Для связи в whatsapp +905441085890

Сравнение психики животных и человека — Развитие психики в животном царстве

Психея — это общий термин, объединяющий многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Существует два различных философских взгляда на природу и проявление психики: материалистические и идеалистические. Согласно первому пониманию, психические феномены представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи саморазвития и самопознания (рефлексии).

Согласно идеалистическому пониманию психики, в мире существует не одна, а две основы: материальная и идеальная. Они независимы, вечны, несокрушимы или производны друг от друга. Они взаимодействуют в развитии, но все равно развиваются по своим собственным законам. На всех этапах их развития идеал отождествляется с менталитетом.

Согласно материалистическому пониманию, ментальные феномены возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой наивысший результат развития, которого она достигла.

Ученые, склонные к идеалистической философии, поставили вопрос иначе. По их мнению, психика не является собственностью живой материи и не является продуктом ее эволюции. Оно, как материя, существует вечно. Подобно тому, как в преобразовании материи можно во времени различать низшую и высшую формы (отсюда это преобразование называется развитием), так и в развитии идеала (медиума) можно установить его элементарные и простейшие формы, определить его собственные законы и движущие силы развития.

Моя задача в этом эссе — дать представление о том, через какие этапы развития прошли животные, чтобы трансформироваться в человеческое сознание.

Сравнение психики животных и человека - Развитие психики в животном царстве

Развитие психики в животном царстве

Каждая наука как самостоятельная отрасль человеческих знаний имеет свой специфический объект. Предмет науки психологии — законы возникновения, развития и проявления психики. Еще в древние времена человек обращал внимание на то, что существуют реальные явления — окружающая природа, люди, различные объекты. А нематериальные — образы людей и предметов, воспоминания о них, переживания, загадочные, порой трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти таинственные явления, раскрыть их природу и причины их возникновения, люди стали рассматривать их как существующие независимо от окружающего их реального мира. Именно так возникли понятия души и тела, материи и психики, как самостоятельные принципы.

Психология — от греческого «душа» — это свойство высокоорганизованной материи, которая представляет собой специфическую форму отражения действительности, результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой. Психическая деятельность организма осуществляется с помощью различных специальных физических устройств. Некоторые из них воспринимают воздействие, другие — преобразуют их в сигналы, создавая план действий и управляя ими, третьи — дают поведение энергии и стремительности, четвертые — приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в окружающей среде и решение жизненных задач.

В процессе длительной эволюции органического мира — от амёбы к человеку — физиологические механизмы поведения становятся все более сложными, дифференцированными, а значит, все более гибкими и оперативными.

До середины прошлого века большинство людей, в том числе и ученых, верили, что животный мир существует сам по себе, а люди — сами по себе. Люди, казалось, были обижены простой идеей о том, что люди и животные — единое целое по происхождению. Только великий Дарвин доказал эту истину, он произвел революцию в человеческом разуме.

Когда мы углубляемся в предысторию человеческого сознания, то видим, что это длительный и сложный процесс эволюции психики животного. Психея является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Самые простые микроорганизмы не имеют психики, они характеризуются более элементарной формой отражения — раздражительностью — это свойство живых организмов реагировать на внешние воздействия, изменяя свое состояние или движение. Сила и характер реакции зависят не только от того, насколько сильным является внешний раздражитель, но и от внутреннего состояния живого существа (эксперименты ученых показали, что насыщенная амеба не реагирует на пищу). В то время как умственное отражение — это реакция живого существа не только на биологически значимые стимулы, но и на такие стимулы, которые служат сигналом, так как они предупреждают о биологически значимом воздействии (насекомые, ориентация на звук, запах, цвет, нахождение пищи или избежание опасности).

Появление психической формы рефлексии связано с появлением простейшей нервной системы. Впервые он появляется у кишечнополостных (гидры, медузы) — у них недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители, так как у них нет центра управления, который появляется только на следующей стадии развития нервной системы, называемой ганглионом (у червей). В них организм действует как единое целое, но мозговой узел сложнее любого другого, поэтому он более дифференцированно реагирует на внешние раздражители.

Позднее, с переходом животных к земному образу жизни и с развитием коры головного мозга, мысленным отражением животных целостных вещей, формируется перцептивная психика.

Еще большее осложнение условий жизни, приведшее к развитию еще более развитых органов восприятия и действия и еще более совершенного мозга, создает у животных возможность чувственного восприятия вещей в виде объектных ситуаций.

