Для связи в whatsapp +905441085890

Структура философского знания — Философская антропология

Философия — это особый, научно-теоретический взгляд на вещи. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического мировоззрений тем, что.

  • Она основана на знаниях (а не на вере или вымысле);
  • Она рефлексивна (мысль направлена на себя);
  • Она логична (есть внутреннее единство и система);
  • Основывается на четких понятиях и категориях.

Таким образом, философия — это высший уровень и тип мировоззрения, характеризующийся рациональностью, последовательностью, логикой и теоретической формулировкой.

Философия как мировоззрение прошла в своем развитии три основных этапа:

  • Космоцентризм;
  • Теоцентризм;
  • Антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, основанное на объяснении окружающей среды и природных явлений космической мощью, всемогуществом, бесконечностью внешних сил, согласно которому все сущее зависит от космоса и космических циклов (такая философия была характерна для Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и других восточных стран).

Теоцентризм — это тип философского мировоззрения, основанный на объяснении всех существующих существ главенством необъяснимой сверхъестественной силы, Бога (был популярен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — это тип философских взглядов, которые вращаются вокруг проблемы человека (Европа эпохи Возрождения, современная и новейшая Европа, а также современные философские школы).

Важнейшая особенность философского знания заключается в его двойственности, поскольку оно:

  • имеет очень много общего с научным знанием — предметом,
  • методы, логические и концептуальные аппараты;
  • Однако это не научное знание в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук в том, что она является теоретическим мировоззрением, максимальным обобщением знаний, накопленных человечеством к настоящему времени.

Предмет философии шире, чем предмет любой конкретной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя все научные знания, не стоит над ними.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

  • имеет сложную структуру (включает онтологию, эпистемологию, логику и т.д.);
  • имеет очень общий, теоретический характер;
  • содержит основные, фундаментальные идеи и концепции, которые лежат в основе других наук;
  • Во многих отношениях она субъективна — на ней лежит печать личности и мировоззрения отдельных философов;
  • представляет собой совокупность объективных знаний и ценностей, нравственных идеалов своего времени, находится под влиянием эпохи.
  • он рассматривает не только объект познания, но и сам механизм познания
  • обладает качеством отражения — направленностью мысли на себя (то есть знание направлено как на мир объектов, так и на себя);
  • находится под сильным влиянием учений более ранних философов.
  • В то же время она динамична — постоянно развивается и обновляется;
  • ориентирован на категории — чрезвычайно общий;
  • неисчерпаема по своей природе;
  • Она ограничена познавательными способностями человека (познающего субъекта); в ней есть неразрешимые, «вечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые не могут быть достоверно логически решены в настоящее время.
Структура философского знания - Философская антропология

Философская антропология

Философское знание имеет четкую структуру. Традиционно философия включает онтологию (от греч. ontos — бытие, logos — учение) — учение о бытии, гносеологию (от греч. gnosis — знание, togos — учение) — учение о знании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos — учение) — учение о ценностях. Существует философская антропология (от греч. antropos — человек и logos — учение) — учение о человеке, истории философии, этике, эстетике. История философской мысли дает примеры преимущественного интереса того или иного философа к проблемам познавательной деятельности (Д. Юм, Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн), к проблемам бытия (Парменид), аксиологии (С. Кьеркегор, Ф. Ницше), антропологии (А. Камю).

Философская онтология, или учение о бытии, занимается вопросами о бытии. Главный вопрос онтологии: что существует достоверно, а существование чего является фикцией, иллюзией. Онтология пытается создать определенную картину мира, которая не только дает представление о мире в целом, но и раскрывает его скрытую природу, его первопричины.

Уже в древности философы заметили, что не все, что дано нам непосредственным восприятием, то есть, что открывается нам через органы чувств, имеет истинную реальность. Мир, который мы видим и ощущаем, нестабилен, подвижен, текуч, изменчив. Она постоянно фрагментируется и распадается на бесконечное количество отдельных частей, объектов, элементов. Что в нем стабильно, надежно, абсолютно? Древние мыслители пришли к выводу, что особая, сверхчувственная реальность действительно существует. Она была доступна для разума, но не для чувств. Так зародилась метафизика, изучение сверхчувственной реальности, обладающей гораздо более высокой степенью стабильности, чем вечно текущие и разрушающиеся вещи, которые мы воспринимаем непосредственно.

Гносеология — это исследование познания, изучение природы человеческого познания внешнего мира. Она отвечает на вопросы: как человек познает окружающий его мир? Каковы стадии или этапы познания? Что такое истина в познании? Каким образом это достижимо? и т.д.

Философия давно обнаружила, что познание — это сложный процесс. Человек не познает истину без усилий. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и препятствий. Есть и сомнения принципиального характера: способен ли человек познать мир, не искажая и не добавляя в него что-то? Философы давали различные ответы на этот вопрос. Одни разделяли настроение эпистемологического оптимизма, другие — дух эпистемологического скептицизма и пессимизма. Одни выражали веру в способность человеческого разума постигать суть вещей, другие сомневались в этой способности.

