Для связи в whatsapp +905441085890

Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления – рассудок и разум

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Понятие этического и эстетического и их связь с духовным опытом человека
  2. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта Основные концепции познания. Социокультурная природа познания
  3. Специфика и основные формы чувственного познания
  4. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании
  5. Знак, его природа и роль в информационной деятельности
  6. Единство чувственного и рационального в познании
  7. Сенсуализм и рационализм в истории познания
  8. Научное познание, его специфические признаки
  9. Этические основания научной деятельности
  10. Истина: понятие и основные концепции

Введение

Познание — один из важнейших видов человеческой деятельности. Во все времена люди пытались познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческие знания были очень несовершенны, они воплощались в различных практических навыках и мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем математики, физики, психологии, социологии, философской антропологии начался прогресс человеческого знания, плоды которого все больше влияли на развитие человеческой цивилизации.

Вопросы познания рассматриваются одним из разделов философии — гносеологией (греч. gnosis — знание, logos — слово, учение). И хотя термин «эпистемология» является сравнительно недавним достижением философии (его ввел шотландский философ Дж. Феррер в 1854 году), сама проблема знания возникла еще в древности. На протяжении веков различные школы и направления философской мысли часто выражали противоположные взгляды на природу, содержание и структуру познавательного процесса.

Например, приверженцы эмпирической эпистемологии (Бэкон, Локк, Гоббс) считают чувственный опыт единственным источником знаний. Познавательные способности человека зависят от его когнитивных способностей. То есть, опыт для них — это: результат деятельности органов чувств или результат деятельности разума (который комбинирует материал, предоставляемый органами чувств).

«Ф. Бэкон различал три основных типа знания:

  1. «Путь науки»-получение истин из чистого сознания;
  2. «Путь муравья»- узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения;
  3. «Путь пчелы» — сочетание первых двух путей, сочетание сенсорных и рациональных способностей».

Второй источник опыта относится к этапам рационального познания. Рационалистическая концепция познания утверждает, что «данные органов чувств могут считаться достоверными только как факты сознания, но полагаться на них для построения истинного знания о внешнем мире опасно».

Его сторонниками являются Декарт, Лейбниц, Спиноза. Рационализм делится на онтологический (рациональность бытия, наличие в нем данного начала) и гносеологический (разум — основная форма познания).

«Декарт противопоставил свой рационалистический метод индуктивной методологии Бэкона. Продуктивный метод философии и эпистемологии Декарта заключается в следующем: Формирование идеи развития и попытка применить эту идею как принцип познания природы, введение диалектики в математику, указание на гибкость правил своего метода познания и их связь с моральными нормами и ряд других.»

Известно, что я. Кант, будучи известным агностиком (от греческого agnostos — непознаваемый), также изложил свою позицию по эпистемологии. Он утверждал, что «все знания начинаются с опыта». Внешние объекты действуют только на наши органы чувств и вызывают к жизни познавательные способности человека. Интеллект комбинирует, сравнивает, синтезирует или анализирует полученные восприятия, перерабатывает сенсорные впечатления в познания».

Познание неизбежно сталкивается с вопросом: познаваем ли мир?

Позиции мыслителей в данном случае следующие: познавательный оптимизм (Г.Гегель, В.Ленин) — выражает абсолютную уверенность в знаниях о мире; скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик, Д.Юм) выражает сомнение в возможности полного знания о мире. Это агностицизм — отрицание возможности познания мира. Согласно И. Канту, «вещь в себе» (сущность) непознаваема. Это и есть релятивизм — абсолютизация относительности научного знания.

Каждая теория несет в себе определенный смысл, что и сделало концепцию познания столь распространенной и изученной до сегодняшнего дня. Все люди по своей природе стремятся к знаниям. «Все, что распространяется перед нами и происходит внутри нас, мы знаем через наши чувственные впечатления и размышления, опыт и теорию».

Понятие познания и его виды

Познание так или иначе сопровождает все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы его деятельности. Она присутствует в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в спорте и бизнесе.

«Познание — это процесс приобретения и развития знаний, их постоянного углубления, расширения и совершенствования, обусловленный прежде всего социально-исторической практикой.

Процесс познания состоит из следующих элементов — объекта познания, субъекта познания и процесса взаимодействия между ними в формах сенсорного и рационального (логического) познания.