Развитие жизни приводит к развитию их органов чувств, органов действия и нервной системы, функция которых состоит в том, чтобы отражать реальность, которая их окружает.

В ответ на изменение условий существования изменяется и деятельность животных. Первое отличие всех видов деятельности животных от деятельности человека заключается в том, что это инстинктивно-биологическая деятельность, то есть деятельность животных может осуществляться только в том случае, если она является для них жизненно необходимой, если посредством этой деятельности удовлетворяются их биологические потребности. Например, если фигура треугольника объективно характеризуется в сознании человека — количество углов, сторон и т.д., то для животного она неразрывно характеризуется и отражается соответствующим биологическим отношением. Таким образом, если животное не имеет инстинктивного отношения к определенной вещи или предмету, оно как будто не существует для животного. Когда человек вступает в отношения с вещью, он различает, с одной стороны, объективный объект своего отношения и, с другой стороны, свое отношение к нему. В животном нет такого различия. «Животное — ни к чему не относится и вообще ни к чему не относится…» — К. Маркс сказал.

Другое различие между психикой животного и человека — это показатель отношения животного к своему виду. Животное относится как к своему виду, так и к другим внешним субъектам и объектам, оно также относится к кругу инстинктивных биологических отношений. Это связано с тем, что у животных нет общества. У некоторых животных (муравьи, пчелы и т.д.) мы можем наблюдать за деятельностью нескольких животных, но никогда не наблюдаем за их совместной деятельностью. Исследователи провели следующий эксперимент: до того, как несколько обезьян получили задание — нужно было поставить коробку на коробку, чтобы попасть на нее и таким образом получить высокий банан. Животные действовали без учета друг друга. Они ссорились из-за коробок и дрались между животными, но строительство так и не было закончено. Хотя каждая обезьяна могла положить ящик на ящик и забраться на него.

Основные характеристики, отличающие психику животного от психики человека

История развития человека — это качественно новый этап, радикально отличающийся от предыдущего пути биологического развития животных.

В настоящее время можно считать доказанным, что человеческий род зародился в Восточной Африке. В результате геологического катаклизма восточная часть этой территории, которая представляла собой лесистое плато, была опущена. Это событие разделило наших предков на две группы.

Члены группы, оставшиеся на высокогорье, продолжали вести древесный образ жизни, а их потомки — наши самые близкие родственники, шимпанзе и гориллы. Таким образом, мутанты, способные передвигаться в вертикальном положении, смогли адаптироваться к произошедшим изменениям в окружающей среде.

Прямая осанка оказалась необходимой предпосылкой для появления человека, поскольку она привела к росту мировоззрения, к усложнению функций передних и задних конечностей — это, в свою очередь, привело к развитию мозга. Появились новые потребности. В дополнение к пищевым, оборонным и сексуальным потребностям, появилась потребность в ориентации и поисковой деятельности. Эта потребность ознаменовала возникновение когнитивной связи с реальностью, которая свойственна человеку.

Нет сомнений в том, что существует большая разница между психикой человека и психикой животного.

Сознание, как и психика в целом, является процессом рефлексии, но этот процесс на уровне сознания гораздо сложнее. Сознание характеризуется рядом специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных: У людей отражение окружающего мира на разных этапах исторического развития различно. Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным. Возрастные изменения, накопленный опыт, взгляды на изменение жизни. Животные тоже претерпевают такие изменения, но они воздействуют на человека, и человек может приобрести социально-исторический опыт всего человечества.

Человек также имеет различные стадии знания; к ним относится процесс перехода от незнания к знанию, от чувственного знания к логическому знанию.

Единство исторического и онтогенетического в отражении человека на окружающий его мир — одна из главных особенностей, отличающих человеческое сознание от психики животных.

Посредством умственного размышления животные могут адаптироваться к внешним условиям, но они могут использовать только то, что предоставляет природа. Активное человеческое сознание, с другой стороны, предлагает возможность изменения реальности. «Сознание человека — не только отражает объективный мир, но и создает его», — писал Ленин.

Еще одной отличительной чертой умственной деятельности человека является передача социального опыта. И животные, и человек имеют в своем арсенале знакомый опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенный вид раздражителей. Оба приобретают личный опыт во всех ситуациях, которые им представляет жизнь. Но только люди приобретают социальный опыт. Социальный опыт занимает доминирующее место в поведении человека. Психея человека развивается в основном за счет передаваемого ему социального опыта. Ребенок учится пользоваться инструментами и общаться с рождения. Ментальные функции человека качественно меняются благодаря овладению индивидуальным субъектом инструментами культурного развития человека. Человек развивает более высокие, в частности, человеческие функции (добровольная память, добровольное внимание и абстрактное мышление).

