Для связи в whatsapp +905441085890

Специфика и основные формы чувственного познания

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени
  2. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное
  3. Общественное сознание: понятие, структура, мерности развития
  4. Понятие этического и эстетического и их связь с духовным опытом человека
  5. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта Основные концепции познания. Социокультурная природа познания
  6. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании
  7. Знак, его природа и роль в информационной деятельности
  8. Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления – рассудок и разум
  9. Единство чувственного и рационального в познании
  10. Сенсуализм и рационализм в истории познания

Введение

Одним из важнейших определений эпистемологии является то, что познание — это сложный, противоречивый процесс. Сложность заключается в том, что познание является многоуровневым, многомерным, определяется различными причинами и условиями, разворачивается в пространстве и времени. Противоречивый характер познания проявляется уже в том, что оно превращает материальное в свою противоположность — идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его реальные свойства и отношения) трансформируется в физиологическое (деятельность нервной системы и мозга), и, наконец, в психическое — в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивый характер познания раскрывается также в специфике его форм, в характере связей этих форм друг с другом.

Цель познания — знание. Она необходима для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и выполнения деятельности. Знание — это средство преобразования действительности, и оно является системой. Знание появляется в процессе познания, и оно состоит из форм, этапов, уровней. Как правило, эпистемология различает чувственное и рациональное познание, а также рассматривает интуицию как особый момент соединения чувственного и рационального познания.

Понятие чувственного познания

Сенсорное познание — это восприятие мира через органы чувств (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный и вкусовой анализатор + двигательный анализатор и вестибулярный аппарат).

Сенсорное познание — это отражение внешних аспектов реальности или явлений. Поскольку не все явления отражаются чувствами, явления, доступные чувствам, можно назвать сенсорными.

Цвет, запах и т.д. — состояния знания о вещи, а не непосредственные свойства самой вещи. Эти состояния включают в себя как фактические свойства вещи, то есть ее объективное содержание, так и субъективную форму ее представления, которая зависит от природы человека.

Познание возможно, потому что ощущения дают нам некоторые знания. Наши ощущения специализированы — например, мы можем воспринимать только звуки определенной частоты.

Психофизиологический парадокс. Как известно, ментальные образы в мозгу возникают на основе физиологических процессов и существуют на их основе. Таким образом, активность мозга может быть представлена двумя различными изображениями. С психологической точки зрения он состоит из набора качественно разнородных психических образов, в то время как в физиологических терминах деятельность мозга представлена как набор качественно однородных физиологических процессов. Как из качественно однородных физиологических процессов возникают качественно неоднородные психические (идеальные) образы?

Электрические импульсы оказываются самым важным компонентом нервных импульсов. Понятно, что электрический импульс, довольно простое физическое явление, не может содержать в себе разнородные качества света, звука, прикосновения и других воздействий. Откуда они берутся в мозге?

В исследованиях психофизиологии было установлено, что качества внешних агентов в рецепторах кодируются частотной модуляцией электрических импульсов — распределением импульсов во времени.

Несомненно, в механизме деятельности нервной системы задействованы процессы кодирования — декодирования. Дело в том, что процесс кодирования — декодирования уже предполагает наличие кода, или ключа к коду, то есть знания о том, каким знаком (серией импульсов) обозначено то или иное свойство внешнего мира. Этот код, однако, уже должен существовать в мозге независимо от процессов кодирования и декодирования, поскольку мозг никогда не имел прямого контакта с объективными свойствами. Кто (или что) заложил код в человеческий мозг?

Субъективный, идеальный образ генерируется мозгом (или человеком) как универсальный и всеобъемлющий материальный субстрат, в котором синтезировано основное содержание предшествующей бесконечной эволюции материи и который поэтому находится в глубоком родстве со всем бесконечным качественным разнообразием мира. Мозг декодирует качество внешнего агента не потому, что код заложен в мозг извне, а потому, что природа внешнего агента в глубоком смысле «известна» мозгу заранее, заложена в его материальной природе.

