Для связи в whatsapp +905441085890

Специфика развития личности — Развитие личности как педагогическая проблема

В момент рождения человек еще не обладает всей полнотой человеческих характеристик. Он приходит в мир как индивидуум, то есть как единое естественное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально выраженных характеристик. Эта концепция является биологической, естественной, а не социальной. Она не включает в себя особенности человеческого общества, в котором должен жить человек.

В то же время понятие «личность» включает в себя предпосылки психических качеств, или психических характеристик личности, которые, развивают и создают личность человека. Личность самообразование социализация педагогическая

Как человек формирует личность? Как эти предпосылки психических и социальных качеств, унаследованных каждым из нас на генетическом уровне, созревают в характеристиках личности?

Специфика развития личности - Развитие личности как педагогическая проблема

Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и центральных проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: Возрастная физиология и анатомия, социология, детская и педагогическая психология и др. Педагогика изучает и определяет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. В педагогике и психологии существуют три основных направления проблемы личности и ее развития: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологической тенденции, рассматривая личность как сугубо естественное существо, объясняют все поведение человека действием присущих ему от рождения потребностей, побуждений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества, постоянно подавляя естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или заменяет неудовлетворенные естественные потребности каким-либо видом деятельности.

Представители социологической школы мысли считают, что хотя человек рождается как биологическое существо, он постепенно социализируется в течение своей жизни под влиянием тех социальных групп, с которыми он взаимодействует. Чем ниже уровень развития человека, тем ярче и острее проявляются его биологические черты, особенно инстинкты обладания, разрушения, сексуальности и так далее.

Представители биосоциального направления считают, что психологические процессы (ощущения, восприятие, мышление и т.д.) носят биологический характер, а ориентация, интересы, способности человека формируются как социальные явления. Такое разделение личности не может объяснить их поведение или развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности влияют не только на особенности ее деятельности, но и на образ жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты общественной жизни, которые формируют общий облик личности и придают ей силы для преодоления физических недостатков и черт характера (вспыльчивость, застенчивость и т.д.).

Личность, являющаяся продуктом социальной жизни, в то же время является живым организмом. Взаимосвязь между социальным и биологическим в формировании и поведении личности чрезвычайно сложна и по-разному влияет на нее на разных стадиях развития человека, в разных ситуациях и способах общения с другими людьми. Таким образом, мужество может достичь точки безрассудства, когда оно стимулируется желанием привлечь внимание (естественная потребность в признании). Другого человека вдохновляет мужество столкнуться с жизненными трудностями, даже если никто, кроме него самого, не знает о них. Важно также видеть, в какой степени выражается качество. Например, чрезмерная вежливость может граничить с лизоблюдством, послушание может быть показателем пассивного соблюдения требований, равнодушие и беспокойство могут свидетельствовать о живом интересе, быстрой смене внимания и т.д.

По мнению Л. С. Выготского, личность — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает в человеке для выполнения этих функций. Основными функциями личности являются творческое развитие социального опыта и вовлечение человека в систему социальных отношений. Все аспекты личности раскрываются только через деятельность и отношения с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Таким образом, важнейшей особенностью личности является социальный облик человека, со всеми его проявлениями, которые связаны с жизнью окружающих его людей.

Существуют также различия в понимании природы развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Приверженцы диалектического материализма рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мысли, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и увядание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности — это единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловлена противоречивым характером процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступая в качестве движущих сил развития личности. Эти противоречия включают в себя:

Противоречие между новыми потребностями, создаваемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

Противоречие между повышенными физическими и умственными способностями ребенка и старыми, ранее устоявшимися формами взаимоотношений и деятельности.

противоречие между растущими требованиями общества, взрослой группы и современным уровнем личностного развития (В.А. Крутецкий).

Указанные противоречия типичны для всех возрастных групп, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они возникают. Разрешение противоречий происходит путем формирования более высоких уровней действия. В результате ребенок достигает более высокой ступени своего развития. Потребность удовлетворена, противоречие разрешено. Но удовлетворенная потребность порождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается.

В процессе формирования и обучения общие противоречия конкретизируются и приобретают более конкретные формы. Это противоречия между требованиями к учащимся и их готовностью воспринимать и реализовывать эти требования, между педагогическим эффектом и «сопротивлением материала» (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе существуют также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие в результате недостатков в педагогической работе.

