Для связи в whatsapp +905441085890

Структура сознания. Сознание и бессознательное — Структура сознания

Сознание — это внутренняя модель, которая отражает внешнюю среду человека и его собственный мир в своих стабильных свойствах и динамичных отношениях. Это помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни. Сознание развивается в человеке только в социальных контактах. Это возможно только при существовании языка и речи, которые возникают одновременно с сознанием в результате деятельности. Функции сознания включают в себя:

1) Познание (обобщенное отражение мира);

2) построение отношений с миром, с людьми;

3) Опыт;

4) регулирование поведения и деятельности.

Таким образом, сознание характеризуется мышлением (мыслью-образами); эмоциями (чувствами); волей. Формирование самосознания является кульминацией развития сознания. Самосознание позволяет человеку не только размышлять о внешнем мире, но и распознавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к самому себе. Мера отношения к себе — это отношение к другим людям. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе. Сознательное поведение человека в большей степени зависит не от того, каким он на самом деле является, а от результатов его самоощущения, которое формируется на основе общения с другими людьми. Сознание существует как фундаментальное свойство мозга. В то же время необходимо понимать, что существует существенное различие между сознанием и материальными объектами. Отражение внешних объектов в мозге не является формированием их физических отпечатков. Изображение объекта, мысль о нем и сам объект — это не одно и то же. Изображения сознания не обладают теми же свойствами и не подчиняются законам, которые действуют в отношении материальных объектов; например, они не имеют объема, массы, твердости и т.д. Образы сознания — это нечто субъективное, ментальное, идеальное. Сознание — это субъективный образ объективного мира. Субъективность здесь заключается в том, что сознание принадлежит отдельным людям, субъектам; даже если образы сознания объективны (они более или менее корректно отражают реальность), эти образы все равно имеют субъективный момент — свою зависимость от состояния организма, опыта человека, условий восприятия и т.д.

Сознание — это отражение объектов в виде идеальных образов. Объекты отражаются в чувственных визуальных и логико-абстрактных изображениях. Система этих образов формирует содержание сознания. Сознание как отражение реальности — это знание, информация об объектах. Отражение реальности в сознании — это не простое зеркалирование, копирование, а очень сложный процесс, в котором новые образы соединяются с предыдущими, обрабатываются и понимаются. В сознании могут возникать идеи и понятия о том, чего не существует или что может появиться. Но все идеи и понятия, даже самые фантастические, в конечном итоге возникают на основе данных, полученных в процессе рефлексии. Важным элементом сознания является память, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Сознание без памяти не может существовать, строить сложные образы на основе простых образов, генерировать абстрактные образы и идеи. Сознание включает в себя не только познавательную, но и эмоциональную, мотивационную и волевую составляющие. Человек отражает не только эти или другие явления реальности; в его сознании есть эмоциональные переживания, оценки этих явлений. Эти переживания, оценки могут быть как положительными (радость, удовлетворение и т.д.), так и отрицательными (печаль, страх и т.д.).

Структура сознания. Сознание и бессознательное

Структура сознания

Эмоциональные состояния различаются по силе и продолжительности. Эмоции как бы выделяют объекты по отношению к человеческим потребностям, стимулируют его действия, мотивацию. Мотивация — это совокупность целей, мотивов человека к определенным действиям. Мотивация ассоциируется с постановкой целей; в основе постановки целей лежит неудовлетворенность миром и самим собой. Большую роль в мотивации играет творческое воображение, воображение результатов своей деятельности, развитие идеалов. Человек строит идеал, определенный образ того, каким должен быть мир и каким он сам должен быть, а затем спрашивает себя, как достичь этого идеала. Последнее требует воли. Воля — это способность действовать осознанно и стремиться к поставленной цели. Это требует определенного умственного напряжения, усилия воли. Благодаря воле, сознание реализуется в практических действиях. Усилие воли завершает динамику сознания. Воляционный контроль человеческого поведения основан на знаниях, эмоциях и мотивации. В процессе раскрытия структуры сознания необходимо далее обращаться к самосознанию. Самосознание человека начинается в раннем детстве, когда он начинает отличаться от всего остального. Впоследствии человек постепенно развивает целостное представление о своем «я». Самосознание можно охарактеризовать как восприятие человеком своих чувств, мыслей, интересов, позиции в системе отношений с другими людьми и т.д. Самосознание играет важную роль в общении с другими людьми, учитывая их мнение о себе. В процессе самосознания человек подвергается рефлексии. Отражение (самоанализ) может быть представлено аналогично структуре сознания, рассмотренной выше.

  1. самопознание, самонаблюдение, знание о себе, своей позиции, своих способностях и т.д.
  2. эмоциональная оценка (положительная или отрицательная) своих качеств.
  3. развитие мотивации, определение целей и путей саморазвития.
  4. Волевые усилия по достижению целей, саморегулированию и самоконтролю.

