для формирования и проявления всех вышеперечисленных специфических качеств сознания является язык. В процессе языковой деятельности происходит накопление знаний. «Язык — это особая объективная система, в которой отпечатывается социально-исторический опыт или общественное сознание», — отметил А.В. Петровский, — «Поскольку он освоен конкретным человеком, то язык в определенном смысле становится реальным сознанием».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сознание — это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная только человеку, своего рода его отношение к миру и к самому себе, которое представляет собой единство психических процессов, активно вовлеченных в понимание человеком объективного мира и его собственного бытия, и определяется не непосредственно его близкой организацией (как у животных), а способностями к объективным действиям, приобретенными только через общение с другими людьми. Проще говоря, это все материалы, хранящиеся в памяти, которые доступны для воспроизведения. Сознание состоит из смысловых образов объектов, которые являются ощущениями или представлениями и поэтому имеют смысл и значение, знания как совокупность ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, возникающих в результате высшей психической активности, мысли и языка. Таким образом, сознание — это особая форма взаимодействия человека с реальностью и управления ею. Человеческое сознание помогает ему глубже понять мир, понять то, что нельзя увидеть при непосредственном наблюдении. Это помогает делать выводы и умозаключения. Сознание всегда активно и намеренно.

Взаимодействие сознательного и бессознательного ума

Бессознательные явления вместе с предсознательными явлениями управляют поведением, хотя их функциональные роли различны. Сознание контролирует наиболее сложные формы поведения, требующие постоянного внимания и сознательного контроля, и активируется в следующих случаях:

  1. когда человек сталкивается с неожиданными, интеллектуально сложными проблемами, для которых нет очевидного решения.
  2. когда человек должен преодолеть физическое или психическое сопротивление движению мыслительного или телесного органа.
  3. когда необходимо определить и найти выход из конфликтной ситуации, которая сама по себе не может быть решена без добровольного решения.
  4. когда человек внезапно оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него, в случае непринятия немедленных решений и действий.

Такие ситуации возникают почти постоянно на глазах у людей, так что сознание постоянно присутствует и функционирует как высший орган психической регуляции поведения. Кроме того, многие акты поведения происходят на уровне предсознательной и бессознательной регуляции, поэтому в реальности в управлении человеческим поведением одновременно задействовано множество различных уровней психической регуляции.

В то же время, следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательным и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности, бессознательного, сложен и не до конца однозначно решен. Основной причиной этого является то, что существуют различные типы бессознательных психических феноменов, которые по-разному связаны с сознанием. Существуют бессознательные психические феномены, которые находятся в сфере преклонности сознания, то есть представляют собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Это бессознательные ощущения, восприятия, воспоминания, мысли и установки.

Другие бессознательные явления — это те, которые раньше были сознательными, но со временем перешли в царство бессознательного.

Третий тип бессознательных явлений — это те, о которых говорил З. Фрейд. Это желания, мысли, намерения, потребности, которые под влиянием цензуры вытесняются из сферы человеческого сознания.

Каждый из типов бессознательных явлений имеет свою связь с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного является лишь нормальным звеном в общей системе психической регуляции поведения и появляется на пути передачи информации от органов чувств или от хранилищ памяти к сознанию (кроме мозга). Второй тип бессознательного можно рассматривать как особый этап на этом пути, но двигаться по нему, как бы, в обратном направлении: от сознания к бессознательному, особенно к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает в столкновении разнонаправленных мотивационных тенденций, противоречивых с точки зрения морали.

Исследование бессознательного философами и учеными

Общее представление о бессознательном встречается еще в древнеиндийских учениях Потанджали, в которых это понятие интерпретировалось как высший уровень знания, как институт, и даже как движущая сила Вселенной. Проблема бессознательного отражена в учении Платона о знании как о памяти, которое тесно связано с идеей и существованием в душе латентного, бессознательного знания, о котором субъект может даже не знать. Сюжет был по-разному освещен в концепции Декарта, который предполагал идентичность психики и сознания. Отсюда вытекает представление о том, что за объектами сознания стоят не только физиологические, но и ментальные процессы.

Спиноза утверждал, что люди знают о своих желаниях, но не о причинах, которые их определяют. В истории философской и психологической мысли только Лейбниц был первым, кто достаточно четко сформулировал понятие бессознательного как низшей формы психической деятельности. Бессознательное может быть врожденным, приобретенным, а идеи — подавленным от сознания. Кант связал бессознательное понятие с познанием смысла, с интуицией. Он указал на существование сферы чувств восприятия, которые не являются сознательными, хотя можно сделать вывод об их существовании. В отличие от принципов рационализма, представители теории романтизма развили идею бессознательного как глубокого источника, особенно художественного творчества. Шопенгауэр, например, выступал за иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, против которой выступает беспомощное сознание. Ф. Ницше также интерпретировал бессознательное в иррациональном сознании. Он считал, что вера играет второстепенную роль в человеческом разуме и со временем может исчезнуть и уступить место тотальному автоматизму, т.е. бессознательной деятельности.

Психологи, такие как Гербарт, Фехнер, Вундт и другие, стали пионерами в психологическом изучении проблемы бессознательного. По мнению Хербарта, несовместимые идеи могут вступать в противоречие друг с другом. Когда это происходит, более слабые психологические явления вытесняются из сознания и продолжают влиять на него. Вундт считал, что восприятие и сознание основаны на сознательных логических процессах. Он пытался установить связь между законами логического развития мысли и бессознательными явлениями и утверждал существование не только сознательного, но и бессознательного «мы». Значительный импульс изучению бессознательного придали эксперименты в области психиатрии, в частности, французские психиатры Шарко и Жанэ, которые начали использовать гипнотические методы воздействия на сферу сознания в терапевтических целях.

Сеченов прямо противопоставлял понятия, которые идентифицировали умственное и сознательное. Павлов связал явление бессознательного с изучением тех участков мозга, которые имеют минимальную возбудимость. Психофизиологические аспекты бессознательного широко изучаются в современной науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний корковых и подкорковых единиц. В последнее время обсуждаются возможные применения кибернетических представлений и методы моделирования бессознательного. В то же время до сих пор не построена интегральная теория, объединяющая механизм и структуру бессознательного.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблемы эмоционального выгорания и личностные особенности работников мчс
  2. Внимание: явления, функции, виды и свойства
  3. Теории интеллекта и его диагностика
  4. Развитие личности, основные цели и задачи
  5. Расстройство эмоций
  6. Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста
  7. Врач-психотерапевт
  8. Действие
  9. План воспитательно-образовательной работы в ДОУ
  10. Уровни психических расстройств