Для связи в whatsapp +905441085890

Специфика научного познания в античной Греции — Концепция античной науки

Человек приобрел знания об окружающем его мире в тяжелой борьбе за существование. В этой борьбе его далекие предки изолировали себя от животного мира и развили свои руки и интеллект. От случайного и неосознанного использования палок и камней для жилья и пищи он перешел к изготовлению орудий труда, сначала в виде грубо и примитивно обработанных кусков камня, затем ко все более сложным каменным орудиям, к лукам и стрелам, рыболовным снастям, охотничьим ловушкам — этим первым программным устройствам. Величайшим завоеванием человека стало приобретение и использование огня. В этой эволюции, длившейся тысячи и тысячи лет, формировалось человеческое сознание, развивался язык, накапливались знания и представления о мире, появились первые антропоморфные объяснения окружающих явлений, остатки которых сохранились в нашем языке. Как и у первобытного человека, солнце «бежит», месяц «смотрит» и т.д.

У первобытного человека не было другого способа понять природу, сравнить ее с одушевленным существом и наделить ее чувствами и сознанием. Из этого источника развивались научные знания и религиозные верования.

В библейском мифе о сотворении мира, который был записан уже в эпоху развитого рабовладельческого общества, эти антропоморфные представления о Боге, который действует как человек-земледелец, совершает мелиоративные работы (отделяет воду от земли), зажигает огонь («да будет свет»), создает все окружающее, а после трудов отдыхает, выражены очень четко.

Наряду с этими фантастическими представлениями о природе, человек обогатился реальными знаниями о небесных телах, растениях и животных, движениях и силах, метеорологических явлениях и т.д. Накопленные знания и практические навыки, передаваемые из поколения в поколение, формировали начальный фон для будущей науки. С развитием общества и социальной работы были созданы условия для устойчивой цивилизации. Появление сельского хозяйства сыграло решающую роль в этом процессе. Там, где условия позволяли получать стабильные урожаи на одном и том же месте из года в год, возникали поселения, города, а затем и государства.

Такие условия возникли на севере Африки в долине Нила, где ежегодные наводнения оставляли на полях плодородный ил, в районе между реками Тигр и Евфрат, где уже в IV тысячелетии до н.э. образовались древнейшие рабовладельческие государства, ставшие колыбелью современной науки. Система орошаемого земледелия, добыча и обработка металлов (меди), развитие технологий и производство орудий труда создали условия для возникновения сложного социального организма с развитой экономикой. Социальные потребности привели к появлению письменности: Иероглифика в Египте, клинопись в Вавилонии, возникновение астрономических и математических знаний.

Великие пирамиды Египта, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в III тысячелетии до нашей эры государство смогло организовать огромные массы людей, вести учет материалов, рабочей силы, затраченного труда. Для этого нужны были особые люди, работники умственного труда. В Египте экономические записи вели писцы, которым приписывают фиксацию научных знаний того времени. Знаменитые памятники второго тысячелетия — Бычий папирус, хранящийся в Британском музее, и Московский папирус — содержат решения различных задач, встречающихся на практике, математические расчеты, вычисления площадей и объемов. В Московском папирусе есть формула для вычисления объема усеченной пирамиды. Площадь круга вычислялась египтянами путем возведения в квадрат восьми девятых диаметра, что дает довольно хорошее приближение 3,16 для K.

Специфика научного познания в античной Греции

Концепция античной науки

Среди ученых можно наблюдать две крайние точки зрения на концепцию науки, обе из которых радикально противоречат друг другу.

