Для связи в whatsapp +905441085890

Становление самосознания на разных возрастных этапах (дошкольный, подростковый, юношеский возраст и т.д.)

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Формирование учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте
  2. Психологические последствия неадекватного выбора профессии в период ранней взрослости
  3. Влияние эмоций на проявления самооценки в юношеском возрасте
  4. Образ телесного Я как механизм подростковой нарциссической регуляции
  5. Развитие различных качеств личности дошкольника (характера, воображения, общения и пр.) в игровой деятельности
  6. Особенности депрессивных реакций у подростков
  7. Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи
  8. Психологические особенности семейного воспитания
  9. Психологические особенности родительского отношения к ребенку
  10. Одиночество у подростков: индивидуальные психологические особенности

Введение

На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что, являясь «ядром личности», самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны человеческой деятельности.

В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и ряда других авторов раскрываются различные аспекты формирования самосознания и его развития. Среди наименее изученных вопросов — условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в начале переходного возраста, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной деятельности. Установлено, что социальные, психические и физиологические условия и факторы оказывают решающее влияние на формирование личности и ее самосознания.

Подростковый возраст представляет собой особый этап развития личности ребенка. В подростковом возрасте на основе качественных изменений всей психической жизни происходит ломка и перестройка всех прежних отношений ребенка к миру и самому себе, особенно к самому себе. В подростковом возрасте на основе качественно нового характера структуры и состава деятельности ребенка развивается сознательное поведение и делается решающий шаг из детства на новую ступень психологического и социального развития.

Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение подросткового возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, нравственные конфликты и моральные самооценки, запущенность внутренней жизни — вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону).

Этот период считается критическим или даже периодом зарождения самосознания в полном объеме. По мнению С.Л. Рубинштейна, процесс формирования самосознания идет «от наивного неведения относительно себя к все более глубокому самопознанию, объединяющемуся с все более определенной, а иногда и резко колеблющейся самооценкой». В процессе этого развития центр тяжести у подростков все больше смещается на внутреннюю сторону, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом.

Поэтому изучение особенностей самосознания на возрастном рубеже является важным направлением психолого-педагогических исследований.

Основным объектом исследования стало самосознание растущего человека в раннем подростковом возрасте.

Предметом исследования стали условия и факторы, влияющие на формирование самосознания в раннем подростковом возрасте.

Целью данной работы было создание психологических условий, обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей самосознания в раннем подростковом возрасте, развития у младших подростков способности к самопознанию и самоанализу.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. изучить генезис самосознания личности по данным научных исследований.
  2. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме самосознания в зарубежной и отечественной психологии.
  3. исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания.
  4. Разработать систему психолого-педагогических приемов и методов, позволяющих организовать целенаправленное самосознание подростков.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование и развитие самосознания подростков происходит под влиянием различных условий и факторов, а также может осуществляться путем развития их способностей к самонаблюдению, рефлексии, самоанализу, самоконтролю в процессе специально организованных занятий, включающих приемы и методы активного психологического воздействия.

Развитие самосознания в филогенезе

Осознание своей особенности — сложный и длительный процесс как в онто-, так и в филогенезе.

Процесс формирования самосознания начинается не с осознания человеком себя как разумного индивида, противостоящего природе и племенному коллективу. Ему предшествовал процесс формирования осознания родом себя как единого целого, что послужило одним из условий и предпосылок для возникновения впоследствии личного самосознания, так же как формирование общества послужило условием и предпосылкой для формирования человека как его производной части. Суть родового самосознания состояла в том, что человек не выделял себя мысленно из родовой группы, к которой он принадлежал, не рассматривал себя в ней как особый центр интересов и действий, а сливался с ней. Это было обусловлено самой природой общинного способа производства, при котором человек не становится независимым от общины.

Основой самосознания средневекового человека было ощущение непрерывной связи со своей общиной, классом и социальной функцией. Вся жизнь человека от рождения до смерти была регламентирована. Он почти никогда не покидал место своего рождения. Его жизненный мир был ограничен границами его общины и класса. Для средневекового человека «знать себя» означало прежде всего «знать свое место».

В эпоху Возрождения ситуация меняется. Самосознание становится предпосылкой и компонентом самоопределения. «Самопознание» — это, прежде всего, знание своих внутренних, психологических возможностей. Это расширение сферы индивидуального, особенного, только своего.

Таким образом, уже за пределами Средневековья возникает психологическая интроспекция, потребность и способность анализировать собственные переживания и чувства.

В той или иной форме самосознание и его динамику можно обнаружить в ходе развития любой культуры.

