Для связи в whatsapp +905441085890

Структура морали. Нравственное сознание, его источники и уровни, реализация их в поведении и деятельности — Сущность и структура морали

Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), что означает «нравы». Другое значение слова — закон, правило, постановление. В современной философской литературе мораль понимается как особая форма общественного сознания и тип общественных отношений; одна из основных форм регулирования действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает и развивается из потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах жизни. Мораль считается одним из самых доступных для людей способов понимания сложных процессов общественного бытия. Основной проблемой морали является регулирование отношений и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, доброте, общем благе и т.д. Поведение людей, соответствующее этим идеям, объявлялось моральным, а противоположное — аморальным. Другими словами: То, что люди считают нравственным, — это то, что отвечает наилучшим интересам общества и отдельного человека. То, что приносит наибольшую пользу. Конечно, эти представления менялись от века к веку, более того, они различались у представителей разных классов и групп. Отсюда вытекает и особенность морали представителей различных профессий. Все вышесказанное дает основание утверждать, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

Сфера действия морали широка, но все же богатство человеческих отношений может быть сведено к:

  • человека и общества;
  • индивидуальные и коллективные;
  • коллектив и общество;
  • коллективный и собирательный;
  • индивид и личность;
  • индивида к самому себе.

Таким образом, не только коллективное, но и индивидуальное сознание ответственно за решение вопросов морали: Моральный авторитет человека зависит от того, насколько хорошо он знает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основы позволяет человеку именно самостоятельно, в рамках собственного сознания, воспринимать и реализовывать социальные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь возникает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общей основы морали не означает, что из нее вытекают конкретные моральные нормы и принципы или что человек непосредственно следует «исторической тенденции». Моральное действие предполагает не только реализацию, но и создание новых норм и принципов, поиск наиболее актуальных для нашего времени идеалов и путей их реализации.

Моральные принципы имеют универсальное значение, охватывают всех людей, закрепляют основы их отношений культуры, созданной в длительном процессе исторического развития общества. Любой поступок, любое поведение человека может иметь самые разные значения (юридическое, политическое, эстетическое и т.д.), но его моральная сторона, нравственное содержание оценивается по единой шкале. Моральные нормы регулярно воспроизводятся в обществе силой традиции, авторитетом дисциплины, признанной и поддерживаемой всеми, общественным мнением. Их соблюдение контролируется всеми. Золотое правило» морали, известное с древности, гласит: «Поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Моральная ответственность носит духовный и идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме морального суждения, которое человек должен осознать, внутренне принять и соответственно направлять и корректировать свои поступки и поведение. Эта оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всем понятиям уместного и неуместного, достойного и недостойного и так далее.

Структура морали. Нравственное сознание, его источники и уровни, реализация их в поведении и деятельности

Сущность и структура морали

Искать точное определение сущности морали — пустое занятие; в древности это безуспешно пытались сделать. Мы можем лишь набросать основные рамки понятий, из которых «состоит» эта наука:

  • Моральный поступок — важнейший компонент нравственности, который проявляется в поступках. Действие или ряд действий, характеризующих поведение человека, дают представление о его истинной нравственности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дает человеку право быть признанным обладателем подлинной нравственной культуры. Сделка, в свою очередь, состоит из трех компонентов:

Мотив, — морально осознанное побуждение к совершению поступка, или мотивация, — совокупность мотивов, означающая предпочтение той или иной ценности в моральном выборе, индивида для совершения поступка. Например: …Два знакомых, работники кислородного завода, сидели у испарителя. Это было жаркое лето. Один из них сказал: «Хорошо бы нам сейчас охладиться!». Другой быстро открыл заслонку, заморозив его заживо выходящими парами кислорода.

Получается, что в данном случае отсутствует прямая мотивация к совершению преступления, и здесь преступный результат не соответствует мотивам и целям деяния. В данном случае мотивация prima facie не соответствует совершенному деянию. Скорее, этот поступок можно назвать безмотивным, но «свертывание мотива», его ситуативная обусловленность, не подразумевает его отсутствия. В этом импульсивном поступке не было преступной цели и соответствующего мотива, но здесь сработала стереотипная готовность к необдуманным действиям под влиянием единичных единичных восприятий…..результат — материальные или психические последствия какого-либо действия, имеющие определенное значение.

