Для связи в whatsapp +905441085890

Стихийное и сознательное в истории — Особенности социальной реальности

Стихийность и сознательность — это категории социальной философии, которые указывают на характер развития социальных процессов. Спонтанность характеризует процессы, которые не зависят от воли и контроля людей. Сознательные процессы осуществляются субъектами истории (индивидами, партией, классом, нацией, народом, человечеством) для достижения определенных целей. Исторический процесс реализуется во взаимодействии спонтанности, которая включает в себя как спонтанность, так и сознание. На разных этапах социального развития их отношения различны.

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия основывается на социологических исследованиях и делает собственные философские обобщения.

Однако не следует думать, что история развивается вне и помимо человеческой деятельности. Определенные социальные отношения являются таким же продуктом человеческой деятельности, как и машины и компьютеры. И хотя законы общественного развития проявляются в совокупном сознании человека, они, тем не менее, носят не субъективный, а объективный характер, поскольку не зависят от воли и сознания отдельных (нормальных) индивидов. Поэтому, хотя законы истории создаются самими людьми, люди затем подчиняются их власти как чему-то сверхличному: тогда они говорят, что законы «управляют» ходом исторических событий.

Однако специфика социальных законов заключается в том, что они появились вместе с созданием общества, а потому не вечны. Как уже говорилось, законы природы имеют место, в то время как законы развития общества совершаются, это показывает их более сложный характер, который зависит от высокого уровня организации общества как формы движения действительности. Мир разумных существ не управляется с тем же совершенством и точностью, что и физический мир: хотя он имеет свои специфические законы, он не следует им с той строгостью, с которой физический мир следует своим законам. Отдельные разумные существа, обладающие свободной волей и силой воли, могут сбиться с пути и поэтому не соблюдать и нарушать (вольно или невольно) законы общества.

Цель работы — рассмотреть основные проблемы закономерности исторического процесса. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • Определить специфику социальной реальности.
  • Изучение объективного и субъективного, стихийного и сознательного в историческом процессе.
  • Определить основные концепции исторического процесса.

В философии истории с наибольшей полнотой проявляется сущность социально-философского знания. Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества или цивилизации, которым она стремится придать теоретическую форму, то есть логически последовательное и упорядоченное изложение смысла истории, которую страна или цивилизация утверждает для себя. Но это теоретическое знание нельзя назвать чисто научным.

Признание закономерности процесса развития приводит к выделению определенных этапов в истории общества. В христианской философии истории есть три этапа — от сотворения мира до явления Христа, затем от явления Христа до его второго пришествия, которое означает конец истории, и, наконец, установление Царства Божьего на земле, когда спасутся только истинно верующие.

Стихийное и сознательное в истории

Особенности социальной реальности

Социальная реальность — это совокупность условий социальной жизни, которые предстают перед членами общества как доиндивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования.

Социальная реальность состоит из набора явлений, называемых социальными фактами.

Социальные факты — это особый вид явлений, которые происходят только в обществе, только в совместной жизни людей. Они отличаются от природных явлений и всегда содержат ментальный компонент, исходящий от человека, который не встречается в физических, химических или биологических фактах.

Социальные факты должны рассматриваться как вещи. Однако это вещи, которые в корне отличаются от всех вещей, существующих в природе.

Природные явления, рассматриваемые сами по себе, независимо от природы человека, обладают некоторыми объективно присущими им характеристиками. Эти характеристики составляют их материальную уверенность, которая является единственной уверенностью, которой они обладают. В социальной реальности все обстоит иначе.

В отличие от природных вещей, все вещи, принадлежащие этой реальности, обладают двойным определением. С одной стороны, как и природные явления, они также обладают материальной определенностью, то есть могут рассматриваться как реальность, существующая сама по себе, вне человека, и характеризующаяся объективно присущими ей свойствами. Но с другой стороны, все явления социальной действительности имеют и другую, духовную определенность: они воплощают в себе то, что называется «смысл», «значение». Эта ментальная определенность появляется в них потому, что люди «объективируют» в них свои восприятия, цели, желания и т.д. Иными словами, человек «обрабатывает» объекты своей деятельности не только практически, но и духовно, вкладывая в них то, что не связано и не может быть связано с человеком, с его сознанием. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти объекты приобретают новое, «сверхъестественное» качество, способность содержать человеческий смысл и нести печать человеческого духа.

Не только слова и выражения передают смысл. Так или иначе, смысл пронизывает все, что мы делаем как разумные человеческие существа: искусство и этикет, религиозный ритуал и наука, обучение и спорт и т.д. Смысл любого объекта, с которым взаимодействуют люди, выражается прежде всего в его назначении, его роли, его функциях, информации, которую он несет.

Оба уровня определенности — материальный и духовный — являются необходимыми атрибутами любого явления социальной реальности. Если духовное содержание не воплощено в материальной оболочке и остается только в сознании индивида, оно не войдет в социальную реальность. Самая блестящая идея, не будучи выраженной в звуках речи или символах, в мраморе или металле, не окажет реального влияния на общество. И материальный объект не приобретет социального значения и не станет элементом социальной реальности, если он не несет в себе какого-то смысла.

