Для связи в whatsapp +905441085890

Специфика античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Основные законы материалистической диалектики
  2. Предмет философии права
  3. Закон отрицания отрицания и Закон перехода количественных изменений в качественные
  4. Актуальность философии Конфуция в наши дни
  5. Конфуций — личность и учение
  6. Жизнь и личность Платона
  7. Философия Сократа и его судьба
  8. Идеальное государство Платона
  9. Этический рационализм Сократа
  10. Характерные черты средневековой философии

Введение

Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по разнообразию течений, школ и доктрин, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Его появление стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободы, отделению умственного труда от физического. В древнегреческой философии были четко выработаны два основных типа философского мышления и мировоззрения (идеализм и материализм), осознана специализация философии, выявлены основные области философского знания. Это был расцвет античной философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.

Греческая философия начала формироваться в VI-V веке до нашей эры. В его развитии можно выделить несколько важных периодов. Первая — это возникновение, или рождение, древнегреческой философии. Акцент в то время делался на природе, поэтому этот период иногда называют натурфилософией, созерцанием. Это была ранняя философия, в которой человек еще не стал самостоятельным объектом изучения. Второй период — это расцвет древнегреческой философии (V-IV век до н.э.). В это время философия начала поворачиваться от природы к человеку и обществу. Это была классическая философия, в рамках которой формировались оригинальные модели античной философской культуры. Третий период (III до н. э. — IV н. э.) — это упадок и даже декаданс древнегреческой философии, вызванный завоеванием Греции Древним Римом. Здесь на первый план вышли гносеологические и этнические, а со временем и религиозные проблемы в виде раннего христианства.

Поэмы Гомера и гномические поэты

Ученые сходятся во мнении, что для понимания философии народа или цивилизации необходимо связать ее с искусством, религией и социально-политическими условиями жизни. Высокое искусство пытается достичь тех же целей, что и философия, в мистических и фантастических формах, то есть посредством интуиции и воображения. Точно так же религия достигает путями веры тех целей, к которым философия стремится с помощью понятий и разума (искусство, религию и философию Гегель позже сделает тремя категориями абсолютного духа). Но не менее важными (и значимыми, особенно сегодня) являются условия социально-экономического и политического порядка, которые определяют рождение идей. Благодаря им в греческом мире появились первые формы институционализированной свободы и демократии, что, в свою очередь, способствовало возникновению философии и питало ее. Алексеев П.В. История философии, учебник. Москва, Проспект, 2010. -240 с.

Давайте начнем с первого пункта, то есть с искусства.

До появления философии в формировании и воспитании интеллекта грека главными были поэты, роль которых была гораздо важнее, чем у других народов. Греческий дух был передан в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (сравнимых по влиянию с еврейской Библией), в стихах Гесиода и гномских поэтов VII и VI веков до нашей эры.

Ученые отмечают, что гомеровские поэмы, какими бы богатыми на фантазию и фантастические события и ситуации они ни были, за исключением отдельных случаев, не изобилуют описаниями чудовищного и уродливого (что, напротив, часто встречается в художественных образах первобытных народов). Это означает, что образность гомеровского типа структурирована в соответствии с чувством гармонии, пропорции и меры — тех самых компонентов, которые философия затем возведет в ранг онтологических принципов.

Кроме того, следует отметить, что у Гомера есть искусство мотивации, подлинное в своей стабильности. Поэт не ограничивается описанием набора фактов, он находит причины и мотивы (пусть и на мифо-фантастическом уровне). Действие Гомера «не растекается во времени как инертная последовательность; в каждой точке ему необходимо найти принцип достаточной причины; каждое событие строго мотивировано» (В. Ягер). Этот способ поэтического видения вещей подготовил менталитет, в соответствии с которым философия будет искать причину, принцип, конечное «почему» всех вещей. Грядовой, Д.И. История философии. Средние века.

Общественная религия и орфические мистерии

Второй компонент, без упоминания которого невозможно понять генезис греческой философии, — это, как уже говорилось, религия. Но когда речь идет о греческой религии, необходимо проводить различие между общественной религией (модель, в которой боги представлены у Гомера) и религией мистерий. Эти две формы религиозности имеют много общего (особенно на политеистической основе), но и много важных различий, которые в некоторых моментах выступают как откровенные антитезы (например, в концепциях человека, смысла жизни, судьбы, предназначения). Обе формы религиозности важны для возникновения философии, но — в определенных аспектах — вторая важнее.

Давайте проиллюстрируем некоторые особенности первого. Для Гомера и Гесиода, которые оформили верования общественной религии, можно сказать: все, что существует, божественно, потому что все получает объяснение благодаря вмешательству богов. Природные явления были ниспосланы богами: Гром и молния исходили от Зевса с вершины Олимпа, бурное море — от трезубца Посейдона, солнце — от сияющей колесницы Аполлона и т.д. Социальная жизнь людей, судьба городов, война и мир рассматривались как связанные с волей богов, а потому не случайные, а осмысленные.

