Для связи в whatsapp +905441085890

Становление и развитие представлений о материи в истории философии — Бытие и его основные формы

Проанализировав представления древних ученых о материи, мы увидим, что все они были материалистически настроены, но их общим недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к определенному виду вещества или количеству веществ, а во-вторых, признание материи строительным материалом, некой первичной постоянной субстанцией, что автоматически исключало какие-либо границы имеющихся представлений о ней. Таким образом, любой конкретный вид вещества с присущими ему свойствами ограничивал дальнейшее познание, проникновение в природу материи. Однако великой заслугой древних материалистов было изгнание идей о Боге-Творце и признание взаимосвязи материи и движения, а также вечности их существования.

Древнегреческие мыслители оставили очень заметный след в развитии учения о материи. Они первыми стали отстаивать идею о том, что все предметы состоят из мельчайших неделимых частиц — атомов. Первоматерия — атомы движутся в пустоте, и их различные комбинации представляют собой то или иное материальное образование. Разрушение вещей, согласно Демокриту, означает лишь их разложение на атомы. Само понятие атома содержит нечто общее для различных тел.

Хотя атомистическое учение устанавливало общий характер бытия микрообъектов, оно не полностью раскрывало понятие материи; в силу своей субстанциональности и ограниченности она не могла служить критерием всеобщности всего многообразия материи. Сегодня мы знаем, что атомы разнообразны по своей природе и структуре и представляют собой лишь частицы материи. Так, у Демокрита мы видим отождествление понятия материи с одним из ее конкретных проявлений — веществом.

Пытаясь дать определение материи, французский материалист XVIII века писал. Век Гольбах в своей работе «Естественная система», что «по отношению к нам материя — это все, что каким-то образом влияет на наши чувства». Здесь мы видим стремление подчеркнуть общность различных форм материи, а именно то, что они вызывают у нас ощущения. Этим определением Гольбах уже дистанцируется от конкретных свойств предметов и дает представление о материи как об абстракции. Определение Гольбаха, однако, было ограниченным. Она не раскрыла полностью сущность всего того, что действует на наши органы чувств, не раскрыла особенности того, что не может действовать на наши органы чувств. Эта неполнота гольбаховского определения материи создала возможности как для материалистической, так и для идеалистической его интерпретации.

К концу прошлого века естественные науки, особенно физика, достигли достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты общие и, казалось бы, незыблемые принципы строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон сохранения и превращения энергии, Дарвин установил эволюционный путь развития живой природы, Менделеев создал периодическую таблицу элементов. Атомы, мельчайшие частицы материи, неделимые с точки зрения того времени, были признаны основой существования всех людей и предметов. Таким образом, понятие материи отождествлялось с понятием вещества; масса характеризовалась как мера количества вещества или как мера количества материи. Считалось, что материя находится вне контекста пространства и времени. Благодаря работе Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы движения электромагнитного поля и электромагнитная природа света. В то же время распространение электромагнитных волн связывалось с механическими колебаниями гипотетической среды — эфира. Физики с удовлетворением отметили: наконец-то картина мира создана, окружающие нас явления укладываются в предназначенные для них рамки.

Если мы обратимся к учениям XIX века о структуре и свойствах материи, то обнаружим, что они страдали от тех же недостатков, что и учения древности. Взгляд на материю как на первичную, неизменную субстанцию и ее отождествление с веществом содержали предпосылки возможности критических ситуаций в физике. Это не замедлило сказаться.

Становление и развитие представлений о материи в истории философии - Бытие и его основные формы

Бытие и его основные формы

Единый и целостный мир — это бесконечное множество самых разных вещей и явлений. Все они индивидуальны и уникальны по своей природе, но в то же время имеют некоторые общие характеристики. Поэтому реальное многообразие бытия можно так или иначе классифицировать, выделить определенные виды бытия и его атрибуты, необходимые и неотъемлемые свойства вещей и явлений.

Прежде всего, выделяются два основных вида всего сущего: материальное и духовное. Взятые вместе, они, по сути, исчерпывают все конкретные вещи и явления в мире — по крайней мере, в том виде, в котором мы знаем их сегодня. Материальное бытие включает в себя явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и составляют объективную реальность. Сюда можно отнести все природные объекты и многие явления человеческой и общественной жизни.