Социальная реальность состоит из множества разнородных, но взаимосвязанных явлений, систематизация которых представляет собой сложную задачу. Не ставя перед собой такой задачи, давайте просто выделим некоторые наиболее важные компоненты социальной реальности.

Объективное и субъективное, спонтанное и сознательное в
историческом процессе

Каждое новое поколение людей, которое появляется на свет, не начинает историю с нуля, а продолжает то, что сделали его предшественники. Следовательно, в определенной степени деятельность уже определяется объективными условиями, которые не зависят от их сознания и воли и, прежде всего, обусловливают образ действий людей, направление и формы их социальной активности. К этим условиям относится, прежде всего, определенная стадия развития производства и общественных отношений. В этом проявляется объективный фактор истории.

Но каждое новое поколение не просто повторяет то, что сделали его предшественники, а реализует свои собственные потребности и интересы, воплощает в жизнь свои собственные цели. Разнообразная деятельность людей, их живой труд составляет суть субъективного фактора истории. Субъективный фактор называется так потому, что он раскрывает активность субъекта истории, которым являются массы, социальные группы и индивиды.

Таким образом, реальная канва истории предстает как переплетение и взаимодействие двух факторов — субъективного и объективного. Процесс их взаимодействия характеризуется определенной тенденцией и направлением. Роль субъективного фактора в истории постоянно возрастает, и это всеобщий исторический закон. Необходимым условием его реализации является разумное проявление субъективного фактора на основе правильного и строгого учета объективных законов общественного развития. Последнее, однако, не означает фатальной предопределенности, поскольку общественная жизнь основана на активной, практической, преобразующей деятельности людей, регулируемой их потребностями, сознанием, волей и так далее. Эта деятельность включает и порождает множество возможностей. Социальный детерминизм не отрицает свободу воли человека, напротив, он предполагает сознательный выбор мотивов и целей деятельности. Социальный детерминизм, однако, несовместим с субъективизмом и волюнтаризмом, часто сочетается с авантюризмом, приводя, например, к деспотизму или анархизму в практике политической жизни. Любое нарушение законов истории не остается безнаказанным: история жестоко мстит за него.

Из действий отдельных людей, как из бесчисленных ручьев, рек и морей, складываются исторические события. В повседневной жизни люди обычно действуют осознанно, преследуют определенные цели и каким-то образом предвидят последствия своих действий. Но можем ли мы на этом основании утверждать, что в масштабах общества, истории совокупность их деятельности всегда приводит к тем результатам, которые им самим известны? Нет, общий результат может быть таким, о котором никто не задумывался: Дело сделано сознательно, но не все результаты, особенно отдаленные, совпадают с предусмотренными. В этом смысле и говорят о спонтанности исторического процесса. Мудрость веков гласит: история учит нас тому, что мы обязательно должны извлекать из нее уроки.

Важной для человека и общества является именно возможность извлечь из прошлого уроки для будущего, что позволяет понять ход исторической жизни человечества, а значит, очертить философскую концепцию истории. Для этого необходимо соединить знания прошлого с тем, что открывает нам современность в отношении прошлого и будущего. Это можно сделать, только принимая во внимание историю всего человечества, а не только группы народов или стран. Вывод: Решение вопроса о смысле истории, как и вопроса о смысле нашего личного существования в мире, может лишь немного приблизить нас к краю нашего понимания, но за его пределами, особенно в безбрежных просторах времени, все окутано для нас непроницаемой тьмой.

Основные концепции исторического процесса социальный реальность исторический философия

Люди давно пытаются разобраться в этом сложном историческом процессе. Куда движется история и есть ли у нее направление? Каковы этапы истории? Каковы законы его развития? Эти и другие вопросы до сих пор проясняет человечество. В разное время они получали разные ответы. Существование различных идеологических позиций привело к появлению различных концепций (от латинского «conceptio» — понимание, система, определенный способ понимания) мировой истории.

Наиболее ранней является ХРИСТИАНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (с IV-V века до середины XVIII века). Ее главная проблема — вопрос о смысле и содержании земной истории человека. С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в познании конечной истины, данной человеку в Откровении. Содержанием исторического процесса является освобождение человека, которое превращает его в сознательного исторического деятеля. Так, «отец истории» Геродот считал основным содержанием исторического процесса борьбу между Азией и Европой, которая в его время переросла в серию греко-персидских войн. Позднейшие историки видели главный итог развития человеческой цивилизации в установлении Римской республики во всем Средиземноморье. Часть Библии — книга пророка Даниила — разделила мировую историю на периоды существования той или иной империи, которая господствовала в мире.

История человечества отсчитывается от грехопадения Адама и Евы и их изгнания из рая. Мысль о конце истории (конце света), сроки которого скрыты от человеческого разума, замалчивается. То, что разные народы живут в разное историческое время, объясняется разными сроками принятия христианства, в связи с чем выделяются магистральная линия истории (христианские народы) и ее тупики (языческая периферия).