Согласно первой точке зрения, наука в подлинном смысле слова возникла в Европе только в 16-17 веках, в период, который принято называть Великой научной революцией. Ее возникновение связано с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. К этому периоду можно отнести зарождение собственно научного метода, который характеризуется специфическим соотношением теории и эксперимента. В то же время была признана роль математизации естественных наук — процесса, который продолжается до наших дней и уже охватил ряд областей знаний, влияющих на человека и человеческое общество. Строго говоря, древние мыслители еще не знали экспериментов и поэтому не имели подлинно научного метода: их выводы по большей части были плодом необоснованных догадок, которые не могли быть подвергнуты никакой реальной проверке. Исключение, пожалуй, можно сделать только для математики, которая в силу своей специфики имеет чисто умозрительный характер и поэтому не нуждается в экспериментах. Что касается научного естествознания, то в античности его фактически не существовало; были лишь слабые зачатки более поздних научных дисциплин, которые представляли собой незрелые обобщения на основе случайных наблюдений и практических данных. Глобальные идеи древних о происхождении и устройстве мира не могут быть приняты наукой: В лучшем случае их можно отнести к тому, что позже стали называть натурфилософией (этот термин, очевидно, имеет одиозный оттенок в глазах представителей точного естествознания).

Другая точка зрения, прямо противоположная только что представленной, не накладывает жестких ограничений на понятие науки. По мнению ее приверженцев, наука в широком смысле слова может рассматриваться как любая совокупность знаний, относящихся к реальному миру, окружающему человека. С этой точки зрения зарождение математической науки следует отнести к тому времени, когда человек начал производить первые, даже самые элементарные операции с числами; астрономия появилась одновременно с первыми наблюдениями за движением небесных тел; наличие определенного количества сведений о фауне и флоре, характерных для данной географической местности, уже может служить доказательством первых шагов зоологии и ботаники. Если это так, то ни греческая, ни какая-либо другая известная нам историческая цивилизация не может претендовать на то, чтобы считаться родиной науки, ибо истоки последней лежат где-то очень далеко, в туманной глубине веков.

Если мы обратимся к раннему периоду развития науки, то увидим, что там имели место различные ситуации. Например, вавилонскую астрономию следовало бы отнести к прикладным дисциплинам, поскольку она преследовала чисто практические цели. В своих наблюдениях вавилонские звездочеты меньше всего интересовались строением Вселенной, истинным (а не только видимым) движением планет, причинами таких явлений, как солнечные и лунные затмения. Эти вопросы, видимо, вообще не возникали у них. Их задачей было вычислить возникновение таких явлений, которые, согласно представлениям того времени, оказывали благоприятное или, наоборот, неблагоприятное влияние на судьбы людей и даже целых царств. Поэтому, несмотря на большое количество наблюдений и сложные математические методы, с помощью которых обрабатывались эти материалы, вавилонскую астрономию нельзя считать наукой в подлинном смысле этого слова.

Признаки и специфика античной науки

Существует четыре основных признака древней науки. Эти признаки также являются признаками ее отличия от ненауки предшествующей истории:

  1. наука как деятельность по приобретению новых знаний. Для ее реализации необходимы определенные условия: особая категория людей, средства для ее реализации и достаточно развитые средства фиксации знаний;
  2. самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания;
  3. рациональный характер науки, выражающийся прежде всего в доказательности ее определений и в наличии специальных методов получения и проверки знаний;
  4. систематика (систематичность) научного знания, как по предмету, так и по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.

Обращаясь к античной науке в период ее наивысших достижений, можно найти в ней черту, которая принципиально отличает ее от науки нового времени. Несмотря на блестящие успехи античной науки в эпоху Евклида и Архимеда, ей не хватало существенного компонента, без которого мы сегодня не можем представить себе такие науки, как физика, химия и в некоторой степени биология. Этим ингредиентом был экспериментальный метод, созданный творцами современной науки — Галилеем, Бойлем, Ньютоном и Гюйгенсом. Древняя наука понимала важность экспериментального знания, как это доказывали Аристотель и даже Демокрит до него. Древние ученые умели наблюдать за окружающей природой. Они достигли высокого уровня в технике измерения длин и углов, о чем свидетельствуют разработанные ими методы определения размеров земной сферы (Эратосфен), измерения видимого диска Солнца (Архимед) или определения расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Посидоний, Птолемей). Но эксперимент как искусственное воспроизведение природных явлений, в котором исключены второстепенные и несущественные эффекты, и который имеет целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение, — такой эксперимент не был известен древности. Между тем, такой эксперимент лежит в основе физики и химии — наук, сыгравших ведущую роль в естествознании современности. Это объясняет, почему большое количество физических и химических явлений в древности оставалось во власти чисто качественных спекуляций, не дожидаясь появления адекватного научного метода.

