Для связи в whatsapp +905441085890

Средневековая теология как опыт теоретического мышления

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Миф, преднаука, наука
  2. Возникновение науки. Проблема «начала»
  3. Наука в культуре античного полиса
  4. История науки. Возможные варианты реконструкции научного знания
  5. Схоластическое и опытное естествознание в Западной Европе (ХI – ХIV вв.)
  6. Наука эпохи Возрождения
  7. Наука Нового времени: признаки и идеалы
  8. Типы научной рациональности Нового времени (XVII–XXI вв.): классический, неклассический и постнеклассический
  9. Классическое естествознание (XVII–XVIII вв.): торжество механицизма и дисциплинарно организованная наука
  10. Поиск путей дифференциации научного знания в конце XVIII – нач. XIX в

Введение

Существуют различные мнения о временных границах средневековой философии. Наиболее распространенное мнение заключается в том, что Средние века начались во втором веке и закончились в четвертом веке нашей эры. Центральным литературным документом христианства шестнадцатого века является Библия, вокруг которой развивалась вся культура Средневековья Рандалова О.Ю.. Средневековая философия: учебное пособие — учебное пособие — Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2011 — с.9.

Однако некоторые авторы считают началом Средневековья период от распада Римской империи (5 век) до эпохи Возрождения (15 век). Другие, однако, признают, что эта датировка не совсем точна. Во времена распада Римской империи все еще преобладала греческая философия, и, с ее точки зрения, природа является началом всего. В средневековой философии, с другой стороны, реальностью, определяющей все вещи, является Бог. Переход от одного образа мышления к другому не может произойти в одночасье: Завоевание Рима не могло сразу изменить социальные отношения, внутреннее мировоззрение людей или религиозные убеждения, которые складывались веками. Формирование общества нового типа занимает довольно длительное время. Таким образом, период формирования средневековой философии — это I-IV века нашей эры до 15 века (эпоха Возрождения).

Также в средние века философия прогрессивно развивалась и способствовала сдвигам в сфере культуры, включая религию. Однако, по сравнению с античной философией, здесь был иной темп разработки ее проблем и их ограничение внешними факторами (наиболее ярко это проявилось в более поздние времена, когда церковь прибегла к инквизиции). Тот факт, что тенденция к единству философии и теологии, к их взаимодействию появилась в конце античности — в I — II веке н.э., говорит о преходящем характере насилия Церкви по отношению к философскому инакомыслию. Об этом до сих пор свидетельствует такое широко распространенное в Западной Европе течение, как неотомизм, одной из центральных идей которого является союз теологии и философии.

Основные идеи христианского вероучения

Самое сильное влияние на западную философию оказала христианская религия. Самая важная идея христианства — это идея единого Бога или монотеизм. Первая и самая важная из десяти заповедей, данных Господом Моисею: «Не имей других богов пред лицем Моим», а затем «Не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь твой». В этом заключается фундаментальное отличие христианства от других религиозных верований того времени. Также для христианской религии характерен не только монотеизм, но и теоцентризм — один Бог является центром всего в мире.

В центре христианского монотеизма находятся два основных принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и, соответственно, философской мысли языческого мира: идея творения и идея откровения. Эти два понятия тесно связаны между собой. Согласно христианской догме, Бог создал мир из ничего, создал действием своей воли, в силу своего всемогущества, которое в каждый момент сохраняет, поддерживает существование мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio — создание, творение). Догма творения смещает акцент с естественного на сверхъестественное. В отличие от древних богов, которые были связаны с природой, христианский Бог выше природы.

Идея откровения заключается в том, что все знания, доступные человеку, являются божественным откровением; все, что человек знает о себе, о мире, о Боге, открыто ему самим Богом.

