Для связи в whatsapp +905441085890

Средневековая христианская концепция о человеке — Высокое (классическое) Средневековье (X-XIII вв.)

Это было время трагического, драматического перехода от античности к собственно Средневековью. Христианство медленно пробивало себе дорогу в мир варварства. Варвары раннего средневековья несли в себе особое видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общины, к которой он принадлежит, дух воинственной энергии и чувство неотделимости от природы. В формировании средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение «менталитета власти» мифологического варварского сознания и уничтожение древних корней языческого культа власти. Таким образом, становление раннесредневековой культуры было сложным и мучительным процессом синтеза христианских и варварских традиций. Драматизм процесса заключался в противоречии христианских ценностных ориентаций и варварского сознания, основанного на «насильственном мышлении».

Постепенно главная роль в формировании культуры стала принадлежать христианской религии и церкви. На фоне общего упадка культуры сразу после распада Римской империи, на фоне крайне ограниченных и ненадежных знаний о внешнем мире, Церковь предложила людям стройную систему знаний о мире, его устройстве и действующих в нем силах. Это мировоззрение полностью определяло менталитет верующих селян и горожан и было основано на образах и толкованиях Библии. Вся культурная жизнь европейского общества в этот период во многом определялась христианством.

Однако не стоит думать, что зарождение христианской религии в странах Западной Европы прошло гладко, без трудностей и противостояния в сознании людей древним языческим верованиям. Население было традиционно предано языческим культам, и проповедей и описаний жизни святых было недостаточно, чтобы обратить их в истинную веру. Обращение в новую религию происходило с помощью государственных властей. Но еще долго после официального признания единой религии духовенству приходилось бороться с сохраняющимися пережитками язычества среди крестьянства.

Церковь уничтожала святыни и идолов, запрещала поклонение божествам и совершение жертвоприношений, организовывала языческие праздники и ритуалы. Посвящения, гадания или заклинания, а также те, кто занимался подобными практиками, подлежали суровому наказанию. Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, имели явно аграрное происхождение. Например, в «Списке суеверий и языческих обычаев», составленном во Франции VIII века, упоминаются «борозды вокруг деревень» и «идол, которого носят по полям». Преодолеть приверженность к такого рода ритуалам было нелегко, поэтому церковь пошла по пути сохранения некоторых языческих обрядов и придания этим действиям облика официальных церковных ритуалов. Например, каждый год в праздник Креста организовывалась процессия с крестами через поля, молясь об урожае, вместо языческого «идолопоклонства». Культурология Е. А. Ильина, М. Е. Буров. — М.: МИЭП, 2009. С. 55.

Формирование процесса христианизации стало одним из источников острых конфликтов, поскольку люди часто ассоциировали старую веру с понятием народной свободы, в то время как связь христианской церкви с государственной властью и угнетением стала вполне очевидной. В сознании основной массы сельского населения, независимо от веры в того или иного бога, сохранялись способы поведения, при которых люди чувствовали себя непосредственно вовлеченными в круговорот природных явлений. Это постоянное влияние природы на человека и вера в воздействие человека на ход природных явлений с помощью целой системы сверхъестественных средств было отображением магического сознания средневекового сообщества, важной чертой его мировоззрения.

Средневековая христианская концепция о человеке - Высокое (классическое) Средневековье (X-XIII вв.)

Высокое (классическое) Средневековье (X-XIII вв.)

Церковь ревностно боролась со всеми остатками язычества, но в то же время принимала их. Таким образом, церковь заклеймила всевозможные ритуалы, заклинания и камлания как язычество, но, тем не менее, устроила настоящую охоту на людей, которые якобы обладали способностью совершать эти заклинания и камлания. Церковь считала особенно опасными женщин, которые занимались изготовлением всевозможных зелий и амулетов. В руководствах для исповедников много внимания уделялось «способности некоторых женщин летать ночью в субботу».

Таким образом, с одной стороны, раннее Средневековье было эпохой упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн и драматического столкновения языческой и христианской культур; с другой стороны, это было время постепенного укрепления христианства и ассимиляции античного наследия. К характеристикам раннесредневековой культуры можно отнести приверженность традициям, консерватизм во всей общественной жизни, преобладание стереотипов в художественном творчестве, устойчивость магического мышления, которое накладывалось и на церковь.

Эпоха Высокого Средневековья начинается с периода «культурного молчания», который длился почти до конца X века. Бесконечные войны, внутренние распри и политический упадок государства привели к разделению империи Карла Великого (843 год) и возникновению трех государств: Франция, Италия и Германия. Корякина, Е.П. Культура средневековой Западной Европы : характеристики, ценности, идеалы [электронный ресурс] / Е.П. Корякина. — Режим доступа: http: //avt. miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_kt.html#Христианство как основной фактор формирования средневековой культуры.

В период классического или высокого Средневековья Европа начала преодолевать трудности и вновь процветать. В XI веке улучшение экономической ситуации, рост населения и сокращение военных действий привели к ускорению отделения ремесла от сельского хозяйства, следствием чего стал рост как новых городов, так и их размеров. В XII-XIII веках многие города освободились от власти духовных или светских феодалов.