Отражение реальности врождено как у животных, так и у людей. Но она обеспечивает животным только поведенческую регуляцию, позволяющую адаптироваться к окружающему миру, а те животные, которые успешно адаптировались к внешним условиям, выживают в борьбе за существование. Но для человека мировоззрение — это процесс познания мира в его существенных связях и отношениях. Погружая в слова накопленный опыт, сравнивая прошлое и настоящее, человек устанавливает причинно-следственные связи, и зная их, он может предвидеть и предсказывать будущее; это еще одна разница между менталитетом животных и человеческим сознанием.

Важная разница между человеческим разумом и психикой животного также заключается в наличии самосознания, т.е. способности познавать не только внешний мир, но и себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможности для самосовершенствования, самоконтроля и самообразования.

Человеческая психика была подготовлена всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Несомненно, что человеческий предок обладал способностью субъектно-деятельностного мышления, мог формировать множество ассоциаций. Предк человека, у которого конечность была как рука, мог делать элементарные орудия труда и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных обезьян.

Однако невозможно извлечь сознание непосредственно из эволюции животных: Человек — это продукт социальных отношений. Стадо было биологической предпосылкой для социальных отношений. Предки людей жили в стадах, что позволяло всем людям наилучшим образом защищать себя от врагов и поддерживать друг друга.

Одним из факторов, повлиявших на превращение обезьяны в человека, стада в общество, была трудовая деятельность, то есть такая деятельность, которая осуществлялась людьми в совместном производстве и использовании рабочих инструментов.

Разница между человеком и животным заключается в его способности делать и обслуживать инструменты. Энгельс заявил, что наш далекий предок был высокоразвитой древней расой обезьян. Изменившийся образ жизни обезьян определил новый режим их движения — на поверхности земли, при котором они постепенно перестали использовать руки для этой цели и начали учить прямую походку. Руки, освобожденные от локомоции, стали специализироваться на рабочих процессах. Первоначально человеческая рука мало отличалась от обезьяньей и могла выполнять только примитивные действия — качать палкой или камнем. Позже рука постепенно совершенствовалась и адаптировалась к более сложным функциям и процессу работы. «Труд сам создал человека, — сказал Энгельс, — но процесс труда только начинается в производстве орудия труда». Некоторые предпосылки для этого процесса уже присутствуют у высших животных. Обезьяна, например, может палкой сбивать с дерева плоды; слон отрывает ветку и использует ее для изгнания насекомых из своего тела. Но животные используют палки только время от времени, поэтому они не делают свои инструменты и не хранят их для будущего. Животное делает инструмент в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выберет инструмент в качестве инструмента и не будет хранить его в будущем. Как только инструмент сыграл свою роль в определенной ситуации, он немедленно перестает существовать как инструмент для обезьяны. Чтобы животные не жили в мире постоянных вещей. Кроме того, инструментальная деятельность животных никогда не бывает коллективной — в лучшем случае, обезьяны могут наблюдать за деятельностью конкретного человека.

В отличие от животного, человек создает инструмент по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет. Он живет в мире относительно постоянных вещей. Человек, использующий орудия труда, распознает и понимает их назначение, поэтому, когда он их делает, он думает о том, из какого материала и формы они должны быть сделаны. Человек использует инструмент вместе с другими людьми. Он берет опыт использования инструментов у одних людей и передает его другим.

Производство рабочих инструментов является индикатором появления человека. С момента изготовления инструментов между людьми стали складываться иные отношения. Каждое новое поколение людей получает в свое производство готовые орудия и опыт, поэтому люди наследуют не только биологические характеристики, но и социальный и исторический опыт, который накапливается и сохраняется главным образом в орудиях и средствах производства материальных благ.

Чтобы передать опыт из поколения в поколение, необходимо общаться. В результате эволюции неосвоенная гортань обезьян медленно трансформировалась для получения артикулирующих звуков. У людей есть речевой центр, и разговорный язык развивается как средство общения между людьми. У животных нет языка и артикулированной обобщенной речи. Общение между животными часто проявляется в том, что одно животное воздействует на другое вокальными звуками. Внешнее сходство с человеческой речью, конечно, можно увидеть, но если посмотреть на проблему изнутри, то мы увидим фундаментальные различия. Люди выражают объективное содержание в своей речи и реагируют на обращенную к ним речь. Но животные, реагирующие на голосовой сигнал другого животного, не реагируют на то, что этот голосовой сигнал объективно означает; они реагируют на сам этот сигнал, который приобрел для них особое биологическое значение.