Например, у гомеровского грека еще нет понятия «самости» как чего-то внутреннего. Но уже Гераклит говорит о «поиске себя» и «познании себя». У софиста Георгия есть выражения «предать себя», «сделать зло самому себе». Антифон говорит о необходимости «овладеть собой» и «преодолеть себя», считая самоконтроль необходимой предпосылкой справедливого отношения к ближнему. Сократовская философия уже явно опирается на внутренний диалог. Среди рефлексивных формул, используемых Платоном, мы находим «самопознание», «внутреннее удовлетворение» и «самоопределение». Декарта интересует не конкретное, индивидуальное «я», а субъект познания в целом. Декарт прямо приравнивает познающее «я» к душе. Он считает, что душа, в силу своей нематериальности, более легко познаваема, чем тело. Локк утверждает, что рефлексивные идеи возникают из жизненного опыта: только когда люди достигают зрелого возраста и накапливают знания о внешнем мире, они начинают серьезно размышлять о том, что происходит внутри них. У Фихте самость предстает как универсальный субъект деятельности, который не только познает, но и создает из себя весь окружающий мир, негативно определяемый как несамостоятельность. Гегель отвергает фихтеанское определение «Я» как первичной непосредственно данной реальности. Концепция «всемогущего Я», по мнению Гегеля, превращает весь мир в голую видимость. Кроме того, она не учитывает, что само «Я» — это живой, активный индивид, и что его жизнь состоит в создании своей индивидуальности для себя и для других, в выражении и проявлении себя. Фейербах подчеркивает производность самосознания от материальных условий. Он обращает внимание на «телесный элемент».

Взгляды зарубежных психологов на проблему самосознания.

Если брать самый общий взгляд на исследования в области психологии самосознания, то можно выделить несколько наиболее важных линий. Среди основных вопросов, вокруг которых ведутся споры и дискуссии, можно выделить следующие:

  • природа самосознания
  • место самосознания среди других психологических феноменов
  • факторы, определяющие развитие самосознания
  • структура самосознания
  • генезис самосознания

Решение вопроса о природе самосознания полностью зависит от философских позиций концепций, в рамках которых оно интерпретируется. Например, интроспекционизм игнорирует роль объективных факторов в возникновении и развитии самосознания. Представители этой концепции отождествляют психическое с сознанием, а сознание — с самосознанием.

Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма, напротив, пытались выявить и подчеркнуть влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека, но впоследствии пришли к исключению сознания и самосознания из сферы психической жизни, к отрицанию роли сознания в поведении человека. Вся психическая деятельность сводилась ими к механическим реакциям организма на внешние раздражители.

Разные исследователи отводят самосознанию разное место в системе психологических явлений. Экспансивный подход к решению этого вопроса заключается в том, что самосознание рассматривается почти как синоним психического.

Одна из первых попыток выделить социальный фактор в самосознании человека принадлежит У. Джеймсу. Однако социальный и индивидуально-природный компоненты «Я», по мнению Джеймса, остаются взаимозависимыми.

В начале 20 века социолог Кули сформировал теорию «зеркального Я», согласно которой представление человека о себе, «идея Я», формируется под влиянием мнений других людей и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому человеку, представление о том, как этот другой оценивает меня, и связанные с этим самооценка, чувство гордости и унижения.

Формирование человеческого «Я» в процессе реального взаимодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп исследовал Д.Т. Мид. Мид утверждал, что самосознание — это процесс, который основан на практическом взаимодействии индивида с другими людьми. Чтобы успешно взаимодействовать с другими, человек должен предвидеть реакцию партнера на то или иное действие. Самоанализ, по сути, есть не что иное, как умение поставить себя на место другого, усвоить отношение других к себе.

Иной подход к рассмотрению самосознания характерен для представителей гуманистического направления в психологии. К. Роджерс, говоря о самосознании, оперирует понятием «Я-концепция», под которым он понимает сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как самостоятельная фигура и фон и включающую как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я в прошлом, настоящем и будущем. «Я-концепция» включает в себя реальное и идеальное «Я».

Работая в рамках гуманистической психологии, Р. Бернс предложил более дифференцированную структуру «Я-концепции». При этом автор впервые попытался использовать идеи теории и практики гуманистической психологии в процессе обучения и воспитания.

Развитие личности в теории самоактуализации А. Маслоу. В теории Маслоу самоактуализация понимается исключительно как внутренний процесс, связанный с его изначальным стремлением актуализировать в себе наследственные и генетические предрасположенности, касающиеся темперамента, характера, интеллекта. Маслоу выделяет самоактуализацию, или самореализацию, как одну из основных потребностей человека.

