Для связи в whatsapp +905441085890

Средневековый университет: рецензия Аристотеля, структура университета, отношение к нищенствующим орденам — Образование в период развитого средневековья (11-15 вв.)

В этот период почти все образованные люди принадлежали к одному сословию (духовенству). Их обучение проходило в школах, которые, в свою очередь, были основаны представителями духовенства.
Наиболее типичными были монастырские, соборные и церковно-приходские школы.

Монашеские школы делились на внутренние и внешние. Они давали самое полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступа к монастырской библиотеке. И большинство самых образованных людей того времени были монахами.

Внутренние монастырские школы были предназначены только для монахов и послушников конкретного монастыря, которые готовились стать монахами. Если настоятель монастыря давал свое разрешение или уже существовала такая традиция, монастырские школы могли принимать учеников и извне. Это могли быть представители белого духовенства, монахи из других монастырей или миряне. Монашеские школы, в которые принимали посторонних, назывались экстернистскими.

При кафедральных соборах епископов и великих соборах часто существовали кафедральные или соборные школы для подготовки будущих священнослужителей. Редко встречались школы, основанные обычными священниками в своих приходах. Такие школы назывались церковно-приходскими. Там обучались только молодые люди, и уровень образования был минимальным.

Приходские, внешние монастырские и соборные школы посещали мальчики в возрасте 7-15 лет. Они учились чтению на латыни, письму, арифметике, церковному пению. Педагогики как таковой еще не существовало, ее заменяли, так сказать, мысли о религиозно-нравственном воспитании детей, упоминаемые в богословской литературе.

Во внутренних школах образование было более широким.
Сначала изучался латинский язык. Сначала изучались счет и церковное пение, затем грамматика с чтением из доступных авторов и элементами других гуманитарных наук. Для немногих способных были организованы частные уроки богословия. Эссе писались в стихах и прозе на латыни. Алфавит, отдельные слова и фразы Символа веры, молитвы и литургии были заимствованы из греческого языка. Знатоков греческого языка было немного.

Постепенно объем знаний увеличивался. Многие монастырские школы уже начали специализироваться на определенных науках: Мец — о музыке, Тур — о медицине, Комбре — о математике. Стали появляться бродячие студенты. Это один из источников вагантизма.
Но главной заботой монастырей была не филология, а богословие. Составлялись и переписывались комментарии к Писанию. Феодальное образование. Когда мы говорим об образовании, нельзя не упомянуть об образовании феодалов.

Образование феодалов было очень важным. Акцент был сделан на развитии качеств, необходимых для солдата и, в меньшей степени, для обывателя. Таким образом, даже элементарная грамотность долгое время не считалась обязательной. Так, важный английский военачальник XV века Джон Талбот, граф Шусберри, был неграмотным.

В соответствии с семью гуманитарными искусствами, существовало также семь рыцарских добродетелей, которые составляли содержание образования мальчиков:

  • способность ездить верхом;
  • способность плавать;
  • умение владеть копьем;
  • фехтование;
  • охота;
  • умение играть в шахматы;
  • умение писать стихи и играть на музыкальных инструментах.
Средневековый университет: рецензия Аристотеля, структура университета, отношение к нищенствующим орденам - Образование в период развитого средневековья (11-15 вв.)

Образование в период развитого средневековья (11-15 вв.)

Все эти навыки приобретались при дворе владыки. С 7 до 14 лет служил пажом, затем оруженосцем. В возрасте 21 года состоялось посвящение в рыцари.

До конца Средневековья считалось необходимым для благородных рыцарей знать французский язык, который до этого времени был языком придворных кругов.

Образование женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов получали образование в семье под присмотром матери и специальных воспитателей. Эта традиция восходит к раннему Средневековью. Позже женщин часто учили читать и писать капелланы и монахи. Практика отдавать девочек из знатных семей в женские монастыри на воспитание стала широко распространяться. Здесь им давали образование, учили латыни, знакомили с Библией и учили благородным манерам. Вероятно, грамотность женщин была шире, чем у рыцарей. Отчасти это было связано с тем, что католическое духовенство пыталось влиять на светских феодалов через своих жен, которые получали образование в монастырях в духе религиозности. Не случайно книги религиозного содержания были частью приданого.

Образование девочек, не принадлежавших к привилегированным классам, ограничивалось работой по дому, уроками ручного труда и религиозным обучением.
Образование в Высоком Средневековье (11-15 века)
В начале второго тысячелетия в Европе начинают действовать новые социально-экономические и политические факторы: развитие городов и возникновение городских общин, подъем сельского хозяйства и развитие торговли. Развитие новых форм торговли и, в определенной степени, ремесленничества приводит к потребности в образованных людях.

Это привело к увеличению количества школ, что также потребовало подготовки грамотных учителей.

Усилились отношения с мусульманскими территориями. Знакомству с высокой арабской культурой способствовали крестовые походы и различные отношения (от войны до союза) в Испании и Южной Италии.

