Для связи в whatsapp +905441085890

Структура «науки логики» Гегеля — Философская система Гегеля и ее структура

Выше мы уже приводили формулировку принципа не противоречия: «Нельзя одновременно принимать (как верно) утверждение А и утверждение «не верно, что А»» (см. второй аспект принципа идентичности). Аристотель предложил этот принцип в полемике со школой так называемых софистов, точнее, с тем крылом этой школы, представители которого (например, Протагора) утверждали, что все верно, так как любая точка зрения может быть оправдана, если только приложить усилия.

Стоит отметить, что Аристотель следующим образом сформулировал этот принцип не противоречия: «Не может быть, чтобы одно и то же вещество было и не находится в одном и том же отношении одновременно». Немного дальше мы объясним, почему эта поправка великого древнегреческого мыслителя так важна для логики и философии. На данный момент есть несколько примеров нарушения принципа (закона) о запрете.представим себе, что на двери оружейного магазина мы видим два рекламных плаката: «Мои стрелы пронзают все» и «Мои щиты защищают от всего». Очевидно, что любой, даже слегка знакомый с логикой, будет сомневаться в честности владельца этого магазина. Он (владелец) может и должен ответить на следующий вопрос: «Проткнут ли ваши стрелы ваши щиты?». («Уилл») ваши щиты стрелками?») В логическом фольклоре также известна следующая версия этой шутки: «Я сделал большое количество универсального растворителя — растворяет все!». Продается в литровых бутылках. Оптовики получают скидки!»

Структура "науки логики" Гегеля

Философская система Гегеля и ее структура

Система его философии, изложенная в таких работах, как «Феноменология духа» (1807), «Логическая наука» (1812-1816), «Энциклопедия философских наук» (1817) и др. (1817) и т.д., Гегель назвал абсолютный идеализм.

Как философ Гегель был объективным идеалистом, т.е. он принимал на себя верховенство разума и сознания и рассматривал материю и природу как нечто вторичное и производное. Но почему он назвал свой идеализм абсолютным?

Основной категорией философии Гегеля является понятие «абсолютной идеи». Какова абсолютная идея, которая является единственным объектом и содержанием философии в его мысли?
В работах Гегеля мы находим различные определения абсолютной идеи, которые с точки зрения формальной логики вряд ли можно назвать определениями, но это характерно для всех фундаментальных понятий. Великий рационалист Гегель поднимается на поэтическую высоту, когда описывает абсолютную идею: «Только абсолютная идея есть бытие, неизменная жизнь, самопознание истины и всякая истина» Определение абсолютной идеи, данное Гегелем, является определением абсолютной идеи. Он отмечает, что определения абсолютной Идеи не раскрывают ее сущности: «Конечно, можно размышлять об абсолютной Идее в бессмысленных декларациях; истинное содержание Идеи — не что иное, как вся систем.
Чтобы понять содержание абсолютной идеи, необходимо обратиться к системе Гегеля, последовательная и полная экспозиция которой находится в Энциклопедии философских наук.

Согласно Гегелю, первое и фундаментальное определение абсолютной идеи — причина. Абсолютной идеей является разум, мышление, рациональное мышление, которое появляется как существенная основа и сущность всего существующего. Как существо, абсолютная идея имеет атрибут универсальности.

Согласно абсолютной идее, не только думай. Это, как отмечает Гегель, «единство практической и теоретической идеи, а следовательно, и единства идеи жизни и идеи знания».

Процесс постижения истины абсолютной Идеей — это в то же время процесс ее самопознания. Идея знает себя, ставя себя как объект перед собой, т.е. создает мир и человека с целью самопознания.
В процессе самопознания абсолютная идея проходит через три этапа, согласно которым философская система Гегеля разделена на логику, естественную философию и философию разума.

Философия духа

Субъективный разум — это этап формирования индивидуального сознания. Философия субъективного разума рассматривает душу и сознание человека во всех его аспектах. Когда субъективный разум достигает зрелости, он выходит за рамки индивидуального существования, то есть становится объективированным.
Объективный дух воплощается в формах человеческого социального бытия, к которым относятся право, нравственность, семья, гражданское общество и государство.

Абсолютный дух — это форма реального существования абсолютной идеи. Под абсолютным духом Гегель понимает всю духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий мировоззрения. Согласно Гегелю, есть три формы постижения абсолютного духа: искусство, религия и философия. Искусство выражает это в чувственных образах, религия — в «представлениях», философия — в концепциях.

Гегель убежден, что вся история философии — это последовательное раскрытие содержания абсолютной Идеи. Определяя философию как эпоху мысли, Гегель считал, что не существует ложных философских систем, а только более или менее адекватные концепции абсолютного Духа. Гегель считал свою собственную философскую систему высшей формой философского знания, потому что в ней абсолютная Идея завершает свое самопознание и приходит к абсолютной истине.

Диалектический метод. Система Гегеля — это философская теория развития: она разработана и изложена на основе последовательно осуществляемого диалектического метода.

Идея развития не была индивидуальным открытием Гегеля, она сформировалась в естественных науках (биологии, космогонии, геологии), в философии его предшественников, в отличие от которых Гегель не просто излагал ту или иную диалектическую идею, но разрабатывал систему идеалистической диалектики.
Диалектика Гегеля наиболее полно представлена в его работе «Наука логики».

