Для связи в whatsapp +905441085890

Специфика постклассического типа философии. — Социокультурные ориентации

В середине XIX века классическая философия завершила свое развитие. Его главной отличительной чертой было прославление человеческого разума, утверждение безграничности человеческого знания как залога реализации гуманистических идеалов. С этим было связано определенное понимание человека и общества, что являлось отличительной чертой философии Просвещения. Она характеризовалась верой в возможность рационального общественного устройства и необходимость общего просвещения.

Критика классической мысли была частью глубокого интеллектуального кризиса, охватившего Европу на рубеже веков. На опыте всех ужасов Первой мировой войны люди поняли, что научно-технический прогресс не привел человечество к такому же прогрессу в области нравственности; напротив, произошел моральный упадок, который потребовал своего рода размышлений, поиска причин и путей выхода, если это вообще возможно.

С приходом новой, современной эпохи формируется новая, современная интеллектуальная культура, а вместе с ней и современная философия, которая контрастирует с более ранней, традиционной философией. И философия не является исключением в этом отношении. Так, в истории логико-математических и естественных наук давно используются термины «традиционная наука» и «современная наука», причем последние сформировались уже во второй половине XIX века. Подобные процессы происходят и в искусстве — вспомним хотя бы борьбу французских импрессионистов как представителей зарождающегося «современного искусства» с представителями традиционных направлений в живописи конца XIX века. В религии в этот период также появляются новые нетрадиционные формы убеждений.

Новые течения — в рамках современной духовной культуры — должны, конечно, сосуществовать со старыми, а также противостоять им, изменять и адаптировать их к изменившимся, «современным» условиям. Поэтому современная духовная культура представляет собой некое единство, синтез двух течений: измененного старого и возникающего нового, иными словами, единство классического и неклассического.

Такой контраст встречается почти во всех сферах духовной жизни. Давайте снова возьмем в качестве примера науку, особенно математику и естественные науки. Мы давно говорим здесь о «классической науке» и «неклассической науке». Примерами классической науки являются аристотелевский силлогизм, диофантовая арифметика, евклидовая геометрия, ньютоновская физика. Они контрастируют как модели неклассической науки: символическая логика, булева алгебра, геометрия Лобачевского и Римана, общая и особая относительность.

Специфика постклассического типа философии. -  Социокультурные ориентации

Социокультурные ориентации

Во второй половине 19 века постепенно готовился переход к новой, неклассической науке, и примерно на рубеже 20 века начался переход к новой, неклассической науке. И не случайно примерно в это же время в философии происходит отход от классиков, и даже восстание против них. Это проявляется в изменении философских принципов, моделей или (как мы часто говорим сегодня, используя древнегреческое слово) парадигм. Наиболее очевидным примером такого изменения является отношение к разуму, которое лежит в основе философии Нового времени, но в этот период подлежит пересмотру и отрицанию. Все это указывает на внутреннее родство и общий социально-исторический отпечаток широкого интеллектуального процесса переоценки ценностей, который продолжается и находит новый импульс даже в наше время.

Рассмотрение современной философии может быть организовано вокруг сопоставления классических и неклассических типов философии, каждый из которых сочетает в себе целый ряд различных течений. Разрыв между классической и неклассической философией связан, прежде всего, с отношением к традиционному рационализму и его противоположностью — иррациональным, крайними полюсами которых являются догматический консервативный традиционализм и «радикальный нигилизм». На особенности развития философии в XX веке существенное влияние оказывают социокультурные процессы, в частности, резко меняющийся статус науки в обществе и культуре в целом. Наука в виде своих положительных и отрицательных результатов буквально проникает на все уровни социального существования, заставляя каждого человека развивать свое отношение к ней. Как будто культура «расколота» на тех, кто выступает за научно-технический прогресс, и на тех, кто против него. В фокусе этих позиций не наука как таковая, а их культурно выстроенный имидж.

В результате в современной культуре возникают две социокультурные ориентации, каждая из которых понимает этот абсолютизированный образ науки специфически, по-разному — ученый и антинаучный.

Наука проявляется в идеологической позиции, что научное знание является высшей культурной ценностью, которой должны соответствовать по содержанию все другие формы интеллектуального присвоения существования. Исторически сложилось так, что идеалом для ученого (что выражается в этимологии слова) является прежде всего наиболее развитая естественнонаучная и математическая наука. Не только другие способы и методы получения знаний, например, характерные для гуманитарных наук, но и все достижения человеческого разума, которые претендуют на постижение истины, ставятся на колени, как прокрустская постель.

