Для связи в whatsapp +905441085890

Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Способы философствования
  2. Учение Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики
  3. Полемика между реалистами и номиналистами средневековой философии
  4. Представитель скептицизма М. Монтень
  5. Теория познания Декарта
  6. Понятие субстанции в философии Нового времени
  7. Философия Нового времени
  8. Философия французского Просвещения
  9. Характеристика философии французского Просвещения
  10. Теория морали Канта

Введение

В период шестнадцатого и семнадцатого веков главной темой философии была проблема власти и государственности. Как мы знаем, как раз в это время в Англии произошли революции и гражданская война. Самые известные английские философы того времени — Томас Гоббс и Джон Локк. Проблема власти, генезиса и сущности государственности в эпоху возникновения национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов, в Англии в период революции и гражданской войны стояла особенно остро. Развитие моральной и гражданской философии, или философии государства, привлекло внимание этих философов. Несомненно, на взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, как и многих других, большое влияние оказала гражданская революция XVII в. Учения и идеи этих мыслителей сыграли важную роль в истории философского знания. Политические взгляды Гоббса и Локка послужили толчком для развития политической мысли эпохи Просвещения.

Актуальность. Политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка оставила заметный след в историко-правовой мысли. Несмотря на то, что учения этих философов имеют историческую связь с эпохой, в которую они были сформулированы, интерес к ним не пропал и по сей день.

Цель работы: выявить сходства и различия между политико-правовыми идеями философов Т. Гоббса и Дж. Локка.

Цель:

  • Познакомиться с биографией Т. Гоббса, его политическими взглядами;
  • Познакомиться с биографией Джона Локка и его политическими взглядами;
  • Изучите правовые теории каждого философа;
  • Проведите сравнительный анализ.

Биография Т. Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679) был величайшим английским и европейским материалистом XVII века.

Сын сельского священника и крестьянки, он в детстве хорошо знал латынь и греческий. Томас Хоббс получил свое образование сначала в церковной школе, которую он посещал с четырехлетнего возраста. Поскольку мальчик проявил большие способности и отличную обучаемость, его определили в городскую школу, где он успешно продолжил свое образование. В возрасте пятнадцати лет он поступил в Оксфордский университет и окончил его с университетским дипломом, который давал ему право преподавать и открывал путь к академической карьере. Но, как и большинство великих философских и научных умов века — Декарт, Спиноза, Локк, Ньютон и другие — Гоббс не имел дальнейших связей с университетами. Получив университетское образование, состоявшее из изучения теологии и античной философии, в 1608 году Гоббс оказался в образованной аристократической среде, получив должность воспитателя в семье Уильяма Кавендиша, графа Девоншира. Так началась его пожизненная связь с семьей Кавендиш. Он сопровождал молодого Кавендиша в его путешествиях и смог посетить Францию и Италию, что дало сильнейший толчок его интеллектуальному развитию. Там Гоббс вступил в личный контакт с важными фигурами в философии и науке. Для философского развития Гоббса особенно важную роль сыграло его знакомство с «Диалогом о двух системах мира» Галилея, а затем и с самим автором. Английский философ завел другие, еще более прочные связи в Париже, в кругу Марсенна, особенно с Пьером Гассенди. Здесь Гоббс встретился с Декартом (1648). В 1640 году Гоббс создал первый проект своего философского учения, посвященного проблемам человека и его социального и правового положения.

В последующие годы жизнь Гоббса была сопряжена со значительными осложнениями и трудностями. После смерти Кромвеля (1658) наступила Реставрация Стюартов, которые вновь объявили англиканство официальной религией королевства. Это сопровождалось обострением реакции духовенства. Между тем, автор «Левиафана», выступавший против народных еретических движений, возникших во время Английской революции (левеллеры и другие) и в целом склонявшийся к пантеизму (он видел в них анархический элемент, разрушающий централизованную власть), еще более резко и систематически выступал против усилий духовенства подчинить своей власти и все общество. Отсюда преследование и запрет «Левиафана» и других его произведений английскими и католическими священнослужителями. В латинском издании «Левиафана», появившемся в 1668 году, автору пришлось смягчить критику церкви и духовенства, подчеркнув при этом свою лояльность к королю.