Отношение христианина к Богу носит личный характер; с самого раннего периода зарождения христианской мысли Бог представлялся как личность, лицо, индивидуальность. С точки зрения христианства, однако, человечество изначально геркулесово, поскольку греховность Адама и Евы была распространена на всех их потомков. И вся последующая история человечества, согласно Библии, — это борьба за искупление. Искупление необходимо, потому что человеческая история конечна; она закончится последней решающей битвой между силами добра и зла, после чего человечество будет призвано на Страшный суд.

Христианство доминировало в мире в соответствии со своими собственными идеями, но в то же время оно впитывало чужие идеи. Мировоззрение и жизненные принципы раннего христианства изначально формировались в оппозиции к язычеству. Однако по мере того, как христианство становилось все более популярным, требовалось рациональное обоснование догм. При этом учения древних философов были использованы в новой интерпретации. Например, Иоанн Дамаскин заявил, что «истинная мудрость есть Бог, поэтому любовь к Богу есть истинная философия», когда он определил философию как «любовь к мудрости».

Таким образом, идеология средневековой философии формировалась на взглядах христианства и античной философии.

Патристика. Учение Августина Аврелия

Патристика (от лат. pater — отец) — это система богословских и философских взглядов «отцов церкви», которые основали и развили идеи христианства. В истории патристической традиции можно выделить несколько этапов: апологетика (2-3 век), классическая патристика (2-10 век) и последний этап.

По своим задачам патристика делилась на апологетическую и систематическую. Эта двойственность началась с того, что первые философские попытки христиан основывались на двух потребностях: внутренней и внешней. С одной стороны, философия должна была быть защитником веры; это было делом апологетов. С середины второго века христианские авторы начинают обращаться с апологетикой — письмами в защиту — к языческой аудитории, особенно к ее влиятельным представителям. Например, появилось «Прошение христиан» Афинагора (177), адресованное Марку Аврелию и Коммоду, и другие сочинения.

С другой стороны, последовательное и систематическое изложение основных взглядов было необходимо для внутренней интерпретации — и это было задачей систематизаторов.

По месту происхождения патристика делится на западную, где труды были написаны на латыни, и восточную, где труды были написаны на греческом языке. Наиболее известными являются труды Климента Александрийского, Григория Нисского, Августина Блаженного и Иоанна Златоуста.

Хронологически патристика делится на период со II века до Никейского собора 325 года и период после собора примерно до IX-X веков.

Тит Флавий Климент (Климент Александрийский) (ок. 150 — ок. 219) был одним из величайших выразителей апологетики. Климент открыл аспекты философии, которые могли быть использованы теологами. Именно он считал, что философия должна быть служанкой теологии. В философии, по его словам, особенно полезен способ рационального доказательства. В религии единственным путем к Богу остается вера. Но вера сама по себе не всегда оказывается надежной. Она была бы сильнее, если бы была дополнена логическими доказательствами. С рациональным знанием, настаивал он, мы углубляем и проясняем веру. Такое знание может привести веру в состояние осознанной религиозности. Климент Александрийский первым в истории христианства сформулировал принцип гармонии между верой и разумом (конечно, такая позиция фактически означала подчинение разума вере, но она выходила за рамки тертуллиановского «верю, потому что это абсурдно»).

Августин Блаженный (Аврелий Августин) родился в 354 году в Тагасте, Северная Африка (современный Алжир). Он считается величайшим философом и богословом патристического периода и оказал глубокое влияние на всю средневековую культуру и на последующую философию. Помимо теоретической значимости, он также имел практическое значение, включая исследование необходимости церковной организации как посредника между Богом и верующими.

Августин тщательно анализировал многочисленные положения христианской доктрины, устраняя явные противоречия между ними или давая им новое толкование; он проделал огромную работу по систематизации религиозных знаний и попытался представить их в виде единой, целостной концепции. В своих трудах он придерживался позиции, что «истинная философия и истинная религия — это одно и то же». Из философов он высоко ценил Платона и опирался на многие его философские идеи.