Понятие сознания часто соотносится с этим. Понятие сознания естественно подразумевает, что у человека есть сознание, хотя сознание и сознание не идентичны. Сознание связано с пониманием социального долга, чувством ответственности за свои поступки; можно сказать, что чем важнее понимание социального долга в мотивации, тем выше уровень сознания человека. Продолжая анализ структуры сознания, необходимо различать уровень сознания и подсознания (бессознательное). Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Связь между сознанием и коллективным бессознательным была выявлена К.Г. Юнгом.

Коллективное бессознательное — это огромное психическое наследие, которое перерождается в каждой отдельной структуре мозга. Сознание, с другой стороны, как пишет Юнг, является эфемерным феноменом, который делает все сиюминутные корректировки и ориентации, поэтому его работу можно больше уподобить ориентации в пространстве. В бессознательном содержится источник сил, которые приводят душу в движение. Движение души, то есть содержание жизни души, определяется архетипами: «Все могущественные идеи и представления человечества сводятся к архетипам». Это относится не только к религиозным идеям, но и к центральным научным, философским и нравственным идеям, которые можно рассматривать как варианты древних идей, принявших современную форму посредством использования сознания.

Бессознательное в человеке

Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным. Небольшая часть сигналов, поступающих одновременно из внешней и внутренней среды организма, отражается в зоне сознания. Сигналы, поступающие в зону сознания, используются человеком для осознанного контроля своего поведения. Другие сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на бессознательном и подсознательном уровне.

Бессознательное и подсознательное — это те явления, процессы и состояния, которые по своему воздействию на поведение схожи с сознательными психическими состояниями, но на самом деле не отражаются, т.е. не осознаются человеком. Разница между бессознательным и подсознательным заключается в том, что бессознательное само по себе является таким психическим образованием, которое не становится сознательным ни при каких обстоятельствах, а подсознание — это те идеи, желания, стремления, которые в данный момент исчезли из сознания, но могут прийти в сознание или быть восстановлены позже.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, характеристиках и состояниях человека.

Бессознательные ощущения — это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральной системах.

Бессознательное восприятие образов проявляется в ощущении знакомства, которое возникает, когда человек воспринимает объект или ситуацию.

Бессознательная память — это память, связанная с долговременной памятью, которая на бессознательном уровне регулирует мышление, воображение, внимание человека в данный момент времени. Генетическая память также находится без сознания.

Неосознанное мышление появляется в процессе творческого решения проблемы, когда традиционные решения исчерпываются. Бессознательная речь действует как внутренняя речь. Неосознанная мотивация влияет на направление и характер действий.

Бессознательное в человеке — это те качества, интересы, потребности и т.д., которые сам человек не признает, но которые присущи ему и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Бессознательное и подсознательное играют гораздо большую роль в повседневной жизни человека, чем кажется на первый взгляд. Следует иметь в виду, что по сравнению с подсознанием и бессознательным, сознательный разум гораздо менее устойчив к воздействию стрессовых факторов. В опасных для жизни ситуациях, конфликтах, под воздействием алкоголя и т.д. уменьшается влияние сознания на действия человека.

Сознание является одним из проявлений нашей души, хотя и очень существенным и наполненным глубоким содержанием. Сознание — это высшая функция мозга, присущая только человеку и связанная с языком, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном психическом конструировании действий и предвосхищении их результатов, в рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека. Термин «сознание» неоднозначен. В широком смысле она относится к умственному отражению реальности, независимо от того, на каком уровне она происходит — биологическом или социальном, сенсорном или рациональном, подчеркивая тем самым ее связь с материей. В более узком и конкретном смысле, сознание понимается не просто как психическое состояние, но как высшая, правильная человеческая форма психического отражения действительности.

Бессознательное в работах З. Фрейда

Развитие сознания означает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Восприятие, осознание вещей имеет разные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Итак, повседневное, научное, философское, эстетическое и религиозное мировое сознание, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Чувства, восприятия, идеи, концепции и мысли составляют ядро сознания. Однако они не исчерпывают своей структурной полноты: в качестве необходимого компонента они включают в себя и акт внимания. Но ни один произвольный человеческий поступок не осознается одинаково четко на всех стадиях его осуществления. Поле сознания в первую очередь содержит цель. Бессознательность проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не задумывается о последствиях своих действий. Известно, что загипнотизированный человек некоторое время держит под порогом своего сознания очень сложные инструкции и реализует их, когда возникают объективные условия, при которых они должны выполняться в соответствии с указаниями гипнотизера. Во время нормального сна, при отсутствии сознательного контроля, образы реальности проходят через сознание человека. Необходимо различать два типа бессознательных действий. Первый тип включает в себя действия, которые никогда не были сознательными, а второй тип включает в себя действия, которые ранее были сознательными. Таким образом, многие наши действия, хотя и возникают под контролем сознания, автоматизированы, а затем выполняются бессознательно. Сознательная деятельность самого человека возможна только тогда, когда автоматически выполняется максимальное количество элементов этой деятельности. По мере развития ребенка многие функции постепенно становятся автоматизированными. И сознание освобождается от «заботы» о них. Когда что-то бессознательное или уже автоматизированное насильно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «незваных гостей» и не редко бессильно против него. Это проявляется в наличии различных видов психических расстройств — навязчивых и бредовых идей, тревоги, непреодолимого, немотивированного страха и т.д.
Бессознательное — это совокупность психических явлений и процессов, которые лежат вне сферы разума, не осознаются и не подчиняются контролю сознательной воли. Граница между сознанием и бессознательным размыта; существуют такие ментальные явления, как блуждание из сферы сознания в бессознательное и наоборот. Чтобы обозначить границу между сознательным и бессознательным, З. Фрейд вводит понятие бессознательного. Бессознательное прорывается в виде снов, полугипнотических состояний, резерваций, проскальзывания языка, неправильных действий и т.д. Именно через эти эпизоды работы бессознательного можно узнать что-то о природе бессознательного, его содержании и функциях.