Но кто были эти боги? Как уже давно отмечают ученые, эти боги были олицетворенными силами природы в человечески идеализированных формах или, иначе, человеческими характеристиками, сублимированными, гипостазированными, воплощенными в ярких антропоморфных образах.

Орфическая жизнь, с ее способами и практиками, является уединенной жизнью и направлена на прекращение цикла перевоплощений и освобождение души от тела.

Очищенным (посвященным в орфические мистерии) обещана награда в загробной жизни, непосвященным — наказание.

На некоторых табличках, найденных в гробницах последователей орфических сект, можно прочитать, в частности, то, что составляет суть учения: «Радуйся, мучимый страданием, ибо ты еще не страдал. Из человека родишься опять для Бога»; «Счастлив и благословен ты будешь для Бога более, нежели для смертного человека»; «Из человека родится Бог, ибо ты произошел от Божественного». Судьба человека, таким образом, заключается в том, чтобы быть «возвращенным к богам».

Идея о наградах и наказаниях в будущем, очевидно, родилась как устранение абсурда, который так часто встречается на земле, где добродетельные страдают, а порочные наслаждаются. Идея реинкарнации (метемпсихоза), то есть перехода души из тела в тело, вероятно, возникла, считает Э. Доддс, как объяснение причины, по которой страдают невинные. В действительности, если каждая душа имела прошлую жизнь и запятнана первородными грехами, то никто не невиновен, все виновны, только с разной степенью тяжести: «И вся эта сумма страданий в этом и другом мире — лишь часть долгого обучения душ, конец которого лежит в их освобождении от цикла рождения и возвращении к своему истоку. Только здесь, по меркам космического времени, может быть реализована полная справедливость в архаическом понимании, по закону которой грешники вознаграждаются» (Э. Доддс).

Согласно этой новой схеме верований, человек впервые увидел два противоположных принципа в их борьбе друг с другом: душу (демон) и тело (как могилу или место очищения души). В этом натуралистическом свете человек оценил определенные тенденции, связанные с телом, и очищение божественного элемента от физического стало целью жизни.

Наконец, ясно, что без орфизма невозможно объяснить Пифагора, Гераклита, Эмпедокла, а также значительную часть платоновской мысли, то есть большую часть античной философии.

И последнее необходимое замечание. У греков не было священных книг, плодов божественного откровения. Следовательно, у них не было догмы, которая была бы фиксированной и нерушимой. Поэты, как мы видели, были передатчиками, которые формулировали смутные религиозные переживания. Более того, в Греции (в отсутствие стабильной догмы) не могло быть касты жрецов для сохранения догмы (жрецы имели в Греции мало значения и еще меньше власти, поскольку, поскольку у них не было прерогативы сохранения догмы, им было отказано в исключительности в культовых вопросах — например, в жертвоприношении).

Социально-политико-экономические условия, благоприятствующие расцвету философии

Политическая свобода греков (по сравнению с восточными народами), была отмечена исследователями как прошлого, так и нынешнего века. Восточный человек должен был слепо подчиняться религиозным и политическим авторитетам. О том, какой свободой греки пользовались в отношении религии, мы уже говорили. В политическом смысле ситуация была сложнее, и все же можно говорить о привилегированном положении греков, поскольку впервые в истории они создали свободные политические институты.

В седьмом и шестом веках до нашей эры Греция пережила значительные социально-экономические преобразования. Из преимущественно аграрной страны она начала превращаться в центр ремесел и торговли. Первыми такими центрами были ионийские колонии, особенно Милет, а затем и другие. Города превратились в цветущие оазисы, что сопровождалось заметным ростом населения. Новый класс купцов и ремесленников постепенно стал серьезной экономической, а затем и политической силой. Власть сосредоточилась в руках земельной аристократии. В борьбе греков за преобразование старой аристократической формы правления в новую республиканскую, отмечает Е. Целлер (E. Zeller), «должен был пробудить все силы; общественная жизнь сделала шаг в сторону науки, чувство свободы подняло греческий дух, не отложилось и активизировало разум». Говоря о расцвете ремесел и наук у греков, невозможно не увидеть связь между этими двумя явлениями; более того — культура в целом была у греков и будет в здоровой жизни каждого народа; она является и результатом, и условием свободы».

Однако есть важный факт, который указывает на то, что философия зародилась не в метрополии, а в колонии (к востоку от Малой Азии, в Милете), затем сразу в западной части южной Италии, и только потом в Греции. Сначала богатые колонии создавали вдали от центра свободные институты, которые впоследствии достигли небывалого роста в Афинах. Таким образом, столица греческой философии стала также столицей греческой свободы.

Наконец, последнее уточнение. С образованием полиса, т.е. города-государства, грек больше не чувствовал себя обязанным пользоваться своей свободой. Более того, сам человек соединился с гражданином. Государство стало и оставалось этическим горизонтом греков вплоть до эллинистического периода. Государственные цели считались собственными целями, благо государства — собственным благом, свобода государства — собственной свободой. После этих предварительных разъяснений мы можем дать определение греческой концепции философии.