Культурные последствия всех этих явлений весьма значительны. Знания европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук начали расширяться. Развитие наук обусловило необходимость специализации.

Появились новые социальные группы, усложнились различные формы государственных структур. Кроме того, для Европы была характерна конкуренция между различными институтами власти, например, папством и императорством.

Это привело к усложнению законодательства и росту различных административных структур. Резко возрастает потребность в образованных людях и специалистах, что приводит к появлению новой системы высшего образования, то есть созданию университетов.

В монастырской школе и ученики, и учителя были связаны обетом послушания и являлись частью церковной организации с ее иерархией. Кто будет учиться, а кто преподавать, и что именно будет изучать студент и чему его будут учить, решало начальство.

В то же время иногда (а многое зависело от личности конкретного настоятеля и от наличия в монастыре способных учителей) уровень преподавания в монастырской школе мог быть очень высоким, гораздо выше, чем в первых университетах. А многие университеты могли только мечтать о монастырских библиотеках.

Появление первых университетов

Как и монастырские школы, университет развивался под покровительством церкви, и большинство преподавателей и студентов были выходцами из духовенства.

Но университет был гораздо более гибкой и адаптируемой структурой. Дело в том, что он работал на открытом образовательном рынке.

С самого начала студенты имели право выбирать университет, факультет и кафедру. Учителя также имели право выбора университета. Это была обычная практика, когда преподаватель, проработав несколько лет в одном месте, переходил в другое. И студенты следовали за самыми известными учителями.

В таких условиях не может быть и речи о таком строгом контроле, как в монастырской школе. И эта свобода означала, что университеты могли гораздо лучше улавливать потребности общества.

Потребность в специалистах, которую монастырские школы уже не могли удовлетворить, привела к появлению новых учреждений. Таким образом, в городах появились городские школы (магистратские, гильдейские, школы гильдий). Здесь впервые детей начали обучать на родном языке, заботясь о передаче полезных знаний.

Но нужны были и учреждения, дающие высшее образование. Поэтому стали создаваться внеклерикальные объединения ученых. Так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе. Власти также понимали необходимость новых форм образования.

Начиная с XII века, появились первые университеты. Они были основаны как высшие учебные заведения. Название произошло от латинского слова «universum», означающего сообщество. Чтобы стать университетом, учебное заведение должно было получить папскую буллу (декрет) о своем основании.

Своей буллой Папа вывел эти школы из-под контроля светских и, в некоторой степени, местных церковных властей. Папы узаконили существование университета.
Важнейшей привилегией университета было право присуждать ученые степени (линкиаты, доктора и т.д.). Конечно, и другие учебные заведения присуждали дипломы своим выпускникам: Академии, различные школы и т.д. Но они признавались только там, где существовала власть, которая легитимировала эти институты, например, в родном городе. А дипломы университетов были признаны во всем католическом мире. Человек, получивший диплом, мог преподавать и работать в любой католической стране.

Следует отметить, что в Средние века не знали того значения понятия «университет», которое мы используем сегодня. Для нашего времени университет — это, как правило, совокупность всех наук в отличие от специальных колледжей. Однако в Средние века термин universitas означал не универсальность обучения, а любое организованное объединение, любую корпорацию. Для его обозначения также использовались слова corpus, collegium. Таким образом, эти ассоциации включали людей с общими интересами и независимым юридическим статусом. В Болонье, Падуе и Монпелье фактически существовало несколько университетов, но они рассматривали себя как части единого «universitas». Только в XIV и XV веках университет стал самостоятельным академическим учреждением.

Система школ

Средневековый университет, несомненно, был продуктом западноевропейской средневековой цивилизации. В некотором смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 век до н.э.), юридическая школа в Бейруте (3-6 век), Императорский университет в Константинополе (424 — 1453). Их организация и программа отдельных курсов напоминают те, что были в Средние века. В Бейруте, например, существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами; в Константинополе преподаватели грамматики, риторики, философии и права были собраны в одном центре. Здесь также были изучены квадриум и тримиум. В качестве основного языка, конечно же, использовался греческий. Существовала целая система школ. Но эти школы были довольно строго подчинены государству. Всякая автономия, а значит и свобода мысли, была исключена. Практика обучения у отдельных светских ученых была широко распространена.

Но только в Западной Европе университет возник как особое учебное заведение.

Тремя основными характеристиками университета были его автономия, выборность органов власти и дискуссия как основа образования и учености. Важнейшей характеристикой университета была его широкая независимость от различных властей, религиозных или светских.

