Для связи в whatsapp +905441085890

Сознание как фактор регуляции деятельности — Соотношение сознания и подсознания

Сознание является высшей формой отражения реальности. Сознание целенаправленно регулирует формы контакта человека с окружающим миром. Сознание — это субъективное переживание реальности, которое происходит на фоне существующего опыта человека и воспринимается им как некая субъективная реальность. Сознание характеризуется отношением человека ко всему, что его окружает.

Соотношение накопленного знания с действительной реальностью и его включение в опыт человека — это процесс осознания реальности. Сознание человека означает не только осознание внешних объектов, но и осознание себя и своей психической деятельности. Следовательно, личное сознание немыслимо без самосознания. Самосознание следует понимать как сознание с особыми характеристиками, поскольку объектом анализа являются психические качества самой личности, как качества отражения личности на реальность, ее опыта, адекватности действий в окружающей реальности. Подобно тому, как сознание, формирование которого начинается в человеке с сенсорных форм — ощущений, восприятий, — самосознание формируется через те же стадии развития.

Только на основе единства самосознания и сознания окружающей действительности можно обеспечить высшую форму саморегуляции, присущую только человеческой личности.

Сознание включает в себя все формы психической деятельности человека: ощущения, восприятия, идеи, мышление, внимание, чувства и волю. Каждый из этих психических феноменов, имеющий свою качественную специфику, не существует как нечто самостоятельное, обособленное, а является лишь частью или частью единого целого сознания.

В сознании реальности человек эмоционально переживает свое отношение к знаниям, переживает те или иные чувства, которые являются специфической, сознательной формой отражения реального мира. Эмоции, чувства — это аспект сознания. Но сущность сознания не ограничивается интеллектуальным отражением внешнего мира и эмоциональным переживанием отраженного мира. Сознание включает в себя регулирование человеческой деятельности, направленной на активное преобразование реальности. Практическая направленность сознания представляет собой волю — один из важнейших аспектов сознания.

Психические процессы, познавательные и эмоционально-волевые, всегда направлены на определенные объекты и явления. Внимание как объективная направленность психических процессов можно также рассматривать как одну из сторон сознания.

Сознание становится объективным как для самого сознательного человека, так и для других посредством языка. Через язык, как реальное выражение мысли, человек может отделить себя от остальной природы, абстрагироваться через абстрактную мысль, открыть законы природы и использовать их для практической деятельности. Сознание — главная характеристика человеческой личности.

Сознание как фактор регуляции деятельности - Соотношение сознания и подсознания

Соотношение сознания и подсознания

Хотя до настоящего времени принципы интегральной деятельности мозга не были полностью изучены, существующие физиологические факты позволяют выявить различия и сходства нейрофизиологических процессов, вызывающих появление сознательных и бессознательных проявлений высшей нервной деятельности у человека.

Стимул, действующий на рецепторы вызывает появление афферентных сигналов, которые формируют электрические реакции в проекции областей коры головного мозга. Электрическая реакция может быть зарегистрирована, когда организм находится в состоянии сна. Следовательно, распространение происходит без участия сознания. После того, как мозг оценивает поступающую информацию, реакция может проявляться по-разному.

Сначала, если полученный сигнал не содержит никакой существенной для организма информации, то программа, сформированная на уровне подсознания, сводится к подавлению внешней реакции на этот сигнал. В этом случае сигнал вызывает только первичную биоэлектрическую реакцию и вторичную биоэлектрическую активность без осознания сигнала и без дальнейших реакций организма.

Во-вторых, если при первичной оценке сигнала (которая происходит на уровне подсознания) определено, что его природа требует хорошо изученного шаблона реакции, то происходит автоматическая реакция. Такая автоматическая реакция организма не требует участия сознательного разума и осуществляется на бессознательном уровне.

В-третьих, если первоначальная оценка сигнала (проведенная до наступления сознания) показывает, что полученная информация важна для организма и ответ на этот сигнал требует активации всей ЦНС, то уже на бессознательном уровне команда формируется в большой коре головного мозга, что вызывает общую активацию мозга через ретикулярную формацию. Вся ЦНС вовлечена в эту деятельность. Существует «реакция пробуждения», которая выражается в десинхронизации ЭЭГ. Только в этом случае сигнал реализуется, и реакция на него происходит с участием сознания. Субъективно, это кажется одним моментом.