Одной из наиболее распространенных теорий, до сих пор влияющих на психологию личности, является фрейдизм и его разновидность — неофрейдизм.

Фрейд разделяет всю психику на три системы, различающиеся законами своего функционирования. Прежде всего, существует бессознательная система ОНО, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или аффективного порядка. Затем, система Я — центр, осуществляющий процесс сознательной адаптации. Самость — это сила, которая уравновешивает лежащие в основе бессознательного влечения и требования общества. Наконец, Сверх-Я — это своего рода моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принимаемые человеком, это его совесть. Между «Я» и «Я-О» устанавливаются отношения постоянного напряжения. Я» оказывает давление на «Я», а «Я» должно сдерживать это давление, учитывая требования общества. В концепции Фрейда «Я», сознание и самосознание являются однозначными явлениями. В качестве детерминант развития самосознания Фрейд выделял врожденные биологические инстинкты и бессознательные силы.

Неофрейдисты признавали зависимость самосознания от существующих условий жизни и межличностных отношений. Они допускали влияние социальной среды на формирование личности, но только до определенной степени, когда в силу вступали внутренние психические факторы, такие как страх, тревога, потребность в нежности.

Таким образом, зарубежная литература имеет богатую историю исследований по психологии личности.

Взгляды отечественных психологов на проблему самосознания

В отечественной психологии самосознание понимается как процесс познания человеком самого себя, в результате которого формируется представление о себе как субъекте действий и переживаний и формируется эмоционально-ценностное отношение.

В психологической литературе особенно много работ, в которых самосознание рассматривается как важнейшая составляющая личности. Так, часто подчеркивается, что уровень развития личности пропорционален уровню развития самосознания. Являясь регулятором поведения, самосознание влияет на дальнейшее развитие личности. Исходя из правильного понимания природы и сущности самосознания личности, российские психологи внесли ясность и в вопрос о развитии самосознания ребенка. В отличие от психологов-идеалистов, придерживающихся мнения о врожденности самосознания, наши психологи признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки для его развития.

Поэтому, как указывает С.Л. Рубинштейн, подлинный источник и движущую силу развития самосознания следует искать не во врожденных предпосылках, а в возрастающей реальной самостоятельности личности, выражающейся в изменении ее отношений с окружающими людьми. Регулирование отношений ребенка со средой, воспитание тем самым играет ведущую роль и в развитии самосознания ребенка.

В отечественной психологии определяющими факторами развития самосознания являются собственная практическая деятельность индивида и взаимодействие с окружающими его людьми, благодаря которым он усваивает социальный опыт, накопленный человечеством.

Самосознание — сложное психическое образование, состоящее из структурных компонентов, однако относительно содержания и функций компонентов мнения исследователей не всегда совпадают.

Структура самосознания.

Большинство авторов выделяют в самосознании два основных компонента: когнитивный и эмоциональный (М.И. Лысина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова)

И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3 компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции поведения личности. И.С. Кон включает в структуру самосознания 4 компонента: сознание собственной идентичности, сознание собственного «Я», сознание своих психических свойств и определенную систему социально-нравственной самооценки. Л.Д. Олейник говорит о шести компонентах структуры самосознания: самосознание, самопознание, самооценка, самоконтроль, самокритика, саморегуляция.

Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами деятельности он выделял три уровня в развитии самосознания: оргазмический, индивидный и личностный.

Оригинальную концепцию структурирования самосознания предложила В.С. Мухина. Согласно этой концепции, самосознание развивается в рамках следующей исторически сложившейся и социально обусловленной структуры: имя собственное плюс личное местоимение (за которым стоят физический облик и индивидуальная духовная сущность человека); претензия на признание; половая идентификация; психологическое время человека (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); обязанности и права человека.

Самооценка.

Различные компоненты структуры самосознания изучены по-разному. На первый план выдвигаются проблемы самооценки. Вопросы самосознания оставались как бы вне фокуса психологических исследований, несмотря на их большую актуальность и значимость.

В нашей психологии существует множество работ, посвященных изучению самооценки. В большинстве из них самооценка анализируется как уже сложившееся образование. Эти работы касаются в основном школьного возраста и рассматривают, с одной стороны, функции самооценки на разных этапах этого возраста, а с другой — роль различных факторов в ее развитии и совершенствовании.

Развитие самосознания в онтогенезе

Большинство зарубежных и отечественных психологов признают не самосознание врожденным, а лишь предпосылки для его развития.