Политические и правовые идеи Т. Гоббса.

Основным явлением, которое пыталась объяснить социальная философия от античности до интересующей нас эпохи, является государство. Несмотря на преобладавшее в ней объединение понятий государства и общества, наиболее глубокие философы (Аристотель) не достигли полного отождествления этих понятий. Хотя концепция человеческого общества как особой реальности не была разработана ни в античности, ни в средние века, ее знакомые элементы появились с пониманием роли национальных, экономических и других факторов. Важность таких элементов возросла, когда философы задались целью объяснить природу государства через его происхождение. Спустя почти полтора века после Макиавелли Гоббс углубил свою попытку объяснить феномен государства на основе разума и оптики. Конечно, в восемнадцатом веке не существовало социально-исторического объяснения этого явления, но Гоббс разработал рационалистическое объяснение, основанное на дедуктивно-синтетической методологии.

На вопрос: «Как возникает государство, каковы причины его появления?». Томас Гоббс отвечает следующим образом. В силу своих природных качеств каждый человек стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. В отсутствие государства нет правил, ограничивающих личность, и каждый человек имеет право на все без ограничений, что неизбежно приводит к состоянию, которое Гоббс называет «войной всех против всех». Ведь если каждый человек имеет право на все, а изобилие вокруг нас ограничено, то права одного человека неизбежно вступят в конфликт с равными правами другого. Последовали насилие и угнетение одних другими. Каждый стремится уничтожить другого, чтобы освободить место для себя. В этом состоянии преобладают эгоизм, жадность к власти и прибыли, а также вражда друг с другом. Государство было основано людьми, чтобы положить конец «войне всех против всех», избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти, спутников «разнузданного состояния бессилия». По взаимному соглашению между собой (каждый соглашается с каждым), индивиды доверяют верховную власть над собой одному человеку (индивидууму или собранию людей). Государство — это тот, кто использует власть и ресурсы всего народа так, как считает нужным для его мира и общей защиты. Носителем такого лица является государь. Суверен обладает верховной властью, а все остальные — его подданные. Вот как Гоббс описывает образование государства.

Политическая теория Гоббса была направлена против схоластических, феодально-религиозных взглядов на государство и право. Идеологически она была ориентирована на обоснование сильной власти (политического абсолютизма), способной сдержать революционные страсти и обеспечить прочный мир. В то время, когда крупная буржуазия и новая аристократия приходили к власти и боролись как с феодальными реакционерами, так и с революционной демократией, его теория была спроецирована в первую очередь для оправдания диктатуры буржуазной аристократии Кромвеля. Политическая и правовая доктрина Гоббса предполагала механистический материализм, детерминизм и деизм. Гоббс подчеркивал практическую и творческую направленность политической науки и считал, что понимание законов политической жизни должно служить искоренению кровопролития, насилия и войны, благу всех людей. Политическая и правовая доктрина Гоббса согласуется с теориями естественного права и договорного происхождения политической власти. Он связывал происхождение политической власти и государства с природой, с характеристиками человека как разумного, но в то же время глубоко эгоистичного существа, наделенного такими естественными страстями, как жажда власти, богатства и удовольствий. В отличие от Гроция, Гоббс видел главное качество человека не в стремлении к общности, а в эгоизме и индивидуализме. Люди в своем естественном состоянии не способны поддерживать мир из-за своих эгоистичных страстей, поскольку они сталкиваются с угрозой взаимного уничтожения. Однако разум, инстинкт самосохранения и страх смерти порождают желание выйти из состояния «войны всех против всех». Как следствие, создается «общая власть», призванная обеспечить мир и гарантировать человеческую жизнь, безопасность, направляя свои действия на общее благо.

