Для связи в whatsapp +905441085890

Структура научного знания — Феноменологические теории

В каждой отрасли науки — физике, биологии, химии и т.д. — существует множество типов или форм научного знания — эмпирические факты, гипотезы, модели, законы, теории и так далее. Все они отличаются друг от друга степенью обобщения, например, эмпирические факты представляют собой некую эмпирическую реальность через различные средства информации — тексты, формулы, фотографии, видеозаписи, да и просто явления, наблюдаемые в повседневной жизни, а закон — это формулировка общих утверждений о свойствах и отношениях изучаемого предмета (на основе фактов).
Давайте рассмотрим каждый из них немного подробнее. Основная задача научного исследования — найти, выявить законы конкретной, предметной деятельности, выразить их в соответствующих понятиях, теориях, идеях, принципах. В самом общем виде закон можно определить как связь между явлениями, процессами, характеризующуюся объективностью, конкретностью, всеобщностью, необходимостью, повторяемостью и стабильностью. Однако стабильность и неизменность законов всегда соотносится с определенными условиями, при их изменении эта неизменность устраняется и создается новая, что приводит к изменению закона, его углублению, расширению или сужению сферы действия. Законы сначала открываются в виде предположений и гипотез.

Гипотеза — это форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе набора фактов, истинное значение которых неопределенно и должно быть доказано. В современной научной методологии термин «гипотеза» используется в двух значениях: — как проблематичная и ненадежная форма знания; — как метод научного познания. В первом значении гипотеза должна отвечать таким требованиям, как: — соответствие установленным в науке законам; — соответствие фактическому материалу; — свобода от противоречий в смысле формальной логики (если она противоречит самой объективной реальности, то гипотеза должна содержать противоречия); — отсутствие субъективных, произвольных предположений (что не отменяет активности самого субъекта); — возможность ее подтверждения или опровержения либо в прямом наблюдении, либо косвенно — путем выведения следствий из гипотезы. Существуют различные типы гипотез: общие, частные и рабочие. Общие гипотезы служат основой для построения фундамента научного знания; они содержат предположение о закономерностях различного рода связей между явлениями.

Частные гипотезы также содержат предположения, но о свойствах отдельных фактов, событий, конкретных явлений. Рабочая гипотеза — это своего рода отправная точка — предположение, сделанное на первом этапе исследования, которое является своеобразным ориентиром для исследовательского поиска. Следует также помнить о существовании так называемых adhoc (гипотез для данного случая) — это предположения, необходимые для решения ряда задач, которые впоследствии могут оказаться ошибочным вариантом. Одной из наиболее сложных и развитых форм научного знания является теория, которая представляет собой целостное представление закономерных и существенных связей определенной сферы действительности. В науке существуют определенные критерии, которым должна соответствовать теория.

Структура научного знания - Феноменологические теории

Феноменологические теории

Существует несколько типов теорий: математические, которые характеризуются высокой степенью абстрактности и основаны на дедукции. Доминирующим моментом математической теории является использование аксиоматического, гипотетико-дедуктивного метода и метода формализации. Существуют теории экспериментальных (эмпирических) наук — физики, химии, биологии и т.д. Современная наука также делит теории на феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические теории описывают процессы, свойства и качества объектов, не вдаваясь в сущности, не раскрывая внутренних механизмов (например, психологические, социологические, образовательные теории). Их задача — систематизировать и обобщать факты, используя специальную терминологию. Феноменологические теории обычно возникают на начальном этапе развития науки. По мере развития научного поиска феноменологическая теория сменяется нефеноменологической, или объяснительной, теорией. Объяснительные теории раскрывают глубинный, внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их взаимодействие, существенные устойчивые связи и соотношения, т.е. законы, теоретически, но не эмпирически, поскольку они формируются на основе идеализированных объектов. Также можно сделать такую классификацию теорий на достоверные и вероятностные в зависимости от степени их предсказуемости. Теории классической механики, физики и химии можно классифицировать как достоверные; теории социальных и гуманитарных наук можно классифицировать как вероятностные. Следует также указать на такую важную форму научного знания, как проблема.

