Для связи в whatsapp +905441085890

Сознание как предмет психологии — Сознание как субъект психологии

Даже древние мыслители искали решение загадки феномена сознания. На протяжении многих веков велись горячие споры о природе сознания и возможностях его обнаружения. До тех пор, пока не сложились определенные исторические условия, а естественные науки еще не достигли адекватного уровня развития, ментальные явления рассматривались в рамках философии, с ее абстрактным и логическим объяснением этих явлений. Богословы рассматривали сознание как крошечную искру величественного пламени божественного духа. Идеалисты отстаивали идею примата сознания по отношению к материи. Рассматривая сознание как самостоятельную и творческую сущность бытия, объективные идеалисты относились к сознанию как к чему-то первобытному и необъяснимому, что существует вне его, но само по себе призвано объяснять все, что происходит в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Материалисты стремились к общности, единству феноменов сознания и объективного мира и производили духовное от материального. В решении этой проблемы материалистическая философия и психология исходят из двух кардинальных принципов: признания сознания функцией мозга и отражения внешнего мира.

В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались как неделимое целое, и не было опыта различения их составных элементов и имен, весь внутренний мир обозначался общим словом «душа».

С накоплением опыта в наблюдении за фактами жизни души и обозначении отдельных явлений, понятие души усложнилось, утвердился термин «психика». Термин включает в себя все явления внутренней, духовной, душевной жизни, которые проявляются в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, которое проявляется в непроизвольных образах и элементах человеческого поведения; психических образах, потребностях, мотивах, воле, эмоциях и личности человека.

Когда мы думаем о человеческой психике и поведении, мы должны обратить особое внимание на проблему взаимоотношений между сознательным и бессознательным. Актуальность и важность проблемы сознания уже начали включаться в глобальные проблемы современности. Развитие и изменение сознания, способ получения наиболее полезной информации из бессознательной сферы и ее использование на практике связаны с выживанием человечества, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и всех антропологических науках. Следовательно, проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает разнообразные подходы к нему, большое разнообразие взглядов на его личностные аспекты. Это отражено в многочисленных психологических, психиатрических, кибернетических, физиологических и других публикациях, издаваемых как в нашей стране, так и за рубежом.

Через историю развития психологической науки проходят исследования таких зарубежных психологов, как Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Х.Т. Фехнер, В. Вундт, В. Джеймс и другие в области этой проблемы. Особое внимание Z. уделила проблемам глубинной психологии. Фрейд, Си Джи Юнг и А. Адлер. Родные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. П. Зинченко, Д. К. Узнадзе и многие другие также установили научные теории по проблемам сознания.

Сознание как предмет психологии - Сознание как субъект психологии

Сознание как субъект психологии

Идеи о предмете психологии очень расплывчаты. Первые теории, выдвинутые для объяснения человеческого поведения, включали в себя факторы, находящиеся вне человека (такие как «тень», которая живет в теле и покидает его после смерти, или же боги). Греческие философы, в частности Аристотель (384-322 гг. до н.э.), выдвинули идею существования души в единстве с телом, управляющей мыслями и чувствами, основываясь на накопленном жизненном опыте.

Развитие психологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, в рамках которого происходит сознание. В XVII веке этот вопрос ставился как проблема разграничения «алфавита человеческой мысли»; с Кантом появились «априорные категории разума», такие как время, пространство, разум, вещество, за пределы которых, по мнению И. Канта, человеческий разум не может уйти. Гегель говорил о фиксации сознательного отражения в знаковой форме и подошел к проблеме структурирования, категоризации реальности в сознательном отражении с помощью знаков.

Эти положения были обобщены Л.С.Выготским на основе его теории культурно-исторического происхождения высших психических функций. По мнению Выготского, развитие человеческой психики обусловлено не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества. Высшие психические функции, формируемые преобразованием внешних средств поведенческого контроля (знаков) во внутренние. Благодаря соединению и корреляции этих функций, сознание имеет системную структуру. Под системной структурой Выготский понимал сложную сеть взаимоотношений между отдельными функциями, специфическую для каждого возрастного уровня.

