Для связи в whatsapp +905441085890

Структура «я-концепции» личности — Мнения отечественных и зарубежных авторов о природе самосознания

С самого начала концепция самосознания становится активным подходом, важным фактором в интерпретации переживаний. Концепция самосознания способствует внутренней последовательности человека, определяет интерпретацию переживаний и является источником ожиданий, т.е. представлений о том, что должно произойти.

Концепция самосознания формируется под воздействием различных внешних воздействий, которые испытывает человек. Для него особенно важны контакты с близкими людьми, которые на самом деле определяют самоощущение человека. Но вначале почти все социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с самого начала сама концепция себя становится активным началом, важным фактором в интерпретации переживаний. Таким образом, концепция самосознания по существу играет тройную роль: она способствует внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию переживаний и является источником ожиданий.

Поэтому исследования в области самопознания имеют большое значение для любого человека, так как позволяют глубже изучить особенности своей психики и, возможно, решить любые значимые проблемы.

Структура «я-концепции» личности - Мнения отечественных и зарубежных авторов о природе самосознания

Мнения отечественных и зарубежных авторов о природе самосознания

На современном этапе развития психологии вопрос о самосознании привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Не все авторы используют термины «самоощущение», для обозначения этой контентной области также используются термины «самооценка», «когнитивная составляющая самоощущения», «самоощущение», «самоуважение» и др.

Концепция самосознания — это совокупность всех восприятий личности о себе, связанных с их оценкой. Описательный компонент самоощущения — это образ себя или образ себя; компонент, относящийся к отношению к себе или к его индивидуальным характеристикам, — это самоуважение или самоощущение. Концепция самосознания определяет не только то, что представляет собой человек, но и то, что он думает о себе, как он видит свою деятельность и возможности для будущего развития.

Как указывает Бернс, разделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать самоощущение как набор самонаправляемых установок. Применительно к самоощущению, три основных элемента отношения могут быть определены следующим образом:

  1. познавательная составляющая отношения — самовосприятие — это представление человека о себе.
  2. аффективная составляющая — самоуважение — аффективная оценка этого представления, которая может быть различной интенсивности, так как некоторые черты самосознания могут вызывать более или менее сильные эмоции в плане их принятия или неодобрения.
  3. потенциальные поведенческие реакции, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны Я-образом и Я-концепцией. .

Личностное самосознание может быть представлено как когнитивная система, выполняющая функцию регулирования поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две основные подсистемы: личную идентичность и социальную идентичность. Личная идентичность означает самоопределение с точки зрения физических, интеллектуальных и моральных черт личности. Социальная идентичность состоит из индивидуальной идентификации и определяется принадлежностью индивидуума к различным социальным категориям: Раса, национальность, класс, пол и т.д. Наряду с личностной идентичностью, социальная идентичность оказывается важным регулятором самоуважения и социального поведения.

Как и все категоризации, категории самосознания основаны на восприятии внутригруппового сходства и межгрупповых различий. Они организованы в иерархическую систему и существуют на разных уровнях абстракции: Чем больше диапазон значений, охватываемых той или иной категорией, тем выше уровень абстракции, и каждая категория содержится в рамках другой категории, если она не является самой высокой.

И.С. Кон, раскрывая понятие «Я» как активно-творческое, интегративное начало, позволяющее человеку не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание себя включает в себя два «Я»:

  1. «Я» как субъект мысли, рефлексивное «Я» — активное, действующее, субъективное, экзистенциальное «Я» или «Я»;
  2. «Я» как объект восприятия и внутреннего ощущения — объективное, рефлексивное, феноменальное, категоричное «я» или образ «меня», «концепция меня», «я-концепция».

Рефлексивное «Я» — это своего рода когнитивная схема, лежащая в основе неявной теории личности, на фоне которой индивид структурирует свое социальное восприятие и восприятие других людей. В психологическом порядке саморепрезентации субъекта и его диспозиций главную роль играют высшие диспозиционные формации — в частности, система ценностных ориентаций.

И.С. Кон ставит вопрос о том, может ли индивид адекватно воспринимать и оценивать себя в связи с проблемой взаимосвязи между основными функциями самосознания — регуляционно-организующей функцией и функцией самозащиты. Для того чтобы успешно контролировать собственное поведение, субъект должен иметь достаточную информацию как об окружающей среде, так и о состоянии и характеристиках собственной личности. Напротив, защитная функция эго в основном связана с поддержанием самоуважения и стабильности самооценки, даже ценой искажения информации. В зависимости от этого, один и тот же субъект может делать как уместные, так и неправильные самооценки. Пониженная самооценка невротика является мотивом и в то же время самооправданием для отказа от деятельности, а самокритика творческой личности — стимулом для самосовершенствования и преодоления новых рубежей.