Философия как творение эллинского гения

Философия, как некая целостность (и как термин, и как понятие), признается учеными как творение эллинского гения. Действительно, если для других компонентов греческой культуры можно найти аналоги у других восточных народов, достигших высокого уровня цивилизации до греков (верования и религиозные культы, ремесла различных видов, технические возможности различного применения, политические институты, военные организации и т.д.), то в отношении философии мы не находим ничего похожего или даже напоминающего их.

Если это так, то превосходство греков над другими народами в этом конкретном вопросе не количественное, а качественное, в том смысле, что философия представляет собой нечто абсолютно новое.

Если этого не знать, то невозможно понять, как западная цивилизация под влиянием греков получила совершенно иное направление, чем восточная. В частности, нельзя понять, почему восточные народы, находясь под влиянием западной науки и применяя ее результаты, должны были усвоить некоторые категории западной логики. На самом деле, наука — это не то, что возможно в каждой культуре. Существуют идеи, которые делают возникновение и развитие определенных концепций структурно невозможным, и, конечно, идеи, которые являются недоступными для целостной науки во всей ее сложности, по крайней мере, для той науки, которую мы знаем сегодня.

Невозможность происхождения философии с Востока

Неоднократно предпринимались попытки, особенно со стороны востоковедов, показать происхождение философии с Востока, на основе преимущественно генетических аналогий, проводимых между понятиями первых греческих философов и некоторыми идеями собственно восточного знания. Однако ни один из них не возобладал и не выдержал критики с конца прошлого века.

В классический период ни один греческий философ или историк не указывал на восточное происхождение философии. (Восточные ученые первыми выдвинули этот тезис из соображений национального престижа. В эпоху Птолемеев, например, египетские жрецы, узнав о греческой философии, утверждали, что она произошла от египетской мудрости. В Александрии в конце языческой и в начале христианской эры евреи, уже впитавшие эллинскую культуру, пытались объяснить греческую философию на основе учения Моисея. Если греческие философы в христианскую эпоху отстаивали тезис о происхождении философии от восточных, божественно просвещенных мудрецов, это не доказывает ничего решающего, поскольку эти философы уже утратили веру в философию, были классически исполнены и противопоставляли свои тексты писаниям христиан, которые также считались боговдохновенными).

Исторически доказано, что восточные народы, с которыми греки вступали в контакт, обладали высокой мудростью, сформированной из религиозных идей, теологических и космогонических мифов, но которая еще не была философской наукой, основанной на разуме («логос», по греческому выражению). Они обладали формой знания, подобной той, что была у греков до того, как они создали философию.

Мы не знаем ни об использовании греками восточных текстов, ни о существовании переводов. Ранее времени Александра вряд ли учения индусов или других азиатских народов могли проникнуть в Грецию, так же как вряд ли в то время, когда создавалась философия, были греки, способные понять рассуждения египетского жреца или перевести египетские книги.

Даже гипотетическое доказательство того, что некоторые идеи греческих философов имеют точные предшественники в восточной мудрости, не меняет сути нашей проблемы. Фактически, с момента зарождения философии в Греции появился новый способ интеллектуального выражения, который, взяв результаты других форм, структурно перестроил их и придал им строго логическую форму.

Заключение

В заключение можно сказать, что особенность античной философии с точки зрения ее зависимости от культуры заключается в том, что культура античной эпохи также в значительной степени была представлена философским миропониманием, в споре с которым культура часто меняла направление своего развития.

Феномен античности — это непредсказуемый синтез множества явлений и процессов, в том числе и тех, которые обычно не имеют значения для судеб культуры, но в силу особенностей этой эпохи оказали непредсказуемое и порой роковое воздействие. Поэтому мы не можем точно рассчитать коэффициент взаимовлияния философии и культуры, так как данные о взаимоотношениях философии и культуры, собранные в истории, просто не могут быть применены к античности, поскольку нет второй такой эпохи, в которой впервые зародилась философия, тесно переплетенная с культурой

Древнегреческая философия с ее идейным содержанием, разнообразием школьных течений, способов мышления и идей стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли. Здесь философия действительно стала самой собой. По сути, греческая философия была мировоззрением освобожденной личности, которая отделила себя от космоса и осознала собственную независимость и ценность. Русский исследователь культуры А.Ф. Лосев утверждал, что античная философия была «цельным лицом, …единым, живым и цельным историческим строем».

Список литературы

  1. П.В. Алексеев, История философии, учебник, М. Проспект, 2010. -240 с.
  2. Василенко, И.А. Политическая философия, учебник / И.А. Василенко. — М., ИНФРА-М, 2009 г. — 320 с.
  3. Грядовой, Д.И. История философии. Средние века. Ренессанс. Новое время.