Эпистемология, как особая отрасль философского познания, особенно интенсивно разрабатывалась в европейской философии в XVII-XIX веках. В этот период философы, в частности, активно обсуждали вопрос об основных этапах и формах познания

Философская антропология — это отрасль философского знания, которая размышляет о человеке. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической науки. Чаще всего под культурной антропологией в мировой литературе понимают изучение быта, традиций, обычаев, образа мышления и культурных особенностей различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, занимающихся человеком, прежде всего широтой своего подхода. Философию интересует не человек как представитель конкретного племени, нации или культуры, а человек вообще.

Познавательная ценность философии

Философия имеет дело с универсальными характеристиками человека. Философия рассматривает человека как особый вид существа, отличающийся от всех других существ. Философская антропология концептуализирует проблемы человеческой природы и человеческого существования и анализирует категории человеческого бытия. Философская антропология исходит из следующей основной предпосылки: Помимо социальных характеристик, обусловленных особенностями социальной среды и эпохи, а также биологических и других природных характеристик, в человеке есть нечто, что можно назвать внутренне человеческим. Внутренне человеческое связано как с социальным, так и с биологическим, но не сводится к ним. Это означает, что человек и человеческая жизнь обладают качествами универсального характера, которые применимы к каждой эпохе, к существованию человека в различных социальных и природных условиях, независимо от их конкретных особенностей.

Принято считать, что философская антропология возникла как самостоятельная отрасль философского знания в трудах европейских мыслителей в XVIII веке. Однако элементы философского антропологического знания можно легко проследить у древних философов. Философская антропология получила особое развитие в двадцатом веке.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, человека, отношения объективной реальности и субъективности мира, материального и идеального, бытия и мышления. При этом всеобщее — это свойства, связи, отношения, присущие как объективной реальности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и другие свойства, отношения относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии следует отличать от проблем философии, поскольку проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и отношения (производство и время, количество и качество) существовали еще тогда, когда философской науки как таковой не существовало.

Основными функциями философии являются:

1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному этапу развития науки, культуры и исторического опыта;

2) Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;

3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Каждая наука изучает свой собственный набор проблем. Для этого она разрабатывает собственные концепции, которые применяются к более или менее ограниченному кругу явлений в строго определенной области. Однако ни одна из наук, за исключением философии, не занимается конкретно вопросом о том, что такое «необходимость», «случайность» и т.д., хотя они могут использовать эти понятия в своей области. Такие понятия чрезвычайно широки, универсальны и всеобъемлющи. Они отражают всеобщие отношения, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мыслью и бытием, которое нас окружает.

Иногда под философией понимают конкретную деятельность. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-либо, когда имеем в виду длительное, отстраненное, так сказать, рассмотрение сиюминутной проблемы. Когда кто-то расстраивается из-за несбывшихся планов, мы советуем ему или ей посмотреть на этот вопрос более «философски». Дело не в том, чтобы придавать слишком большое значение сиюминутному моменту, а в том, чтобы смотреть на вещи в перспективе. Другое значение, которое мы вкладываем в это слово, это когда мы понимаем философию как попытку оценить или интерпретировать то, что является или имеет смысл в жизни.

Философские вопросы

Ядром, основой мировоззрения является знание. В зависимости от мировоззрения делится на бытовое, профессиональное и научное.

Особенности философского мировоззрения:

1.Философское мировоззрение — это теоретический взгляд на мир с позиции активного существа, осознающего себя и то, с чем он имеет дело. Это набор основных идей о человеке, о мире и об отношениях человека с миром. Эти идеи позволяют человеку осознанно ориентироваться в мире и обществе и мотивировать свои действия.

  1. в философии сформировался жесткий категориальный аппарат: Логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д. Язык философии — это не образы, не картины, а категории.
  2. философия логична и доказуема. Предложения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематической, логически упорядоченной форме.
  3. философия — это рефлексивный способ взгляда на мир. Она содержит размышления о своих представлениях о мире и месте человека в нем, то есть размышления о собственных мыслях.
  4. свободомыслие — объективный принцип философии. По своей природе философия требует размышлений, сомнений, допускает критику идей, отказывается верить в догмы и постулаты.

Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как вид мировоззрения) она является донаучной формой сознания. С появлением науки, особенно экспериментальной и математической, возник реальный вопрос о взаимоотношениях между этими двумя основными формами рациональности.

Ряд философов отрицают свою принадлежность к миру науки, приводя следующие аргументы:

  1. философские взгляды не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, то есть они не отвечают критерию научного знания;
  2. аргументы философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте) неопровержимы (как, например, опровергнуть утверждение, что развитие природы основано на саморазвитии разума);
  3. в философии никогда не было определений, принятых всеми философами, она характеризуется плюрализмом, и каждый независимый мыслитель создает свою собственную философскую систему.

