Для связи в whatsapp +905441085890

Сознание в философии. Постановка проблемы сознания в философии — Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу

Проблема сознания всегда привлекала большое внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его отношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания через анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Представители идеализма остро поставили вопрос о роли сознания в деятельности человека.

Люди давно проявляют большой интерес к сознанию, своему разуму, и считают его самым важным достижением человека. Это, по сути, самое поразительное и загадочное явление жизни, которое возникает на определенном этапе развития материи. С помощью сознания, разума, человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и будущее, в то, что уже есть или еще нет, проникает в дали космоса и в глубины микрокосмоса, в которые он не может проникнуть физически.

Сознание — это специфическая характеристика человека, его генетическая черта, отличающая его от животного царства. Сознание — это социальная характеристика, возникшая в процессе длительной эволюции и становления человека современного типа. Важнейшим философским вопросом был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, об участии человека с сознанием в мире, о возможностях, которые сознание открывает человеку, и об ответственности, которую сознание налагает на человека.

Человек обладает сознанием с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга сама по себе, а функция определенного специфического способа отношения социально развитого человека к миру. Проблема взаимоотношений между сознанием и мозгом актуальна. Мы еще многого не знаем о деятельности мозга, особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее, прогресс в этой области за последние годы был неисчислим, и наука о мозге постепенно приближается к разгадке этой тайны природы.

С появлением кибернетики актуализировалась задача создания искусственного интеллекта.

Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, связи научно-технического прогресса с природой, проблемы образования и коммуникации и т.д. — все эти проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с изучением сознания и актуальны сегодня.

В настоящее время число наук, занимающихся изучением сознания, растет. Такими исследованиями занимаются философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, представители технических наук и информатики. Аспекты сознания, изучаемые в каждой из наук, оказываются весьма далекими друг от друга и, более того, не коррелируют с сознанием в целом. Каждая из наук использует свои методы, схемы, идеалы рациональности, объективности, строгости и научности.

Развитие специальных научных исследований стимулирует развитие и углубление философских проблем самого сознания. Например, развитие современной информатики, создание «мыслящих» машин и связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть сущность сознания, специфические способности человека в работе сознания, оптимальные способы взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой.

Сознание в философии. Постановка проблемы сознания в философии -  Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу

Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу

Сознание — один из самых сложных объектов философского анализа. Будучи неоспоримой самоочевидностью человеческого существования, сознание в то же время изъято из внешнего наблюдения, и фундаментальная ненаблюдаемость сознания создает естественные трудности для его теоретической реконструкции.

Потребность в теоретически корректной связи между индивидуальным и всеобщим, органическая связь которых раскрывается в опыте сознания, придает этой проблеме особый статус в философии. В настоящее время в философии сознания можно говорить о трех основных парадигмах: содержательной, функциональной и экзистенциально-феноменологической.

Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель и др.). Субстанциализм призывает разум как наиболее значимое и универсальное свойство сознания и проецирует разум на структуру вселенной в целом. Разум — это гарант единства и порядка бытия, материальная основа, обеспечивающая мировой порядок и гармонию. Так, индивидуальное человеческое сознание рассматривается как отдельное проявление мирового разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, обеспечивающие конституирование существенных свойств объектов, определяют их содержание.

Теоретики англо-французского Просвещения (Гоббс, Локк, Хартли, Гельвеций, Дидро и другие) рассматривали идеальное как результат ассоциаций и индуктивного обобщения чувственных данных. Формирующаяся здесь функциональная модель сознания интерпретирует последнее как функцию материальных систем, которые не содержат идеального и мысли в своих изначальных свойствах. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функцией нервной системы и мозга, которые организованы в соответствии с универсальными законами механики. Их единая природа обуславливает связность чувственного опыта, который является истинной основой мышления.

Одной из авторитетных неклассических версий философии сознания является экзистенциально-феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.). Акцент здесь делается на описании опыта индивидуального сознания, центральной чертой которого является интенциональность. Последнее подразумевает, что сознание всегда может быть «сознанием о…», что оно направлено вовне и при этом вносит в реальность личностные смыслы. По своей сути, сознание — это не столько отражение, сколько постижение реальности. Именно сознание формирует «жизненный мир» человеческого существования, определяет его мировоззренческий горизонт и обуславливает весь опыт его существования.

Субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания, причем идеальное — как сфера общих понятий, смыслов и ценностей — существует относительно автономно по отношению к индивиду или конкретным природным образованиям. Функционализм же подчеркивает зависимость сознания от природных структур (мозг как его материальный носитель, сенсорный опыт как генетически первичный уровень отражения реальности, предметная деятельность как гарант адекватности этого отражения). Феноменологическая интерпретация обращает внимание на особое значение самосознания, в котором как идеально-всеобщие, так и чувственно-конкретные аспекты собираются в фокусе «Я», создавая уникально универсальный духовный опыт личности.

Проблема генезиса сознания

Вопросы о том, как и с помощью чего возникает сознание, являются одними из ключевых вопросов современного философского и научного знания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, но представляют собой самостоятельную тему исследования. Фундаментальная уникальность сознания обрекает исследователей на поиск его возможных природных основ, разработка которых могла бы стать предпосылкой для человеческого мышления. Следует отметить, что эта проблема преимущественно разрабатывалась в рамках наиболее последовательно ориентированной на науку функциональной стратегии.

В современной культуре сознание является объектом пристального интереса целого ряда научных дисциплин, начиная от физиологии высшей нервной деятельности и заканчивая психологией, социологией и кибернетикой. Многообразие научных версий сознания указывает на несомненную сложность и многогранность этого феномена, развитие и функционирование которого определяется влиянием множества факторов как природного, так и социального порядка. В то же время реальный опыт сознания характеризуется уникальной целостностью, которую придает преимущественно интегративная природа самости, самосознания. Таким образом, сознание можно интерпретировать как сложную многоуровневую систему, включающую природно-психическую, индивидуально-личностную и социокультурную проекции. Соответственно, проблему генезиса сознания можно рассматривать на нескольких уровнях: в контексте естественной эволюции, в контексте возникновения культуры и общества, а также с точки зрения онтогенеза (индивидуального развития человека).

Естественной основой для возникновения сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи. Возникновение сознания было бы чудом без эволюции различных форм отражения в живой природе, которая является его предысторией. В ходе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, существенно связанным с ощущениями, — свойством отражения. Эта позиция поставила перед наукой фундаментальные вопросы о природе отражения как атрибута материи, о сознании как высшей форме отражения, которая связана с деятельностью человеческого мозга.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые признаки и свойства действующих на них явлений. Характер, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также тем, как они взаимодействуют с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.

В развитии теории отражения различают две концепции: функциональную и атрибутивную. Сторонники функциональной концепции утверждают, что в неорганических объектах есть только предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Сторонники атрибутивной концепции настаивают на универсальности свойства отражения.

Стадии отражения

Основные вехи в эволюции материи и развитии свойств отражения следующие: Отражение в неживой природе; отражение в живой природе; социальное отражение.

В неживой природе существуют элементарные формы отражения. Отражение в неживой природе, на уровне механических и физических систем, слабое. Вопрос о переходе от неживой материи к живой изучен слабо. Действительно, еще предстоит выяснить и исследовать, каким образом материя, которая, предположительно, вообще не обладает чувствами, связана с материей, которая состоит из тех же атомов и элементарных частиц и в то же время обладает ярко выраженной отражательной способностью.

В настоящее время особого внимания в этом отношении заслуживают данные молекулярной биологии. Молекулы ДНК и РНК содержат и воспроизводят всю необходимую информацию, которая программирует индивидуальное развитие и преемственность в цепи поколений живых систем. Генетическая информация — это уникальная, специфическая форма отражения предыстории, развития живых объектов в молекулах ДНК.

На уровне живой природы можно выделить следующие стадии отражения: Раздражительность — реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма отражения свойственна некоторым видам растений и одноклеточным организмам. Следующей формой отражения является чувствительность — способность организма иметь ощущения, которые отражают отдельные свойства объектов, воздействующих на организм. Высшей формой биологического отражения является психика, которая характерна как для животных, так и для человека.