Оценка другими людьми как самого поступка, так и его результата и мотива. Действие оценивается в соотношении с его социальной значимостью: его ценностью для того или иного человека, народа, коллектива, общества и т.д.

Таким образом, действие — это не просто любое действие, а действие, которое субъективно мотивировано.

  • Моральные (нравственные) отношения — это отношения, в которые вступают люди при совершении поступков. Нравственные отношения — это диалектика субъективного (мотивы, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, мораль), с которыми необходимо считаться и которые являются непреодолимыми для индивидов. Когда люди вступают в моральные отношения, они берут на себя определенные моральные обязательства и в то же время налагают на себя моральные права.
  • Нравственное сознание — включает в себя познание, знание, волевое принуждение и определяющее влияние на нравственную деятельность, а также нравственные отношения. Она также включает в себя: нравственное самопознание, нравственную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, поскольку в каждом своем элементе оно предполагает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенный набор моральных норм, образцов, принципов, традиций и идеалов. Моральное сознание как система ценностей со знаками плюс и минус отражает действительность через призму одобрения и осуждения, через противопоставление добра и зла, отношения и деятельности, намерений; эти категории имеют первостепенное значение в этических вопросах. Аристотель впервые в европейской этике всесторонне рассмотрел понятие «намерение», понял его именно как основу добродетели, а также сознательно разграничил и отличил его от воли и воображения. Намерение не имеет дела с тем, что невозможно осуществить, а направлено на то, что под силу человеку, оно касается средств достижения цели (мы не можем сказать: я намерен быть блаженным), в отличие от воли в целом, которая может иметь дело с невозможным (например, желание бессмертия) и направлена на то, что нам не под силу (желание победить того или иного спортсмена на соревнованиях), касается целей человека.

Человек и мораль

Человек — существо социальное. Поэтому непременным условием «приема» в общество является процесс социализации индивида, то есть усвоение им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому что современное индустриальное общество основано на самом широком разделении труда (материального и духовного), что порождает самую тесную взаимозависимость людей. Наконец, самое обычное, нормальное существование каждого из нас зависит от того, как сотни и тысячи совершенно неизвестных людей (производителей товаров, их продавцов, работников транспорта, учителей, врачей, военных и т.д.) выполняют свою обычную, рутинную работу.

Поэтому мы можем сказать, что способ человеческого существования требует, чтобы люди нуждались друг в друге. Социальная связь индивидов, возникающая в этом случае непроизвольно, включает их априорное (заранее пережитое) доверие, доброжелательность, симпатию друг к другу, поскольку без этого первоначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам, губернаторам и т.д.) невозможна никакая социальная жизнь. Именно эта общественная связь и взаимозависимость людей, вытекающая из простого факта их совместной жизни, является объективной основой нравственности — ведущим духовным регулятором жизни общества.

Под моралью обычно понимают определенную систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей для достижения единства общественных и личных интересов. Моральное сознание выражает определенный стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, который признается обществом оптимальным в данный исторический период. Существование морали можно трактовать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы человека гарантированы только при наличии прочного единства общества в целом.

Конечно, совершая моральный или аморальный поступок, человек редко думает об «обществе в целом». Но интересы общества уже предусмотрены в моральных ориентирах как готовых образцах поведения. Конечно, не стоит думать, что эти интересы кем-то сознательно просчитываются и затем оформляются в моральные кодексы. Нормы и правила морали формируются естественным образом — исторически, в основном стихийно. Они возникают в результате многолетней массовой практики поведения людей.

Моральные требования к человеку в моральном сознании принимают различные формы: Это могут быть прямые нормы поведения («не лги», «почитай старших» и т.д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т.д.), ценностные ориентации, морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Все это — элементы структуры морального сознания, которое имеет ряд особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее неинституциональный, императивный характер.