Схоластика

В Средние века формировались различные школы: монастырские, епископальные (примерно с VIII века), придворные и нецерковные городские школы. Условия для формирования европейских университетов создаются в XII-XIII веках. Парижский университет начал свою работу одним из первых; его форматирование датируется 1200 годом. Появляются университеты в Болонье, Оксфорде, Кембридже, Неаполе, Тулузе и других городах Европы. Традиционно они имели четыре основных факультета: теологический, философский, юридический и медицинский. Преподавание философии студентам всех факультетов имело эффект не только направленного формирования мировоззрения студентов, но и укрепления философского сообщества и активизации изучения философских проблем. Представители теологии играли ведущую роль в основании университетов в те годы. В это время были установлены такие формы изучения дисциплин, как лекции, семинары, текстовые комментарии, дебаты и дискуссии. Большое внимание уделялось развитию логического мышления и умению спорить с оппонентами. Поэтому одно из первых мест в преподавании формальной (аристотелевской) логики было отведено.

Слово «схоластика» происходит от греческого слова «схоластический, ученый». В конце Средневековья схоластика стала пониматься как особый способ заниматься философией и теологией.

Схоластическая философия — это философия определенного промежутка времени (IX-XIV вв.), основанная на христианском откровении, на вере в истинность того, что написано в Священном Писании.

Целью возникновения схоластики было упорядочить и сделать доступной христианскую догму с помощью философии.

В истории схоластики можно выделить четыре основных периода: VIII — IX вв. — Подготовительный период, наиболее ярко показанный в трудах Иоанна Скота Эриугены; IX-XII вв. Период споров между римско-католическими теологами о роли веры и разума, отраженный в работах Пьера Абеляра. XIII век был «золотым веком» схоластики, который завершился созданием Фомой Аквинским официальной доктрины Римско-католической церкви. XV век стал временем кризиса схоластики, отраженного в работах Уильяма Оккама, чьи труды уже тогда критиковали стремление католиков обосновать веру разумом.

Центральной фигурой схоластической философии в Западной Европе был Фома Аквинский (1225-1274). Томмазо (Фома) Аквинский родился в семье графа на юге Италии. В 1244 году он стал монахом Доминиканского ордена и продолжил обучение в Парижском университете. Он читал лекции по теологии и стал профессором. В 1259 году он был отозван Папой в Рим, преподавал в различных городах Италии. Он получил заказ непосредственно от Курии на написание серии книг. Одной из его задач было изучение Аристотеля, чтобы адаптировать его взгляды к ортодоксальному католицизму. В 1259 году Фома Аквинский закончил свой великий труд «Summa Theologica» («summa» — так в то время называли последний энциклопедический труд). Кроме этого труда, Фома Аквинский написал множество других, в том числе — «О бытии и сущем», «О единстве разума против аверроистов», «Summa Veritas католической веры против язычников» и другие. Он проделал большую работу, комментируя тексты Библии, Аристотеля, Боэция, Прокла и других философов.

Арабская и еврейская философия в средние века

Расцвету схоластики в Западной Европе в X веке предшествовало прогрессивное развитие арабской и среднеазиатской философии.

Поворотным моментом в развитии философии в этих странах стало согласование учения Аристотеля с новыми научными достижениями, особенно в области математики, астрономии и медицины. Было разработано множество оригинальных философских идей. В этом регионе было много одаренных мыслителей. Я хотел бы более подробно остановиться на одном из них.

Авиценна был известным именем Ибн Сины. Он был необычайно разносторонним мыслителем, философом и политиком, врачом и алхимиком, поэтом и музыкантом. Он написал более 100 книг. Наибольшую известность ему принес его «Медицинский канон», который на протяжении нескольких веков оставался одной из ведущих книг по медицине. Его основным философским трудом стала энциклопедическая «Книга исцеления», которая делилась на логику, физику, математику и метафизику. Авиценну называли «принцем философов» и «принцем врачей».

Авиценна отрицал сотворение мира во времени. Он рассматривал бытие как вневременную эманацию Бога, а человеческую душу — как бессмертное существо в духовной форме тела. При толковании универсалий он исходил из того, что общие идеи существуют в трех вариантах: до вещи в божественном разуме, в вещи как сущности единичного и после вещи в человеческом разуме. Работы Авиценны были переведены в Европе и до сих пор изучаются и исследуются.