Формы чувственного познания

Основными формами сенсорного познания являются ощущение, восприятие и представление.

Восприятие — это форма чувственного восприятия, отражающая отдельные внешние характеристики вещей, которые действуют на органы чувств.

Таким образом, возникает специфическое противоречие — между узнаваемыми отдельными индивидуальными признаками вещей и скрытым, непознаваемым целым.

Восприятие — это представление объектов или предметных ситуаций как единого целого.

Восприятие включает в себя связный набор ощущений и существенный нередуцируемый связный момент репрезентации. Психология показала, что формирование целостного образа объекта (ситуации) происходит на основе практической деятельности человека. Таким образом, на основе действий с предметами и их движений у ребенка сначала формируется образ контура вещи, а затем более сложный и расчлененный образ предмета в целом.

Восприятие, как целостный образ вещи, преодолевает специфическое противоречие ощущения. Благодаря целостности восприятия в сферу непосредственного сознания попадают такие аспекты сенсорных явлений, которые первоначально оставались скрытыми в органах чувств — объективность, целостность, пространственные и временные свойства вещей, движение.

На уровне восприятия мир предстает перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир.

Восприятие преодолевает противоречие восприятия, но оно чревато своим специфическим противоречием. Восприятие всегда является «моментальным снимком» реальности, поскольку оно существует только благодаря непосредственному воздействию объекта на органы чувств и исчезает, когда это воздействие прекращается. Поэтому она также ситуативна и не отражает общих сторон вещей или ситуаций. Восприятие содержит в себе противоречие между осознанием конкретного единичного объекта или ситуации и незнанием общих, стабильных, постоянных аспектов реальности вне данной ситуации.

Образ — это представление объекта или ситуации, которое существует даже тогда, когда объекты не воспринимаются органами чувств.

Важнейшими чертами представления являются независимость от непосредственного действия вещи, на органы чувств и обобщенность.

Репрезентация преодолевает границы восприятия, разрешает его специфическое противоречие. Обобщение в представлениях имеет наглядный, непосредственный, чувственный характер. Поэтому обобщение на уровне представлений ограничено рамками явления. Например, можно достаточно точно представить себе остроугольник, тупоугольник, прямоугольник, но невозможно чувственно представить себе треугольник, так как внешние признаки этих типов треугольников визуально несовместимы.

На основе свободного функционирования воображения и его обобщенного характера существует факультет воображения, включающий мысленное формирование образов несуществующих, возможных или фантастических вещей, мысленных образов будущих вещей, визуальных проектов, образов грифонов, русалок и т.д.

Соотношение чувственного и рационального познания

Чувственное и рациональное познание — это две стадии познания, они не противоположны друг другу. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуя неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Именно отсюда они берут свой исходный материал. На уровне человеческого сознания сенсорное познание находится под влиянием рационального познания. Человеческие ощущения, восприятия, идеи несут в себе характеристики ментально-интеллектуальной деятельности сознания.

Чувственные формы играют важную роль в восприятии. Человек вступает в контакт с внешним миром через свои органы чувств, поэтому чувственное познание является непосредственным. Органы чувств человека являются результатом длительного исторического развития. Хотя они биологически наследуются, степень их совершенства обусловлена трудовой деятельностью человека. Человек способен значительно развить тонкость и остроту сенсорных восприятий. Поэтому художники способны различать несравнимо больше оттенков цвета, чем обычный человек, не работающий профессионально с цветом.

Однако органы чувств всегда были ограничены в своей способности различать внешнюю информацию, что часто заставляло скептиков сомневаться в когнитивных способностях человека. Например, человеческое ухо способно различать звуковую информацию в ограниченном диапазоне звуковых колебаний. С помощью технологий люди преодолевают биологические ограничения своих органов чувств.