Всеохватывающий характер морали означает, что нравственные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Каждая политическая декларация не упускает возможности апеллировать к моральным ценностям, каждое произведение высокой литературы обязательно содержит моральную оценку, ни одна религиозная система не найдет приверженцев, если не содержит достаточно строгой морали, и т.д. Каждая житейская ситуация имеет свой «моральный срез», который позволяет нам проверить действия вовлеченных в нее людей на «гуманность».

НЕЗАВИСИМОСТЬ морали означает, что, в отличие от других проявлений духовной жизни общества (науки, искусства, религии), она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, не существует институтов и организаций, обеспечивающих функционирование и развитие морали в обществе. Мы даже не можем инвестировать в развитие нравственности, потому что инвестировать некуда. Мораль всеобъемлюща и неуловима одновременно!

Религиозная мораль

В нашей жизни мы можем довольно часто сталкиваться с термином «религиозная мораль». Ученые, публицисты, писатели и пропагандисты давно привыкли к этому термину, он широко используется.

Чаще всего под «религиозной моралью» понимают систему моральных идей, норм, ценностей, в основе которых лежат религиозные идеи и концепции.

Мораль и религия — это социальные явления, каждое из которых обладает качественной идентичностью. Когда мы говорим о «религиозной морали», необходимо соотносить это понятие с религией и моралью как формами общественного сознания, со специфическим способом регуляции социального поведения человека, свойственным каждой из них.

Наиболее расширительное толкование «религиозной морали» сводится к пониманию ее как морального сознания верующего в целом. Так, например, В. Н. Шердаков: «Религия в полном смысле слова органически включает в себя учение о том, как жить, что считать добром и что считать злом; нравственность составляет существенную сторону всякой религии. Но за действиями, намерениями, мыслями верующего не всегда стоят именно религиозные мотивы. Поэтому я согласен с мнением многих ученых, что близость морали и религии по ряду внешних признаков еще не дает полного основания говорить о целесообразности использования в научной и пропагандистской литературе термина «религиозная мораль» как внутренне логичного и теоретически адекватно отражающего известное явление само по себе.

Для того чтобы лучше понять смысл толкования «религиозной морали», давайте попробуем прояснить значение понятий «религиозная заповедь» и «мораль».

Религиозные заповеди предполагают в верующем только внешние соображения целесообразности, которые выступают в качестве мотива религиозного поведения. Очевидно, что такая мотивация противоречит самому духу морали. Отношение к добру в религии, таким образом, кажется довольно противоречивым. С одной стороны, добро провозглашается высшей ценностью, и добро делается ради него самого. И в этом кроется невольный шаг к нравственности, невольное полупризнание ее, которое, однако, не может быть полностью признано религией, потому что тогда религии не будет места.

В морали специфика морального момента заключается в специфике мотивации следовать моральной норме.

Обусловленность так называемой «религиозно-моральной» нормы идеей Бога, сверхъестественной санкцией «религиозной морали», тем самым лишает ее собственного морального содержания. «Поэтому следует согласиться с мнением В.В. Клочков, что «нормы, которые в нашей атеистической литературе обычно считаются «религиозно-моральными», на самом деле являются специфически религиозными нормами. Иными словами, речь идет о том, что одни и те же социальные отношения могут регулироваться различными видами социальных норм, каждая из которых действует на них своим, только ей присущим способом».

Санкции и критерии религиозных и моральных норм различны, как и стимулы для их реализации. Обоснование правомерности использования понятия «религиозная мораль» не может быть основано только на констатации ряда признаков внешнего сходства между моралью и религией. «Концепция «религиозной морали» не может быть принята как удачная, потому что она смешивает то, что именно следует различать. Не случайно Г.В. Плеханов заключил понятие «религиозная нравственность» в кавычки, а А. Бебель утверждал, что «нравственность не имеет ровно никакого отношения ни к христианству, ни к религии вообще».

Моральные принципы и их роль в руководстве моральным поведением человека.