Проблема, вероятно, заключается в незнании того, что нужно решить, на какие из множества вопросов, возникающих при изучении того или иного явления, важно ответить. Умение правильно определить проблему зачастую важнее, чем само решение. Каковы общие причины проблем? Они возникают либо при столкновении двух различных теорий, либо при наличии противоречия в конкретной проблеме, либо являются результатом столкновения теории и наблюдения. Постановка и решение научных проблем требует выбора определенных методов исследования, обусловленных либо их назначением, либо характером решаемых задач. Кроме того, использование понятийного аппарата, с помощью которого можно зафиксировать определенные явления. Большое значение в постановке и выборе проблемы имеют научные традиции. Многообразие форм научного знания образует его структуру, которая выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами этой системы. Структура научного знания и познания предстает в различных срезах, и соответственно — в ряде специфических элементов.

Структура научного знания может быть выделена с точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного знания по таким критериям, как предмет и методы познания, что позволяет выделить науки о природе (естествознание), об обществе (социальные науки, гуманитарные науки) и о самом знании (логика, гносеология, эпистемология, когнитология и т.д.), по критерию «основания науки», где выделяются три элемента: а) идеалы и нормы; б) философские основания; в) научное мировоззрение. Известно, что задолго до возникновения науки люди приобрели достаточно достоверные знания о свойствах и качествах предметов и явлений, с которыми они сталкивались в своей повседневной практической жизни. И сейчас мы многому учимся с помощью обычных знаний. Это говорит о том, что научное знание не отделено от повседневной жизни непреодолимой стеной: и научное, и повседневное знание в конечном итоге стремятся к объективно истинному знанию, основанному на фактах, но не на убеждениях. Часто, отмечая качественное отличие научного знания от обыденного, забывают о связи, которая существует между ними, не учитывают тот факт, что наука возникла из обыденного знания. Это уже не раз подчеркивалось учеными.

Основания науки

Наука — это не только расширение знаний, основанных на здравом смысле. Оно представляет собой знание особого рода, со своими специфическими средствами, методами и критериями.

Прежде всего, в отличие от обыденного знания, наука не ограничивается поиском новых фактов и результатов, а либо пытается объяснить их с помощью существующих гипотез, законов и теорий, либо специально разрабатывает для этого новые теоретические концепции. Эта отличительная черта науки позволяет нам лучше понять систематический, последовательный и контролируемый характер научного знания. Действительно, для того чтобы объяснить то или иное явление, необходимо иметь определенную теоретическую систему или хотя бы гипотезу, из которой, как логическое следствие, выводится суждение о данном явлении. Но чтобы получить такое следствие, необходимо сначала установить логическую связь между различными суждениями, обобщениями и гипотезами, и прежде всего необходимо иметь такие законы, принципы, гипотезы или предположения, которые могут служить предпосылками для логического вывода менее общих суждений или другой науки.

Систематический и последовательный характер научного знания во многом обусловлен тем, что наука не просто фиксирует эмпирически найденные факты и результаты, а стремится их объяснить. Точная обработка понятий, суждений и выводов также позволяет лучше контролировать результаты научного исследования. Но никакая систематизация и организация знаний не будет представлять собой науку, если она не сопровождается созданием новых понятий, законов и теорий. С их помощью можно не только объяснить уже известные факты и явления, но и предсказать факты и явления неизвестные.

Основания науки — основные идеи, концепции и принципы науки, определяющие стратегию исследования, организующие многообразие конкретных теоретических и эмпирических знаний в целостную систему и обеспечивающие их включение в культуру конкретной исторической эпохи. Научная деятельность, как и любая другая, имеет определенные цели, руководствуется установками и направлена в своих результатах в будущее. Исторически сложились представления об идеалах и критериях научности.