Из-за отсутствия прямой связи между чувствами и объектом в представлении возможны произвольные образы (русалка, кентавр). В то же время, благодаря абстрагированию от объекта, становится возможной продуктивная деятельность человека. Он должен был представить себе топор и колесо наглядно, прежде чем научился делать их на практике.

Все чувственные образы не существуют без и вне человека. В этом смысле они субъективны. В то же время они объективны по своему источнику и содержанию, поскольку информация, содержащаяся в этих формах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта.

С помощью органов чувств человек не способен составить представление о сущности объектов, которые он распознает. Человек преодолевает это ограничение чувств с помощью рационального мышления. Рациональное познание, в отличие от сенсорного, является опосредованным. Это означает, что человек, который думает о предметах, не вступает с ними в непосредственный контакт. Первоначальная информация об объектах рационального мышления поступает к человеку от органов чувств или в результате предшествующего рационального познания.

Логическое (рациональное) мышление является обобщенным и абстрактным. В мышлении человек отходит от многих сенсорно-конкретных признаков, формирует представления об общих и типичных свойствах объектов, образует логические абстракции (например, стоимость, энергия и т.д.). С помощью логических абстракций познающий субъект способен проникнуть в сущность изучаемого объекта.

Логический образ существует в виде мысли об объекте. Различают объект мышления (то, о чем мы думаем), содержание мышления (то, что мы представляем в мыслях) и форму мышления (то, как мы думаем). Основные формы мышления: замысел, суждение, умозаключение.

Все логические рассуждения строятся на основе таких понятий, как элементарные единицы. Концепция — это всегда логическая абстракция. Она лишена всякой чувствительности. Можно понимать, но не чувствовать.

В научном познании концепция — это сущностное представление о вещи. Она не является независимой от мира предметов, но всегда выражает сущность вещей в абстрактной форме. Представление сущности, конечно, не тождественно обозначению объекта символом или словом. В концептуальном мышлении происходит образное разложение реальности с помощью абстракций: Отделение необходимого от случайного, сущности от явления, содержания от формы.

Субъект и объект познания. Познание и практика

Познание — это особый вид человеческой деятельности, направленный на осмысление окружающего мира и себя в этом мире. Важной особенностью познавательной деятельности является ее осознанность. Познание — это форма активного отношения человека к действительности. Субъект и объект познания — это стороны познавательной деятельности. Чтобы определить сущность познавательной деятельности, необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.

Современная трактовка понятия «субъект» впервые была представлена Декартом и связана с противопоставлением субъекта и объекта. В этом случае субъект познания рассматривается как активное начало в познавательном процессе. Объект познания — это то, на что направлена познавательная активность субъекта (в терминологии Канта — «вещь в себе»). Субъектом познания может быть отдельный человек, группа исследователей, в некотором смысле общество выступает как субъект познания по отношению к природе. Объект познания — это очень общее понятие, которое включает в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное человеческое тело до продуктов своей психической жизнедеятельности.

Необходимо различать объект и субъект познания. Человек как объект исследования является общим для значительной части естественных и всех общественных наук. Но объекты познания в биологии и медицине — физическое строение человека, физиологические процессы, происходящие в его организме, в какой-то степени психические процессы, поскольку они относятся к здоровью человека в целом. В социальных науках человек как социальное существо является предметом познания, и каждая из этих наук изучает человека, а значит, и человека, с определенной точки зрения.

Формирование субъекта познания предполагает постановку задачи познания, выбор средств и методов познания.

Развитие учения о субъекте познания принесло с собой необходимость рассматривать знания в тесной связи с практикой. В истории философии категория практики долгое время разрабатывалась вне доктрины познания. Наиболее подробное развитие связь между познанием и праксисом получила в марксизме. Маркс характеризовал праксис как специфически человеческую, сознательную, целенаправленную, материальную (чувственную, субъективную) деятельность людей по изменению мира.

Таким образом, хотя праксис — это материальная деятельность, она является объективной, в которой материальный и духовный моменты образуют единство. Духовный момент деятельности обеспечивает материальную деятельность, но он не является ведущей стороной практики. Практика материальна в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов.