Структура феноменального Я зависит от характера процессов самопознания, которые к нему приводят. В свою очередь, процессы самопознания вовлечены в процессы общения человека с другими людьми, в процессы деятельности субъекта. Анализ структуры самоощущения, самообразования и самооценки субъекта зависит от того, как эти процессы реализуются и, соответственно, от самого субъекта самоощущения в исследовании.

Признание и принятие всех аспектов своего истинного «я», в отличие от «условного самопринятия», предусматривает интегрированную самооценку, утверждает «я» как меру «я» и его положение в пространстве жизни. Внутренний диалог здесь выполняет функции прояснения и утверждения самоидентификации, а его специфические формы, причины и мотивы указывают на степень гармонии — противоречия, зрелости самосознания. Психологический конфликт становится препятствием для личностного роста и самореализации, когда прерывается взаимодействие, диалог Я-образов, «раскол», каждый из которых, как существенная часть Я-концепции, стремится «утверждать», «говорить», «быть услышанным», но не принимается, отвергается или защитно перестраивается как свой собственный. Конфликт может возникнуть между любыми дихотомическими, противоположными аспектами личности.

Отношение личности к самому себе, возникающее в результате деятельности самосознания, является в то же время одной из его основополагающих характеристик, которая существенно влияет на формирование существенной структуры и проявление всей системы других психических особенностей личности. Надлежащее осознанное и последовательное эмоционально оцененное отношение личности к себе является центральным элементом ее внутреннего психического мира, который создает ее единство и целостность и координирует и упорядочивает внутренние ценности личности, которые она предполагает по отношению к себе.

Таким образом, самоощущение — это целостное представление человека о себе как о личности, как о биологическом организме, как о члене общества, как о работнике, как о профессионале и др. Концепция себя функционирует как отношение к себе и включает в себя компоненты:

  • познавательный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. ;
  • эмоциональный — самоуважение, любовь к себе, самоуничижение и т.д;
  • оценочная воля — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

В первые десятилетия ХХ века такие ученые, как К. Кули и Дж. Мид, начали изучать «самоконцепцию» с точки зрения социологии. Эта тенденция стала известна как «социальное взаимодействие». Но задолго до этого, в 1752 году, А. Смит, представитель шотландской школы философии нравственности, писал, что отношение человека к себе, его самооценка зависят от других людей, и если посмотреть на них и положиться на их отношение, то можно увидеть свои собственные заслуги и недостатки, как будто в зеркале. И мы осуждаем самих себя и наше поведение так же, как мы думаем, что они осуждают нас.

Позднее К. Кули и Дж. Мид разработали теорию «зеркального Я» и обосновали свою позицию, утверждая, что именно общество определяет как развитие, так и содержание «Я-концепции». Позже последователи символического взаимодействия, такие как М. Кун, А. Роуз, Леви-Стросс, Т. Шибутани и др. развили проблемы, поднятые этими учеными. Д. Шюпер, Р. Эквиер, Й. Бугенталь как авторы индивидуального подхода ставят обратный акцент — они ставят в основу своей теории внутренние факторы формирования «само-концепции».

Другой подход к изучению «Я» предлагает психоаналитическая школа. В своей эпигенетической теории Э. Эриксон, опираясь на взгляды Z. Фрейд, рассматривает «концепцию эго» через призму эгоидентичности. По его словам, природа эгоидентичности связана с особенностями культурной среды и способностями индивида. Его теория описывает восемь этапов развития личности, которые напрямую связаны с изменениями в эго-идентичности, и выделяет кризисы, которые возникают при разрешении внутренних конфликтов, характерных для разных возрастов развития. Эриксон уделяет особое внимание подросткам и подросткам. В отличие от символического взаимодействия, он пишет о механизме формирования самосознания как о бессознательном процессе.

