Для связи в whatsapp +905441085890

Сравнение философии нового времени и эпохи просвещения — Начало формирования философского мышления Нового времени

Философия Новой эры — это период развития философии в Западной Европе XVI-XVIII веков, характеризующийся подъёмом капитализма, бурным развитием науки и техники, появлением экспериментального и математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

В это время человечество вступило в новый период своей истории, отмеченный огромным цивилизационным прорывом. За три столетия экономические, политические и культурные формы человеческого существования претерпели изменения. В экономической сфере утвердилось мануфактурное производство и связанное с ним промышленное разделение труда, и все больше людей стали использовать станки. В политической сфере начали развиваться новые идеи прав и свобод человека, конституционного государства, методы их реализации на практике. В сфере культуры на первый план стали выходить научные знания. Выдающиеся достижения в области естественных наук и математики подготовили почву для научно-технической революции. Философия была в авангарде всех этих изменений. В нем обнародована, стимулирована и обобщена их Философия: учебник для вузов / под ред. Лавриненко В.Н. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. с. 311. .

Философия, участвующая в развитии научного знания и часто предшествующая ему, пыталась стать «великим возрождением науки». Такие философы, как Р. Декарт, Б. Паскаль и Х. Лейбниц, сами были отчасти пионерами математики и естественных наук. В то же время они не пытались создать философию, которая фактически перестала быть слугой богословия, слугой естественных наук. Напротив, как того хотели Платон и Аристотель, они отводили философии особое место. Философия должна была играть роль широчайшей доктрины, синтезирующей знания о мире природы, о человеке как части природы и его особой «природе», о его сущности, об обществе, о человеческом разуме, и обязательно о Боге как первом существе, о первом деле, о первом движущем силе всего, что существует. Другими словами, процессы философствования мыслились как «метафизические размышления».

Именно поэтому философов 17 века называют «метафизиками». К этому следует добавить, что их метафизика не была простым продолжением традиционной метафизики, а стала ее инновационной переработкой. Таким образом, инновации являются важнейшей отличительной чертой философии Новой эры по сравнению с схоластикой.

Европейскую философию современного периода XVII-XIX веков называют классической философией. В то время появились оригинальные философские доктрины, которые отличались новизной предлагаемых решений, рациональной ясностью рассуждений и стремлением к приобретению научного статуса.

Сравнение философии нового времени и эпохи просвещения - Начало формирования философского мышления Нового времени

Начало формирования философского мышления Нового времени

Философия Ренессанса и Ренессанса ознаменовала собой поиск новых путей, нового пути, а также нового содержания философии. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Возникла новая форма философского мышления, которую можно назвать философским мышлением Нового времени. Если окончательное расхождение ренессансной мысли и ее философии с томистическо-шоклассическим средневековьем проявилось в отказе прогрессивных социальных классов того времени от феодальных условий и «феодальной» мысли, то философия Нового времени в собственном смысле слова является ее программным выражением во многом уже «реализованных» интересов и взглядов Попова В.Е. Философии. Учебник для высших учебных заведений. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 89…

В философии Бакона и Декарта впервые в целостной теоретической форме были выражены интересы и взгляды зарождающегося класса — буржуазии. Период возникновения их систем (примерно последние годы XVI века и первая половина XVII века) — это время постепенной стагнации экономического процветания итальянских городов, а центр экономического развития постепенно смещается в Англию, Голландию и частично во Францию.

Во второй половине XVI века в Нидерландах происходит бурное экономическое развитие. С развитием производства формируются новые общественные отношения и в то же время усиливаются противоречия между Нидерландами и Испанией. Во второй половине XVI века происходит серия восстаний и мятежей против испанской гегемонии, которой сопротивляются почти все слои голландского общества. Кульминацией восстаний стала первая буржуазная революция в Европе 1609 года.

Голландская буржуазная революция стала первым политическим действием во многом незрелого социального класса — буржуазии.

Во второй половине 15 века Англия также стала державой первостепенной важности и крупной колониальной и торговой державой. Все это приводит к быстрому развитию мануфактурного производства, основанного на наемном труде, то есть на тех общественных отношениях, которые по существу чужды феодализму.

Восходящая буржуазия и дворяне, которые в основном занимаются буржуазным производством, имеют не совсем одинаковые, но совпадающие интересы, особенно в области хозяйственного предпринимательства. Экономическая деятельность и интересы реальной практической жизни приводят этот класс общества (не только в Англии) к ориентации на реальное знание мира, особенно природы, к ориентации на знание, основанное не только на цитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеля, но и на практическом опыте. Повышение социальной значимости класса, сопровождающее развитие экономической и промышленной жизни, и развитие научного знания, особенно научного, основанного на эмпирике и опыте, обеспечивают социальный и эпистемологический фундамент, из которого возникла и черпала силу как особая философия Бекона, так и вся философия Нового времени.