Он рассматривал семантическую структуру сознания как вид обобщений, посредством которых человек придает смысл миру. Выготский связывал возникновение системно-семантической структуры сознания с появлением языка.

По мнению Выготского, их развитие и функционирование можно изучать только в их взаимной взаимосвязи и взаимной обусловленности: «Изменения в системе отношений функций друг к другу напрямую и очень тесно связаны именно со смыслом слов.

Однако взаимосвязь между системной («внешней») и семантической («внутренней») структурами сознания не является обратной: внутренние условия внешней, т.е. изменения в семантической структуре (например, связанные с нарушением концептообразующей функции) приводят к трансформации всей предыдущей системы психических функций (в данном случае к ее разрушению).

Знак (прежде всего, слово) через свое значение опосредовывает процесс непосредственного внутреннего чувственного отражения мира. По мнению А.Н. Леонтьева, знак — это обобщение, известная система связей и отношений, идеальная ментальная форма кристаллизации социального опыта. Индивидуальное сознание по своей природе является социальным, так как в процессе коммуникации оно впитывает ценности, уже сложившиеся в обществе, а не сразу же в сборном виде.

На основании своих исследований Л.С. Выготский выделил три основных этапа в развитии обобщений и системы значений в подростковом возрасте человека. В процессе онтогенеза сознания ребенок проходит стадию синкретизма — неопосредованного сенсорного обобщения, не зависящего от фактических отношений. Затем обобщения ребенка становятся сложными — визуальными и ситуационными обобщениями, основанными на реальных связях между конкретными объектами. Высшие выражения сложного мышления — псевдо-концепции — уже очень трудно отличить от понятий — наиболее развитых форм обобщения, построенных на основе логических связей между абстрактным содержанием других обобщений. Сознание для Л.С.Выготского — это способ выражения одних значений другими на основе системной организации значений.

А.Н.Леонтьев, продолжая линию Л.С.Выготского, подчеркивает роль деятельности как в онтогенезе сознания, так и в его историческом развитии. В основе сознания, по мнению Леонтьева, лежит индивидуальная система значений, заданных в единстве с сенсорной тканью, которая через восприятие связывает сознание с предметным миром, и личные значения, которые определяют предвзятость сознания, его связь со сферой мотивации и потребности, которая отделяет сознательный объективный смысл от смысла для субъекта.

По словам Леонтьева, за ценностями стоят социально развитые способы действия.

Язык, в этой интерпретации, является идеальной формой существования предметного мира. Только язык как система значений окончательно отделяет мир объектов от субъекта через стабильность содержания смысла. На ранних стадиях умственного развития рефлексия гораздо более субъективна. Для животных с сенсорной психикой стимулы не обладают свойствами субъекта (объекта), и «объект представляется субъекту с точки зрения его переживания субъектом». Формирование образа объекта на уровне восприятия психики позволяет воспринимать объект как имеющий форму, расстояние и другие параметры целостности. Но, по словам Леонтьева, эти параметры воспринимаются в зависимости от их текущего биологического смысла. Представление объектов в виде образов зависит от сферы мотивации и потребности, эмоционального состояния субъекта. Только структуры сознания допускают определенную объективность рефлексии. В то же время отражение в виде знаков не просто фиксирует поступающую информацию, но изменяет ее, добавляет к ней, обобщает ее, вводит новые контексты и отношения.

Значения могут быть зафиксированы не только с помощью слов, но и в виде навыков, ритуалов, визуальных символов, жестов и т.д. Как показали исследования школы грузинских психологов Д.Н. Узнадзе, в процессе восприятия формируются такие системы отношений, которые не реализуются воспринимающим субъектом, а определяют процесс восприятия. Эти базовые схемы когнитивной саморегуляции — установки — также можно рассматривать как системы значений.