Проявление самосознания можно проследить у ребенка в начале раннего возраста. Примерно в возрасте 2 лет ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели следующий эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. При повторном взгляде в зеркало дети до двух лет никак не реагировали на свой испачканный нос, не соотнося увиденные в зеркале красные пятна с собой. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотронулись пальцами до носа — следовательно, узнали себя. Самопознание — это простейшая, первичная форма самосознания.

Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Затем, к трем годам, появляется местоимение «я». Кроме того, у ребенка развивается первичная самооценка — осознание не только «я есть», но и того, что «я хороший», «я очень хороший».

В раннем возрасте можно наблюдать только зарождение самосознания ребенка.

Дальнейшее формирование личности тесно связано с развитием самосознания, которое имеет свои особенности на каждом возрастном этапе онтогенетического развития личности.

Дошкольник в ролевой игре формирует стремление к социально значимой и социально оценочной деятельности, развивает социальную активность, самосознание. Осознавая свое «Я», дошкольник стремится показать себя, свою деятельность, подражая взрослым. Он видит себя глазами взрослых, которые его воспитывают.

Еще одной линией развития самосознания является осознание своих переживаний — «мне радостно», «мне грустно». Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя мальчиком или девочкой. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Начинается осознание себя во времени. В возрасте 6-7 лет ребенок вспоминает себя в прошлом, осознает себя в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большим».

Младший школьный возраст — это начало школьной жизни. Учеба становится для него/нее ведущей деятельностью. В начале младшего школьного возраста ребенок приходит к пониманию своего места в мире социальных отношений. Он открывает для себя значимость новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимого взрослыми учебного труда. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а через год, все равно формирование соответствующей внутренней позиции радикально меняет его самосознание. Условно этот период можно обозначить как период рождения социального «Я».

До подросткового возраста развитие самосознания происходит спонтанно, в основном без участия субъекта в его формировании. Наряду с сохранением спонтанной линии развития самосознания, существует еще одна основная линия его развития, которая предполагает активность самого субъекта в этом процессе. У подростка развивается потребность посмотреть на себя со стороны, осознать себя как личность, отличную от других людей. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самоактуализации и самовоспитанию.

На каждом возрастном этапе онтогенеза — в годы младенчества, раннего и дошкольного детства, младшего школьного, подросткового и старшего школьного возраста, в процессе становления и развития личности ребенка происходит формирование и развитие активности и самосознания.

В период от рождения до одного года у детей формируются основные потребности и способности к общению. В своей основе потребность субъекта в общении с другим человеком, — пишет Лисина, — это потребность в собственной оценке со стороны субъекта. Такая взаимная оценка обеспечивает наиболее эффективную саморегуляцию личности…» (М.Н. Лисина, 1974).

Ребенок начинает обнаруживать готовность во внешних впечатлениях. Взрослые регулируют восприятие и действия ребенка, но очень рано младенец начинает проявлять инициативу во взаимодействии со взрослым.

В раннем детстве роль взрослого еще остается доминирующей, но ребенок уже стремится действовать без помощи взрослого, самостоятельно. Новые тенденции активизируют деятельность ребенка («Я сам») и приводят к возникновению новых отношений со взрослыми.

Заключение

Сформулируем положение, которое лежит в основе нашего исследования, опираясь на опыт, накопленный в психологической литературе.

  1. Подростковый возраст является сензитивным периодом в онтогенезе самосознания, когда формируются новые компоненты структуры самосознания личности, специфичные для данного возрастного этапа.
  2. Развитие способности к самопознанию как основы самокоррекции и самосовершенствования является важнейшей предпосылкой успешного формирования личности подростка.
  3. Целенаправленное формирование способности к самопознанию у подростков нуждается в определенных психологических условиях и требует специального руководства деятельностью по самопознанию со стороны взрослых.

В своем исследовании я нашла экспериментальное подтверждение гипотезы о том, что формирование и развитие самосознания подростков может осуществляться путем развития у них способности к самопознанию в процессе специально организованных занятий, включающих приемы и методы активного психологического воздействия.

В работе дано теоретическое и практическое обоснование положения о том, что такие занятия наиболее целесообразно проводить в пятом классе, так как в этот возрастной период ребенок начинает проявлять интерес к самому себе.

В подростковом возрасте самосознание все больше начинает включаться в процесс управления поведением. Непосредственным компонентом целостной системы управления поведением является саморегуляция. Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения, различных форм взаимодействия с людьми, самооценка в свою очередь начинает регулировать поведение подростка в общении с другими людьми. Большинство исследователей отмечают важную роль общения со сверстниками и взрослыми в формировании «Я-образа» подростка. Согласно исследованиям Белохвостовой, в поведении подростков мотив общения с другими людьми выражает стремление понять других людей для успешного выполнения совместного действия или совместной деятельности. Образ другого приобретает мотивационную значимость у субъекта общения, определяет мотивы контактов с ним только при сравнении с образом Я-объекта.