На уровне подсознания могут осуществляться любые условно-рефлексивные реакции, в том числе и те, которые возникают при участии второй сигнальной системы; еще до включения сознания мозг способен оценивать любые сигналы, в том числе и вербальные. Это свидетельствует о том, что как сознательные, так и бессознательные проявления человеческого организма могут осуществляться одними и теми же структурами всего мозга, а не каким-либо его участком.

Исходя из характера изменений биоэлектрической активности мозга, разницей между сознательными и бессознательными ответами является степень «глобальной» активации мозга, которая зависит от количества нейронных структур, участвующих в ответе. При относительно небольшом количестве корковых и подкорковых нейронов, участвующих в реакции, такие реакции происходят без сознания. Когда в реакции участвует вся огромная надсистема нейронных сборок коры и подкортекса, то есть реакция происходит с глобальной активацией всей ЦНС, то в ней участвует сознание.

Подсознание оценивает каждый сигнал, поступающий в мозг, не только во время сна, но и во время бодрствования, так как это своеобразный первичный фильтр для всей информации, поступающей в мозг. Таким образом, вся ИНП человека постоянно протекает на двух уровнях — подсознательном и сознательном, то есть имеет двухуровневую структуру.

Развитие сознания

Сознание может оторваться от привычных воздействий окружающей среды, углубиться в изучение сущности явлений, оперировать абстрактными категориями, но в этом случае связь организма с окружающей средой не нарушается, она продолжает происходить на уровне подсознания. Нарушение постоянного взаимодействия между организмом и окружающей средой может привести к гибели организма. Но этого не происходит, потому что подсознание всегда «начеку» даже после выключения сознания или переключения на решение абстрактных задач.

Существует своего рода «динамическое равновесие» между процессами, происходящими на уровне подсознания и теми, которые обеспечивают появление сознания. Этот баланс может смещаться в ту или иную сторону в широких пределах с изменением функционального состояния мозга и окружающей среды. Если остановить непрерывную активность подсознания в анализе и обработке поступающей в мозг информации, то функция самого сознания станет невозможной.

Условно-рефлексивная активность внутренних органов здорового человека также происходит на бессознательном уровне. Привычные стимулы перехватчиков внутренних органов вызывают сигналы в кору головного мозга, где они анализируются на бессознательном уровне. Эти сигналы могут стать основой для развития условных рефлексов, изменяющих поведение организма.

Таким образом, подсознание связано с сознанием как частью целого; это первая стадия, первая несамостоятельная конечность всех реакций организма. Его деятельность направлена сознанием и подчинена сознанию, поскольку именно сознание является высшим регулятором человеческого поведения.

Бессознательные реакции, как и любое другое поведение психической деятельности, подчиняются законам причинно-следственных связей. Такова природа интуиции, творческого озарения, предчувствий, основанных на прошлых переживаниях субъекта и на влиянии окружающей среды и внутреннего окружения, которые влияют на него в настоящий момент.

Сознание развивается в человеке только через социальный контакт. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным только в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно только в условиях существования языка, речи, которая развивается одновременно с сознанием в процессе работы. В процессе онтогенеза сознание ребенка развивается сложным, опосредованным образом. В целом, психика ребенка, младенца, не может рассматриваться как изолированная, независимая психика. С самого начала существует устойчивая связь между психикой ребенка и психикой матери. В пренатальный и постнатальный периоды эту связь можно назвать психической (сенсорной). Но ребёнок вначале является лишь пассивным элементом этой связи, перцептивной субстанцией, а мать, как носитель образованной сознанием психики, уже в состоянии такой связи, очевидно, передаёт в психику ребёнка не только психофизическую, но и человеческую информацию, образованную сознанием. Второй момент — собственная деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, душевном комфорте и т.д. организуются и удовлетворяются внешне любящим отношением матери к своему ребенку. Мать, с любящим взглядом, «ловит» и оценивает все ценное с ее точки зрения в изначально неупорядоченной реактивности организма ребенка и постепенно, через любящее действие, отсекает все, что отклоняется от социальной нормы. Важно также отметить, что нормы развития уже всегда присутствуют в той или иной конкретной форме в человеческом обществе, включая нормы материнства.