Можно сказать, что уже в Древней Греции принцип доказуемости с опорой на дедукцию был провозглашен идеалом научности. Такой идеал соответствовал математике. В то же время грекам были не чужды такие методы изучения природы, как наблюдение и описание, но они не считались идеалом научности. Наука Нового времени установила новые идеалы и нормы исследования — научный эксперимент, опора на индукцию, интуицию, формулирование гипотез и теорий и их проверка экспериментом. Со времен Галилея и Ньютона идеалом научности становится объективное, истинное знание законов природы, идея расширения знаний и вера в окончательную расшифровку всех тайн природы. «Знание — сила» — провозгласил идеал научности Ф. Бэкон. Возникла идея о фундаментальном характере открытых законов, их абсолютной надежности и неопровержимости. Однако открытия в науке в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. (см. историческую часть) привел к выводу об относительности характера научных истин, их зависимости от уровня развития практики и особенностей культуры.

В настоящее время зарождается новый идеал постклассической науки, основанный на принципах взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации различных систем и структур.

Мировоззрение

Таким образом, идеалы научного исследования не остаются неизменными, они могут радикально меняться, особенно под влиянием революций в науке. Однако, помимо меняющихся форм идеалов в науке, существует и их содержательный аспект, который заключается в инвариантной структуре основания науки. К ним относятся принципы организации и систематизации научных знаний, которые являются обязательными для всех научных знаний. К ним относятся: принцип простоты, позволяющий раскрыть общие, глубинные предпосылки научного знания; принцип точности, минимального количества допущений; принцип преемственности в организации и развитии научного знания и др.

В настоящее время идеалами научности являются адекватность и эффективность полученных результатов, что достигается с помощью логических, эмпирических и методологических форм исследования. Объяснение, описание и на их основе — предсказание — все это также операции, на которых основывается научное исследование. Из всего этого следует, что наука, опирающаяся на установленные нормы, идеалы и принципы, является не только сознательно организованной, но и обоснованной деятельностью, что отличает ее от ненаучных способов познания. Наука старается как можно полнее и адекватнее отразить окружающий мир, реальное существование. Каждая наука конструирует, создает свой собственный мир в соответствии с объектом своего изучения, поэтому мы можем говорить о научном образе мира физики, биологии, истории, экономики, социологии и т.д. Понятие «мир» в данном случае отражает лишь часть объективно существующей реальности (в отличие от понятия «мир в целом», вселенная, мироздание).

Как связаны эти два мира? Как возможно и возможно ли адекватное представление реального мира в научном мировоззрении? Вполне очевидно, что, во-первых, общенаучное мировоззрение представляет собой результат синтеза основных научных и философских представлений о мире (ньютоновских, квантовых, вероятностных). Включая в себя основные черты действительности, научное мировоззрение функционирует в познании и преобразовании окружающего мира как стиль научного мышления. Она содержит точки отсчета, ценностные ориентиры, которые определяются общими чертами научного мировоззрения. Более того, он представляет собой лишь идеальный образ этого мира. Реальный мир богаче, разнообразнее, сложнее, чем его идеальное представление, в котором он упрощен, огрублен и сужен.

Поэтому правомерно говорить о праве на существование ненаучного мировоззрения, основанного на повседневной практике людей, мифологических и религиозных образах мира. Все эти образы мира «живут», «существуют» благодаря тому, что есть человек, их носитель. Во-вторых, каждый представитель «homosapience», живущий на Земле, получает знания о мире не в форме научного, религиозного или мифологического мировоззрения, а в форме мировоззрения. Другими словами, мировоззрение — это картина мира, которая волнует человека. Мировоззрение определяется как целостный, обобщенный взгляд на мир, понимание его природы, происхождения, структуры. Более того, каждое мировоззрение содержит также отношение человека к миру в целом, его оценку, понимание своего места в нем. Мировоззрение людей не обязательно должно быть научным — было время, когда науки не существовало, и роль мировоззрения играли другие формы его идеального отражения — мифология, религия.