Формирование Я-образа у подростков связано с формированием образа «другого». Чаще всего этим другим является его сверстник, общение с которым для подростка особенно значимо. Исследование К.Н. Платона выявило преобладающую ориентацию на сверстника как значимого другого как возрастную особенность подростков. Можно предположить, что все подростки испытывают чувство идентификации себя с группой сверстников и это определенный этап в формировании «Я-образа». По-видимому, этот этап соответствует формированию у подростков чувства «Мы», их «Мы-образа», что является предпосылкой для развития качественно нового «Я-образа» подростка, нового рождения самосознания. Анализируя филогенетический аспект самосознания, Боришевский отмечает, что самосознание могло возникнуть как коллективное самосознание, как понятие «Мы», к которому индивид относился как часть целого. И только на более высоких ступенях развития социальных групп людей в процессе их совместной деятельности происходило возникновение личного «Я», когда уже человек мог осознать себя, свое «Я» как нечто отличное от «Я» других людей, членов коллектива.

Как показывают исследования многих ученых-психологов, «Я-образ» ребенка становится крайне неустойчивым в критический период подросткового возраста. Как пишет И.С. Кон, образ «Я» в этот период теряет свою целостность, индивид особенно остро ощущает противоречивость, расстройство своего «Я», что обусловлено как неопределенностью уровня притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку. Действительно, особенностью подростка является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Однако у подростков нет навыков самопознания, самоанализа. Таким образом, возникает противоречие между острой потребностью подростка в самопознании и неспособностью адекватно реализовать эту потребность, следствием чего является снижение уровня адекватности самооценки, глубины и развернутости «Я-образа».

В то же время многие исследователи отмечают, что подростки имеют более скромные возможности для самопознания, чем старшеклассники, но чувствительность к коррекции негативных психических устремлений в подростковом возрасте более обострена. Школьники ощущают присутствие в себе негативных черт, считают, что сами виноваты во всех трудностях, возникающих у них в общении с другими людьми, и хотят исправить собственные недостатки.

Список литературы

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. — Москва: Издательство Московского государственного университета, 1983. — 144 с.
  2. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: Дис. к.п.н. — М., 1985. — 20 с.
  3. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. — Москва: Знание, 1979. — 96 с.
  4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. — Москва: Просвещение, 1967. — 360 с.
  5. В мире подростка / Под редакцией А.А. Бодалева. — Москва: Медицина, 1981. 293 p.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений, в шести томах, под ред. А.В. Запорожца. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 433 с.
  7. Драгунова Т.В. Психологические особенности. — Сов. педагогика, 1972, N 8, с. 79-93.
  8. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — Москва: Дом педагогики, 1996. — 208 с.
  9. Кон И.С. Открытие «Я.»- М.: Политиздат, 1978 г. -367 с.
  10. Кон И.С. В поисках себя.-М.: Политиздат, 1984. -335с.
  11. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. — Москва: Просвещение, 1965. — 316 с.
  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. -М.: Издательство РОСУ, 1996. — 180 с.
  13. Леонтьев А.Н. Проблемы психического развития. — Четвертое изд. — Москва: Издательство Московского университета, 1981. — 584 с.
  14. Лозоцева В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как образцу: Автореф. дис. ….cand. психол. наук. М., 1978. — 20 с.
  15. Малахова А.И. Сознание и самосознание личности. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Л., 1972. — 23 с.
  16. Олейник Л.Д. Самосознание личности и пути его формирования. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Л., 1975. — 25 с.
  17. Психологический словарь.
  18. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы формирования личности. — М.: Мир, 1994 г. _ 320 с.
  19. Рогов Е.И. Справочник практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  20. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — Москва: Дидакт, 1992. — 256 с.
  21. Столин В.В. Самосознание личности. — Москва: Издательство Московского университета, 1983. — 288 с.
  22. Учителям и родителям о психологии подросткового возраста / Под ред. Г.Г. Аракелова. — Москва: Высшая школа. 1990. — 304 с.
  23. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — Москва: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
  24. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. — М.: Знание, 1978. — 54 с.
  25. Философская энциклопедия.
  26. Учебник возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Сост. Семенюк Л.М., под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
  27. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания человека. М., 1966, с. 228 — 239.
  28. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. — 144 с.