Все исследователи до начала 18 века признавали душу субъектом психологии. Душа считалась причиной всех процессов в теле, в том числе и самих «умственных движений». Наиболее интересным произведением этого направления является трактат Р. Декарта (1596-1650) «Страсти души». Благодаря Р. Декарт открыл новую психическую сущность — человеческое сознание — в едином потоке переживаний. Декарт, в некотором смысле, «изобрел» его. Это было началом надежных знаний о человеческой психической жизни. Именно знание проявлений может стать содержанием человеческого сознания.

Определение сознания

Определение сознания сталкивается со многими трудностями, так как к этой проблеме существуют совершенно разные подходы. Сознание и сегодня является предметом психологических исследований.

Уже в начале двадцатых годов проблема сознания стала подавляться. В то время родился новый подход к психологии. С.Л. Рубинштейн связал это с марксизмом. На первый план вышла реактология, пренебрегающая проблемой сознания, и психоанализ, делающий упор на изучение бессознательного и подсознания. Изучение сознания ограничивалось такими нейтральными темами, как историческое происхождение сознания и его онтогенез в детстве. Преемники Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.) сосредоточились на проблемах психологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в достаточно полном ее объеме произошел во второй половине 1950-х годов, в основном благодаря работам С.Л. Рубинштейна, а затем А.Н. Леонтьева.

Советская психология выработала общепринятое понимание сознания как высшей формы ментальности, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективной работой, человеческим общением, языком и речью. Этот принцип объяснен в работах С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шорохова, А.Н. Леонтьева. Сущность сознания обычно проявляется в способности человека абстрагироваться от словесной мысли, инструментом и средством которой является язык, возникший в человеческом обществе, и знание законов природы и основанного на ней общества. Как отметил А.В. Петровский, «овладевая конкретным человеком, язык становится в определенном смысле реальным сознанием». Во многих работах абстрактная лингвистическая мысль считается главной чертой сознания, связанной со многими другими его свойствами и проявлениями. Тем не менее, в советской психологии общее понимание природы сознания очень по-разному конкретизируется разными авторами.

Интересна система взглядов Леонида С. Выготского на сознание. Он постулирует, что сознание — это отражение субъекта на реальности, его деятельности и самого себя. Сознание — это то, что передается как стимул к другим рефлекторным системам и вызывает в них реакцию. «Сознание — это, так сказать, контакт с самим собой. Сознание есть сознание, но только в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только в присутствии общественного сознания и языка, который является его реальной подложкой. Сознание изначально дано не природой, а обществом. Сознание, таким образом, не является ни постулатом, ни состоянием психологии, но его проблема является объектом конкретных научно-психологических исследований. Элементы сознания, его «клетки» — это, по словам Выготского, словесные значения, система, функционирующая как единое целое. Эта работающая система является состоянием бодрствования человека, или, другими словами, именно человеческим свойством бодрствования является сознание.

По словам Б.Г. Ананьева, сознание действует как составная часть эффекта действия. Первые факты сознания — это восприятие и переживание ребенком результатов собственных действий. Постепенно осознаются не только последствия действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания происходит через переход от восприятия отдельных моментов действия к целенаправленной, спланированной деятельности. В то же время, все состояние бодрствования становится непрерывным «потоком сознания», который смещается от одной деятельности к другой. «Сознание как активное отражение объективной реальности — это регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире».

Современной западной философии и психологии не хватает общего понятия сознания, а понимание его природы весьма противоречиво. Одни рассматривают сознание как чисто логическую конструкцию, своего рода абстракцию от совокупности состояний субъекта, другие — как свойство индивидуальности, третьи — как дополнительный внутренний аспект человеческой деятельности, для которого деятельность мозга и тела является дополнительным внешним аспектом. Интроспекционистские тенденции по-прежнему сильны в подходе к проблеме сознания, поэтому многие продолжают считать, что главной особенностью сознания является субъективный опыт, внутренняя данность субъекта о его психических состояниях. В этом контексте западная психология не всегда различает понятия разума и сознания.