Идеальное бытие включает в себя различные явления психической жизни человека и общества, которые существуют в сфере их сознания — чувства, настроения, мысли, идеи, теории — и которые составляют содержание субъективной реальности. Все эти явления сначала возникают в индивидуальном сознании человека, и многие из них остаются в его распоряжении. Чаще всего, однако, психические явления принимают объективированную, физическую форму и уже являются частью системы материального бытия. Поэтому в реальной человеческой жизни эти основные типы бытия — материальное и идеальное — обычно взаимосвязаны, составляют неразрывное целое. Существование человека и общества нельзя однозначно отнести только к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность предполагает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальных результатах творчества. В связи с этим некоторые философы считают необходимым уточнить первоначальную классификацию способов бытия и выделить бытие:

Вещи и процессы природы;

  • Человек;
  • Духовный;
  • Социальная.

Считается, что такая градация лучше отражает целостность материального и идеального бытия в повседневной деятельности человеческого общества.

Категория материи (от лат. materia — вещество) традиционно используется в философии для обозначения объективно реального существования. Это понятие появляется в античности как результат интеллектуального поиска первоосновы всего сущего, первозданной сущности, объединяющей мир в единое целое. Такая первичная сущность должна была обитать в природе и не зависеть в своем существовании от каких-либо духовных явлений или высшего духа.

Существование — это философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно и независимо от человеческого сознания, воли и чувств. Проблема интерпретации бытия и его отношения к сознанию лежит в основе философского мировоззрения. Его общей чертой является противопоставление материалистического и идеалистического подходов.

Впервые категория «бытие» была применена древнегреческими философами Парменидом, Демокритом, Платоном и Аристотелем, которые понимали ограниченность утверждений о существовании мира «здесь» и «сейчас» и пытались понять его как единство конечного и бесконечного, постоянного и изменчивого. Через эту категорию они определяли отношение человека к окружающему миру, но сам мир они видели по-другому.

Существует несколько взаимосвязанных основных форм бытия: бытие вещей (предметов) природы, «второй природы», общества, человека и всей духовности, которая делится на индивидуализированную (духовный мир личности) и неиндивидуализированную духовность (общественное сознание). Важнейшей характеристикой индивидуального и общественного сознания является идеальность.

Учение о бытии дает представление о богатстве мира и рассматривает различные формы бытия как сосуществующие. Единство мира признается, но основа, суть этого единства не раскрывается.

Платон разделил мир на мир идей (мир истины) и мир подобий. Истинное бытие он связывал с миром идеальных сущностей, а небытие — с косвенной материей. Бытие понималось Аристотелем как универсальный предикат, применимый ко всем категориям.

Развитие философской концепции материи

В истории философии понятие материи появилось в связи с попытками древних мыслителей объяснить единство мира. Уже в древности из многообразия и гармонии окружающего мира возникло стремление найти устойчивую, сохраняющуюся при всех изменениях, конечную основу многообразных вещей и явлений — вещество. Отождествляя материю с веществом, материалисты прошлого искали субстанцию или первоматерию, из элементов которой формируется все сущее.

Новые философы обратили свое внимание на его атрибутивные свойства в контексте учения о материи как субстанции. Они видели сущность материи не столько в физической форме как ее определяющей характеристике, сколько в таких свойствах, как протяженность, твердость, непроницаемость, инерция и плотность. Материя должна рассматриваться прежде всего как субстанция, благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, включая сознание.

Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, порождением чистой мысли. Однако это не вздорная, а научная абстракция. Попытка найти материи вообще нематериальное или нематериальное первоначало бесплодна. Когда речь идет о поиске однородной материи как таковой, возникает ситуация, подобная той, когда вместо вишен, груш и яблок хочется увидеть фрукт как таковой, вместо кошек, собак и овец — млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое. Современное философское понятие материи должно отражать всеобщие свойства бесконечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Материя существует не отдельно от вещей, их свойств и отношений, а только в них и через них. Поэтому в контексте основного вопроса философии важно зафиксировать такие свойства материи, которые бы существенно отличали ее от сознания как собственной противоположности. Такое определение «материи» предложил В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной действительности, данной человеку в его ощущениях и скопированной, сфотографированной, отраженной нашими ощущениями, существующей независимо от них». В этом определении получила завершение идея, уже намеченная Гольбахом и развитая далее некоторыми мыслителями (в частности, Н.Г. Чернышевским и Г.В. Плехановым).