Существуют также аргументы, утверждающие, что методы, проблемы и язык философии ненаучны.

Эти утверждения о философии основаны на том, что философия не противостоит науке, но и не может быть полностью сведена к ней. Это можно рассмотреть через то, что объединяет и отличает науку и философию.

Круг философских проблем, основные вопросы философского знания.

Философские проблемы — это проблемы не объектов (природных или рукотворных), а отношения человека к ним. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни является отправной точкой философского сознания.

«Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» — Это те вопросы, в которых, по словам Канта, кроются высшие интересы человеческого духа.

Философские вопросы — это вопросы о судьбе, судьбе человека и человечества. Философы не придумывают эти вопросы. Жизнь создает их. Они предстают как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю историю человечества, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они получают свою специфическую, уникальную форму в разные эпохи, в разных культурах. Философы, в пределах своих сил и возможностей, решают эти вечные, основополагающие вопросы. Природа философских проблем такова, что простой, определенный, окончательный результат их решения невозможен; их теоретическое решение задумывается не как окончательное решение, устраняющее проблему, а как решение, которое ведет к

  • подвести итоги прошлого;
  • определить конкретное лицо проблемы в современных условиях;
  • и прагматично представлять себе будущее.

Философия, постигая историческую эпоху, прозорливо отражает направления и пути развития человечества и предупреждает о скрытых опасностях.

Материализм и идеализм

Универсальная проблема философии — это проблема отношения «мир-человек». Она имеет множество граней: «субъект — объект», «материальное — духовное», «объективное — субъективное» и так далее.

Долгое время философы избегали видеть в этой универсальной проблеме настоящий, так называемый основной вопрос философии.

В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом: «Великий основной вопрос всей, особенно современной философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию».

Такой подход к формулировке основного вопроса философии основывается на фундаментальных фактах человеческой жизни:

  • существуют материальные явления и психические явления (сознание, воля, мысль);
  • каждый человек отличается от всего, что его окружает, и отличается от всего остального;
  • он соотносит свои цели с реальностью, оценивает реальность.

«Двойственная» природа человека, «удвоение» его самости и его мира в сознании является основой для разработки в качестве основного вопроса соотношения материального и духовного.

Фундаментальный вопрос философии имеет две стороны:

Первый: что первично, сознание или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два основных направления. Представители первой, материалисты, считают материю первичной, а сознание — чем-то вторичным, зависимым от материи. Разновидности: метафизический материализм, вульгарный материализм и диалектический материализм.

Представители второй — идеалисты — считают разум, сознание первичными, а материальный мир — вторичным.

Идеализм существует в двух основных вариантах:

  • субъективный идеализм — представители которого считают человеческий разум, субъект, первичным;
  • объективный идеализм — приверженцы которого считают, что первичен разум, существующий независимо от человека.

Материализм и идеализм являются монистическими течениями в философии (греч. monos — один), поскольку оба течения рассматривают в качестве основы некий первопринцип.

Помимо философского монизма, существует течение дуализма (лат. dio — два), приверженцы которого рассматривают материю и сознание как два параллельных начала.

Вторая сторона основного вопроса философии: познаваем ли мир?

Большинство философов ответили на этот вопрос утвердительно. Однако некоторые философы отрицали возможность познания мира в целом или по частям. Это были представители агностицизма (греч. a — нет, gnosis — знание). Часть философов, признававших познаваемость мира, высказывали сомнения в достоверности знаний, их называли скептиками, а направление — скептицизмом (греч. skeptikoz — критикующий).

Рассматривая главную тему философии, следует отметить, что не все философы согласны с ней. Более того, большинство философов, как прошлых, так и нынешних, даже не считают решение этого вопроса своей главной задачей.

Различные философские доктрины проливают свет на проблемы того, как прийти к истине, проблемы морального долга, свободы, практики и т.д:

  • Французский философ А. Камю «Я считаю вопрос о смысле жизни самым насущным из всех вопросов»;
  • Русский философ Н.А. Бердяев — главной проблемой является проблема свободы человека: ее сущность, природа, цель;
  • Немецкий философ П. Риккерт — о проблеме зла и насилия.

Тем не менее, рассматривая ту или иную проблему, каждый философ так или иначе учитывает соотношение «мир — человек», и тем самым, нравится ему это или нет, решает основной вопрос философии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Школы китайской философии
  2. Общество в социальной философии
  3. Философия культуры Г. П. Федотова
  4. Естественная религия. Д. Юм
  5. Двуединство рационально-теоретических и ценностно-мировоззренческих компонентов философии
  6. Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ
  7. Иудейская философия
  8. Единство исторического и логического у Гегеля
  9. Моральные нормы в роли «неписаных законов». Нравственные принципы: оковы или освобождение?
  10. Феноменология