Объект познания — часть реальной жизни, предмет изучения. Это могут быть явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека (образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение), а также «вторичные продукты» психической деятельности человека (закономерности религиозного развития, некоторые категории науки и т.д.).

Субъект познания — социально образованный человек, который реализует познание, формирует новое знание (человек является носителем культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов); научное сообщество; отдельные народы; человечество.

Термин «субъект познания» — это аспект объекта познания, который включен в сферу научного анализа. Объект может образовывать разные предметы познания (например, живой мир изучается и зоологией, и биологией).

Существуют формы познания, определенные длительным исследованием: сенсорное (познание, направленное на получение знаний, неотделимое от индивидуального субъекта) и рациональное (логическое познание, направленное на получение объективированных знаний, существующих вне индивидуального субъекта).

Сенсорное познание — это первая стадия познания. Во-первых, исторически: Разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности — относительно поздний этап истории. Во-вторых, эта деятельность является первоначальной в том смысле, что она послужила основой для контакта человека с миром материальных объектов. Это необходимое условие, без которого другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Сенсорное восприятие осуществляется органами чувств, которые биологически наследуются, но развиваются в результате трудовой деятельности человека.

Основными формами чувственного восприятия являются ощущение, восприятие, представление.

Восприятие является первой, элементарной формой чувственного восприятия и передает представление об отдельном аспекте, свойстве объекта (звук, цвет и т.д.).

«Ощущение — это результат действия внешнего мира на органы чувств человека (внешние: зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; внутренние: сигналы о внутреннем физиологическом состоянии организма). Благодаря ощущениям человек способен «чувствовать» холод, тепло, боль, давление.

Существует мнение, что формирование способности человека чувствовать не ограничивается его биологической природой и протекает под сильным влиянием социальных факторов, среди которых важное место занимают обучение и воспитание.

Восприятие — это наблюдение человеком объектов в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств, что приводит к формированию целостных сенсорных образов. Она формируется у человека в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере развития и приобщения к культуре он идентифицирует и распознает объекты, вписывая новые впечатления в систему уже имеющихся знаний. В процессе восприятия человек отражает не только объекты природы в их естественном виде, но и объекты, созданные им самим. Восприятие происходит как с помощью биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных устройств и механизмов, в чем важнейшую заслугу можно назвать компьютеризацию и растущую информатизацию.

Однако мир состоит не из свойств и качеств, а из целых предметов, явлений, процессов. Восприятие позволяет нам постичь эту целостность.

Восприятие — это синтез сенсорных впечатлений, в результате которого формируется ценностное представление об объекте. Это зависит от самих объектов, от прошлого опыта, от психического здоровья человека. Она позволяет увидеть мир как взаимодействие объектов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

Через визуальное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти.

Мышление — как основная форма рационального познания

Ограничение чувственного познания снимается рациональным познанием.

Человеческое мышление относится к рациональной (логической) стадии познания. Человеческое познание в мышлении выходит за рамки чувственного восприятия, раскрывает существенные свойства, связи и отношения между объектами окружающего мира.

Рациональное (логическое) мышление — способность к абстрактному, обобщенному мышлению в виде понятий, суждений, умозаключений, как основных форм мыслительной деятельности человека. «Эта способность очень тесно связана с языком, потому что любая мысль, чтобы быть понятой, должна быть выражена в языке.

Концепция — это обобщенная логическая картина объекта. Это означает, что у него нет чувствительности. Это мысль, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, свойства предметов. Появление «концепта» — это переход от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувства к мысли, от явления к сущности.

Суждение — мысль, объединяющая несколько понятий и отражающая отношения между различными вещами и свойствами, то есть утверждающая или отрицающая что-либо.

Умозаключение — мысль, с помощью которой на основе существующих суждений выводятся новые суждения.

В анализе мышления выделяют уровень развития разума как способности мыслить. Различают разум — первый уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум — высший уровень рационального познания, который позволяет творчески работать с абстракциями, исследовать и создавать.

Многочисленные данные свидетельствуют о связи и взаимозависимости сенсорного и рационального. Психика человека как деятельность по порождению новизны — это психическое творчество. Центральное место в творчестве занимает понимание, интуиция.

Интуиция — это постижение истины, внезапное вдохновение, обладание интеллектуальным знанием или созерцание. Она ясно дана, ее результаты очевидны и не требуют доказательств.