Со времен Р. Декарта сознание используется как синоним менталитета. В частности, при обсуждении существования сознания у животных понятие сознания до сих пор часто оказывалось идентичным понятию психики, означающему существование субъективных образов и переживаний.

При длительном преобладании этой интерпретации, начиная с Г.Ф. Лейбница, начинает развиваться другая точка зрения, согласно которой сознание является лишь частью, а не внешней частью психических процессов. Необходимым условием для сознания является активное селективное внимание, селективно направленное на определенные явления внутреннего (память) и внешнего (образы восприятия) мира.

«Сознание», — писал У. Вундт, — состоит в том, что мы находим в себе любые психические состояния. Сознание, с психологической точки зрения, представляет собой как бы внутреннее сияние, которое может быть ярким или скучным, или может совсем исчезнуть, как, например, в случае глубокого обморока. Поэтому она может обладать лишь чисто формальными свойствами, которые выражаются так называемыми психологическими законами сознания: единством, преемственностью, законом сознания.

По мнению У. Джеймса, сознание является «мастером психических функций», т.е. сознание фактически отождествляется с субъектом. Сознание может быть состоянием психологии, но не ее субъектом. Несмотря на то, что его существование является фундаментальным и полностью аутентичным психологическим фактом, оно не поддается определению и выводится только из самого себя. Сознание без качества, потому что само по себе является качеством — качеством психических явлений и процессов; это качество выражается в его репрезентативности (репрезентации) субъекту. Это качество не может быть выявлено; оно может быть только или не быть. Общей чертой всех вышеперечисленных взглядов является акцент на психологическую бессобственность сознания.

Определенное особое положение занимает теория сознания, восходящая к французской социологической школе. Основная идея этой школы, связанная с психологической проблемой сознания, заключается в том, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия человека на сознание общества, под влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется; эта социализированная и интеллектуализированная человеческая психика является его сознанием. Но эта концепция также полностью сохраняет психологическую производность сознания; только теперь сознание представлено как особая плоскость, на которую проецируются термины, понятия, составляющие содержание социального сознания. Таким образом, сознание отождествляется со знанием: Сознание — это «соознание», продукт коммуникации сознаний.

Психология сознания и способ ее исследования

Психология сознания — это наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Из структуры сознания должны быть выведены важнейшие функции и свойства. Каково содержание сознания? Он очень разнообразен. Центральная область сознания, которая является ясной и отчетливой, — это «фокус сознания»; а за этим стоит еще одна область неясного и нечеткого содержания — «периферия сознания». Содержимое этих областей находится в постоянном потоке.

Немецкий психолог В. Келер описал собственное содержание сознания как включающее образы непосредственного окружения, образы-памяти, ощущения собственной силы и благополучия, острые негативные эмоциональные переживания.

Иаков выделил два типа состояний сознания: устойчивые и изменчивые, т.е. образы, на которых остаются наши мысли и о которых мы размышляем; и преходящие, т.е. мысли, которые становятся взаимно вытесненными. У. Джеймс сравнил весь процесс с полетом птицы, в котором фазы спокойного полета сочетаются с избиением крыльев. Он также представил идею «потока сознания» как постоянно меняющегося процесса и описал его характеристики: непрерывность, изменчивость, невозможность «попадания в один поток». Факт внутреннего переживания заключается в том, что происходят некоторые сознательные процессы. В нем чередуются состояния сознания. В пределах личного сознания его состояния изменчивы (состояния сознания неповторяемы, потому что изменился и субъект, и объект, объекты идентичны, а не ощущения). Все личное сознание представляет собой непрерывную последовательность ощущений. Он легко воспринимает одни объекты, отвергает другие и делает выбор между ними; это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не столь важны. Есть более и менее значимые. Содержание сознания связано с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. А те, что более значимы, направляют поток в целом. Он считал, что сознание неразрывно связано с элементами, и что каждая часть потока мысли как субъект помнит предыдущую, знает предметы, известные этим частям, концентрирует свои заботы на некоторых из них, как на своих личных, и присваивает им все остальные элементы знания». Принимая на себя функцию адаптации, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запас реакций (рефлексов, способностей, привычек) недостаточен: оно фильтрует стимулы, выбирает из них значимые, сравнивает их друг с другом, регулирует поведение человека. Индивидуальное сознание, как «эмпирически данная совокупность объективно известных вещей», формирует основу личности.

