Для связи в whatsapp +905441085890

Структурализм — Постструктурализм

Структурализм — это научное течение в гуманитарных науках, возникшее в 1920-х годах и получившее впоследствии различные философские и идеологические интерпретации.

Ф. Де Соссюр. Вначале структурализм существовал как особое научное течение, особенно в лингвистике. Его возникновение связано с исследованиями швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра (1857-1913), который рассматривал язык как систему знаков. Соссюр сосредоточился на изучении внутренних механизмов, внутренних взаимодействий между элементами языковой системы. Затем методы исследования структурной лингвистики были применены в других гуманитарных науках: литературоведении, искусствоведении, этнологии, истории и психологии. В середине 1960-х годов структурализм возник как философское течение, сначала во Франции.

В чем суть структурного метода? Как понималась структура в рамках этого направления?

Структура — это совокупность отношений, которые остаются стабильными в течение длительного исторического периода.

В то же время происходит абстрагирование от специфики элементов той или иной системы. Они учитывают только так называемые реляционные свойства, которые зависят от положения в системе, и отношения с другими элементами. Таким образом, структурализм характеризуется переносом внимания с элементов и их собственных «естественных» свойств на отношения между элементами и их соответствующие реляционные свойства.

Помимо примата отношений, одним из основных постулатов структурализма является принцип синхронности (или синхронного исследования). Суть этого принципа заключается в том, что для выявления структуры объекта необходимо абстрагироваться от его развития и рассматривать его части синхронно, как сосуществующие в один момент. Выяснив, что представляет собой данный объект и как он функционирует, можно рассмотреть его развитие, изменение в разные моменты времени, т.е. диахронически.

Структурализм характеризуется способом мышления посредством оппозиций: Субъект — объект, целое — часть, внутри — снаружи, центр — периферия, власть — подчинение, научное — повседневное, высокое — низкое, масса — элита. Таким образом, при определении господствующих и угнетенных классов выделялись и соответствующие направления в искусстве: высокое искусство, то есть придворное, церемониальное, официальное и низкое, то есть простонародье, горожане.

К. Леви-Стросс. Лидером французского структурализма является выдающийся ученый-этнолог К. Леви-Стросс (р. 1908). Его работы посвящены изучению культуры первобытных народов, их брачных отношений, образа жизни, мышления и мифологии. Основные работы Леви-Стросса основаны как на его собственной полевой работе среди индейских племен Бразилии, так и на синтезе большого количества материала. Они внесли серьезный вклад в этнографическую науку и принесли всемирную славу их автору.

Важное место в концепции Леви-Стросса занимает понятие бессознательного. Бессознательное — это скрытый механизм знаковых систем. На сознательном уровне люди манипулируют знаками, строя из них предложения и тексты, но они делают это, подчиняясь определенным правилам, которые сложились коллективно и спонтанно и о которых многие люди обычно не знают.

Структурализм -  Постструктурализм

Постструктурализм

Другим важным представителем структурализма был Р. Барт (1915-1980). Барт исходил из того, что культуру можно изучать как язык. Он считал, что под любым явлением, даже нелингвистическим, можно найти его лингвистическую основу, поскольку оно когда-то было названо. Без языка невозможно понять и значения социальных культур. Барт считал, что различные формы культуры имеют свои собственные языки. Есть язык политики, моды, даже кулинарии.

При изучении культурных явлений Барт предложил использовать методы и понятийный аппарат лингвистики. Прежде всего, оно происходит от Соссюра и используется структурализмом для различения языка и речи. Барт утверждал, что язык как социальный институт и система значений не может быть ни создан, ни изменен отдельным человеком, это коллективный договор. В отличие от языка, речь — это индивидуальный акт выбора. Письмо — это взаимодействие языка и речи. Благодаря этому произведение (письмо) возникает не просто как диалектика формы и содержания, а как диалектическая связь коллектива с его обязательными кодами (язык) и индивида с импульсами бессознательного (язык).

Постструктурализм возникает в середине 1970-х годов в рамках французской школы. Концептуальные основы постструктурализма были заложены французскими философами Ж.-Ф. Лиотаром (р. 1924), Ж. Делезом (1926-1995) и Ж. Деррида (р. 1930). Затем она вышла за пределы школы французской философии и распространилась по всей западной культуре, найдя яркое воплощение, прежде всего, в американской литературе. Термин «постмодернизм» иногда используется как синоним термина «постструктурализм». Их следует различать. Постструктурализм — это философская основа постмодернизма, один из его компонентов, который не исчерпывает всего его содержания. [14]

Постструктурализм характеризуется вниманием к текстовым проблемам. Культура понимается как совокупность текстов. Деррида отвергает принятое в лингвистике представление о примате слухового языка над письменным. Он видит в этом ошибку, присущую всей предыдущей философии (примат «логоса» — как закона и слова). Деррида отстаивает идею первичности письма как материальных «следов», которые служат носителями знаков языка.