Процесс систематизации знаний

И в наш век научно-технического прогресса вряд ли можно с уверенностью говорить о строго научном отношении большинства людей нашего времени. Это мозаика, в которой мифологические и религиозные идеи сосуществуют с научными. Она индивидуалистична, поскольку основана на личном опыте, впечатлениях и чувствах. В чем преимущество научного мировоззрения? Чем оно отличается от других мировоззрений, и почему науке пришлось создать свой собственный взгляд на мир? Наука, естествознание, ищет объективные законы природы, не зависящие от субъективных ощущений, устойчивые связи, позволяющие отходить от частностей, имеющие общий характер для ряда факторов и тем самым формирующие общее мировоззрение, единое для всех и потому непротиворечивое.

Преимущество такого единого мировоззрения заключается, как говорил Макс Планк, в его единстве, в единстве по отношению ко всем исследователям, ко всем национальностям, ко всем культурам Planck M. Unity of the physical worldview. — М., 1966. — С. 44. «. Планк указывает, что научная картина мира формируется для того, чтобы получить целостное представление об изучаемом внешнем мире. В таком представлении нет места антропоморфным впечатлениям и ощущениям, связанным с человеком. Но такая картина мира, как отмечает М. Планк, выглядит бледнее и суше, она уступает по цвету и четкости реальному миру. В то же время научная картина мира любой науки обладает конкретностью, поскольку она определяется объектом науки, строгостью и точностью связей. В то же время она имеет относительный характер, так как постоянно изменяется, дополняется в процессе познания. Невозможно, как отмечают ученые, достичь состояния, в котором можно говорить о какой-либо научной картине мира с претензией на абсолютную истину.

Фундаментальная теория или парадигма конкретной науки определяется как научная картина мира, когда ее определения, понятия и принципы приобретают общенаучный и мировоззренческий характер. Таким образом, механистическое мировоззрение постулировало набор принципов (необратимость событий во времени, детерминизм, абсолютность пространства и времени), которые стали распространяться на другие события и процессы немеханистической природы. Научное мировоззрение выполняет ряд функций. Во-первых, она устанавливает связь между научным знанием и реальным бытием, которое является предметом исследования той или иной науки, формирует представления об объектах, основных понятиях, принципах той или иной науки, что приобщает людей к науке, служит их образованию, создает образ мира, формирует мировоззрение. Во-вторых, мировоззрения различных наук (естественных, общественных, гуманитарных) объединяет одна цель — создание системы знаний о мире в целом. Каждая частичная наука дополняет другую и, в свою очередь, является частью, фрагментом общего мировоззрения естественных наук.

Процесс систематизации знаний проходит ряд этапов — от отдельных научных теорий, концепций и законов, объясняющих конкретные факты изучаемой области, до выделения основных онтологических понятий и законов, формирующих общую картину мира. Дальнейший этап обобщения и систематизации научных знаний происходит в процессе создания научного и социально-гуманитарного мировоззрения, которое способствует формированию целостного взгляда на мир, место и значение человека в нем. Научное мировоззрение, как и мировоззрение в целом, тесно связано и зависит от философии в целом и философских оснований науки в частности. Философские идеи и принципы устанавливают как идеалы и нормы той или иной науки, так и важнейший аспект научного мировоззрения, а также способствуют трансляции научных знаний в культуру. Вопрос о философских основаниях науки в конечном счете коренится в проблеме взаимоотношений между философией и наукой.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Под углом зрения абсолюта: адвайта-веданта и другие
  2. Ансельм Кентерберийский и его доказательство бытия бога
  3. Соотношение методологии и теории познания
  4. Становление советской философии
  5. Онтология
  6. Субъект-субъектные связи в структуре общества
  7. Происхождение философии — Вопрос о происхождении мира и человека
  8. Гносеология религии
  9. Формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII – первая половина ХIХ вв.)
  10. Рудольф Карнап, немецко-американский философ, логик