C. Клиенто-ориентированная терапия Rogers фокусируется на конфликте между отношениями личного «я», сформированного под влиянием других людей, и непосредственным переживанием индивида. Это, по его мнению, корень дезадаптации. Один из постулатов его теории — рассматривать глубинные слои человеческой психики как социализированные и позитивно ориентированные. Автор различает термины «я» и «концепция себя». Здесь «Я» является результатом непосредственного переживания своей реальности в жизни, в то время как «Я-концепция» — это устойчивая формация, которая развивается на протяжении всей жизни и находится под влиянием таких факторов, как социальные нормы и реакции других людей на поведение человека.

Теория личностных конструкций Дж. Келли связана с изучением себя как эмпирической системы. Она основана на концепции конструкции, которая является единицей опыта. Конструкция — это то, как человек интерпретирует реальность. Таким образом, человеческий опыт формируется системой личных конструкций.

Одно из направлений, сформировавшееся под влиянием идей К. Роджерса, представители которого У.Б. Суонн и С.С.Б. Суонн и С.С.Суонн до сих пор включают в себя ряд работ, направленных на изучение таких проблем, как организующая роль «самоконцепции» в коммуникации, структурирование познавательных процессов и механизмов поддержания существующей «самоконцепции». В.Б. Свон — автор теории верификации — утверждает, что «самоконцепция» нуждается в подтверждении другими людьми, что делает мир более предсказуемым и контролируемым и является основой для тесных отношений и построения деятельности. С. Тем не менее — автор концепции самоутверждения — выделяет мотив самоутверждения как один из определяющих факторов личного поведения.

Исследования ряда ученых, таких как Р.А. Неймайер, М.Д. Берзонский, Р.М. Перкинс, Ж. Адамс-Вебер и др., проследили влияние «Я-концепции» на различные характеристики познавательных процессов, такие как организация памяти, сложность познания, а также на структуру внешнего образа и различные черты личности. В Л. Фестингера, согласно теории когнитивного диссонанса, личность достигает внутренней когнитивной согласованности в процессе самопознания, исследуя себя. Теория конгруэнтности К. Осгурда и П. Танненбаума исследует связь, которая возникает при сравнении двух объектов — информационного и коммуникаторного — в рамках когнитивной структуры личности.

Среди исследователей «само-концепции» нельзя не упомянуть Р. Бернса. Его теория основана на взглядах таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид, К. Роджерс. В Бернсе «самоощущение» ассоциируется с самооценкой как совокупностью установок «о себе» и является суммой всех представлений человека о себе. По его мнению, это следует из разделения описательного и оценочного компонентов. Дескриптивная составляющая «самопознания» — это то, что автор называет образом себя или образом себя. Компонент, относящийся к отношению к самому себе или его индивидуальным характеристикам, самоуважению или самопринятию. Он пишет, что «концепция себя» определяет не только то, что человек есть, но и то, что он думает о себе, как он видит свою деятельность и возможности своего будущего развития.

Несмотря на то, что большинство исследователей выделяют многие образы в структуре «я», наибольшая дифференциация встречается в работе американского психолога М. Розенберга. Наиболее важными среди них являются «настоящее Я», «настоящее Я», «динамичное Я», «возможное или будущее Я», «идеализированное Я», а также ряд «представленных Я». Различия между Я-вещественным и Я-идентичным можно найти в работах Z. Фрейд, К. Левин, К. Роджерс и другие.

Рассмотрение жизни человека как сценария составило основу сценарного анализа, разработанного в рамках бернеанского взаимодействия. Этот подход использовался такими исследователями, как А. Шутценберг, И. Хоффман, и представителями нарративной психологии. Из них наиболее развита теория Я. Хоффмана о себе как о сюжете. В теории ролей социальной драмы И. Хоффман сравнивает театральные постановки с реальной жизнью. По его словам, личность выполняет различные роли для достижения коммуникационных целей.

В российской психологии «концепция себя» рассматривалась в основном в контексте изучения самосознания. Эта проблема была решена В.В. Столин, Т. Шибутани, А. А. Налачжанян, Е. Т. Соколова, С. Р. Пантелеев, Н. И. Саржве — Ладзе.

Многие авторы делят многообразие теорий в изучении «Я» на структуралистские и функционалистские. Первая группа включает в себя все теории, которые рассматривают «I» как структуру, выполняющую определенные функции. Вторая группа включает в себя все теории, которые изучают себя как часть экстрасенсорного переживания и исследуют структуру этого переживания. Согласно первому подходу, «Я» является сложным и многомерным; согласно второму подходу, оно является унитарным и целостным.