Суть социализации и ее этапы

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация» 0, которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Концепция социализации как процесса полной интеграции индивида в социальную систему, в ходе которого происходит его адаптация, была разработана в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация проявляется в понятии «адаптация». Понятие адаптации, как одно из центральных понятий биологии, означает адаптацию живого существа к условиям окружающей среды. Эта концепция была экстраполирована в социальные науки и стала обозначать процесс адаптации человека к условиям социальной среды. Таким образом, возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптация человека к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам.

С помощью концепции адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его адаптации к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Сущность социализации по-разному трактуется в гуманистической психологии, которую представляет G. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. Она представляет социализацию как процесс самореализации «I-концепции», самореализации потенциалов и творческих способностей человека, как процесс преодоления негативных воздействий окружающей среды, препятствующих его саморазвитию и самоутверждению. Здесь предмет рассматривается как самоустанавливающаяся и развивающаяся система, как продукт самообразования.

Эти два подхода не противоречат друг другу и определяют двустороннюю социализацию. В целях воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур общество пытается сформировать социальные стереотипы и нормы (групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д.), модели ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции к обществу, личность ассимилирует этот социальный опыт, вписываясь в социальную среду, в систему существующих социальных отношений. Однако, благодаря своей естественной деятельности, личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, уникальной индивидуальности. Следствием этой тенденции является развитие и трансформация не только личности, но и общества. Таким образом, сущность социализации раскрывается на стыке таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Его диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация — это процесс на всю жизнь. Она разделена на этапы, каждый из которых «специализирован» в решении определенных проблем, без развития которых следующий этап может не наступить, искажен или заторможен. В отечественной экономике при определении этапов (стадий) социализации предполагается, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие этапы: предрабочий, который включает в себя весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Этот этап, в свою очередь, делится на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, которая включает период от рождения до поступления в школу; подростковая социализация, которая включает образование в школе, колледже, университете и т.д.; рабочий этап включает период зрелости человека. Однако определить демографические границы этого этапа сложно, поскольку он включает в себя весь период трудовой деятельности человека; пострабочий этап, который происходит в старости в связи с прекращением трудовой деятельности.

Этапы социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития человека, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А. В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности нельзя сводить к сумме стадий развития познавательной, эмоциональной и волевой составляющих, характеризующих индивидуальность человека. Исходя из этой позиции, он выделил три макроэтапности социального развития личности на предварительной стадии социализации: детство — адаптация личности, выраженная в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивидуализация, выраженная в потребности личности в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»; отрочество — интеграция, выраженная в приобретении черт и характеристик личности, отвечающих потребностям и запросам группы и их собственному развитию.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными ролями. Через роли человек имеет возможность выразить себя. Через динамику исполняемых ролей можно получить представление о вступлении в социальный мир, через который человек прошел. Достаточно хороший уровень социализации проявляется в том, что человек способен органично вписываться в различные социальные группы, не будучи демонстративным и не унижая себя.

Образование и становление личности

Процессы и результаты социализации по своей сути противоречат друг другу, потому что в идеале социализированный человек должен отвечать требованиям общества и в то же время противостоять негативным тенденциям развития общества, жизненным обстоятельствам, которые тормозят развитие его индивидуальности. Таким образом, нередки случаи, когда люди настолько социализированы, фактически растворены в обществе, что не желают и не могут лично участвовать в реализации принципов жизни. Это во многом зависит от воспитания.

Образование, в отличие от социализации, которая происходит в контексте спонтанного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно направленной социализации 0 (семейное, религиозное, школьное образование). Как социализация, так и социализация имеют ряд отличий в разные периоды развития личности. Одно из наиболее существенных различий, которое происходит во все периоды развития личности, заключается в том, что образование выступает в качестве своеобразного механизма контроля над процессами социализации. Поэтому образование имеет две основные функции: упорядочение всего спектра воздействий (физических, социальных, психологических и т.д.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации для развития личности. В соответствии с этими функциями образование позволяет преодолевать или смягчать негативные последствия социализации, придавать ей гуманистическую направленность, использовать научный потенциал для прогнозирования и построения педагогических стратегий и тактик.