В. Вундт был немецким психологом, физиологом и философом, который в 1879 году основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии при Лейпцигском университете. Основываясь на своем понимании психологии как науки прямого опыта, выявленного посредством тщательной и жестко контролируемой интроспекции, он стремился выделить «простейшие элементы» сознания. Это объективные элементы (внешние, исходящие от объекта) — простые впечатления, ощущения и идеи, обладающие свойствами: Качество, интенсивность; субъективное (связанное с субъектом, его внутренними переживаниями) — чувства, эмоции, в которых он различал 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-отдых; напряжение-разряд. Сложные чувства состоят из этих элементов. Чувства представляют собой связь между элементами, синтез элементов сознания: Восприятие — это процесс вхождения того или иного содержания в поле сознания (ассоциации, сходства, контраста, временной и пространственной близости причины и следствия…) и апперцепции (связанной с полем ясного зрения) — концентрации сознания (внимания) на содержании, т.е. содержание входит в поле ясного сознания. Организация единицы высшего порядка — это акт апперцепции (буквы в слова, слова в предложения и т.д., т.е. объединение малых единиц сознания в большие). В.Вундт также установил основные законы жизни души:

  • Закон о психических отношениях: Все элементы сознания взаимосвязаны.
  • Закон контраста — более понятный.
  • Закон творческого синтеза — комплекс не сводится к простому.
  • Закон неоднородности целей — процесс достижения целей может порождать новые цели.

Физиология считалась методологическим стандартом, поэтому психология Вундта называлась «физиологической». Но изучение высших психических процессов, по его мнению, должно осуществляться с помощью других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных идей и языка), что нашло отражение в его 10-томной работе «Психология народов».

Сознание, по его мнению, является чем-то доступным для самоанализа, оно существует только в процессе самоанализа. Первичным методом является интроспекция, инструментом — эксперименты. Он провел эксперимент с метрономом, в котором описал свойства сознания (впечатления), после чего выделил 3 основных свойства одного и того же:

  1. ритмичность (связанность, группировка впечатлений) — сознание является структурой. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию формировать группы взаимосвязанных элементов. Это может быть непроизвольное или направленное внимание. Объем внимания и сознания может быть увеличен за счет группировки.
  2. гетерогенность — два поля: поле расплывчатого сознания и ясного сознания, и точка фиксации, расположенная в середине поля ясного сознания (это поле наиболее яркого восприятия). Это область внимания и периферии.
  3. имеет объем — количество простых впечатлений, которые субъект воспринимает в целом за определенное время (16-40 ударов метронома). Люди группируют впечатления по-разному — выделение поля внимания.

Другой американский ученый, Э. Титченер, последователь У. Вандта, пытался объединить теорию У. Вандта и У. Джеймса. Душа — это совокупность психических процессов, которые человек переживает в течение своей жизни. Сознание — совокупность психических процессов, происходящих в душе в любой момент времени. Сознание — это сечение души. Есть уровень ясного сознания и уровень смутного сознания. Четкость, сенсорная интенсивность — это уровень внимания, высота волны.