Деррида установил принцип деконструкции, который исключает любую возможность установления единого и стабильного значения (смысла) для текста. Каждый текст создается на основе других текстов, которые уже были созданы. Они, в свою очередь, создаются на основе уже существующих текстов. Таким образом, культура предстает как бесконечный и безграничный текст. Текст приобретает самодостаточное значение и самостоятельный смысл, отличный от того, который имел в виду автор. В то же время сам автор теряется где-то в прошлом. Таким образом, текст становится автономным и анонимным. Р. Барт ввел понятие «смерть автора». Сам текст настолько важен, что автором можно пренебречь, он сделал свою работу — создал материал для дальнейшей интерпретации. В постструктурализме познание сводится к пониманию и интерпретации текстов. Поскольку каждый интерпретирует текст по-своему, провозглашается плюрализм человеческих истин, относительный характер наших знаний.

Постструктурализм и постмодернизм

Характерной чертой постструктурализма и постмодернизма является негативизм. Все, что раньше считалось стабильным, надежным, определенным: человек, разум, философия, наука, прогресс, культура — теперь объявляется несостоятельным и неопределенным. Все превращается в слова, аргументы и тексты, которые можно интерпретировать и понимать, но на которые нельзя опираться в познании и практических действиях.

Постструктурализм и постмодернизм отказываются от концепции «прогресса» в познании и культурной жизни. Понятие прогресса заменяется понятием роста или «распространения», образно выражаясь термином «корневище».

Корневище — это беспорядочное распространение без преобладающего направления, регулярности. Именно корневище служит основным образом современной культуры с ее отрицанием порядка, синхронности, регулярности и систематичности.

В постструктурализме и постмодернизме отказались от мышления в противоположностях, характерного для структурализма. В частности, исчезает противопоставление высокого и низкого, массового и элитарного в культуре. Четкая граница между различными уровнями и формами культуры упраздняется. Исчезает оппозиция «центр — периферия», что означает потерю центральной позиции Запада как традиционного ядра современной культуры.

Постмодернизм и постструктурализм характеризуются стиранием пространственных и временных границ, вниманием к прошлому и подражанием старым стилям. Это особенно ярко проявляется в архитектуре. Архитекторы стараются сочетать элементы конструктивизма, современные материалы (анодированный алюминий, нержавеющая сталь, цветное стекло) с деталями классической архитектуры, такими как арки, колонны, порталы, фронтоны, карнизы. Интерьеры обставлены старомодной мебелью. Примером такой архитектуры является Культурный центр Линкольна в Нью-Йорке. Площадь перед центром окружена традиционной мраморной аркадой.

Иногда, однако, такая ситуация наблюдается. Как пишет искусствовед В.М. Полевой, «постмодернизм апеллирует к величественной архитектуре латыни, но интерпретирует ее на вульгаризированном жаргоне». Так, в огромной арке Дефанс под Парижем разместились офисы корпораций. Или знаменитая античная статуя Венеры Милосской, превращенная в манекен для рекламы нижнего белья. Это пример вульгаризации классического искусства. Постмодернистское искусство характеризуется эклектизмом. В нем нет ведущих художественных школ и стилей, стремящихся подчинить себе все поле художественного творчества, как это было с классицизмом, романтизмом, модернизмом, а еще раньше — романским и готическим.

К. Леви-Стросс, как основоположник французского структурализма

Леви-Стросс является одним из основателей структурализма — течения в философии, которое объединяет социальные и гуманитарные знания о человеке и обществе в изучении мировой культуры.

Его книга 1962 года «Тотемизм сегодня» принесла ему всемирное признание. За свою более чем 60-летнюю карьеру он написал и опубликовал несколько книг, которые впоследствии были признаны научной классикой.

Клод Леви-Стросс родился в Брюсселе в 1908 году во французской семье еврейского происхождения. Получив образование во Франции, он начал свою академическую карьеру в Бразилии, где преподавал в Университете Сан-Паулу.

Леви-Стросс провел свои первые исследования в области этнографии в Бразилии в 1930 году, где он более года изучал индейцев Намбиквара и Тупи Кавахиб, положив начало исследованию, которое поможет мировой антропологии совершить прорыв в будущем.

Во время Второй мировой войны ученый был приглашен на работу в США в рамках программы Рокфеллера по спасению европейских ученых.

В 1940-х годах Леви-Стросс вернулся во Францию и получил докторскую степень в Сорбонне за свои работы «Семья и социальная жизнь индейцев Намбиквара» и «Элементарная структура родства», которые принесли ему высокую репутацию в академических кругах.

Книга 1955 года «Печальные тропики» о бразильских путешествиях ученого закрепила его репутацию.

В конце 1940-х и начале 1950-х годов Леви-Стросс активно занимался исследованиями и преподаванием во Франции. В 1952 году Леви-Стросс по заказу ЮНЕСКО написал книгу «Раса и история», посвященную мультикультурализму и межкультурному взаимодействию.