Сравнение когнитивных процессов (ощущение, восприятие, память, язык).

Как у человека, так и у животных есть общие врожденные элементарные способности познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных чувств (у высокоразвитых животных они тоже есть в виде образов) и запоминать информацию. Все основные виды ощущений: Зрение, слух, осязание, запах, вкус, чувствительность кожи и т.д. присутствуют у людей и животных с рождения. — присутствуют в людях и животных с рождения. Их функция обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.

Но восприятие и память полностью развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных. Эти различия идут по нескольким линиям.

Во-первых, когнитивные процессы в человеке обладают особыми качествами по сравнению с животными: Восприятие — объективность, постоянство, осмысленность, память — произвол и опосредованность (использование специальных, культурно развитых средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества человек приобретает на протяжении всей своей жизни и продолжает развиваться благодаря обучению.

Во-вторых, память о животных ограничена по сравнению с людьми. Они могут использовать только ту информацию, которую получают при жизни. Они передают следующим поколениям подобных существ только то, что каким-то образом кредитно закреплено и отражено в генотипе. Остальной опыт, полученный, когда животное покидает эту жизнь, безвозвратно утрачивается для будущих поколений.

В человеке ситуация другая. Его память почти безгранична. Теоретически он может вспоминать, хранить и воспроизводить бесконечное количество информации, так как ему самому не нужно постоянно вспоминать и хранить всю эту информацию в голове. С этой целью люди изобрели системы знаков и инструменты для записи информации. Они могут не только записывать и хранить его, но и передавать его из поколения в поколение через материальные и духовные культурные блага, обучаясь использованию соответствующих систем и инструментов знаков.

Любая группа, чтобы выжить, должна иметь средства, позволяющие ее членам общаться друг с другом, а также направлять и координировать действия каждого человека.

Почти все виды животных имеют средства передачи информации, которые каждая особь может использовать для информирования других членов своего вида об опасности, для привлечения внимания потенциального партнера по спариванию или для предотвращения вторжения на свою территорию. Однако эти сигналы всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. Очевидно, что ни одно животное, кроме человека, не способно передать информацию, не относящуюся к определенному моменту. Только человек может использовать слова, чтобы вернуться в прошлое и, таким образом, сделать доступными знания о событиях прошлого, а также заранее информировать об определенных событиях или действиях, лежащих в будущем, или о необходимых шагах для их осуществления.

Исследователи пока не пришли к единому мнению относительно точного времени появления языка. Некоторые авторы считают, что это произошло очень давно, возможно 2 миллиона лет назад, во времена, когда Homo habilis сделал свои первые инструменты. Разнообразие этих инструментов и передача соответствующих навыков были бы невозможны без языка.

Особенности взаимодействия животных друг с другом также определяют особенности их «языка». Как известно, общение с животными часто проявляется в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Имеем ли мы здесь дело с процессом, похожим на человеческое речевое общение? Несомненно, между ними есть некоторое внешнее сходство. Внутренние процессы, однако, принципиально отличаются друг от друга. Люди выражают объективное содержание в своей речи и реагируют на обращенную к ним речь не только как на звук, но и как на реальность, отраженную в речи. Голосовое общение животных принципиально отличается от этого. Легко доказать, что животное реагирует на голос партнера, независимо от того, что отражает этот ключевой сигнал: Просто он имеет особое биологическое значение. Или, например, у птиц, живущих в стаях, есть специфические звонки, предупреждающие стаю об опасности. Эти звонки перекликаются птицей, когда она чего-то боится. Неважно, что движет птицей в этом случае: один и тот же крик сигнализирует о появлении человека или хищника, или просто о каком-то необычном шуме. Следовательно, эти крики связаны с определенными явлениями реальности, сходством объективного отношения животного к ним. Другими словами, вышеупомянутые крики животных не имеют стабильного объективного значения. То есть, общение с животными, как по содержанию, так и по характеру конкретных процессов, которые они выполняют, также полностью остается в рамках их инстинктивной деятельности.

Различия в учёбе, мышлении, интеллекте

Не менее важные различия встречаются и в мышлении человека и животного. Оба вышеуказанных типа живых существ обладают с рождения потенциальной способностью решать элементарные практические задачи визуально-актуально. Но есть и разительные различия между ними на следующих двух этапах интеллектуального развития — живописном и вербально-логическом.