Давайте обратимся к структуре сознания. Одно из первых представлений о структуре сознания было введено Z. Фрейд представил. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: Подсознание — бессознательное — сверхсознательное. Но необходимы более приемлемые способы анализа сознания, а подсознание и бессознательное отнюдь не являются необходимыми средствами в изучении сознания. Более продуктивной является идея, давно отстаиваемая Л.С. Фейербахом и получившая дальнейшее развитие Л.С. Выготским, о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Можно предположить, что это единое сознание, в котором есть два слоя: сущностное и рефлексивное. Что содержится в этих двух слоях?

А. Леонтьев разработал 3 основные составляющие сознания: сенсорную структуру образа, при которой сенсорные образы дают сознательному опыту качество живого, реального, существующего вне мира; образы сохраняют свою первоначальную объектную принадлежность, смысл и смысл. Глубокая природа психически-чувственных образов заключается в их субъективности, в том, что они генерируются в процессах деятельности, которые практически связывают субъекта с внешним объективным миром.

Н. А. Бернштейн представил концепцию живого движения и его биодинамическую ткань. Таким образом, добавляя этот компонент, человек получает двухуровневую структуру сознания. Образующийся слой формируется биодинамической тканью живого движения и действия и чувственной тканью образа. Экзистенциальный слой сознания решает очень сложные задачи, потому что необходимый образ и двигательная программа должны быть актуализированы, чтобы быть эффективными в данной ситуации, то есть образ действия должен соответствовать образу мира. Рефлексивный слой формирует смысл — содержание социального сознания, которое приобретает человек, — это могут быть операционные ценности, объект, вербальные ценности, бытовые и научные ценностные понятия, а смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации и информации. На рефлексивном уровне мир идей, концепций, мирских и научных знаний связан со смыслом, а мир человеческих ценностей, опыта и знаний — со смыслом. Недоразумения связаны с трудностями в понимании смысла. Процессы осмысления и осмысления служат средством диалога и взаимопонимания. Биодинамическая ткань и смысл доступны для посторонних и некоторые формы записи и анализа. Сенсорная ткань и значение только частично доступны для интроспекции. Внешний наблюдатель может делать выводы о них из косвенных данных, таких как поведение, продукты деятельности, действия и отчеты о самонаблюдении.

Бессознательное проявление в психике и поведении человека

Человеческая психика не только сознательная, но и бессознательная. Сознательное и бессознательное работают в режиме гармоничного единства: в зоне чистого сознания человек находит лишь часть постоянных сигналов, они используются для сознательного управления поведением; выбора стратегии поведения. Помимо сознательных форм мысли и действия, в человеке есть и те, которые лежат, как бы, за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «бессознательное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в повседневной жизни. Говорят: «Он сделал это бессознательно», «Он не хотел этого делать, но так получилось». В повседневном опыте в наши головы проникают мысли о том, что мы не знаем, откуда они берутся и как они возникают. Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, и иногда она не доходит до уровня сознания (пред-сознательного или пред-сознательного состояния) или опускается ниже порога сознания (бессознательного). Бессознательное проявляется в психических явлениях во сне, в реакциях на бессознательные раздражители, в автоматических движениях. Затем бессознательное действует как настроение, инстинкт, притяжение, затем ощущение, восприятие, воображение и мысль, затем интуиция, затем гипнотическое состояние или сон, состояние аффекта или безумия. По бессознательным явлениям включают в себя и подражание, и творческое вдохновение, сопровождаемое внезапным «просветлением» новой идеи, как будто от некоторых толчок изнутри, случаи мгновенного решения проблем давно устойчивы к сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось бы, твердо забыли, и другие.

С физиологической точки зрения, бессознательные процессы имеют защитную функцию: они освобождают мозг от постоянного напряжения сознания, где в этом нет необходимости. Человеческий разум нес бы невыносимую ношу, если бы ему приходилось контролировать каждый умственный акт, движение и действие. Человек не мог ни мыслить эффективно, ни действовать рационально, если все элементы его жизненной деятельности требовали одновременно сознания.

Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как памяти, которое тесно связано с идеей и существованием в душе латентных, бессознательных знаний, о которых субъект может даже не знать. Вопрос был по-разному освещен в концепции Р. Декарта, который предполагал идентичность психики и сознания. Это порождает мысль о том, что за объектами сознания стоят не только физиологические, но и психологические процессы. Б. Спиноза утверждал, что люди знают о своих желаниях, но не о причинах, которые их определяют.

В истории философской и психологической мысли только У.Ф. Лейбниц впервые достаточно четко сформулировал понятие бессознательного как низшей формы психической деятельности, которая лежит за порогом сознательных восприятий и поднимается, подобно островкам, над океаном темных восприятий. Идеи могут быть врожденными, приобретенными и вытесненными из сознания.

И.Кант связал понятие бессознательного с познанием смысла, с интуицией. Он указал на существование сферы восприятия чувств, которые не являются сознательными, хотя можно сделать вывод об их существовании.

В отличие от принципов рационализма, представители романтической теории развили идею бессознательного как глубокого источника, прежде всего, художественного творчества. А. Шопенгауэр, например, выступал за иррациональную концепцию бессознательного, считая его волей в природе, источником жизни, против которой выступает беспомощное сознание. Ф. Ницше также интерпретировал бессознательное в иррациональном сознании. Он считал, что вера играет второстепенную роль в человеческом разуме и со временем может исчезнуть и уступить место тотальному автоматизму, т.е. бессознательной деятельности.

В XIX веке такие психологи, как И.Ф.Гербарт, Г.Т.Фехнер, В.Вундт и другие положили начало психологическим исследованиям бессознательной проблемы. И.Ф.Хербарт (1824) ввел динамическое свойство бессознательного. По его словам, несовместимые идеи могут вступать в противоречие друг с другом. В этом случае более слабые психологические явления вытесняются из сознания и продолжают оказывать на него влияние.

W. Вундт считал, что восприятие и сознание основаны на сознательных логических процессах. Он попытался установить связь между законами логического развития мысли и бессознательными явлениями, утверждая существование не только сознательного, но и бессознательного «мы».

Большим толчком к изучению бессознательного послужил опыт психиатрии, особенно французских психиатров Шарко и Жанэ, которые начали использовать гипнотические методы воздействия на сферу сознания в терапевтических целях.

И.М. Сеченов прямо противостоял понятиям, идентифицирующим умственное и сознательное.

И.П. Павлов связал явление бессознательного с изучением тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.

В советской психологии проблема бессознательного решалась в первую очередь грузинской школой Д. Н. Узнадзе (1886 — 1950), последователи которой проводили исследования бессознательного в виде инсталляций. По определению Д.Н. Узнадзе, отношение — это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; оно обеспечивает стабильную целеустремленность хода соответствующей деятельности, служит основой целенаправленной избирательной человеческой деятельности.

Наибольший интерес представляют проявления бессознательного отношения. С ними начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д.Н.Узнадзе. Отношение имеет важное функциональное значение: это состояние готовности, которое позволяет более эффективно выполнять соответствующие действия. Феномен отношения пронизывает почти все сферы психической жизни. Отношение — это не конкретный умственный процесс, а нечто целостное и центральное. Это проявляется в том, что, сформировавшись в одной сфере, она переходит в другие сферы. Отношение возникает тогда, когда человек взаимодействует с окружающей средой, когда потребность «удовлетворяет» ситуацию своего удовлетворения. На основе отношения, выражающего состояние субъекта как такового, деятельность может активизироваться независимо от участия в его эмоциональных и волевых действиях. Но деятельность в смысле «импульсивного» отношения присуща человеку, хотя и не отражает его сущности.

Отношение возникает при «встрече» двух факторов — потребности и ситуации удовлетворения потребности, которые определяют направление проявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на какие-то препятствия, оно прерывается, и начинает функционировать механизм объективации, характерный для человеческого сознания, благодаря которому человек отличает себя от реальности и начинает относиться к миру как к объективному и независимому от него. Отношения регулируют широкий спектр сознательных и бессознательных форм психической деятельности. Для их экспериментального изучения предложен метод фиксации, варианты которого используются при анализе развития:

  1. психика в фило- и онтогенезе;
  2. процессы познавательных отношений;
  3. личность и межличностные отношения.