В начале 1960 года Леви-Стросс возглавил кафедру социальной антропологии в Коллеж де Франс. Он основал Лабораторию социальной антропологии в Коллеж де Франс, чтобы предоставить молодым ученым возможности для исследований.

В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал антропологический журнал l’Homme, аналогичный англоязычным изданиям Man и American Anthropologist.

Работа ученого получила широкое признание в научных и литературных кругах. Ведущие университеты мира, включая Гарвардский, Йельский, Оксфордский, а также университеты Швеции, Мексики и Канады, присвоили ему звание почетного доктора.

Жан-Мишель Паскуалини, директор по персоналу Французской академии наук, сказал, что коллеги Леви-Стросса примут участие в постоянной панихиде в четверг, чтобы отдать дань уважения ученому.

Таким образом, изучая системы родства, Леви-Стросс рассчитывает прийти к неким «общим» законам, применимым ко всем социальным наукам. Здесь, действительно, лежит начало структурализма Леви-Стросса: «Понятия родства», говорит он, «существуют не только социологически: они также являются элементами языка».

В то же время Леви-Стросс признает, что приемы и методы фонологии не могут быть механически перенесены в этнологию. На уровне лексики, как учит лингвистика, нет никаких обязательных отношений. Таким образом, существует глубокое различие между системой именования и системой отношений, к которым сводятся структуры родства в примитивных обществах. В то же время, однако, Леви-Стросс выдвигает гипотезу о существовании функциональной связи между этими двумя системами. Опять же, это только гипотеза, но позже она приобретет статус постулата.

Многообразие культур по К. Леви-Строссу

Выделенные социокультурные параметры и некоторые общие черты, присущие различным расам, которые объединяли их на определенных этапах, позволяют говорить об общих закономерностях в развитии рас, человеческого общества и цивилизации в целом. Другой важный постулат Леви-Стросса касается особенностей развития различных культур (обществ) — они объясняются географическими факторами, определяющими наличие или отсутствие контактов с другими культурами, а не качественными отличиями представителей одной культуры от представителей другой.

В этом контексте К. Леви-Стросс критикует западные взгляды на другие культуры и такие широко используемые представителями развитой западной цивилизации термины и определения, как «чужой», «примитивный», «архаичный», «дикий», «из леса», которые свидетельствуют об их неприятии других культур и их представителей (rejet de l’autre). По мнению Леви-Стросса, причина появления этих терминов и установок кроется в психологических трудностях, испытываемых представителями западной цивилизации при контакте с другими культурами; неприятие, в свою очередь, является «наиболее характерной отличительной чертой самих дикарей» («attitude la plus marquante et la plus distinctive of ces sauvages mkmes» — перевод — А.А.).

Сравнения такого рода, сопоставление одной культуры с другой, неуместны, тем более что некоторые этнографические показатели не позволяют назвать эти культуры примитивными. Согласно К. Леви-Строссу, существенными факторами культурного разнообразия являются — совместное расположение/нерасположение культур во времени и пространстве; — наличие/отсутствие общих корней; — наличие/отсутствие контактов между культурами.

В качестве примера Леви-Стросс противопоставляет африканскую общину Дагомея, существовавшую в Западной Африке до XIX века, объекту своего исследования — доколумбовым общинам Южной Америки. По мнению исследователя, культуры этих сообществ не имеют ничего общего, поскольку не имеют общих корней, не являются пространственно смежными и, следовательно, не взаимодействуют друг с другом. Другой пример — сопоставление североамериканской и британской культур. Эти культуры связаны общим языком и имеют много общих черт благодаря историческим факторам и контактам, но, несмотря на сходство, они все же не являются одной и той же культурой.

Таким образом, факторы культурного разнообразия, выделенные Леви-Строссом, используются в качестве критериев для сравнения культур. Руководствуясь этими критериями, действительно можно провести сравнительный и сопоставительный анализ двух или более культур в потоке регионоведения и культурологии. Многообразие культур, как отмечал К. Леви-Стросс, не является статичным явлением и не представляет собой список, «каталог» культур, зафиксированный раз и навсегда. Культуры меняются, эволюционируют, появляются и исчезают, что делает невозможным составление такого исчерпывающего списка, тем более что историю некоторых культур невозможно изучить из-за отсутствия у них письменности, как в случае с культурами Южной Америки доколумбовой эпохи.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ханьские философы. Дун Чжуншу, Лю Ань, Сыма Цянь, Ван Чун
  2. Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности
  3. Истина как главная цель познания. Объект и субъект познания
  4. Научная революция начала xx века и эмпириокритицизм
  5. Политическая философия 17-18 века. Апология государства в «левиафане» Т. Гоббса
  6. Аристотель, влиятельный философ древности
  7. Различие направленного социокультурного изменения и стихийного процесса социальной трансформации
  8. Габриэль Оноре Марсель и его философия
  9. Что такое «средневековье» в Индии
  10. Фридрих Шлейермахер, немецкий представитель протестантской теологии и философии