Вероятно, только самые высокие животные способны работать с изображениями, и это до сих пор вызывает споры в науке. У людей эта способность проявляется с двух- и трех летнего возраста. Что касается вербально-логического мышления, то животные не имеют ни малейших признаков такого рода интеллекта, поскольку им не доступны ни логика, ни значение слов (понятий).

Ученых также давно волнует вопрос о том, способны ли животные чему-либо научиться. В 1912 году Еркес попытался выяснить, на каком этапе эволюции животного мира происходит эта способность чему-то учиться. Его зачатки уже были видны в земляном черве. На самом деле, Еркесу удалось научить некоторых людей поворачивать направо в Т-образном лабиринте. Для достижения такого результата потребовалось более 150 испытаний, где, когда червь повернул налево, он попал в сетку, находящуюся под током. Тем не менее, было доказано, что простая нервная система этих животных может хранить информацию, которая изменяет их поведение.

У высших млекопитающих, особенно у обезьян у человека, благодаря высокому уровню развития мозга появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных экспериментальных манипуляций.

Очевидно, что самые продвинутые обезьяны в эволюционном процессе, и, конечно, люди, смогли развить эту способность, чтобы понять отношения между различными элементами ситуации и вывести правильное решение путем умозаключения, не прибегая к случайным манипуляциям,

Умозаключение используется в различных ситуациях повседневной жизни, будь то выполнение задания, переезд из одного места в другое или получение и понимание информации из окружающей среды, в которой живет человек.

У позвоночных, находящихся на вершине эволюционной лестницы, особенно у приматов, появляются новые формы индивидуально модифицируемого поведения, которые по праву можно назвать «умным» поведением.

Таким образом, на более высоких стадиях эволюции, являются особенно сложными поведения со сложной структурой в том числе:

  • ориентационно-познавательная деятельность, приводящая к формированию схемы решения проблемы;
  • формирование пластически изменчивых поведенческих программ для достижения цели;
  • Слияние выполненных действий с первоначальным намерением. Характерной чертой такой структуры комплексной деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к желаемому эффекту, оно прекращается; если оно не приводит к желаемому эффекту, соответствующие сигналы посылаются в мозг животного, и попытка решить проблему начинается заново.

Систематические исследования интеллектуального поведения высших животных (обезьян) были инициированы известным немецким психологом В. Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в сложные условия, в которых прямое достижение целей было невозможно.

Обезьяна либо должна была совершить обходной путь, чтобы добраться до приманки, либо она должна была использовать для этого специальные инструменты. Например, обезьяну помещали в большую клетку с приманкой рядом на расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее добраться. Он мог добраться до него только по окружному пути через дверь в задней стенке клетки.

Расследование, проведенное Келлером, выявило следующую картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась добраться до приманки напрямую: Он потянулся или прыгнул. Затем он отказался от этих неудачных попыток, и был период, когда обезьяна сидела неподвижно и думала только о ситуации, которая сопровождалась соответствующими движениями глаз, пока не пришла к правильному решению проблемы. Характерно, что решение задачи было перенесено с периода непосредственных испытаний на период до наблюдательного испытания, а движение обезьяны было всего лишь исполнением ранее разработанного «плана решения».

Очень трудно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и этот процесс по-разному интерпретируется разными исследователями. Некоторые считают, что эти формы поведения обезьян можно приблизить к человеческому интеллекту и рассматривать их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К. Вюлер считает, что использование обезьянами орудий труда можно рассматривать как результат передачи предыдущего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось натягивать плоды на ветки). С точки зрения современных исследователей, основой интеллектуального поведения является отражение сложных взаимоотношений между отдельными объектами. Животные способны улавливать взаимоотношения между объектами и предвидеть исход той или иной ситуации. И.П. Павлов, проводивший наблюдения за поведением обезьян, назвал интеллектуальное поведение обезьян «ручным мышлением».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности эмоциональной сферы пожилых людей
  2. Паника и депрессия
  3. Развитие личности взрослого человека
  4. Виды и теории научения. Формирование навыков и умений
  5. Методы социальной психологии — Психологические основы, задачи и функции социальной работы
  6. Взаимосвязь мнемических способностей и понятийного мышления у младших школьников
  7. Психология в медицине
  8. Развитие внимания младших школьников на занятиях познавательного цикла
  9. Представления. Воображение. Виды воображения. Влияние воображения на поступки
  10. Объективные методы психологии