С тех пор как X. века государственные структуры были расширены, что позволило собрать более многочисленные армии и в какой-то степени остановить набеги и грабежи. Миссионеры принесли христианство в страны Скандинавии, Польшу, Богемию и Венгрию, благодаря чему эти государства вошли в орбиту западной культуры. Относительная стабильность позволила городам и экономикам быстро расти. Жизнь изменилась к лучшему, и города процветали со своей собственной культурой и интеллектуальной жизнью. Большую роль в этом сыграла та же церковь, которая развивала и совершенствовала свою доктрину и организацию.

Европейское средневековое общество было очень религиозным, и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви стало отправной точкой всей мысли, все науки — право, естествознание, философия, логика — были приведены в соответствие с христианством. Духовенство было единственным образованным классом, и именно церковь долгое время определяла образовательную политику. Вся культурная жизнь европейского общества того времени во многом определялась христианством.

Человек эпохи Возрождения и Нового времени в европейской философии

В эпоху Возрождения гуманистический взгляд на человека становится доминирующим. D. В «Божественной комедии» Алигьери подчеркивает, что «из всех проявлений божественной мудрости человек — величайшее чудо».

Ф. Петрарка, основатель концепции гуманизма, изобразил в своих поэмах победу любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. Высшая степень свободы и ее индивидуальное выражение выступают в качестве идеала, к которому должен стремиться каждый человек. Человек ощущает себя творчески уникальным существом и полностью осознает свою силу и ценность.

Л. Валла создал доктрину, согласно которой жизнь является высшей ценностью, и поэтому весь процесс жизни должен быть погоней за удовольствием и благом как смыслом радости. Он противопоставляет аскетические добродетели мирским: Добродетель заключается не только в терпении бедности, но и в разумном использовании богатства; не только в воздержании, но и в браке; не только в послушании, но и в мудром управлении.

Т. Мор и Т. Кампанелла провозгласили достоинство человеческой личности, ее разум и благородство. Был поднят вопрос о взаимоотношениях человека и природы, личности и общества, сформирован идеал всесторонне развитого человека, набросаны контуры нового общества, в котором должно было осуществиться свободное развитие всех и каждого человека.

Хотя философия этого периода полностью отрицает Бога, ее эталоном является не Бог, а творческий человек. Вся философия Возрождения оказывается пронизанной пафосом гуманизма, автономией человека, верой в его безграничные возможности.

В Новое время усилилось стремление освободить человека от вплетения во все отношения потусторонней природы и подчеркнуть его потустороннюю активность, что выразилось в стремлении подчинить среду его познания и практической деятельности. В это время стало заметно влияние частного интереса (индивидуализма, эгоизма и утилитаризма) на идеи человека, мотивы его поведения и отношение к жизни.

Р. Декарт считал, что мышление является единственным надежным доказательством существования человека, что следует из его основного тезиса — «Я мыслю, следовательно, я существую». Для взглядов Декарта характерен антропологический дуализм души и тела, который рассматривает их как разнокачественные субстанции.

С одной стороны, тело человека включено во всеобщую закономерность (детерминизм), в которой он теряет всякий индивидуальный характер и является лишь элементом всеобщей структуры. С другой стороны, человек — это индивидуальная душа, независимая, самодостаточная субстанция со свободной волей. Этот фундаментальный дуализм человеческого существования становится отправной точкой для двух основных течений в антропологии Нового времени: рационалистического и натуралистического.

Натуралистическое направление

Рационалистическое движение основано на признании разума как фундаментальной детерминанты человека. С. Лейбниц сделал картезианский элемент психической субстанции единственным основанием своей антропологии. Все, включая тело, согласно его учению, состоит из психической субстанции — монад. Таким образом, идея живой, индивидуальной души является центральной для всей концепции. Каждая монада — а значит, и каждый человек — уникальна, отличается от всех остальных, является центром свободной, спонтанной активности. Хотя все сущее состоит из монад, они, тем не менее, различаются по степени своего сознания. Низшие монады бессознательны. Только в человеке монады обретают самосознание и истинную духовность. Идея индивидуальности находит свое крайнее выражение в тезисе Лейбница о том, что монады не имеют окон, что они полностью замкнуты в себе и не могут ни воспринимать внешние воздействия, ни осуществлять внешнее влияние.

Согласно Вольтеру, человек подчиняется строгим детерминистским законам, созданным «вечным геометром», Богом. Человек имеет неизменную природу, совершенно не подверженную никаким изменениям; в нем нет абсолютно ничего таинственного, напротив, он определяется ясными и очевидными принципами разума.

Несмотря на абсолютно неизменную природу человека, существует процесс совершенствования, исправления и прогресса, который в ходе исторического развития делает это подлинное бытие все более и более ясным.

Натуралистическое направление направлено на редукцию (уменьшение) всех уровней бытия до самого низкого, физикалистского уровня и его законов.