Анализ научной литературы показал, что в изучении «самосознания» существует множество подходов, которые рассматривают проблему в тесной связи с самосознанием индивида, с разных теоретических позиций, которые взаимосвязаны, а иногда и противоречат друг другу.

Особенности структуры самосознания

Когнитивная составляющая самосознания.

Понятия человека о себе имеют тенденцию казаться убедительными, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они правдивыми или ложными. Конкретные способы восприятия себя, которые ведут к образу себя, могут быть разнообразны.

Абстрактные характеристики, которые мы используем для описания человека, не имеют никакого отношения к конкретному событию или ситуации. Как элементы обобщенного образа человека, они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении и, с другой стороны, селективность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем себя: Мы стараемся выразить словами основные черты нашего привычного самоощущения, которые включают в себя любую роль, статус, психологические характеристики личности, описание качеств, жизненных целей и так далее. Все они входят в самооценку с разными весами — одни кажутся более значимыми для человека, другие — менее значимыми. Более того, важность элементов самоописания и, соответственно, их иерархия может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Этот тип самоописания является способом характеризовать уникальность каждого индивида через комбинации индивидуальных черт.

Поведенческое измерение само-концепции.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Часто явное, непосредственное выражение отношения человека изменяется или подавляется из-за социального неприятия, моральных сомнений или страха перед возможными последствиями.

Каждое отношение — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность самосознания как совокупности установок заключается только в том, что объект в данном случае является носителем установки. Благодаря такому самоконтролю все эмоции и оценки, связанные с образом себя, очень сильны и стабильны. Довольно легко не придавать никакого значения поведению другого человека по отношению к вам, для этого существует богатый арсенал психологической защиты. Но когда речь заходит об отношении к себе, простые словесные манипуляции здесь могут быть бессильны. Никто не может просто изменить свое отношение к себе.

Оценочный компонент самооценки

Эмоциональная составляющая отношения существует потому, что его когнитивная составляющая не воспринимается индифферентно, а вызывает у человека оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и самого когнитивного содержания.

Самооценка не является постоянной, она меняется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний о различных представлениях индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно закреплены в лингвистических значениях. Источником оценочного восприятия индивида могут быть также социальные реакции на некоторые из его проявлений и самонаблюдения.

Самооценка отражает ту степень, в которой человек развивает чувство собственного достоинства, чувство собственной ценности и позитивное отношение ко всему, что попадает в сферу его интересов.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях человека, в которых он пытается артикулировать свою ценность. Тем не менее, это подразумевается или явствует в любом описании себя.

В понимании самооценки есть три основных момента.

Во-первых, сравнение образа реального «я» с образом идеального «я», то есть с идеей о том, каким бы человек хотел быть, играет важную роль в его формировании. Те, кто достигает в реальности качества, которые определяют для них идеальный образ себя, должны иметь высокую самооценку. Если человек чувствует разрыв между этими качествами и реальностью своих достижений, его самооценка, скорее всего, будет низкой.

Второй фактор, важный в формировании самооценки, связан с интернационализацией социальных реакций на конкретного человека. Другими словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и происхождение самоуважения заключается в том, что человек оценивает успех своих действий и достижений через призму самосознания. Человек испытывает удовлетворение не просто тем, что делает что-то хорошо, а тем, что он выбирает что-то конкретное и делает это хорошо.

Следует подчеркнуть, что самооценка, основанная как на собственных суждениях человека о себе, так и на интерпретации суждений других людей, индивидуальных идеалов или установленных культурными нормами норм, всегда носит субъективный характер.

Позитивная самооценка может быть приравнена к позитивному отношению к себе, к самоуважению, к принятию себя, к чувству личной ценности; негативная самооценка в этом случае становится синонимом негативного отношения к себе, к отказу от себя, к чувству собственной неполноценности.

Мы изучили концепцию самосознания и ее структурные составляющие. Формирование самосознания происходит на основе индивидуальных личностных качеств, а также под воздействием механизма взаимного общения. Процесс психосоциального развития личности, этапы формирования самосознания личности на протяжении всего жизненного цикла наиболее полно представлены Э. Эриксоном.

Что касается структуры самосознания, то Р. Бернс указывает на то, что самооценка и самоуважение могут быть концептуально разделены лишь в ограниченной степени, так как они психологически неразделимы. Самовосприятие и самооценка предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальная самооценка может рассматриваться как совокупность установок индивида, направленных на него самого.