Появление науки Нового времени, особенно естествознания, характеризовалось фокусировкой на знании реальности, которое опиралось на чувства. Переход к сенсорному знанию реальности влечет за собой беспрецедентный рост фактических данных в различных областях как зарождающейся науки и производства, так и социальной (ремесленной) практики.

Новый век

В исследованиях философов XVII века упор делается на методологические и эпистемологические проблемы. Познание рассматривается как отражение реальности в человеческом разуме, как наблюдение и эксперименты с объектами природы, которые раскрывают познающему уму тайну их существования, а сам ум наделен статусом суверенности. Это как наблюдать и исследовать вещи снаружи.

Новый век — это эпоха многогранной критики традиционного средневекового схоластика. Критика схоластики и формирование новой философской парадигмы преследовалась с двух позиций. С одной стороны, философы XVII века признали неадекватность схоластических взглядов и концепций требованиям жизни. — С одной стороны, философы 17-го века — Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Хоббс — поняли, что надежная структура истинной философии может быть построена только на основе экспериментальной естественной науки. Они заложили основу этого эпистемологического течения, которое называлось эмпиризмом.

С другой стороны, многие философы современности рассматривали авторитарную схоластическую философию, для которой догмы христианской доктрины и заповеди «Отцов Церкви» и Аристотеля были единственным источником знаний, как главное препятствие на пути создания основательной научной философии, и обращались к пониманию и обобщению методов математического знания. Они — Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц — видели в истинах математики разворачивающийся «естественный свет» человеческого разума, который своей силой, без помощи каких-либо властей и даже без помощи сверхъестественного «откровения Бога» может проникнуть в любую тайну и постичь любую истину. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций был Р. Декарт. Он стал основоположником этого направления в эпистемологии, которое называлось рационализмом.

Поэтому с первых шагов нового становления философии наука поляризовала философские взгляды: математика и математическая естествознание оказали влияние на философию в направлении ее превращения в абстрактную рациональную науку; эмпирическая методология предложила совершенно иную архитектуру философских взглядов. Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 280..

Одним из первых, кто противопоставил категории схоластической философии и умозрительного мышления о Боге, природе и человеке доктрине «естественной» философии, основанной на эмпирическом знании, был Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Его часто называют последним великим философом Возрождения и основателем философии современности.

Ф.Бакон впервые сформулировал идею всеобщей реформы человеческого знания на основе внедрения экспериментального метода исследований и открытий.

«Цель нашего общества — познание причин и скрытых сил всего сущего и расширение власти человека над природой до тех пор, пока для него все не станет возможным» Хрестоматия по философии /редактор А.Р. Абдуллин. — М.: Кнорус, 2008. С. 275.. Только истинное знание, по словам Бэкона, дает людям реальную власть и обеспечивает их способность изменять лицо мира. Здесь две человеческие тоски — по знаниям и по власти — находят свой оптимальный противовес. Английский мыслитель считал, что все проблемы общества можно решить с помощью научно-технического прогресса.

Декарт и Бэкон

Научный прогресс, по мнению Бэкона, должен быть достигнут в первую очередь за счет перехода от схоластических спекуляций к анализу вещей. Бакон создал индуктивную концепцию научного знания, основанную на опыте и экспериментах, а также конкретную методологию его анализа и обобщения. Опыт и вводный инструктаж занимают центральное место в методической программе Бэкона. Научные знания, по мнению Бэкона, возникают не только из прямых сенсорных данных, но и из целенаправленно организованного опыта, эксперимента.

Английский мыслитель выделил два вида экспериментов — «плодотворные» и «светоносные». Первое приносит человеку прямую пользу, второе — новые знания. Развитие методологии таких экспериментов, несомненно, связано с Бэконом, хотя экспериментальный метод в естествознании был изобретен и применен Роджером Бэконом, Леонардо да Винчи и Галилео Галилеем. Ему также приписывают заслуги в том, что он ввел в широкое интеллектуальное распространение спрос на эмпирические основы знаний.

Одной из важных проблем эпистемологии является проблема истины. Решая его, Ф. Бэкон предполагает, что Бог создал человеческий разум, как зеркало, способное представлять всю Вселенную. Поэтому истина — это точное отражение объектов и природных явлений, а ошибка — это искажение этого зеркала «копия» в результате воздействия различных факторов, загрязняющих сознание, которое Бэкон называет «идолами» (ложные идеи, предрассудки и понятия).

Английский мыслитель выявляет факторы, которые приводят к этим заблуждениям. Среди них: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы места», «идолы театра». «Идолы (духи) рода» обусловлены человеческими чувствами и его разумом, который часто обманывает нас, напоминая неровное зеркало. По словам Бэкона, несовершенство органов чувств преодолевается экспериментальным методом, который улавливает явления природы в их независимости от органов чувств. Помимо «идолов», общих для всех человеческих племен, у каждого человека есть «своя особая пещера» — «пещерные идолы», которые, кроме того, «ослабляют и искажают свет природы» (индивидуальные особенности менталитета и физиологии человека, его характер, его образование и т.д.). По словам Бэкона, коллективный опыт может корректировать опыт человека.