Христианская концепция истории завещала исторической науке идею всемирной истории. Труды по русской истории Г. Флоровского, Н. Канторова и А. Нечволодова — сторонников христианской концепции.

С приходом нового времени христианская концепция подверглась критическому переосмыслению. Возникла РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ (МИРОВО-ИСТОРИЧЕСКАЯ) концепция истории, которая нашла свое философско-теоретическое обоснование и систематизацию в философии истории Гегеля и в историческом материализме К. Маркса.

Основная проблема этой концепции — соотношение духовного и природного в историческом процессе. И Гегель, и Маркс рассматривали историю как универсальную, развивающуюся по общим и объективным законам. Оба мыслителя находятся под влиянием тезиса о том, что важнейшим социальным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-правовая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Они также одинаково трактуют историческое знание — включают в его состав как часть, связанную с изучением фактической стороны истории, так и теоретико-методологическую часть: философию (Гегель) или социологию (Маркс). Гегель, однако, задумал всемирную историю с помощью актуальной в то время концепции «народного духа». Этот дух проявился в гегелевской мысли в религии, искусстве, науке, нравственной жизни общества, конституции и государстве. Гегель выделял тот или иной народ в историческом процессе как носителя абсолютного духа. Исходный пункт всемирной истории Согласно идеям исторического материализма, материалистического понимания истории, производство и воспроизводство материальных благ является вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества.

Роль личности в истории. Условия, масштабы, способы влияния личности на социальные изменения. Проблема культа личности в истории

В последней трети XIX в. — В начале двадцатого века идея об одном человеке, способном силой своего характера и интеллекта совершить невероятные вещи, в том числе и повернуть ход истории, была очень распространена, особенно среди революционно настроенной молодежи. Это популяризировало вопрос о роли личности в истории, в формулировке Т. Карлайла, о взаимоотношениях «героя» и масс.

Проблема роли личности в истории имеет два аспекта, связанных с семантическим содержанием термина «личность»:

1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или сообщества.

Первый аспект заключается в том, что каждый человек является личностью, активно действует в обществе и выступает его движущей силой. Отдельные люди и их действия воплощают роль масс, классов и других социальных общностей в истории.

Второй аспект — роль исторической личности, вписавшей свое имя в этот или другие периоды народной или человеческой истории.

Первый аспект представляет человека как субъекта исторического процесса. В конце концов, народ, класс, нация не действуют сами по себе. Это зависит от человека, его действий, конкретные действия зависят от уникальности общественной жизни. Поэтому роль личности как движущей силы истории универсальна и абсолютна. Движущей силой истории является каждый человек. Следовательно, каждый человек является творцом истории, ее движущей силой.

В то же время каждый человек является носителем своих индивидуальных, присущих только ему качеств. В связи с этим возникает второй аспект рассмотрения его роли.

Для понимания этого вопроса сформировались два подхода:

1) личность играет главенствующую роль в сюжете;

2) личность не играет никакой роли в истерическом процессе, поскольку деятельность индивида зависит от объективных условий и изменить ход событий во всемирно-историческом масштабе не представляется возможным.

Роль личности «великого человека», по мнению Г.В. Плеханова, выражается в том, что «он видит дальше других и хочет больше других». Из этого следует, что в реальной истории отдельных стран и народов личность играет чрезвычайно важную роль.

Роль исторической личности является результатом двух составляющих:

  • Во-первых, социальные условия, социальные потребности;
  • Во-вторых, индивидуальные особенности человека.

Решающее значение имеют социальные условия. Различные социальные обязательства требуют различных личностей с определенными характеристиками.

Выдающаяся личность формируется как своеобразное сочетание социальной потребности и культивирования выдающихся качеств, то есть, с одной стороны, аккумулирует социальную энергию тех сил, которые она представляет, а с другой стороны, соединяет эту энергию со своими качествами, придает ей мощный дополнительный импульс.

Роль исторической личности, таким образом, сводится к следующему:

1) Он наилучшим образом выражает интересы определенных общественных сил;

2) Он сам, как уникальная индивидуальность, накладывает свой отпечаток на ход истории.

Социальные изменения — это разнообразные изменения, происходящие с течением времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их отношениях друг с другом, а также с отдельными людьми. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений, организаций и учреждений, малых и больших социальных групп, на общественном и глобальном уровнях.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Трансцендентальная философия И. Канта
  2. Проблемы типологии истории
  3. Философия в средние века
  4. Чувственное и рациональное познание и их единство
  5. Наука и философия в 17-18 веках. Проект «универсальной науки» и процесс разграничения наук о природе и наук о социуме
  6. Общая характеристика немецкой философии. Метод и система Гегеля. Знание, вера и нравственность в философии Канта
  7. Современная наука о строении и свойствах материи — История развития общих представлений о материи
  8. Проблема пространства и времени в философии и науке
  9. Социальная философия Монтескье — Биография и политика
  10. Исихазм в древней Руси