Бёрнс определяет следующие основные перспективы или формы самосознания:

  1. реальное «я» — отношения, которые относятся к тому, как человек воспринимает свои фактические способности, роли, статус, т.е. свое восприятие того, что он на самом деле есть.
  2. Зеркальное «я» — отношение, связанное с восприятием индивидом того, как его видят другие.
  3. Идеальное «я» — отношение, связанное с восприятием человеком того, каким он хотел бы быть.

Столин отмечает, что анализ конечных продуктов самосознания, выраженных в построении представлений о себе, «эго-образе» или «эго-концепции», проводится либо как поиск типов и классификаций «эго-образа», либо как поиск «размеров» этого образа. Наиболее известной дифференциацией образов «эго» является различие между «настоящим эго» и «идеальным эго», которое уже в той или иной форме встречается в произведениях В. Джеймса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное В. Джеймсом различие между «материалом» и «идеальным эго». Джеймс проводит различие между «материальным эго» и «социальным эго». Розенберг предложил более детальную классификацию образов: «настоящее «я», «динамичное «я», «действительное «я»», «вероятное «я», «идеализированное «я»».

Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» самосознания: «образ тела», «социальное «я», «познавательное «я»» и самооценка. Практически каждое из Я-образов имеет сложную, неоднозначную структуру по своему происхождению.

Идеальное «я» состоит из ряда представлений, отражающих сокровенные стремления и желания человека, и эти представления иногда оторваны от реальности. По мнению Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным «я» часто приводит к депрессии из-за недостижимости идеала. Олпорт считает, что идеальное «я» отражает цели, которые человек связывает со своим будущим. Комбс и Сопер рассматривают идеальное «я» как образ человека, которым человек хочет стать или надеется стать, то есть как набор личностных качеств, которые, по его мнению, необходимы для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное «я» с приобретением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые через механизмы социального подкрепления становятся личными идеалами, присущими каждому человеку.

Идеальное «я», как и «суперэго», считается субъектом, выполняющим регуляторную функцию и отвечающим за выбор действий. Ошибочно путать эти две идеи: Идеальный образ, дорогой всем и более или менее нереальный, далек от тирана, который «супер-эго» иногда представляет. «Супер-самостояние» имеет репрессивную функцию и лежит в основе чувства вины, тогда как именно через идеальный образ происходит относительная оценка различных действий; не исключено, что идеальный образ влияет на намерения, а не на действия. Можно связать это понятие идеального образа с тем, что Адлер называет целью или планом жизни.

Истинное «я», будучи сильным и активным, позволяет делать выбор и брать на себя ответственность за него. Это приводит к истинной интеграции и здоровому чувству целостности, самобытности.

Хорни отделяет действительное или эмпирическое «я» от идеализированного «я» с одной стороны и действительного «я» — с другой. Настоящее «я» — это всеохватывающий термин для всего того, чем оно является в любой момент времени: тело и душа, здоровье и невротизм. Настоящее «я» — это то, что имеет в виду субъект, когда он говорит, что хочет узнать себя, то есть хочет узнать, что он такое. Идеализированное «я» — это то, чем является субъект в его иррациональном воображении, или тем, кем он должен быть в соответствии с диктатами невротической гордости. Настоящее «я» — это «оригинальная» сила, работающая в направлении индивидуального роста и самореализации, с помощью которой субъект снова может достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза. Истинное «я» — это то, к чему относится субъект, когда он говорит, что хочет найти себя. Для невротика истинное «я» — это возможное «я», в противоположность идеализированному «я», которое не может быть достигнуто.

Во многих психологических теориях понятие «я» является одним из центральных. Однако для него пока нет общепринятого определения и стандартной терминологии. Термины, которые одни авторы используют для обозначения понятия «я» в целом, другие — для обозначения его отдельных элементов. Для уточнения терминологии нашего исследования мы будем использовать схему, предложенную Р. Бернсом, которая, по нашему мнению, наилучшим образом отражает структуру самосознания, с одной стороны, и организует терминологию, которая встречается на страницах психологической литературы, с другой.

На диаграмме показана самооценка как иерархическая структура. На ее вершине находится глобальная концепция самосознания, которая охватывает все различные аспекты индивидуальной самооценки. У. Джеймс рассматривает глобальную личностную концепцию «Я» как дуальную формацию, в которой самосознание и «Я» как объект сочетаются. Это две стороны единой целостности, которые всегда существуют одновременно. Одно — чистый опыт, а другое — содержание этого опыта.