Влияние христианской теологии на философию Ибн Сины проявляется как в его учении о трехчастной природе человека, так и в том, что он называет Бога Истиной и Любовью. В одном из своих стихотворений Авиценна с энтузиазмом и решимостью, достойными христианина, пишет о стремлении очистить душу через крещение, в подражание Христу:

«На рассвете я уйду из дома к высокой звезде, я оставлю суету, которая окружает меня ордой. Я оставлю свои одежды в руках моей матери, я пойду, чтобы меня омыли, как Иисуса, святой водой.

Маймонид стремился рационализировать еврейскую теологию на основе учения «царя философов» Аристотеля, которое он считал единственно правильным руководством для «заблудших и колеблющихся». Он высоко ценил арабских философов и считал себя продолжателем арабской перипатетической традиции.

Маймонид был самостоятельно знаком с текстами мусульманских философов и Аристотеля. В своих трудах он пытался примирить учение Аристотеля с положениями Торы. Согласно Маймониду, целью философии религии было объяснить значение выражений и метафор, встречающихся в библейской и раввинистической традициях. Маймонид сделал это, используя термины, распространенные в его интеллектуальной среде, чтобы по-новому интерпретировать более ранние метафоры и концепции. «Путеводитель недоумевающих», философские разделы комментариев Маймонида к Мишне, написанные на арабском языке, оказали большое влияние на средневековую схоластику.

Заключение

Средние века охватывают длительный период европейской истории от распада Римской империи в пятом веке до эпохи Возрождения (четырнадцатый и пятнадцатый века).

Философия, развивавшаяся в этот период, имела два основных источника своего возникновения.

Первой была древнегреческая философия, особенно в ее платоновской и аристотелевской традициях. Вторым источником были Писания, которые ввели эту философию в русло христианства.

Идеалистическая направленность большинства философских систем средневековья была продиктована основными догмами христианства, среди которых наиболее важными были догмат о личной форме Бога-творца и догмат о сотворении мира Богом «из ничего». Под таким жестоким религиозным диктатом, поддерживаемым государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в которой все философские вопросы решались с позиций теоцентризма, креационизма и провиденциализма.

Корни философии в Средние века восходят к религии монотеизма (единобожия). В центре христианского монотеизма находятся два основных принципа, которые чужды религиозно-мифологическому сознанию и, соответственно, философской мысли языческого мира: идея творения и идея откровения. Эти два понятия тесно связаны между собой, поскольку предполагают наличие единого личного Бога, причем Бог является реальностью, определяющей все вещи. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет основу учения о знании.

Таким образом, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целенаправленного действия Бога.

Список литературы

  1. О городе Бога // Антология мировой философии. Т. 1ST BD. 2, S. 602.
  2. Августин. Против академиков. Институт философии Российской академии наук; Пер. и коммент. О.В. Голова. — М.: Греко-латинский язык. Исследование Ю.А. Шичалина, 1999 г. — 192 стр.
  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов, 3-е изд.
  4. Антология мировой философии в четырех томах. Т. 1. философия античности и средневековья. Ч. 1. — М., 1969.
  5. Бессонов Б.Н. История философии. Учебник для нефилософских дисциплин. — М.: Высшее образование Юрайт, 2009.
  6. Канке В.А. Общая философия науки. Учебник. — Москва: Омега-Л, 2009.
  7. Майоров Г.Г. Становление средневековой философии. — М., 1979.
  8. Островский Е.В. Философия. Учебник для нефилософских специальностей. — Москва: Вузовский учебник, 2009.
  9. Соколов В. В. Средневековая философия: учебник для философских фак-тов и факультетов университетов. — М.: «Высшая школа», 1979 г. — 448 с.
  10. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановского. — Ростов н/Д, 2008.