Характеристика сознания

Мы не раз использовали термин «сознание», и вы знаете, что сознание — это высший уровень умственного отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, который является уникальным для человека как социального существа. Давайте рассмотрим это определение более подробно. С практической точки зрения, сознание функционирует как постоянно изменяющийся набор сенсорных и психических образов, представленных непосредственно субъекту в его внутреннем мире. Однако, как мы уже упоминали выше, можно предположить, что подобная или близкая к ней психическая активность формирования психических образов происходит и у более высокоразвитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем ментальное отражение объективного мира в человеке отличается от аналогичных процессов в животных? Что отличает человека от животных, так это не наличие процесса формирования психических образов на основе объективного восприятия объектов окружающей действительности, а конкретные механизмы его хода. Именно механизмы формирования психических образов и особенности операций с ними определяют наличие такого явления, как сознание. Что характерно для сознания?

  • Во-первых, сознание всегда активно. Сама по себе деятельность является отличительной чертой всех живых существ. Деятельность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком не является пассивным, в результате чего все объекты, отраженные психикой, имеют один и тот же смысл, а наоборот, существует дифференциация в степени значимости психических образов для субъекта.
  • Во-вторых, это преднамеренно. Следовательно, человеческое сознание всегда направлено к объекту, предмету или изображению, то есть обладает свойством интенции (ориентации).

Наличие этих свойств определяет наличие ряда других особенностей сознания, которые позволяют рассматривать его как высший уровень саморегуляции. Рефлексивность определяет способность человека наблюдать за собой, своей интуицией или своим состоянием. Кроме того, очень важно, чтобы человек отражал критически, то есть умел оценивать себя и свое состояние, классифицировать полученную информацию в определенной системе координат. Одной из таких систем координат для человека являются его ценности и идеалы.

Концепции сознания

Современные философские концепции, независимо от мировоззренческой принадлежности, рассматривают сознание как целостную систему. Однако на этом сходство заканчивается. Набор элементов, которые тот или иной философ выделяет в структуре этой целостности, напрямую зависит от мировоззренческих предпочтений и решаемых задач.

Следующие концепции сознания эволюционировали в философии и сохраняют свое значение в современной культуре.

Объективно-идеалистическая трактовка сознания как сверхчеловеческой, сверхличностной, в конечном счете трансцендентной идеи (мир идей Платона, абсолютная идея Гегеля, бог богословов, внеземной дух уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Сознание человека — это частица, продукт или инаковость мирового духа.

Субъективно-идеалистические системы рассматривают человеческое сознание как самодостаточную сущность, содержащую образ себя и являющуюся субстанцией материального мира (R. Descartes, J. Berkeley).

Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя — это мышление, сознание — атрибутивное свойство всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя является живой или, по крайней мере, имеет предпосылки для мышления. Эта концепция восходит к ранним учениям милетической школы, и ее элементы можно найти в учениях Аристотеля, Ж. Бруно и Б. Спиноза. Данные современной науки об элементах интеллектуальной деятельности животных, достижения физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании «машин мышления» возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которым и психическое, и физиологическое — это две самостоятельные сущности, которые должны изучаться самой субстанцией.

Вульгарный материализм как редукционистская идентификация сознания с материальными образованиями в мозге человека. Сознание имеет чисто материальный характер; оно является результатом функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, человеческой мысли уходит корнями в древнюю культуру и особенно ярко проявилось в древнем атомизме, но материализация сознания стала особенно популярной в конце 18 — начале 19 века с распространением идеи дарвинизма. Его наиболее выдающиеся представители, К. Фогт, Л. Бюхнер и Я. Молешот, распространяя достижения науки середины XIX века, огрубили и упростили сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему взаимоотношения материи и сознания. В XX веке идеи характеризации мысли как свойства материальной субстанции вновь стали актуальными благодаря успехам в решении технологических проблем построения искусственного интеллекта, через философские дискуссии по проблеме «Может ли машина мыслить?

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. «Москва — третий Рим» (Филофей) — Суть концепции
  2. Гуманистическая концепция человека
  3. Пьер Абеляр, средневековый французский философ-схоласт
  4. Начало философии в китае: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм
  5. Понятие «нирваны»
  6. Сущность и составляющие социально-экономического управления
  7. Наука в древнем Египте
  8. Основные идеи и направления русской философии
  9. Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона
  10. Основные представители древнекитайской философии