Д.Н.Узнадзе считает понятие бессознательного ненужным, так как его внутренняя структура и сущность остаются нераскрытыми и интерпретируются по аналогии с сознательными процессами.

Психофизиологические аспекты бессознательного широко изучались в современной науке в связи с анализом состояния сна и гипнотических состояний корковых и подкорковых образований. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических концепций и методов моделирования бессознательного. Однако до сих пор не построена интегральная теория, объединяющая механизм и структуру бессознательного. Как формируется бессознательное?

Бессознательное происходит в детстве человека. Практически каждый помнит с раннего детства только фрагментарные детали неважных сцен и полностью забывает о событиях, которые были для него наиболее важными в то время. Эти по своей природе детские силы разума, невоспринятые умом взрослого человека, не могут исчезнуть бесследно. Закон сохранения энергии превалирует и в психическом мире; детёныш, вытеснённый из сознательной жизни души, не исчезает; он образует центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная жизнь души. Результатом такой ситуации будет бесконечная борьба; сознание, которому приходится иметь дело с впечатлениями о внешнем мире, будет полностью занято восприятием этой ментальной борьбы, а ментальная экономика будет нарушена. Только подавление из поля сознания опытных форм удовлетворения сексуального смысла позволяет поддерживать сознание чувствительных восприятий и удерживать психику в равновесии.

Следует обратить внимание на известный психологический механизм, позволяющий распределять психологический материал между сознательным и бессознательным. Например, когда любовь и ненависть противопоставляют друг другу, когда оба чувства направлены на один и тот же объект, тем слабее нужно идти в бессознательное. Бессознательное желание влияет в определенном направлении на важнейшие процессы жизни души.

Бессознательное как психическое явление является специфическим отражением реальности, выражением потребностей организма и опыта определенной модальности; оно способно к дискриминации, выбору, творчеству, догадкам.

У бессознательного есть структура, элементы которой взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые структурные компоненты в свою очередь. Давайте начнем с сенсации. Мы воспринимаем все, что на нас влияет. Но не все становится фактом сознания. Можно формировать условные рефлексы к различным раздражениям внутренних органов, которые достигают коры головного мозга, но не становятся чувствами. Есть подсознательные чувства. Если бы человек мог только сознательно реагировать на различные раздражители, он не смог бы выполнить такую задачу, так как не смог бы мгновенно переключаться с одного эффекта на другой или держать в фокусе своего внимания бесчисленные раздражители. К счастью, у нас есть возможность отвлечься от одного стимула и сосредоточиться на другом, не замечая третьего.

Человеческая деятельность обычно сознательна. В то же время некоторые элементы деятельности выполняются бессознательно или полусознательно, автоматически. Например, когда мы просыпаемся утром, мы автоматически выполняем длинную серию действий. В жизни человек формирует сложные привычки, умения и способности, в которых сознание и присутствует, и отсутствует, оставаясь нейтральным, так сказать. Каждое автоматическое действие происходит без сознания. Автоматизация различных функций является необходимой особенностью функционирования психических процессов. Автоматизм оттачивают и облегчают многие виды деятельности, в ряде психических и практических действий высшие формы служат сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, работая как суммарное самонаблюдение, может в любой момент взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психоаналитическая теория З. Фрейда
  2. Психология в образовательном процессе
  3. Детско-родительские отношения как факт установления доверия в младшем школьном возрасте
  4. Коммуникативные навыки
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
  6. Психологические механизмы обучения и развития
  7. Психологические особенности креативности личности
  8. Брентано Франц, австрийский философ и психолог — Бертано и психология акта
  9. Теория и периодизация социального развития индивида Д. И. Фельдштейна
  10. Типы темперамента: флегматик