Гоббс критиковал концепцию разделения властей в государстве. Он был живым свидетелем гражданской войны в Англии и тех ужасов, которые она принесла. Это дало ему основание сделать следующие выводы: «Если бы большая часть населения Англии не разделяла ранее мнение, что указанные права разделены между королем, палатой лордов и палатой общин, народ никогда не был бы разделен, и гражданская война не возникла бы, сначала из-за политических разногласий, а затем из-за разногласий по вопросу религиозной свободы»; «государство, разделенное само в себе, не может быть сохранено».

Государство представлялось ему искусственным человеком огромных размеров — Левиафаном. Левиафан — морское чудовище, о котором рассказывается в Библии. Тело Левиафана покрыто чешуей, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках Левиафана находятся символы государственной власти. «Ибо искусством был создан тот великий Левиафан, который называется государством, и который является всего лишь искусственным человеком, хотя и более сильным, чем естественный человек, для защиты и охраны которого он был создан».

Биография Джона Локка

Джон Локк (1632 — 1704) был одним из классиков раннего гражданского либерализма. Его политические и правовые взгляды изложены в «Двух трактатах о государственном управлении» (1690).

Отец Локка был капитаном эскадрона в парламентской армии Кромвеля во время Гражданской войны. В молодости Джон Локк находился под влиянием политических идеалов своего отца, который выступал за суверенитет народа через парламент. Революция открыла Локку путь к образованию. По рекомендации отцовского командира он был зачислен в Вестминстерскую школу в 1646 году. В 1652 году, будучи одним из лучших учеников школы, Локк поступил в Оксфордский университет. В 1655 году Локк получил степень бакалавра искусств, а через три года — степень магистра.

В течение нескольких лет он преподавал греческий язык, риторику и моральную философию. Однако в эти годы Локк присоединился к экспериментальным научным исследованиям, проводимым в Оксфорде рядом молодых ученых, которые пытались реализовать программу Бэкона по углубленному изучению природы. Локк помогал Роберту Бойлю (1627-1691) в его экспериментах, заложивших основы научной химии, и был избран членом Лондонского королевского общества. В 1664 году Локк поступил на дипломатическую службу и некоторое время был секретарем английского посольства в германском герцогстве Бранденбург.

Постоянная забота о собственном здоровье привела Локка к изучению медицины в раннем возрасте. По свидетельству современников, он вскоре стал искусным врачом, но, не желая заниматься медицинской практикой, давал советы только друзьям. В 1666 году Локк познакомился с лордом Энтони Эшли, который страдал от непонятной болезни. Локк поставил точный диагноз и посоветовал сделать операцию, которая спасла ему жизнь. Лорд Эшли в знак благодарности пригласил Локка пожить у него летом, а затем предложил ему постоянное жилье в своем доме. Локк принял предложение и продолжал лечить лорда и всех членов его семьи.

Обязанности семейного врача не мешали Локку продолжать изучение философии и естественных наук. Благодаря Энтони Эшли Джон заинтересовался политикой и теологией. В то же время он продолжал заниматься наукой. В 1668 году Локк был избран членом Королевского общества естественных наук, а в 1669 году — членом совета этого общества. В 1672 году лорд Эшли стал лордом Шафтсбери и Великим канцлером Англии. Локк, напротив, занял высокий пост секретаря Совета благотворительности через покровителя.