Одним из атрибутов истинной науки является ее самоценность, стремление к знаниям ради самих знаний. Но этот признак ни в коем случае не исключает возможности практического использования научных открытий. Великая научная революция XVI-XVII веков заложила теоретические основы для последующего развития промышленного производства и направила новое на использование природных сил в интересах человека. С другой стороны, потребности технологии стали мощным стимулом для научного прогресса в современную эпоху. Это взаимодействие между наукой и практикой с течением времени становится все более тесным и эффективным. В наше время наука стала самой важной производительной силой общества.

В древние времена не было такой взаимосвязи между наукой и практикой. Древняя экономика, основанная на использовании ручного рабского труда, не нуждалась в развитии технологий. По этой причине греко-римская наука, за некоторыми исключениями (к которым, в частности, относятся инженерные работы Архимеда), не имела доступа к практике. С другой стороны, технические достижения античности — в архитектуре, кораблестроении и военной технике — не имели! связи с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия в конечном итоге оказалось губительным для античной науки.

Начальный этап античной науки

Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Востока, истинной родиной современной науки была Древняя Греция. Здесь родилась теоретическая наука, которая развивала научные представления о мире, не сводимые к сумме практических предписаний; здесь был разработан научный метод. Если египетский или вавилонский писец, сформулировавший правило арифметики, писал: «Сделай так», не объясняя, почему нужно делать «так», то греческий ученый требовал. Основатель атомистики Демокрит произнес по этому поводу замечательные слова: «Найти научное доказательство значит для меня больше, чем управлять всей Персидской империей. Современная наука хорошо помнит, кому она обязана своим рождением. Об этом свидетельствуют названия наук: математика, механика, физика, биология, география и т.д., научные термины греческого происхождения, заимствованные из греческого языка (масса, атом, электрон, изотоп и т.д.), использование греческих букв в формулах, наконец, имена греческих ученых: Фалес, Пифагор, Демокрит, Аристотель, Архимед, Евклид, Птолемей и другие, сохранившиеся в научной литературе.

Вавилонская и египетская наука, как уже говорилось, возникла из потребностей практики. Что касается теоретической мысли египтян и вавилонян, то она не выходила за рамки анимизма и мифологии; монополия на объяснение тайн принадлежала жрецам. Древние греки смогли подняться над этим уровнем и поставили перед собой задачу понять природу без привлечения таинственных, божественных сил, каковыми она и являлась.

В Древней Греции человеческий разум впервые осознал свою силу, и люди стали заниматься наукой не только потому, что это было необходимо, но и потому, что это было интересно, они испытывали «радость познания», по словам Аристотеля Первых ученых называли философами, то есть «любителями мудрости», и в греческом обществе возникла потребность в учителях мудрости, вокруг которых и родилась профессия ученого и учителя.

Академия Платона и Лицей Аристотеля были первыми в мире образовательными и научными учреждениями, предшественниками современного высшего образования. Постепенно в Древней Греции появились специалисты в определенных областях: Инженеры, врачи, астрономы, математики, географы и историки, а также научные учреждения, такие как Александрийский музей, предтеча современных научно-исследовательских институтов. Это было также место, где рождалась научная информация в виде научных эссе, лекций, дебатов и ученой переписки.

Таким образом, систематические научные исследования, научное преподавание, появление ученых-специалистов и научная информация зародились в Древней Греции.

Древняя Греция стала родиной и историей науки. Информацию о многих научных достижениях древнегреческих ученых мы часто получали из текстов других ученых и греческих историков науки.

Появление греческой науки обычно относят к периоду процветания городов Малой Азии (VII-VI века до н.э.). Ионийские города Милет и Эфес, острова Средиземноморья и греческие колонии на юге Италии стали местом, где работали первые греческие ученые.