Интуитивная способность человека характеризуется следующим образом:

  • Непредсказуемость решения;
  • Незнание путей и способов решения проблемы;
  • Непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

Эти характеристики отделяют интуицию от логических объяснений. У разных людей, в разных ситуациях это может быть разное удаление от реальности, в этом случае оно может быть необычным и неприемлемым и т.д. Его можно разделить на несколько типов, в зависимости от специфики деятельности субъекта. То есть здесь главную роль играет специфика формы практической деятельности (техническая, научная, домохозяйственная, медицинская, художественная интуиция).

Существуют также когнитивные способности, которые играют важную роль в деятельности человека. Они позволяют ему как можно глубже познать окружающую действительность с помощью различных методов.

Память — это свойство нервной системы, которое относится к способности хранить и воспроизводить информацию о прошлом. «Основными типами являются сенсорно-изобразительный и вербально-рациональный, а также моторный, эмоциональный и аффективный типы памяти.

Воображение — это способность создавать образы, которые не воспринимались ранее (сны, дневные грезы и другие). Она ассоциируется с абстрактным мышлением, отрывом от реальности, воображением и прогнозированием и является неотъемлемым элементом человеческой деятельности. Научные открытия, гипотезы и рискованные предположения невозможны без воображения, и оно также очень тесно связано с интуицией.

Интеллект определяется как высшая познавательная способность, которая выходит за рамки обычной рациональной деятельности и направлена на постижение сущности объектов познания, основных первопринципов.

Воля — способность выбирать цель и способы ее достижения. «Постоянная постановка проблем и стремление к их решению — это движущий механизм человеческого познания».

Рациональное сознание и его формы

Углубление познания, отделение объективного от субъектно-объектного слияния, характерного для сенсорной стадии познания, приводит нас к рациональному познанию (иногда называемому абстрактным или логическим мышлением). Опять же, существует три основных формы: Понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Когда мы формируем понятие об объекте, мы абстрагируемся от всех его ярких деталей, индивидуальных особенностей, от того, что именно отличает этот объект от других объектов того же класса, оставляя только его общие, «сквозные» признаки. В частности, столы отличаются друг от друга по высоте, цвету, материалу и т.д. Но при формировании понятия «стол» мы как будто не замечаем таких особенностей и сосредотачиваемся на других, более существенных для нас характеристиках: возможность сидеть за столом, ножки, устойчивость, гладкая поверхность.

Суждения и умозаключения — это формы познания, в которых мы устанавливаем те или иные отношения между понятиями и, конечно, стоящими за ними объектами. Мнение — это мысль, которая утверждает или отрицает что-то о предмете, явлении или процессе: «солнце взошло», «в политике словам верить нельзя», «сегодняшнее поколение голосует за Coca-Cola». Суждения фиксируются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению — это его своеобразная материальная оболочка, а суждение — идеальная, смысловая сторона предложения. В предложении субъект и предикат разграничены; в суждении субъект и предикат разграничены.

Мысленное связывание нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например, «Человек смертен. Сократ — мужчина. Следовательно, Сократ смертен. Суждения, лежащие в основе дедукции, или, другими словами, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а полученное суждение — заключением.

Существуют различные виды дедукции: индуктивная, дедуктивная и по аналогии.

Таким образом, сенсорное и рациональное познание связаны между собой, с этим согласны многие философы. Без разума чувственное предстает как многообразие, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то бледным, безжизненным. Познание имеет чувственно-рациональный характер.

Сенсуализм и рационализм — две крайности в суждении о соотношении чувственного и рационального отражения в процессе познания.

Сенсуализм (франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение), эпистемологическое направление, согласно которому чувственность является основной формой познания. Синонимом сенсуализма является эмпиризм — мнение, что единственным источником всех наших знаний является сенсорный опыт, который мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. В разуме нет ничего, чего бы раньше не было в органах чувств.

Рационализм (фр. rationalisme, от лат. rationalis, ratio — разум) — философское направление, признающее разум основой человеческого познания и поведения. Она противостоит фидеизму и иррационализму, а также сенсуализму (эмпиризму).

Противоположностью рационализма является иррационализм. Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный) — философская концепция, отрицающая возможность рационального познания действительности или существенно ограничивающая такую возможность. Отрицая или принижая рациональное познание, иррационализм подчеркивает нерациональные аспекты психической жизни человека: Инстинкт, интуиция, чувство, воля, мистическое «просветление», воображение, любовь, бессознательное и т.д. Как правило, иррационализм утверждает нелогичность и иррациональность самой реальности и исключает ее познание с помощью разума или делает такое познание вторичным.