Однако, когда в середине 1970-х годов Эшли выступил против абсолютистских притязаний Карла II и привел партию вигов в оппозицию, Локк также потерял свой пост, вместе с репрессиями против Эшли. В 1682 году Эшли эмигрировал в Голландию, и Локк последовал за ним. Здесь Локк стал главным теоретиком антиабсолютистской оппозиции, которая в 1688 году добилась мирного низложения Якова II и посадки на английский трон его зятя, к тому времени герцога Вильгельма Оранского, в качестве губернатора Голландии (главы исполнительной власти). После этой «славной революции», которая законодательно ограничила права короля и значительно усилила власть парламента, Локк вернулся в Англию в 1689 году, где в последующие годы выполнял ряд важных функций при новой системе правления. В поддержку этой системы, которой угрожали консервативные монархические силы, Локк сразу же опубликовал «Два трактата о правительстве» (1689), в которых ввел понятие «разделение властей» и создал последовательную программу политического и экономического либерализма. В трех своих «Письмах о религиозной терпимости» (1689, 1690, 1692) Локк выступал за легализацию «пуританских» разновидностей христианства, которые отличались от англиканской церкви и противостояли ей. Локк был противником религиозной нетерпимости и фанатизма, клерикализма и теократии. Он выдвинул свое собственное понимание природы христианства, основанное только на выводах философского разума. Локк приобрел в Англии репутацию прародителя «свободной мысли» в религиозных вопросах.

Дж. Локк. Локк и его политические и правовые идеи

Как и Гоббс, Локк разработал в значительной степени индивидуалистическое понимание общественно-государственной жизни, широко используя концепции естественного и гражданского государства.

Локк представлял позицию тех социальных групп, которые наконец-то добились гарантированного участия в управлении обществом, что заставило его дистанцироваться в первую очередь от радикальных взглядов революционного периода. Он критиковал ужасно реакционную работу Р. Филмера «Патриарх, или Естественная власть королей», в которой противопоставлялась теория общественного договора Гоббса и интерпретировалось понимание последним верховной власти неограниченного монарха. Этой работе напрямую противостояли «Два трактата о государственном правлении» Филмера, в которых Локк также сформулировал свое понимание естественного и гражданского государства.

Локк, однако, полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотъемлемых индивидуальных свобод, баланса властей, законности восстания против тирана и т.д. Но, конечно, он не просто воспроизводил подобные идеи, высказанные другими до него. Локк развил их, модифицировал, добавил новые и объединил в целостную политико-правовую доктрину — доктрину раннего гражданского либерализма.

Как обычно, доктрина началась с вопроса о происхождении государства. В отличие от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк рассматривает изначальную абсолютную свободу людей не как источник борьбы, а как выражение их природного равенства и готовности следовать разумным естественным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к выводу, что в интересах общего блага необходимо, сохраняя свободу, возложить на государство часть задачи по обеспечению дальнейшего развития общества. Так между людьми формируется общественный договор, и таким образом возникает государство. Государство — это, по словам Локка, совокупность людей, объединившихся в сообщество под эгидой общего права и учредивших суд для разрешения конфликтов между ними и наказания нарушителей.

Основная цель государства — защита естественных прав человека, прав на жизнь, свободу и собственность. Люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь и свободу. При этом государство не обладает абсолютным произволом. По мнению Локка, общественный договор также предполагает ответственность государства перед своими гражданами. Если государство не выполняет свои обязанности перед гражданами, если государство нарушает свободу, граждане имеют право бросить вызов государству.

Государство отличается от других форм коллективности тем, что только государство воплощает в себе политическую власть, то есть право издавать законы для общего блага, регулировать и поддерживать собственность, а также право использовать силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от внешнего нападения.

Локк, в отличие от Гоббса, энергично развивает тему собственности и труда как неотъемлемых свойств естественного человека, которые должны прежде всего удовлетворять его основные потребности, без которых его жизнь была бы невозможна. Локк глубоко убежден, что собственность всегда присуща естественному человеку, неотделима, так сказать, от человеческого эгоизма.

Выражая потребности более зрелого буржуазного общества в сравнении с Гоббсом, Локк сильно подчеркивает важность частной собственности уже в состоянии природы. Собственность, однако, неотделима от труда, что отличает частное от общего. Локк, можно сказать, поет дифирамбы труду и частной собственности, которые он практически отождествляет, видя в них основу человеческой культуры.

Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка

Теории договорного происхождения государства придерживались многие философы эпохи Просвещения, так идеи Т. Гоббса были дополнены Дж. Локком.