Здесь материя определяется путем сравнения духовного и материального. Материя вечна, существует вне человеческого сознания и абсолютно безразлична к тому, что мы о ней думаем. Понятие материи является лишь приблизительным отражением этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще — это не формальное понятие, а отражение сущности каждого из них и их совокупности, основы бытия, которая существует во всем и порождает все существующее.

Таким образом, материя — это прежде всего реальность, объективная реальность, которая существует вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть познана только через ощущения. Это определение материи выражает суть материализма как доктрины. Это развитие основного вопроса философии, и в этом заключается его идеологическое значение.

Материя, которая является объективной реальностью, первична по отношению к сознанию. Она не предполагает никаких причин или условий для своего существования, но сама является единственной причиной сознания. Материя — это то, что Б. Спиноза называл причиной самой себя. Но материя не является какой-то сверхчувственной, сверхъестественной реальностью; она дана человеку в ощущениях, что, в свою очередь, делает ее доступной для познания.

Материя, как первопричина всего сущего, реализует свою сущность через бесконечное количество конкретных существований, от элементарных объектов неживой природы до сложнейших социальных систем.

Современная наука о строении материального мира

Философская концепция материи возникла как способ видения всего мира, включая человека в нем. В частности, научные взгляды на материю становились все более сложными в процессе развития, изменения и синтеза мировоззрения. В физике известны механическая, электродинамическая, квантово-релятивистская, квантово-полевая и вакуумная картины мира. Согласно современной физической науке, материя (совокупность дискретных образований, имеющих массу покоя) находится в различных состояниях; элементарные частицы и кванты различных видов излучения; поля; физический вакуум, который производит и поглощает элементарные виртуальные (возможные) частицы (кванты энергии). Материя и поля могут взаимно превращаться друг в друга.

Материальные объекты изменчивы, непрерывны, в то же время они относительно стабильны, прерывны. Расхождение выражается в качественно различных видах материи и формах их движения. Наличие общих признаков позволяет группировать различные объекты в классы материальных систем. Основными структурными уровнями материи являются: неорганический мир (системы неживой природы), органический (биологические системы) и социальный (общество).

Есть основания полагать, что Вселенная эволюционировала от начального состояния хаоса до нынешнего состояния космоса. Все, что существует в нашей непосредственно наблюдаемой Вселенной, по-видимому, является продуктом процесса структурирования, взрыва, который начался 12 -15 миллиардов лет назад и привел к массовому рождению элементарных частиц в результате одного из фазовых переходов вакуума. Современные астрофизики считают, что в космосе существовали и существуют обширные области, где материя находится в состоянии «фотонного» газа, где рождаются только элементарные частицы.

В некоторых планетарных системах на определенном этапе их развития создаются условия для формирования материальных носителей жизни из молекул неживой природы. Такие черты жизни, как обмен (материей и энергией), самовоспроизводство, мутация и конкуренция, начинают формироваться на предбиологической стадии развития материи после появления органических молекул.

Живая природа имеет ряд уровней своей организации: доклеточные образования — ДНК, РНК, белки; клетки, микроорганизмы, одноклеточные организмы; многоклеточные организмы; популяции; биоценозы; биосфера, формирующаяся как взаимодействие биоценозов друг с другом и с воздушной оболочкой, водной средой, геологическими породами, с космическим пространством. Для поддержания жизни необходимы как подходящие условия, так и определенная степень их разнообразия.

На определенной стадии биосферы возникают особые популяции существ, которые, благодаря инструментальной деятельности и духовности, преобразуют биологические формы своего существования в социальную жизнь.

Возникновение качественно новой формы — возникновение жизни, возникновение человека — является типичным результатом бифуркации, разветвления в эволюционном скачкообразном процессе. Из-за вероятностной природы этих пороговых переходов они становятся необратимыми, и вероятность повторения таких событий равна нулю. Благодаря обратной связи живые организмы могут поддерживать свою стабильность и продолжать эволюционировать и усложняться. По словам Н.Н. Моисеев, в процессе естественной эволюции Вселенная приобретает способность направлять свое развитие с помощью человека, чтобы компенсировать или ослабить дестабилизирующие факторы.