Против этой позиции выступает антинаучный подход, социокультурная ориентация, основанная на всесторонней критике науки как социального института и как формы понимания мира, рассматривая его как «демона, выпущенного из бутылки», который сейчас угрожает самому существованию человеческой цивилизации. Различные виды вненаучных или внерациональных (иррациональных) способов понимания существования выдвигаются в качестве альтернатив науке, научным знаниям, а в некоторых случаях даже рациональному взгляду на мир в целом.

Позитивизм в философии

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — широко разветвленное течение в буржуазной социологии. Уже Ульянов (Ленин) назвал позитивизм «презренной партией середины в социологии», потому что все его разновидности претендуют на то, чтобы подняться «над» материализмом и идеализмом, пытаясь найти «третью черту» в философии и социологии. Позитивисты заявляют, что все важные проблемы, с которыми веками сталкивалась философия (вопрос о связи мысли с бытием и т.д.), надуманны, бессмысленны. По их мнению, социология и философия не должны выходить за рамки «позитивного», позитивного знания, то есть экспериментальных данных науки. А наука, человеческий опыт, по их мнению, не имеют доступа к сути вещей. Наука может только описать внешние связи между явлениями, прояснить их внешнее сходство, последовательность, но не те законы, которые определяют их изменение, развитие. Характерной чертой позитивизма, таким образом, является агностицизм. Утверждая, что он научный, он пытается наложить ограничения на научные знания. Под предлогом преодоления односторонности как материализма, так и идеализма, позитивизм на самом деле проникает в субъективный идеализм в скрытой форме, в духе идеализма он объясняет достижения науки.

Идеалистический характер взглядов позитивистов проявляется в их интерпретации понятия опыта, одного из базовых понятий позитивистской социологии. В опыте, утверждают позитивисты, человек не может определить объективную природу объектов, явлений, не может проникнуть в их сущность, потому что он озабочен только своим внутренним миром, не выходит за рамки своего восприятия, опыта. Позитивизм стремится включить все научные знания в рамки субъективного опыта человека. Позитивизм возник во второй трети 19 века. Важную роль в развитии позитивистских взглядов в этот период сыграли также Mill, Spencer (Англия). Пытаясь доказать «справедливость» позитивистской точки зрения, Комте выдвинул идеалистическую схему, согласно которой знание проходит три этапа своего исторического развития. На первом этапе (теологическом) человек видит причину наблюдаемых явлений в действии сверхъестественных сил; на втором этапе (метафизическом) он основывает эти явления на каких-то абстрактных сущностях (например, на природе), и только на третьем этапе (положительном) он распознает опытное, практически полезное знание. Это схема, на которой Комте строит весь исторический процесс. По его мнению, прогресс общества — это просто развитие ментальных способностей человечества. Враждебными к материалистической концепции истории были взгляды других представителей позитивизма. Спенсер, например, утверждал так называемую органическую теорию общества. Сравнивая общество с биологическим организмом, он утверждал, что социальная жизнь стремится к балансу сил, гармонии классовых интересов. Исходя из этого, он объявил социальные революции «вредными». Дальнейшее развитие позитивизма связано с именами Маха и Авенария (конец XIX в.) — основоположников эмпирической критики («второго» позитивизма). Если основатели позитивизма объясняли вопрос о том, существует ли материя в реальности, то для эмпирио-критиков (машинистов) материя — лишь соединение ощущений. Третьим этапом в истории позитивизма является неопсивизм, возникший в 20-30-х годах 20 века. Его также называют логическим (лингвистическим) позитивизмом, потому что он объясняет как субъекту социологии логическую структуру науки, ее язык. Это одна из наиболее распространенных тенденций в современной западной социологии.

Иррационализм и «философия жизни». А. Шопенгауэр, Ф. Ницше

Неклассическая идеалистическая философия была направлена на критику немецкой классической философии, особенно Гегеля, не с новыми подходами (как это делали материалисты и позитивисты), а со старыми. Представители неклассической философии стремились объяснить мир, как и «классики», с точки зрения идеализма, но найти старый, до-гегегелевский и доклассический идеализм (например, идеализм Платона и других) и новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX века были иррационализм и «философия жизни» и были представлены, прежде всего, произведениями Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие мира как целостной и узорчатой системы, критиковал гегелийскую диалектику и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что мир вокруг нас — это бессвязный хаос, не имеет целостности, внутренних законов, законов развития, не контролируется разумом и подчиняется другим движущим силам, таким как аффекты, воля.

Видным представителем иррационализма был Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против гегелевской диалектики и историзма, призывал к возвращению в кантиянизм и платонизм, провозглашал волюнтаризм как универсальный принцип своей философии, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля.