Типов практики много, они включают в себя материальное производство, социальную практику, которая имеет большое количество своих разновидностей. Социальная практика — это деятельность по установлению, воспроизводству и преобразованию общественных отношений: экономических, политических, правовых, моральных, национальных, межгосударственных, бытовых, брачно-семейных и др. Особым видом практики является техническая деятельность, которая включает в себя в качестве своих элементов конструкторскую и проектную деятельность (проектирование) людей. Инженерная деятельность направлена на преобразование различных устройств, созданных людьми, с помощью которых изменяется окружающая среда. В настоящее время соотношение между различными видами практики существенно меняется, и более важное место занимает ее особый вид — научная практика (научный эксперимент).

Рассмотрение познания в единстве с практикой помогает объяснить, почему познание не является абсолютно самостоятельным видом деятельности, а представляет собой процесс, обусловленный потребностями практики. Именно требования практики стимулируют познавательную активность. Познание развивается под влиянием практических потребностей социальной жизни и совершенствуется по мере развития социальной практики.

Это положение иллюстрируется тем, что познание формируется на основе всей социальной деятельности людей.

Она обеспечивает познавательный процесс необходимым фактическим материалом, который систематизируется, обобщается и обрабатывается, а также — приборами и техническими средствами.

Заключение

Как уже неоднократно упоминалось выше, понятие, суждение, умозаключение — это этапы рационального познания; чувственное познание — это восприятие, воображение, ощущение.

Традиция противопоставления чувственного и рационального познания основана на фундаментальном различии между ощущением и понятием. Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся только к отдельным свойствам объектов; они изменчивы и преходящи. — В отличие от них, концепты являются общими для ряда субъектов, они фиксируют общие свойства объектов, что делает их более стабильными и даже кажутся неизменными, поскольку изменения в концептах можно обнаружить, только применяя принцип историзма и учитывая большие промежутки времени. Резкий контраст между чувственным и рациональным привел к вопросу о том, какой из двух видов знания является достоверным. Дилемма чувственного и рационального познания нашла свое окончательное выражение в противостоянии сенсуализмаи рационализма Нового времени. Сенсуалисты считали, что все знания формируются на основе ощущений, поэтому сенсорное знание надежно. Рационалисты не отрицали роли ощущений в познании, но в то же время считали, что именно разум придает знанию характер всеобщности и необходимости. Поскольку разум производит знание, а не мнение, рациональное, а не чувственное знание является надежным.

Исходя из сенсуалистического взгляда, что все знания получаются из органов чувств, скептики делают вывод, что мир непознаваем. С точки зрения скептицизма, относительность чувственного знания, его принадлежность конкретному субъекту, указывает на ненадежность всего знания, на отсутствие или недоступность истины как таковой.

Список литературы

1) Попов Е.В. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Е.В.Попов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.

2) Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О. В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2009. – 592с.

3) URL: http://ru.wikipedia.org (электронный ресурс)

[1] Источник 1 http://www.i-u.ru/biblio/%&Ovr0/alekseev_filosofija.zip Антиплагиат 3,99%

[2] Источник 2 http://filreferat.popal.ru/article2215.html Антиплагиат 2,15%

[3] Источник 3 http://www.vspu.ru/booksarch/galamian.zip Антиплагиат 1,79%

[4] Источник 4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%83%… Антиплагиат 1,52%

[5] Источник 5 http://referatx.ru/open/7881/427000.html Антиплагиат 1,12%

[6] Источник 6 http://study.online.ks.ua/spargalka/files11/n_0404041.zip Антиплагиат 0,68%

[7] Источник 7 http://www.bobych.ru/lection/filosofia2/041.html Антиплагиат 0,56%

[8] Источник 8 http://www.5ballov.ru/referats/archive/18/5ballov-18098.zip Антиплагиат 0,54%