Человеческое сознание качественно отличается от сознания животных. Основными отличительными чертами здесь являются:

  • абстрактно-логическое мышление, которое связано со способностью отражать существенные черты и отношения действительности, которые не даны непосредственно в восприятии;
  • целеполагание как способность к идеальному формированию желаемого продукта деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать реальность, а не пассивно вписываться в нее
  • Самовосприятие, которое определяет способность отличать себя от внешней среды;
  • язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ориентироваться не столько на реальные физические процессы, сколько на их знаково-символические, языковые корреляты.

Формирование этих особенностей сознания стало возможным благодаря социо- и культурогенезу, в котором и абстрактное мышление, и язык, и идея самости выступают как исторические образования. У истоков сознания стоял праксис, в котором первичный акт мышления фактически функционировал как «внутреннее действие», совершаемое не с реальными объектами, а с их идеальными проекциями. Простейшие логические операции требовали повторяющихся действий с конкретными объектами, что в конечном итоге обусловило их кристаллизацию в устойчивые интеллектуальные схемы. Особенность долингвистической стадии в эволюции сознания, таким образом, определялась ее наглядно-действенным характером. Хронологически он совпал с периодом антропогенеза, который начался около 5 миллионов лет назад и закончился 50-40 тысяч лет назад. Именно в это время сформировалась структура нашего мышления, которая существует сегодня в виде «архетипов коллективного бессознательного» (К.Г. Юнг, 1875-1961).

Сущность, основные характеристики и структура сознания

Философское понятие сознания — ключевое интегрирующее понятие для анализа отношений человека с действительностью, характеризующее одно из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, состоящее в активной, творческой способности человека как социального существа представлять и осознавать объективный и субъективный мир в виде идеальных образов, включая экзистенциально-феноменологическую и психоаналитическую традиции.

Таким образом, суть философского исследования феномена сознания заключается, прежде всего, в выявлении онтологического статуса сознания. С этой точки зрения, сознание реализуется с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга как такового, а функция определенного вида отношения социально развитого человека к миру. Эта характеристика сознания заключается в прояснении онтологических истоков сознания в тех организационных формах материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции.

Во-вторых, важной особенностью сознания является его характеристика с эпистемологической точки зрения. В этом отношении сознание является отражением реальности, возникающим в результате формирования телесных органов, таких как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел — мозг.

В-третьих, сознание — это идеал, сущность которого проявляется в виде идеальных образов.

В-четвертых, сознание — это не только отражение деятельности, но и отношение к ней. Это определяет ценностный и в то же время личностный аспект сознания, который наиболее ярко выражает социальную природу сознания.

В-пятых, сознание обозначает высшую ступень психической деятельности человека, которая, в силу идеального предвосхищения практической деятельности человека, позволяет придать ей целевой характер.

В-шестых, философское понимание сознания предполагает анализ условий развития сложных форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости опыта системы его отношений с действительностью, с обществом, с другими людьми и с самим собой.

В-седьмых, сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

В-восьмых, философская рефлексия ХХ века, наряду с содержательно-функциональной, социокультурной парадигмами, выявила другие, не менее важные измерения сознания, связанные с формированием экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций, в которых акцент делается на описании опыта индивидуального сознания при внесении творческих личностных смыслов в реальность (Гуссерль, Сартр, Ясперс, Фрейд и др.).

Истинная природа сознания многогранна в своей целостности и сложности, включая дорефлексивные и рефлексивные аспекты, сознательное и бессознательное, «архетипы» и ассоциации, онтологические и эпистемологические измерения, самосознание и самоидентификацию в непрекращающемся творческом диалоге «Я» и мира, «Я» и Другого, межличностное общение, обусловленную изменчивость и открытость человеческого сознания и человеческого существования в мире.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Христианская мораль и нравственные представления верующих и неверующих
  2. Понятие как основная форма рационального познания
  3. Изменение представления об истине в философии — Классическая концепция истины
  4. Пьер Абеляр
  5. Понятие субстанции в метафизике 17-18 века, в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница. Критика понятия субстанции Юмом
  6. Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в новое время
  7. Общественные отношения как связи субъектов коллективной деятельности и продукт социального взаимодействия
  8. Смысл жизни и назначение человека
  9. Гуманизм и религия
  10. Историко-философские подходы к решению проблемы социокультурной обусловленности познания