Власть в университете была выборной, и здесь большую роль играл авторитет, завоеванный путем дискуссий. Университет имел ряд прав и привилегий:

  • Право изучать не только семь гуманитарных наук, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину.
  • Право на получение части дохода церкви-бенефициара для оплаты обучения.
  • Право выпускника школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi).
  • Особая юрисдикция для директоров школ — по их выбору либо перед учителями, либо перед местным епископом вместо общей юрисдикции городских судей. Так, в Париже они подчинялись суду ректора или парижского прево (королевского наместника Парижа), но не местному мещанскому суду. Право принимать собственные законы, уставы и постановления, регулирующие оплату труда учителей, методы и приемы преподавания, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т.д.

В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые «материнские» университеты. Это были университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. Это были самые крупные и престижные университеты того времени. Они считались самыми важными в своей стране. Они также пользовались большим авторитетом во всем «христианском мире» (католическом, разумеется).

Например, Болонский университет считался самой известной и престижной юридической школой. А теологический факультет в Париже оказывал большое влияние на политику церкви и французского государства. Именно его представители положили конец Великому Шеизму, заставив претендентов на папский престол договориться между собой. Они также привнесли в Церковь идеи синодальности и галлицизма.

Оксфорд был известен своим менее теологическим вниманием к наукам. Саламанка была наиболее активна в изучении арабской и еврейской литературы. Говорят, что там также изучали черную магию. Другие университеты во многом подражали ему. В частности, Парижскому университету подражали, и в Средние века его даже прозвали «Синаем знаний».

Кодекс Юстиниана

Первым европейским университетом традиционно считается Болонский университет, который возник на основе Болонской школы права. Год его основания указан как 1088. Основателем считается знаменитый юрист того времени Ирнерий, который первым стал читать римское право широкой аудитории.

Считается, что именно он ввел в юридическую практику Кодекс Юстиниана — свод законов, в котором большое внимание уделялось различным видам собственности. Лекции Ирнерия оказались очень популярными, и студенты стали стекаться к нему со всей Европы. Но настоящий рост значения болонской школы начался в середине XII века. В 1158 году немецкий император Фридрих I Барбаросса завоевал богатейшие города Ломбардии — Милан и созвал собрание на поле Ронкале (на реке По, между Пьяченцей и Пармой), чтобы навязать новый порядок правления городам Северной Италии. В благодарность за помощь болонских профессоров в том же году он принял закон, по которому взял под свое покровительство тех, кто «путешествовал ради обучения, особенно преподавателей божественного и церковного права»; болонцы были освобождены от обязанности платить налоги и подчиняться муниципальным судам Болоньи.

Эти привилегии увеличили приток студентов. По словам современников, в начале XIII века в Болонье обучалось до 10 000 человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Азо была такая большая аудитория, что ему пришлось читать свою лекцию на площади. Там были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться общеобразовательной. Именно в Болонье впервые появились так называемые нации (современники).

Другой вид ассоциации представлен Парижским университетом. Здесь ассоциация была основана не школьниками, а учителями. Но это были не обычные учителя, а студенты высших факультетов, которым удалось закончить подготовительное отделение. Они оба были мастерами семи гуманитарных искусств и студентами. Естественно, они стали выступать против других учителей, слушателей подготовительных курсов и граждан, требуя определить их статус.

Новый университет быстро развивался и постепенно объединялся с другими факультетами. Сила университета росла в ожесточенной борьбе с церковными и светскими властями. Они датируют основание университета 1200 годом, когда указ французского короля и булла папы Иннокентия III освободили университет от подчинения светской власти. Автономия университета была подтверждена в 1209, 1212 и 1231 годах буллами римских пап.

Оксфордский университет также появляется в 13 веке. Как и Парижский университет, он возникает после множества конфликтов с муниципальными и церковными властями. После одного из таких столкновений в 1209 году студенты в знак протеста переехали в Кембридж, где был основан новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны между собой, что их часто объединяют под общим названием Оксбридж. Особенностью Оксбриджа также является наличие так называемых колледжей (от слова «колледж»), где студенты не только учились, но и жили. Обучение в общежитиях привело к такому явлению, как децентрализованный университет.

Гордость Испании — Университет Саламанки (1227). Его основание было окончательно провозглашено в хартии короля Альфонсо X в 1243 году.

В XIII веке было основано большое количество других университетов:
1220г. — Университет Монпелье (хотя университетские привилегии он получил лишь в конце XIII века).
1222г. — Падуя (в результате отъезда студентов из Болоньи).
1224г. — Неаполь, потому что сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы.
1229г. — Орлеан, Тулуза (местные власти соблазняли школьников прослушиванием запрещенного Аристотеля и стабильными ценами на вино и еду).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Что такое предмет философии
  2. Философское понятие культуры
  3. Герберт Спенсер, английский философ, основатель органической школы в социологии
  4. Философия всеединства В. С. Соловьева
  5. Философия нового времени: Рене Декарт
  6. Философские воззрения декабристов — Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов
  7. Философия человека в средние века
  8. Вильгельм Дильтей, немецкий философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики
  9. Тема мистического познания в русской философии 19-20 вв.
  10. Просвещение