Греческая наука зародилась в атмосфере напряженной политической и экономической жизни, бурных выступлений демоса (народа) против правления аристократических родов; она возникла на торговых путях, идущих из стран Востока. Динамичная социальная ситуация, быстрые социальные изменения привели к идеям об изменениях в окружающем мире. «Все течет!» — утверждал философ Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.). «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Фалес Милетский (ок. 624-547 гг. до н.э.), отец греческой науки, и другие представители ионийской школы: Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) отстаивали идею материального происхождения всех вещей и их развития из этого происхождения. Так, Фалес считал, что такой основой является вода, Анаксимандр — некое бесконечное и неопределенное начало «элейрон», Анаксимен — воздух.

Греческая наука

Важно отметить, что эллинская наука, которая развивалась в рамках, свободных от религиозных догм, была глубоко светской и рациональной. Многие важные отрасли современных фундаментальных наук — астрономия, анатомия, ботаника, геометрия, грамматика, зоология, история, математика, механика, физика, филология, философия и множество других — были начаты греками. Примечательно, что все эти имена имеют древнегреческое происхождение.

В конце VII — начале VI веков до н.э. в ряде греческих городов Малой Азии и на Балканах многие представители уже сформировавшихся общин пытались присвоить богатые культурные достижения древневосточных народов, которые стали отправной точкой для создания высшей античной культуры и науки. В поисках объяснения важнейших явлений окружающей нас природы, их формирования и изменения, философы (в переводе с греческого — «друзья мудрости») заложили основы единой, но еще не сформулированной науки — философии.

Считается, что в основе генезиса древнегреческой философии лежал социальный опыт гражданина греческого полиса. Полис и отношения граждан в полисе были моделью, с помощью которой философы размышляли о мире и мироустройстве. Это был также космос, который они понимали как мир-полис, космос, который, кроме того, был совершенным, идеально упорядоченным и хорошо организованным. С этой точки зрения человек, гражданин полиса (как микрокосм), был живой частью этого божественного, единого целого (макрокосма). Силой своего разума, связанного со всем мироустройством, он постиг окружающий мир в его совершенстве и порядке.

На рубеже архаического и классического периодов, и особенно в период расцвета греческого полиса происходит не только дробление философии на различные философские школы, но и вычленение из них ряда конкретных наук — математики, астрономии, медицины, истории и т.д.. После формирования системы эллинистических государств и образования крупных культурных и научных центров греческая наука достигла своих высот.

В Александрии, Египет, Птолемеями была создана огромная библиотека рукописей, которая достигла 700 000 экземпляров. Здесь же было организовано специальное научное учреждение под названием «мусейон» (т.е. Храм Мусейона). (т.е. Храм Муз), где работали ученые царской службы. Они сделали множество открытий в области точных наук (математика, физика, география, астрономия, механика, медицина, агрономия и т.д.). Появляется настоящая научная литература — филологические исследования, словари, переводы в стихах научных трактатов и т.д. Среди ученых Александрийского Мусейона была группа исследователей, которые собирали, критически обрабатывали и комментировали произведения поэтов, драматургов и историков классического периода. Они также установили правила письменного языка и создали научную грамматику.

Невозможно перечислить все достижения в научной и культурной областях этого одаренного народа. Фактически, творческое наследие греков стало основой культуры всего современного человечества.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг.
  2. Н.Ф. Федоров. «Философия общего дела» — Биография и философские взгляды Н.Ф. Федорова
  3. Бернард Бозанкет, английский философ, представитель неогегельянства
  4. Школа Фа Цзя (легизм) как оппонент конфуцианской философии
  5. Механизмы социокультурного изменения
  6. Географический детерминизм: его сущность и основные черты
  7. Семен Людвигович Франк, русский философ, религиозный мыслитель
  8. Уровни познания
  9. Авраам Ибн Дауд, еврейский богослов-философ
  10. Эволюция нравственных представлений