Типы (модели) образования определяются уровнем развития общества, его социальной стратификацией (соотношением социальных групп и слоев) и социально-политическими ориентациями. Таким образом, образование реализуется по-разному в тоталитарных и демократических обществах. Каждая из них воспроизводит свой тип личности, свою систему зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности человека.

Во всех образовательных подходах учитель действует как активное начало вместе с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о том, какие задачи должны решить целеустремленная социализация, организатором которой является учитель.

А. В. В. Мудрик условно выделил три группы задач, которые должны решаться на каждой стадии социализации: природно-культурную, социокультурную и социопсихологическую.

Естественные и культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и полового развития на каждой возрастной стадии, характеризующейся некоторыми нормативными различиями в тех или иных региональных и культурных условиях (различные показатели полового созревания, стандарты мужественности и женственности в различных этнических группах и регионах и т.д.).

Социокультурные задачи — это познавательные, нравственные, ценностные и смысловые задачи, характерные для каждой возрастной группы в конкретном историческом обществе. Они определяются обществом в целом, региональным и непосредственным окружением человека.

Социально-психологические задачи связаны с формированием личной уверенности в себе, самоопределения, самореализации и самоутверждения, которые имеют специфическое содержание и пути их достижения на каждой возрастной стадии.

Решение этих задач в образовательном процессе проистекает из необходимости развития личности. Если на той или иной стадии социализации группа задач или самая важная из них остаются нерешенными, это либо замедляет развитие личности, либо делает его незавершенным.

Роль обучения в развитии личности

Проблема взаимосвязи между обучением и развитием значима не только методологически, но и практически. Его решение зависит от определения содержания образования, выбора форм и методов обучения.

Вспомним, что под обучением мы понимаем не процесс «передачи» готовых знаний от преподавателя к ученику, а широкое взаимодействие между преподавателем и учеником, способ реализации педагогического процесса, направленного на развитие личности через организацию приобретения учеником научных знаний и способов действия. Это процесс стимуляции и контроля за внешней и внутренней деятельностью учащегося, в результате которого формируется процесс познания человеческого опыта. Применительно к обучению развитие понимается как два отдельных, хотя и тесно связанных между собой явления: фактическое биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур; духовное (особенно ментальное) развитие как некая динамика его уровней, как своего рода ментальное созревание.

В психолого-педагогической науке существует, по крайней мере, три точки зрения на взаимосвязь между обучением и развитием. Первым и наиболее распространенным является то, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых процесса. Но обучение считается наложенным на созревание мозга. Таким образом, обучение рассматривается как чисто внешнее использование возможностей, возникающих в процессе развития. У. Стерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не нужно вмешиваться в процесс умственного созревания, не беспокоить его, а терпеливо и пассивно ждать возможности учиться, созревать.

Ученые, придерживающиеся второго взгляда, объединяют обучение и развитие, определяют оба процесса (Джеймс, Торндик).

Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и добавляет к ним новое положение: обучение может не только следовать за развитием, не только идти в ногу с ним, но и предшествовать развитию, продвигать его и вызывать в нем новые образования.

Эта принципиально новая идея была предложена Л.С. Выготским. Основал диссертацию о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С. Выготский выделил две стадии психического развития ребенка. Первый — актуальный этап развития как существующий уровень готовности ученика, который характеризуется тем, какие задачи он может выполнять совершенно самостоятельно. Вторая, более высокая ступень, которую он назвал зоной следующего развития, указывает на то, что ребенок не может делать самостоятельно, но может сделать с небольшой помощью. То, что ребенок делает сегодня с помощью взрослого, по словам Выготского, он будет делать самостоятельно завтра, то, что находилось в зоне очередного развития, переходит в процессе обучения на уровень реального развития.

Современная национальная педагогика стоит на позиции диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет к развитию, в то же время оно строится на нем, но не является чисто механическим.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Влияние воображения на состояние организма — Воображение и органические процессы
  2. Оценка социально-психологического климата в коллективе
  3. Виды психических процессов: чувства
  4. Ведущая деятельность в период раннего детства
  5. Психологические основы сохранения и укрепления психического здоровья педагогов в доу
  6. Выстраивание эмпатического поведения
  7. Виды психологии
  8. Особенности самооценки детей с зпр — Понятие термина «задержка психического развития»
  9. Индивидуально-психологические факторы риска агрессивного поведения у подростков-девочек с девиантным поведением
  10. Аналитическое мышление — Психологическая природа мыслительного процесса