T. Гоббс в своих идеях отдает предпочтение абсолютной монархии, а Дж. Локк критикует ее, что отражено в его двух книгах «Два трактата о правлении». В первой книге Локк опровергает теорию патриархального происхождения государства английского писателя Р. Филмера, который считал, что абсолютная монархия возникла после Библии. Локк опроверг этот вывод, обратив внимание своих читателей на неточность цитаты Филмера из Библии и неадекватность его аналогии между отцовской и государственной властью. Во второй книге «Трактата» Локк критиковал абсолютную монархию, утверждая, что она «несовместима с гражданским обществом» и не может быть формой правления, потому что: «Цель гражданского общества — избежать и уравновесить те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из-за того, что каждый человек является судьей в своем собственном деле».

Вслед за Гоббсом Локк допускал изначальное существование человека в состоянии природы. Разногласия заключались в том, что Гоббс считал естественное состояние состоянием «войны против всех», а Локк представлял его как состояние мира между разумными людьми. Локк считал, что люди в естественном состоянии обладают естественными правами: Свобода, жизнь и собственность. Согласно Локку, это триада естественных прав человека.

У Гоббса предшествующее состояние обосновывается в более категоричной форме и проще, как неизбежное столкновение множества человеческих индивидов, а согласно Локку, предшествующее состояние — это состояние полной свободы, но оно имеет три недостатка.

«Не существует фиксированного, определенного, известного закона, признанного и принятого широкой общественностью в качестве нормы добра и зла».

«Нет ни одного знающего и беспристрастного судьи».

«Часто не хватает власти, чтобы поддержать и привести в исполнение справедливое решение суда».

Государство, по мнению Локка, было создано путем преодоления недостатков естественного состояния. Это произошло благодаря общественному договору.

В отличие от Гоббса, который считал, что, заключая общественный договор, люди уступают свои естественные права суверену, Локк полагал иначе: государство преодолевает недостатки естественного состояния, обеспечивая людям возможность осуществлять свои естественные права. В подтверждение того, что естественные права человека не подлежат отчуждению в пользу государства, Локк приводит «доказательство от противного» — «ибо невозможно предположить, чтобы какое-либо разумное существо сознательно изменило свое состояние на худшее».

Гоббс критиковал концепцию разделения властей в государстве, а Локк предложил разделение государственной власти и выделил три ветви: законодательную, исполнительную и федеральную.

Таким образом, несмотря на то, что Локк развил идеи Т. Гоббса, можно заметить много различий в их взглядах. Тем не менее, политические и правовые взгляды этих ученых очень весомы и имеют большую эпистемическую ценность по сей день.

Заключение

Каждый из этих ученых внес свой вклад в развитие науки и особенно в развитие философии. Томас Гоббс подарил миру такое произведение, как «Левиафан». Государство, или искусственный человек, в форме монархического правления — единственный способ избежать хаоса и гражданской войны.

Сравнивая политические и правовые взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, можно увидеть много различий. Локк был основателем такого философского направления, как эмпиризм, идея которого заключалась в том, что все знания получаются из наших органов чувств, в то время как Гоббс основывался на материализме.

Оба философа придерживались теории договорного происхождения государства, но естественное состояние было разным. Для Гоббса это была война всех против всех, а для Локка — состояние мира разумных людей. Локк считал, что государство преодолевает недостатки естественного состояния, позволяя людям осуществлять свои естественные права, в то время как Гоббс считал иначе, а именно, что люди могут осуществлять свои естественные права на благо суверена.

Гоббс критиковал концепцию разделения властей, а Локк, напротив, считал, что для обеспечения триады естественных прав человека необходимо разделение государственной власти.

Список литературы

  • Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. — М.: Высшая школа. — 2003.
  • Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма. — 2007.
  • Кузнецов, В.Н. Европейская философия в XVIII веке / В.Н. Кузнецов. М. : Академический проект. — 2006.