Т. Гоббс утверждал, что человек по своей природе не является социальным существом, а индивидуалистичен и даже эгоистичен. Согласно Гоббсу, все люди равны по своей природе, имеют равные возможности для достижения своих целей, но находятся в состоянии борьбы всех против всех, а «человек человеку волк». Основой такого государства является всеобщая конкуренция между людьми, «война всех против всех». Сам Гоббс пишет в этой связи: «Человеческую жизнь можно сравнить с состоянием, в котором она протекает….. Единственная цель и единственное возможное вознаграждение каждого участника — опередить своих конкурентов»[1]. Поэтому государство должно ограничивать свободу индивидов, чтобы они не могли причинить вред другим.

Механистический взгляд на человека был характерен и для французских материалистов XVIII века: в книге Жюльена Ламбера «Человек-машина» человеческий организм рассматривается как «самозаводящаяся машина», похожая на часовой механизм. «Человек — настолько сложная машина, что совершенно невозможно сформировать яркое представление о нем, а затем дать ему точное определение»[2].

Согласно Клоду-Адриану Гельвецию, разум может быть выведен из чувственности без остатка. Это лишь функция чувственных факторов. Таким образом, Гельвеций верил во всемогущество образования, которое может улучшить человека в целом путем соответствующего научного воздействия на эти факторы.

Французские материалисты признавали значительное влияние социальной среды на развитие личности и утверждали необходимость целенаправленного формирования нравственных качеств индивида.

Всеобщая цель философии

В немецкой классической философии И. Кант по существу стал создателем новой области философского знания — философской антропологии. Человек — это уникальное существо, о котором можно философствовать отдельно и конкретно. Всеобщая цель философии, считал Кант, может быть выражена в следующих вопросах: «Что я могу знать? Что мне делать? На что я смею надеяться?» И, наконец, четвертый, интегрирующий вопрос, подводящий итог всем предыдущим: «Что есть человек?».

Как часть природы человек подчинен необходимости, но как носитель духовности он свободен. Главную роль Кант отводил «абсолютным» ценностям и моральной свободе человека. Кант стремится утвердить человека в качестве свободного и независимого принципа, законодателя своей жизни. Основополагающим принципом поведения человека должен быть категорический императив, неизменная заповедь, требование, основанное на том, что каждый человек является самоцелью, обладает ценностью и автономией и ни в коем случае не является средством достижения цели.

Человек, пишет Кант, «по природе своей зол» и эгоистичен, но в то же время в нем есть элементы добра, которые проявляются в чувстве вины, являющемся основой морали. Человек, который всегда прав и имеет спокойную совесть, ненормален и аморален. Главное отличие человека от других живых существ — это самосознание. Из этого также следует, что эгоизм является естественной характеристикой человека.

Г. Гегель свел конкретную человеческую личность и человеческое сообщество к ипостаси мирового духа. Человек и его сознание, согласно Гегелю, в конечном счете, есть не что иное, как самоотрицание мирового духа в форме его самосознания. Нравственность не возникает из практической деятельности человека, а выступает как момент саморазвития духа.

Гегель с наибольшей силой выразил положение человека как субъекта духовной деятельности и носителя всеобщего духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с сознания того, что она «бесконечна, универсальна и свободна».

Л. Фейербах вел борьбу против гегелевского панлогизма, утверждая самоценность и значимость живого, конкретного человека, понимаемого прежде всего как часть природы, как чувственное телесное существо. Согласно Фейербаху, сам Бог есть не что иное, как объективированная проекция человеческого духа. Немецкий философ и материалист отвергал религиозное поклонение и противопоставлял его «обожествлению человека». Любовь как живая, страстная встреча «Я» и «Ты» является центром антропологической концепции Фейербаха.

Фейербах абсолютизировал биологический характер человека. Согласно его антропологическому принципу, началом всего является любовь как неотъемлемый элемент существования человека в обществе, что привело к созданию новой религии, в которой «человек — Бог для человека».

К. Маркс начинал как последовательный гуманист, ставя вопрос о великом предназначении человека, о взаимоотношениях между личностью и обществом. Его волновали причины отчуждения человека от общества и их преодоление, создание условий для свободного и всестороннего развития. Маркс пришел к выводу, что для их обеспечения необходимо радикальное изменение общественных отношений. Однако социализация человека, вплоть до его «обобществления», и его интеграция в социальные контексты и отношения приводят к потере его индивидуальности. В результате теряется сам человек, его уникальность, неповторимость, духовность. Человек начинает рассматриваться уже не как цель, а как средство, и получается, что не государство существует для человека, а человек для государства и общества. Следует отметить, что не столько Маркс и его учение ответственны за такие практико-политические последствия для индивида, сколько догматизация и абсолютизация характерного для него социоцентризма.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Направления философских исследований и основные философские дисциплины
  2. Оригенизм
  3. История западной философии
  4. М. Бакунин и его философские идеи
  5. Понятие потребности как причиняющего фактора деятельности. Общие принципы типологии потребностей
  6. Причинные и функциональные связи в историческом процессе
  7. Новейший позитивизм
  8. Алфред Джулс Фйер, английский философ-неопозитивист
  9. Философия русского космизма
  10. Необходимость и случайность, возможность и действительность в историческом процессе