Однако не следует забывать о произвольном характере такого разграничения, которое на самом деле является лишь удобной семантической моделью. Невозможно представить себе сознание без содержания, так же как невозможно представить содержание психических процессов в отрыве от сознания. Поэтому в реальной ментальной жизни эти элементы настолько сплавлены, что образуют единое, практически неразрывное целое. Я-объект существует только в процессах сознания и является содержанием этих процессов в той мере, в какой человек может сознавать себя. Разделить результат и процесс рефлексивного мышления можно только на концептуальном уровне; на психологическом уровне они сосуществуют.

Важность «самоосмысления»

Концепция самосознания является одной из самых мощных «5», которая опосредует стимулы от окружающего мира, предопределяет то, как люди ведут себя, и является основной причиной, по которой люди находят свою жизнь либо счастливой, либо трагической. Концепция самосознания выполняет важные функции в жизни человека. По словам английского психолога Роберта Бернса, он выполняет ряд функций.

Концепция самосознания способствует достижению человеком внутренней слаженности. Когда самосознание человека непоследовательно, содержит взаимоисключающие идеи, человек испытывает дискомфорт. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение самосознания, либо на искажение реальности для устранения дискомфорта. Согласованная концепция самосознания позволяет человеку чувствовать себя в безопасности и в тесном контакте с реальностью.

Концепция самосознания определяет интерпретацию человеком жизненного опыта. Человек имеет устойчивую тенденцию интерпретировать свой индивидуальный опыт, основываясь на понятиях о себе. Концепция самосознания служит своеобразной «призмой», через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя «некомпетентным», может приписать свой успех случайности, а «способный» — проявлению своего таланта; «непривлекательный» человек рассматривает внимание к себе как попытку пошутить, а «привлекательный» — как попытку заявить о себе. Человек с позитивной самооценкой рассматривает улыбку как жест доброжелательности, в то время как человек с негативной самооценкой рассматривает улыбку как насмешку.

Когда поведение человека идет вразрез с его самосознанием, это вызывает когнитивный диссонанс. Поэтому человек, имеющий сложившееся представление о себе, структурирует свое поведение таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с его представлениями о себе. «Умный» имеет тенденцию вести себя так, как ожидают от «умного»; «бедный» — в соответствии с известными стандартами поведения «бедного»; «неуспевающий» пропустит класс, отвлечется в классе и т.д. Таким образом, самоощущение во многом определяет поведение.

Поскольку понятие «я» — это совокупность отношений человека «к самому себе», в нем можно выделить те же аспекты, что и в любом отношении.

Когнитивный аспект — это убеждение, которое может быть как оправданным, так и неоправданным. Применительно к понятию «я» этот компонент называется «образ себя» — совокупность представлений человека о себе.

Оценочный аспект — это эмоциональное отношение к этому убеждению. В самоощущении именно аффективная сторона самоощущения называется «самоуважением» или «самопринятием». Различные особенности «самоощущения» могут вызывать эмоции разного типа и интенсивности. Поведенческий аспект — это реакция, которая может быть выражена в поведении. С точки зрения самосознания этот компонент отражает конкретные действия, реакции, которые могут быть вызваны самосознанием и самоуважением.

Описывая себя, человек использует суждения, которые отражают некоторые устойчивые тенденции в его поведении. Как правило, эти суждения являются ответами на вопросы: кто я? … Кто я?

Что я хочу… что я могу сделать?.. Что у меня есть?

Все эти черты входят в понятие о себе с различным «удельным весом»: одни кажутся более значимыми, другие — менее значимыми; важность каждого суждения может варьироваться в разных контекстах, в разных жизненных ситуациях и в разное время жизни. Эти самопознания организованы иерархически: Существуют более общие суждения, которые включают более конкретные. Например, «Я не люблю поэзию», «У меня есть сильная воля» и «Я рациональный человек» могут быть последствия отношения «Я никогда не должен показывать свои чувства». По словам Эрика Берна, основателя отдела анализа сценариев, некоторые из этих вариантов могут быть следующими.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Процесс обучения
  2. План воспитательной работы с семьей
  3. Принципы истории педагогики
  4. Игра в психологии
  5. Компенсаторная функция
  6. Рекламно–информационная деятельность торговых организаций и пути ее улучшения
  7. Защита сознания
  8. Профилактика девиантного поведения подростков
  9. Подготовка детей к школе
  10. Пищевая зависимость как психологическая проблема