О единой морали и нравственности

Новое общество будущего должно характеризоваться новым видом жизнедеятельности. Концепция «сознание определяет существование» должна заменить концепцию «существование определяет сознание». Очевидно, что новое общество породит Нового Человека. Однако можно сказать и по-другому: Новый человек сформирует Новое общество.

Новый человек — это человек с другим образом мышления, который живет в другом, более высоком измерении сознания, потому что он наделен знанием Единого Закона. Он есть сознание. Он не лишен знаний, накопленных предыдущими поколениями. Его ум (единый ум) целостный, единый. Бытие и сознание такого человека живут в гармонии. Его индивидуальное сознание, которое является самодостаточным, живет в гармонии с общественным сознанием. Поэтому ему не нужна никакая особая мораль, если он живет по Единому Закону, потому что нормы морали находятся в гармонии с нормами бытия. Однако можно также сказать, что человек Нового века исповедует мораль Единого Закона. Основные характеристики такой морали описаны в БСЭ:

«В социалистическом обществе проблема нравственного воспитания масс и личности, борьбы с безнравственностью, построения общественных отношений во всех сферах на основе морали стала одной из важнейших. Моральный кодекс строителя коммунизма, содержащийся в Программе КПСС, формулирует основные общие принципы коммунистической морали. Отвечая коренным интересам человека, коммунистическая мораль в своем реальном воплощении опирается на собственное сознание людей, она противостоит всякому формализму и догматизму и предполагает глубокую убежденность всех в справедливости и гуманности отстаиваемых ими принципов.

Но Единый закон придает новый смысл этим утверждениям. Таким образом, не моральный кодекс строителей коммунизма формирует основные принципы коммунистической морали, а принципы высшей демократии, принципы нового мышления, основанные на принципах самоорганизации: самодостаточности, саморегуляции, самовоспроизводства, саморазвития и самонормализации (О новом мышлении).

Знание Единых Законов Природы освобождает память для постижения все новых Законов Природы, которые являются конкретной копией Единого Закона в той или иной области применения, тем самым делая разум разумом (Единый Разум).

Незнание Единого Закона развращает, деградирует разум и, увеличивая энтропию разума, превращает разум в безумие, смысл в бессмыслицу, жизнь в смерть. Так возникает саморазрушение ума. Именно так характеризуется в Библии «мудрость» современного разума:

(1-е Коринфянам 3:19) «Ибо мудрость мира сего есть глупость пред Богом, как написано: она уловляет мудрых в лукавстве их».

Знание Единого Закона, напротив, способствует формированию Единого Разума, Единой Воли и Единого Духа, а значит, и Единой Нравственности как религии Единого Закона.

Человек Нового времени не руководствуется моралью. Он руководствуется и живет в гармонии с Единым Законом Вселенной, как единая самодостаточная «частица» всего сущего. Единый закон отражает в себе самые высокие стандарты морали и нравственности.

Это означает, что понятия морали и нравственности должны дополнять друг друга.

Нравственность должна определять вектор несоответствия «бытия» единому закону эволюции человека и общества, а мораль — вектор духовной составляющей эволюции человека и общества.

Законы всегда несли в себе отражение морали общества, то есть законы были следствием морали, а это значит, что на всех этапах эволюции существовал «зазор» между законами общества, моралью и нравственностью, который характеризовал «дефект» их массы со знаками плюс или минус.

Если этот «дефект» массы равен нулю, значит, человек живет в гармонии с Единым законом, с его моральными и этическими нормами.

Мораль и нравственность человека и общества, правила взаимоотношений будут меняться в гармонии с Законом Единства, на каждом этапе эволюции не будет противоречий между законами и моральными нормами, потому что они будут разрешаться самым естественным образом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Этика Иммануила Канта
  2. Иоганн Готфрид Гердер, немецкий писатель и теолог, историк культуры
  3. Экономическая мысль Древнего Востока
  4. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание
  5. Философия нового времени и эпохи просвещения
  6. Пифагор самосский, древнегреческий философ
  7. Абд-ру-Шин, немецкий писатель и философ
  8. Философский взгляд на экономические и политические революции
  9. Этика как философия морали
  10. Сфера управления общественными процессами