По словам Фрейда, бессознательное имеет биологически-сексуальную природу. Его основная функция — защита. Бессознательное уменьшает бремя негативных и стрессовых переживаний на сознательный разум. Бессознательное структурировано в виде комплексов. Комплекс — это стабильная ментальная структура, которая развивается вокруг определенного опыта. Комплексы формируются под влиянием различных личностных факторов и жизненных обстоятельств, затем подавляются в бессознательном состоянии и могут стать причиной психических заболеваний. Психоаналитическая методология Фрейда направлена на выявление комплекса, доведение его до уровня сознания и тем самым облегчение страданий человека.

Бессознательное по К. Юнгу

В своих более поздних работах Фрейд предпочитает заменить понятие «сексуальное влечение» как основную характеристику бессознательного более широким понятием «либидо», которое охватывает не только сексуальность, но и всю сферу любви — родительскую, дружбу, патриотическую и т. д. чувства. В более поздний период своего творчества Фрейд считал «танатос» дополнением к «либидо» или «эрос». Эрос — греческий бог любви, Танатос — греческий бог смерти. Не только «Эрос» или инстинкт жизни определяет действия человека, но и «Танатос» — инстинкт разрушения и смерти. «Эрос» и «Танатос» — два противоположных, но абсолютно равных инстинкта, которые направляют и направляют человека по жизни.

C. Г. Чжун, студентка Зи. На вопрос о природе и функциях бессознательного Фрейд, сохранивший общее определение бессознательного как бессознательного и не подчиняющегося волевому контролю над смысловым содержанием, ответил совершенно иначе.

По его словам, бессознательное имеет не биологический, а символический характер и структурировано в виде архетипов, определяющих основу всех человеческих переживаний, восприятий и действий. У бессознательного не защитная функция, как постулировал З. Фрейд, а компенсационная. Бессознательное дополняет сознание до полноты.

По словам К.Г. Юнга, бессознательное существует в личной и коллективной формах.

Личное бессознательное — это совокупность психологических достижений личного существования — мыслей и чувств, а затем забытых, подавленных или подавленных. Это личный багаж человека, сформировавшегося за всю жизнь. Коллективное бессознательное имеет сверхличностную природу; оно никогда не было объектом сознательного осознания или ощущения.

Коллективное бессознательное проявляется в виде устойчивых мифологических мотивов, тем и образов, не зависящих от какого-либо исторического периода или культурной традиции и проявляющихся везде одинаково.

Структура коллективного бессознательного определяется архетипами. Архетипы — это универсальные структуры человеческой психики. Их можно понять по аналогии с априорными формами Канта. Однако, если формы априори Канта относятся к сознанию, то архетипы К.Г. Юнга относятся только к бессознательному. Слово «архетип» происходит от греческого «archetype» — начало и «typos» — изображение; буквальное значение термина «архетип» — оригинальное, первобытное изображение.

Архетипы лежат в основе культурного символизма, определяют содержание мифов и верований, косвенно определяют сущность философских доктрин и др. Персонажи мифов и сказок, по мнению К.Г. Юнга, являются олицетворением экстрасенсорного содержания и живописно передают глубокие программы, посредством которых существует отдельное человеческое существо и человечество в целом. К.Г. Юнг устанавливает идею душевного единства человечества с помощью термина «архетип».

Несмотря на фундаментальную новизну и нетрадиционный характер некоторых идей К. Г. Юнга, его концепция получила широкое распространение в философии и психологии во второй половине XX века. Идеи К.Г. Юнга оказались приемлемой основой для самопознания западного человека в конце XX века. Кроме того, они позволяют прояснить некоторые важные особенности современной культуры.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия как особая форма познавательного отношения человека к миру
  2. Особенности нравственного сознания. Мораль, обычай и право
  3. Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли и культуры человечества
  4. Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
  5. Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда
  6. Сократ: жизнь, основные философские идеи
  7. Горгий, древнегреческий софист
  8. К. Маркс и его философия
  9. Мишель де Монтень
  10. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — Субстанция как философская категория