Истина. Проблема объективизации истины

Истина — это знание, которое соответствует своему объекту, согласуется с ним. Другими словами, это истинное, правильное отражение реальности — в живом созерцании или мысли. Достижение истины является непосредственной целью познания в любой форме (научной, философской, изобразительной, художественной и т.д.). Существует несколько свойств истины.

Первая и основополагающая из них — объективность: предельная обусловленность реальности, практики и независимость содержания истинного знания индивидов (например, утверждение, что Земля вращается вокруг Солнца).

Поскольку истина объективна по своему содержанию, она субъективна по своей форме: она познается людьми и выражается в определенных понятиях, законах, категориях и т.д. Например, всеобщее тяготение присуще материальному миру, но как истина, закон науки, оно было открыто Ньютоном.

Истина — это процесс, а не единовременный акт постижения объекта сразу, во всей его полноте. Для характеристики объективной истины как процесса используются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающего изменчивое, преходящее).

Абсолютная и относительная истина — это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные этапы, стороны познания человеком объективного мира и отличаются лишь степенью точности и полноты его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельное знание, а знание, хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание всей действительности — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя знание все больше приближается к нему; во-вторых, как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем: «птицы имеют клювы», «люди смертны» и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об определенных аспектах объектов.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания представляет собой сумму относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития знаний на основе практики.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость любого истинного знания, его углубление, уточнение в процессе развития практики и познания. В этом случае старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика заменяется квантовой механикой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, «истина» о существовании эфира, идеи теплорода, флогистона и т.д.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Существуют две крайние позиции в понимании соотношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение стабильного момента, релятивизм — изменчивую сторону любой истины.

Гегель в свое время справедливо подчеркивал, что абсолютной истины не существует, истина всегда конкретна. Конкретность — еще одно из важнейших свойств истины. Это означает, что всякое истинное знание (в науке, философии, искусстве и т.д.) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими конкретными обстоятельствами, которые знание должно учитывать как можно полнее и точнее.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина — это не разные «разновидности» истины, а одно и то же истинное знание, обладающее этими характерными признаками (свойствами).

По вопросу о критерии истины в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В качестве таких критериев были названы: Общность (то, что признается многими людьми); то, что выгодно, полезно, ведет к успеху — прагматизм (от греч. pragma — дело, действие); то, что соответствует условному соглашению — конвенционализм (от лат. convention — соглашение, договоренность); то, во что люди твердо верят; то, что соответствует мнению авторитетов и т.д. Авторы этих и других концепций в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания.

Заключение

Каждому человеку свойственно стремиться к знаниям, к истине, к познанию. Поэтому, пока существуют науки, естественно-географические, экономические, материально-технические, социально-культурные и теоретические моменты, процесс познания не прерывается, существует мир, который человек может познать, используя большое количество своих способностей, данных ему природой, и материально-технических средств, созданных им самим.

Когнитивные способности — это индивидуальные качества человека (ощущения, восприятия, идеи, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение), которые обычно называют источниками познания.

В современном мире эпистемология — это результат, который подводит итог всей истории развития знаний о мире. Ведь любое знание — это связь между природой, человеком и практической деятельностью.

Совершенствование средств познания является неотъемлемой частью истории человеческой деятельности. Ведь человечество всегда стремилось к получению новых знаний. «Овладение тайнами бытия — это выражение высших стремлений творческой активности разума, которая является гордостью человека и человечества».

Список литературы

  1. Философия, учебник// Под ред. Лавриненко В.В. — М.: 2004;
  2. Философия, учебник для студентов ВУЗов // под ред. В.П. Кохановского — Ростов н/Д: 1998;
  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, учебник. М.- 2003;
  4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, учебник. M.: 2004;
  5. современная философия: словарь и заметки для чтения;
  6. Смирнов И., Титов В. Философия, учебник.-Москва: 2004;
  7. Спиркин А.Г. Философия, учебник, М.: 2006;
  8. Балашов Л.Е. Философия, учебник-М.: 2005;
  9. Алексеев П.В., Панин А.В. Эпистемология и диалектика. M.: 1991.
  10. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. — М.: 2002.

.