В своей книге «Мир как воля и воображение» философ выводит логический закон достаточного разума, согласно которому истинная философия должна исходить не от объекта (как это делают материалисты), не от субъекта (как это делают субъективные идеалисты), а только от воображения, которое является фактом сознания.

Восприятия (а не объективная реальность и не познающий субъект) сами по себе делятся на объект и субъект. В основе объекта представительства лежит закон достаточных оснований, который подразделяется на четыре самостоятельных закона

  • Закон бытия — для пространства и времени;
  • закон причинности — для материального мира;
  • закон логического разума для познания;
  • закон о мотивации человеческой деятельности.

Таким образом, окружающий мир (представление субъекта) сводится к бытию, причинности, логическому разуму и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта:

  • прямое познание;
  • абстрактное (рефлексивное) познание;
  • интуиция.

Согласно Шопенгауэру, воля является абсолютным началом, корнем всех существ, идеальной силой, способной определять и влиять на всех существ. Уилл также является высшим космическим принципом, лежащим в основе Вселенной.

Объясняя волю как универсальную сущность вещей, Шопенгауэр опирается на кантианство, в частности на теорию Канта о том, что в сознании отражаются (фиксируются) только образы вещей окружающего мира и что их внутренняя сущность — неразгаданная тайна («вещь сама по себе»).

Шопенгауэр использует эту теорию с позиции волюнтаризма:

  • Мир вокруг нас — это всего лишь мир представлений в сознании человека;
  • Сущность мира, его вещей, его явлений — это не «вещь сама по себе», а воля;
  • мир явлений и мир сущности — это соответственно мир идей и мир воли;
  • Как воля человека определяет его действия, так и вселенская воля действует во всем мире, воля вещей и явлений, вызывает внешние события в мире, движение вещей, появление явлений;
  • Воля присутствует не только в живых организмах, но и в неживой природе в виде «бессознательной», «спящей» воли;
  • мир вокруг нас по своей сути является осуществлением воли.

Философия марксизма

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895) во второй половине XIX века и является неотъемлемой частью более широкой доктрины — марксизма, которая, помимо философии, включает в себя экономику (политическую экономику) и социально-политические вопросы (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие вопросы того времени. Она получила широкое распространение (вышла за пределы Германии, стала интернациональной) в мире и приобрела большую популярность в конце XIX — первой половине XX века.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и сделана догмой.

В основе философского марксизма лежат работы его основателей:

«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;

«Das Kapital» К. Маркса;

«Экономико-философские рукописи 1844 года». C. Маркс;

«Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;

«Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;

«Диалектика природы» Ф. Энгельса;

«Антидюринг» Ф. Энгельса;

«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса;

«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.

Материалистическая философия, предшествовавшая философии марксизма (Демокрит, Эпикур, английские материалисты XVII века, Бекон, Гоббс). — Бекон, Гоббс и Локк, французские философы эпохи Просвещения XVIII века, атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха в середине XIX века); стремительный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория гл. Теория Дарвина, открытие клеточной структуры в живых организмах, изобретение проводного телеграфа, паровоза, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в области производства, механизации труда); Падение идеалов Французской революции (свобода, равенство, братство, идеи Французского Просвещения), невозможность их реализации в реальной жизни; усиление межклассовых противоречий и конфликтов (революции 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская Коммуна, революция 1839 г., войны 1839 г. и др. ), реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.); кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной силы в консервативную, кризис буржуазного брака и морали) — все это способствовало развитию и распространению марксистской философии и самого марксизма.

Историческое значение марксизма было связано и связано с деятельностью великих масс людей — пролетариев, чей интерес эта социальная теория защищала и выражала. Вместо мировой индустриализации, последовавшей за появлением и развитием пролетариата в различных странах, распространился и марксизм. На протяжении истории появляются новые формы производства, меняется социальная структура общества, меняется сам пролетариат, его состав, вес в общественных делах. Сегодня наемные работники составляют большинство человечества. В результате социальная база марксизма значительно выросла; вместе с течением истории развивается марксизм в целом и философия как его часть.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера — «Вне закона»
  2. Теория постиндустриального общества Д. Белла
  3. Основное положение гносеологии Канта
  4. Анализ философской лирики
  5. Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии
  6. Готфрид Вильгельм Лейбниц — немецкий философ
  7. Человек в философии западного средневековья и эпохи Возрождения
  8. Понятие социальной революции
  9. Специфика средневековой схоластики
  10. Пантеизм и деизм в метафизике нового времени