Наконец, многие заблуждения коренятся в некритическом принятии иностранных мнений (особенно, по мнению Бэкона, взглядов Аристотеля) — «кумиров театра». Это тормозит развитие научных знаний. Но какими бы мощными и стойкими ни были все эти идолы, по сути, их можно преодолеть, а знание объективной истины, по мнению Бэкона, возможно на основе построения новой науки и истинного метода Балашова Л.Е. Философии. Учебник. — М.: НОРМА, 2009. С. 310..

Таким образом, с помощью учения «идолов» Бэкон попытался очистить сознание исследователя от остатков схоластики и создал условия для успешного распространения знаний, основанных на экспериментальном изучении природы.

Рационалистическую традицию западноевропейской философии в XVII веке представляли, прежде всего, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Рене Декарт (1596-1650) — французский философ, математик, физик, физиолог, один из основоположников современной европейской и мировой философии, основатель рационалистической методологии в эпистемологии.

В отличие от Бэкона, французский мыслитель сделал метод всеобщего сомнения основой рационального скептицизма. Сомнение — это не недоверие к знаниям обо всем, а инструмент для поиска надежного источника знаний. Сомнение Декарта сыграло конструктивную роль, потому что с его помощью происходило очищение разума от стереотипов схоластического мировоззрения и поиск достоверных истин. Сомневающийся человек всегда думает, а когда он думает, он существует. Отсюда знаменитое заключение Декарта: «Я думаю, поэтому я существую». Этот принцип означал отношение не к усвоению мнений других, а к созданию своего собственного

Рационалистический метод Декарта

Согласно декартовскому рационализму, решающим доказательством истинности теории является ее внутренняя логика, ясность и очевидность, а логическими атрибутами достоверного знания являются универсальность и необходимость. Они не могут быть выведены из опыта и его обобщений, а только из самого разума, либо из понятий, присущих разуму от рождения (теория Декарта о врожденных идеях), либо из понятий, существующих в форме предрасположенности, диспозиции разума.

Рационалистический метод Декарта, ориентированный на деятельность человеческого разума в процессе поиска истины, представляется как прямой контраст методу эмпирики Бэкона, основанному на чисто экспериментальном производном аксиомах знаний Философия : учебник для высшего образования / под ред. 287..

Рационалистами были также Спиноза, Лейбниц и другие философы той эпохи, которые видели в дедуктивно-математической деятельности человеческого разума, ведущей к обязательно достоверной, абсолютно бесспорной, очевидной для всех, как им казалось, истине, как основе философской методологии, ее решающей значимости для всех наук.

Что касается опыта, то они не пренебрегали им, не игнорировали его. Это поставило бы их в один ряд с учеными. Но они воспринимали опыт только как средство подтверждения и иллюстрации истин, которые, по их мнению, были найдены, потому что человеческий разум имеет свой собственный «естественный свет». Это, как будто рационалисты противопоставили априорную деятельность человеческого разума его эмпирическо-чувственной деятельности.

Таким образом, рационализм и эмпирика появляются как основные альтернативные позиции в философии Нового времени, между которыми существовала постоянная полемика.

В середине 17 века формируется альтернативная философская линия рационализму (в самом широком смысле), которая только в 20 веке «звучала полным голосом».

И эта альтернатива выражается в работах одного из блестящих ученых XVII века, чьи математические и физические открытия сохранили свою ценность до нашего времени, французского писателя, ученого и философа Блэза Паскаля (1623 — 1662).

Именно последовательная реализация рационалистических принципов научного знания приводит Паскаля к пониманию того, что логико-математическое скрупулезное размышление всегда начинается с некоторых исходных положений (аксиом, исходных принципов, постулатов), которые не имеют и в принципе не могут иметь никакого строгого (логического, математического) обоснования. По словам Паскаля, человек принимает такие первоначальные высказывания не «умом» (он не оправдывает их логически), а «сердцем» (по вере).

Если классический рационализм в лице Декарта апеллировал, прежде всего, к деятельности мысли и сознания при анализе своей познавательной деятельности, минуя деятельность бессознательного, то Паскаль фактически направляет внимание на последнее. И «сердце» помогает разуму, а не противостоит ему; это, по мнению Паскаля, гуманистическая основа разума.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Софисты и софистика
  2. Метафизика аристотеля
  3. Теория постиндустриального общества и проблемы модернизации
  4. Проблема направленности функциональных связей
  5. Функции философии в управленческой деятельности
  6. Проблема закономерности исторического процесса
  7. Переосмысление соотношения бога и человека в философии зарубежного востока XX века
  8. Арнольд Гелен, немецкий философ
  9. Джайнизм как одно из направлений древнеиндийской философии
  10. Фундаментальные свойства бытия