Гегель резко критиковал логику, которая понималась только как наука о формах мышления, без всякого содержания[1]. Для того, чтобы «мертвые кости логики» оживали с духом, писал он, ее метод должен стать тем, что «в одиночку и только она может сделать чистую науку». Этот метод — диалектика. Открытие «того, что само по себе может быть истинным методом философской науки, является объектом самой логики, ибо методом является сознание формы внутреннего самодвижения его содержания».

Г. Гегель сформулировал основные законы, категории и принципы диалектики, установил положение единства диалектики, логики и эпистемологии, создал первую в истории мысли систему диалектической логики.

В своей системе Гегель понимал развитие как переход или восхождение от величайшей абстракции, пустоты, бедности понятия к величайшей конкретности, полноте и богатству абсолютной идеи.

Г. В. Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук

Работы Гегеля многие историки философии считают кульминацией классической немецкой философии. Философская система Гегеля, которую он сам называл абсолютным идеализмом, изложена в следующих работах: «Феноменология духа» (1807); «Логическая наука» (1812-1816); «Энциклопедия философских наук» (1817) и «Философия права» (1821).

Кроме того, в разные годы он разрабатывал и читал лекции под редакцией своих студентов: «Лекции по эстетике», «Лекции по философии религии», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии всемирной истории».

Система Гегеля — это философская теория развития: она развивается и объясняется на основе последовательно поддерживаемого диалектического метода, который разворачивается не как отдельное учение, отделенное от действительного содержания системы, а в процессе познания самого себя, в развитии системы развития. Г. Гегель сформулировал основные законы, категории и принципы диалектики, установил позицию о единстве диалектики, логики и эпистемологии, создал первую в истории мысли систему диалектической логики. Целью диалектического метода является понимание всего процесса мира и истории как движения бытия, которое разворачивается в противоречиях и через противоречия.
С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически переосмысливает все сферы знаний и культуры своего времени: право, религию, искусство.

Философия Гегеля оказала большое влияние на дальнейшее развитие философии в XIX-XX веках. (правый и левый гегелианство, марксизм, нео-гегелианство, нео-марксизм) и др.

Особенности философской и научной мысли. Без систематического развития идей, которые должны включать в себя то, что понимается как доказательство в других науках … невозможно иметь научную философию. только один метод способен укротить мысль, привести ее к субъекту и удержать ее там. Как следствие, этот методический путь открывается как ничто иное, как воспроизведение того абсолютного содержания, из которого мысль сначала ищет, а затем уходит; но это воспроизведение в самом глубоком, свободном элементе разума.
…Смысл, а также необходимое доказательство этого определения содержится только в его развитии и в том, что оно является результатом этого развития.

В основе научного знания лежит внутреннее содержание, идея, живущая в нем, и его живая жизнь в духе… Науку можно судить только по тому понятию, на котором она основана, а поскольку это саморазвитие последнего, судить по этому понятию можно не столько по прогрессу, сколько по прогрессу

Система философии Гегеля

Идея (Гегель — абсолютная Идея. — Г. М.) раскрывается как простота самоидентичного мышления и, вместе с гемой, как деятельность, которая заключается в мышлении, противопоставляя себя себе, чтобы быть для себя, и в то же время быть только в себе в этом другом. Таким образом, наука разделена на следующие три части.

  • I. Логика, наука об идее сама по себе.
  • II. Философия природы как наука об идее в ее непохожести.
  • III. философия разума как идеи, возвращающейся к самому себе из своей непохожести.

Выше… мы заметили, что различия между различными философскими науками — это лишь определения самой Идеи, и что только она проявляется в эти разные моменты. В природе мы не знаем ничего, кроме Идеи, но Идея существует здесь в форме обобщения (entauBerung), внешнего познания, точно так же, как в духе та же самая Идея для себя и становится в себе и для себя. Детерминированность, в которой появляется идея, является одновременно текучим моментом; следовательно, отдельная наука является одновременно и познанием ее содержания как существующего субъекта, и познанием непосредственно в этом содержании ее прохождения

в его высший круг. Разделение наук является ложным, потому что оно рассматривает отдельные части или науки как относительные, как будто, подобно видам, они только условны и существенны в своих различиях.

Человек не довольствуется простым знакомством, простыми чувственными явлениями; он хочет знать, что скрывается за этим, что он олицетворяет, хочет постичь это. Затем мы размышляем, стремимся познать причину как нечто отличное от явления как такового, стремимся познать внутреннее как нечто отличное от внешнего. Поэтому мы удваиваем это явление, разбиваем его на две части: на внутреннюю и внешнюю, на силу и проявление, на причину и следствие. Опять же, внутренняя, сила, является универсальной, постоянной, не то, что молния, не то, что растение, но то, что остается тем же самым во всем. Чувственное — это нечто уникальное и преходящее, и то, что в нем навсегда останется, мы узнаем через размышления. Природа показывает нам бесконечное разнообразие индивидуумов и явлений; мы чувствуем необходимость привнести в это разнообразие единство; поэтому мы сравниваем явления друг с другом и пытаемся разглядеть универсальность каждого из них. Индивидуумы рождаются и умирают, но род — это неизменная вещь в них, которая возвращается во всех индивидуумах, и это можно постичь только через размышления.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия XX века
  2. Происхождение человека и уникальность его бытия
  3. Формы содержания мысли. Законы и правила логики
  4. Симеон богослов, византийский философ-мистик
  5. Механицизм как философский принцип
  6. Философия гуманизма в политике
  7. Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания
  8. Философия древней Греции о человеке
  9. Истина и заблуждение
  10. Случай Б. Паскаля: верующий рационалист