Общество включает в себя основные сферы: Экономический, социальный, политический и духовный. Общество может быть представлено на нескольких уровнях: а) индивид; б) семья; в) коллективы; г) классы, социальные группы, слои; д) племена, расы, этнические группы, народности, нации; е) граждане в рамках государств и межгосударственных объединений; ж) люди в рамках социально-экономических формаций и цивилизационных систем, их вариантов, синтезов; з) человечество в целом.

Чем выше системы находятся на лестнице развития, тем сложнее их самоорганизация.

Концепция атомизма. Дискретность и непрерывность материи

Как уже упоминалось выше, структура материи интересовала естествоиспытателей с древних времен. В Древней Греции обсуждались две противоположные гипотезы о строении материальных тел. Один из них был предложен древнегреческим мыслителем Аристотелем. Она заключается в том, что вещество делится на более мелкие частицы, и нет предела их делимости. По сути, эта гипотеза подразумевает непрерывность материи. Другая гипотеза была предложена древнегреческим философом Левкиппом (5 г. до н.э.) и развита его учеником Демокритом, а затем его последователем, философом-материалистом Эпикуром (ок. 341 — 270 гг. до н.э.). Это концепция атомизма, концепция дискретной квантовой структуры материи. Согласно Демокриту, в природе существуют только атомы и пустота. Атомы — это неделимые, вечные, неразрушимые элементы материи.

Реальность существования атомов подвергалась сомнению вплоть до конца девятнадцатого века. В то время концепция атома не была необходима для объяснения многих результатов химических реакций. Для них, как и для количественного описания движения частиц, было введено еще одно понятие — молекула. Существование молекул было экспериментально доказано французским физиком Жаном Перреном (1870 — 1942) путем наблюдения за броуновским движением. Молекула — это наименьшая единица материи, соединенная химическими связями. Число атомов в молекуле варьируется от двух (H2, O2, HF, KCl и т.д.) до сотен, тысяч или миллионов (витамины, гормоны, белки, нуклеиновые кислоты).

Неотделимость атома как компонента молекулы уже давно не вызывает сомнений. Однако в начале 20-го века физические эксперименты показали, что атомы состоят из более мелких частиц. Например, в 1897 году английский физик Д. Томсон (1856— 1940) открыл электрон, который является составной частью атома. В следующем году он определил отношение его заряда к массе, а в 1903 году предложил одну из первых атомных моделей.

По сравнению с наблюдаемыми телами, атомы химических элементов очень малы: их размер составляет 10-10 — 10-9 м, масса — 10-27 — 10-25 кг. Они имеют сложную структуру и состоят из ядер и электронов. Дальнейшие исследования показали, что атомные ядра также состоят из протонов и нейтронов, поэтому они имеют дискретную структуру. Это означает, что концепция атомизма для ядер характеризует структуру материи на уровне нуклонов.

В настоящее время предполагается, что не только материя, но и другие виды материи — физическое поле и физический вакуум имеют дискретную структуру. Даже пространство и время, согласно квантовой теории поля, образуют хаотически изменяющуюся пространственно-временную среду на сверхмалых масштабах, с ячейками размером 10-35 м и временем 10-43 с. Квантовые ячейки настолько малы, что ими можно пренебречь при описании свойств атомов, нуклонов и т.д., если считать пространство и время непрерывными.

Основной вид материи, материя в твердом и жидком состояниях, обычно воспринимается как непрерывная, когерентная среда. Для анализа и описания свойств такой материи в большинстве случаев рассматривается только ее непрерывность. Однако при объяснении тепловых явлений, химической связи, электромагнитного излучения и т.д. та же материя рассматривается как дискретная среда, состоящая из взаимодействующих атомов и молекул.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Законы истории как законы взаимодействия стран, народов и цивилизаций. Алгоритмы исторического взаимодействия
  2. Альбер Камю, французский прозаик, философ, эссеист
  3. Жан Жак Руссо, французский философ
  4. Возникновение философии как учение о предельных основаниях бытия, самосознания и сущности человека
  5. Досократическая философия
  6. Н.А Бердяев: «Россия — страна безграничной свободы духа» — Конституционные особенности характера русского народа
  7. Дени Дидро, французский философ — просветитель, писатель
  8. Объективные и субъективные факторы и детерминанты социального управления
  9. Что такое познание и историко-философские варианты ответа на данный вопрос
  10. Эстетика марксизма